Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовава и ориентирована на работу по учебнику: М. И. Моро, М. А. Бантовава Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. : Просвещение, 2014.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
1.1 Предметные результаты
1.Выпускник научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до
1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
* определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
* навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
** уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
* навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
* навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
** начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
** уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
2.Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
1.2. Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
определение наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Числа и величины (13 ч)
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия (92ч. )
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами (12 ч)
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины (4 ч)
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Ниже представлено тематическое планирование к учебникам «Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Ниже представлено тематическое планирование к учебникам «Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой.
Внутрипредметный модуль «Занимательная геометрика»
Решение топологических задач. Прямоугольный параллепипед. Куб. Развертка параллепипеда. Каркасная модель куба. Развертка куба. Равносторонний и равнобедренный треугольник . Построение углов заданной градусной меры. Измерение углов. Транспортир. Построение треугольника по трем заданным сторонам. Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Сетки. Координатная плоскость. Числовой луч. Симметрия. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр, конус, Шар. Пирамида
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Контрольные работы | ВПМ «Геометрика» |
1. | Числа от 1 до 1000. | 12ч | 1 | 2ч |
2. | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 9ч | | 4ч |
3. | Величины. | 15ч | 1 | 4ч |
4. | Сложение и вычитание. | 9ч | 1 | 2ч |
5. | Умножение и деление | 75ч | 6 | 14ч |
6. | Систематизация и обобщение всего изученного. | 16ч | 2 | 1ч |
| Итого | 136 ч | 11ч | 27ч |
4.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ПО МАТЕМАТИКЕ.
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно, ученик умеет обосновать выбор решения, владеет математической терминологией, нет исправлений;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 вычислительные ошибки (но не в ходе решения задачи), имеются незначительные исправления;
Оценка «3» ставится, если допущены 3-4 вычислительные ошибки, работа выполнена небрежно или хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи;
Оценка «2» ставится, если допущено 5 и более ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
Оценка «5»: все задачи решены и нет грубых исправлений;
Оценка «4»: нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Оценка «3»: хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка
или вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача;
Оценка «2»: допущена ошибка в ходе решения двух задач
или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (задача, примеры др. задания)
Оценка «5»: работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Оценка «4»: 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений;
Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
или 3-4 вычислительные ошибки;
Оценка «2»: более 5 вычислительных ошибок.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | ТЕМА УРОКА | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел. Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч) |
1 | Нумерация. Счетпредметов. Разряды. | | |
2 | Четыре арифметичес-ких действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | | |
4 | Вычитание трехзначных чисел. | | |
5 | Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино. | | |
6 | Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные. | | |
7 | Приемы письменного деления на однозначное число. | | |
8 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. | | |
9 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | | |
10 | Входная контрольная работа. | | |
11 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. | | |
12 | Прямоугольный параллепипед. Куб. Развертка параллепипеда. | | |
Раздел. Числа, которые больше 1000. Нумерация(9 ч) |
13 | Нумерация. Разряды и классы. Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа. | | |
14-15 | Каркасная модель куба. Развертка куба. | | |
16 | Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | | |
17 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в числе. | | |
18 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | | |
19 | Класс миллионов, класс миллиардов. | | |
20 | Луч, числовой луч. Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки. | | |
21 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | | |
Раздел. Величины (15 ч) |
22 | Единица длины – километр. | | |
23 | Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. | | |
24 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. | | |
25 | Нахождение нескольких долей целого. | | |
26 | Равносторонний и равнобедренный треугольник. | | |
27 | Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы . | | |
28 | Единица времени – век. Таблица единиц времени. | | |
29 | 24-часовое исчисление времени. | | |
30 | Измерение углов. Транспортир. | | |
31 | Измерение углов. Транспортир. | | |
32 | Контрольная работа по теме «Величины». | | |
33 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Нахождение нескольких долей целого. | | |
34 | Построение углов заданной градусной меры. | | |
35 | Единицы времени. Самостоятель-ная работа по теме «Единицы времени» (20 мин) | | |
Раздел. Сложение и вычитание (9 ч) |
36 | Письменные приемы сложения и вычитания. | | |
37 | Построение треугольника по трем заданным сторонам. | | |
38 | Нахождение неизвестного слагаемого. | | |
39 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | | |
40 | Нахождениесуммынескольких слагаемых. | | |
41 | Сложение и вычитание величин. | | |
42 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | | |
43 | Построение равнобедренного и равностороннего треугольника. | | |
44 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин). | | |
Раздел. Умножение и деление(75 ч |
45 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. | | |
46 | Письменные приемы умножения. Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 × 7 | | |
47 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | | |
48 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | | |
49-50 | Нахождение неизвестного множителя. | | |
51 | Деление как арифметическое действие. Деление многозначного числа на однозначное. | | |
52 | Числовой луч. | | |
53 | Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное. | | |
54 | Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Работа над ошибками. | | |
55 | Сетки. Координатная плоскость. | | |
56 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. | | |
57 | Осевая симметрия. | | |
58 | Деление многозначных чисел на однозначные. | | |
59 | Промежуточная аттестация за I полугодие. | | |
60 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. | | |
61 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные». | | |
62 | Среднее арифметическое. | | |
63 | Среднее арифметическое. Скорость. Единицы скорости. | | |
64 | Симметрия. | | |
65 | Контрольная работа «Умножение и деление многозначных чисел» . | | |
66 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | | |
67-68 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | | |
69 | Закрепление по теме «Задачи на движение. | | |
70 | Поворотная симметрия. | | |
71-72 | Виды треугольников. | | |
73 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника. | | |
74 | Прямоугольный параллелепипед. | | |
75 | Контрольная работа по теме «Задачи на движение» (40 мин). | | |
76 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение. | | |
77 | Умножение числа на произведение. | | |
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
79 | Прямоугольный параллелепипед. | | |
80 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | | |
81 | Решение задач на движение. | | |
82 | Перестановка и группировка множителей. Деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
83 | Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. | | |
84 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач. | | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
86 | Решение задач на движение в противоположных аправлениях. | | |
87 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчиваю-щиеся нулями» (40 мин) | | |
88 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
89 | Умножение числа на сумму. | | |
90 | Цилиндр. | | |
91 | Письменное умножение на двузначное число. | | |
92-93 | Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов. | | |
94 | Письменное умножение на трехзначное число. | | |
95 | Письменное умножение на трехзначное число. | | |
96 | Цилиндр. Закрепление. | | |
97-98 | Письменное деление на двузначное число с остатком. | | |
99-100 | Деление на двузначное число. | | |
101 | Конус. | | |
102 | Деление на двузначное число. | | |
103 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. | | |
104 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин). | | |
105 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление по теме «Деление на двузначное число». | | |
106 | Пирамида. | | |
107-108 | Письменное деление на трехзначное число. | | |
109-110 | Деление на трехзначное число. | | |
111 | Делениес остатком. | | |
112 | Решение задач. Деление с остатком. | | |
113 | Решение задач. Деление с остатком. | | |
114 | Решение задач изученных видов. | | |
115 | Решение уравнений. | | |
116 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число». | | |
117 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | | |
118 | Шар. | | |
119 | Решение уравнений и задач на движение. | | |
Раздел. Систематизация и обобщение изученного(16 ч) |
120 | Нумерация. Выражение. | | |
121 | Равенство. Неравенство. Уравнение. | | |
122 | Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий». | | |
123-124 | Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий». | | |
125-126 | Закрепление по теме «Величины. Решение задач». | | |
127-128 | Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры». | | |
129 | Контрольная работа по теме «Решение геометрических задач». | | |
130 | Анализ контрольной работы. | | |
131 | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | | |
132-133 | Закрепление по теме «Решение задач изученных видов». | | |
134 | Закрепление по теме «Решение задач изученных видов». | | |
135 | Промежуточная аттестация (итоговая). | | |
136 | Анализ проверочной работы, работа над ошибками. | | |