государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
Рабочая программа
по коррекции школьной дезадаптации.
IIб класс
Лаптевой Валерии Алексеевы
Зерноград
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Жизнь на всём своем протяжении неизбежно преподносит ситуации и трудности, которые выдержать, а тем более преодолеть, нередко не достает психических и духовных ресурсов. В результате растет внутреннее напряжение, возникает чувство бессилия и безнадежности, человек не видит выхода. Какими бы ни были трудности – неожиданными, ситуативными, обусловленными самим течением жизни, – они требуют от личности, семьи в целом, включения всех имеющихся ресурсов для их преодоления. Если недостаточно ресурсов для разрешения трудной жизненной ситуации, то человек или семья испытывают кризисное состояние
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации. Согласно мнению А.В.Петровского, адаптация - формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии обычных, не экстремальных факторов.
В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. В процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.
Начало обучения в школе оказывает влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость, эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость. Эти затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку.
Школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. (Вроно М.В., 1984)
К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие:
Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
Соматическая ослабленность ребенка.
Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
Двигательные нарушения.
Эмоциональные расстройства.
Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин. Дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Важнейшей причиной дезадаптации являются особенности характера.
В соответствии с принципом системности в психологии человек, личность рассматриваются как система и как принадлежащие системе. Личность человека - открытая, самоорганизующаяся система. Считается, что процесс развития разворачивается, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, эмоциональная стабильность является фоном для развития механизмов саморегуляции.
Коррекция школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка. Для коррекции этих нарушений необходима организация психологического сопровождения детей в период их адаптации к обучению в образовательном учреждении.
В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным создание программы занятий направленных на коррекцию дезадаптации учащихся.
Участники программы:
Программа предназначена для детей 2-го класса и классного руководителя
Занятия с детьми в групповой форме.
Цель программы: Коррекция школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Задачи программы:
- создание условий для физиологической подстройки организма к новым условиям,
- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения,
- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.
Количественный состав группы: не более 6 человек
Возраст детей: от 8-11 лет.
Частота занятий: не менее двух раз в неделю
Длительность занятия: 30–35 минут.
Условия организации занятий:
Все занятия имеют четкую структуру, наполнены разным содержанием.
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Разминка
Рефлексия прошлого занятия (по необходимости)
Основное содержание занятия
Рефлексия
Ритуал прощания
План занятий по коррекции школьной дезадаптации
обучающихся 2Б класса
Темы | Цель и задачи | Содержание |
Знакомство | Цель: Помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность. Задачи: Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Познакомить детей. Способствовать развитию навыков выполнения домашнего задания. | Игра «Имя, фрукт или овощ» Игра «Продолжи фразу». Игра «Те у кого…» Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» Подведение итогов. |
«В гости к бабушке» | Цель: Способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера. Задачи: Способствовать развитию координации движений, общей и тонкой произвольной моторики, эмоциональной сферы, творческого мышления, навыков активного слушания, быстрого чтения, снятью мышечного напряжения, развития образа «Я» | Упражнение «Знакомство с бабушкой» Игра «Портниха» Игра «Большая стирка» Игра «Варим кашу». Упражнение «Гравитационное скольжение» Упражнение «Энергетическая зевота» Подведение итогов. |
«Зоопарк» | Цель: научить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния. Задачи: Способствовать развитию умения правильно понимать особенности поведения животного по характеру движений, походке, мимике; развитию внимания; развитию координации движений, общей и тонкой произвольной моторики, эмоциональной сферы, творческого мышления, навыков выполнения домашнего задания, быстрого чтения, снятью мышечного напряжения, | Игра «Угадай животного» Упражнение «Слон» Упражнение «Заземлитель» Упражнение «Сова» Игра «Медведь» Подведение итогов. |
«Путешествие в подводное царство» | Цель: Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы. Задачи: Способствовать углублению знаний детей о морских обитателях, их существенных отличительных признаках, развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитию эмоциональной сферы, снятью мышечного напряжения, развития образа «Я», координации целостного движения тела. | Отгадывание загадок. Танец подводных жителей. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» Упражнение «Брюшное дыхание» Игра «Акула» Подведение итогов. |
«Путешествие в страну веселых гномов». | Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста и т. д. Задачи: Сособствовать развитию умения выражать особенности внешности и движения средствами пантомимы; внимания, развитию эмоциональной сферы, снятью мышечного напряжения, развития образа «Я», координации целостного движения тела | Упражнение «Перекрестный шаг, сидя» Упражнение «Активизация руки» Упражнение «Заземлитель» Упражнение «Кнопки мозга» Упражнение «Кнопки Земли» Чтение сказки. Подведение итогов. |
«Путешествие в город мастеров». | Цель: Раскрытие собственных творческих способностей. Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук, оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга. | Чтение сказки. Отгадывание загадок. Упражнения для пальцев (условно статические ): «Зайчик» «Зайка прячется под сосной» «Зайчик и барабан» Упражнение «Ленивые восьмерки» Выполнение аппликации. Подведение итогов. |
«Путешествие к морю» | Цель: Снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Задачи: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой; способствовать снижению мышечного напряжения: лица, туловища, ног, рук, шеи; способствовать принятию себя, развитию образа «Я»; повышению уверенности в себе. | Упражнение «Путешествие к морю» Упражнение «Ласковый ветерок» Упражнение «Солнышко и тучка» Игра «С песком» Игра «Морские волны» Упражнение «В уши попала вода» Подведение итогов. |
«Путешествие в прошлое» | Цель: Подведение итогов о проведенных занятиях. Задачи: Оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга. | Отгадывание загадок. Упражнение «Слон» Упражнение «Кнопки космоса» Игра «Самый стойкий гном» Упражнение «Зайка прячется под сосной». Игра «Морские волны» Упражнение «Танец» Рисование. Подведение итогов |
| | |