Индивидуальная программа самообразования учителя - логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №175 комбинированного вида» Советского района г.Казани на 2020-2024 годы.
Сведения о себе:
Ф.И.О. Карпова Любовь Михайловна
Год и место рождения: 1980, Саратовская обл., город Балаково.
Образование: высшее, КГПУ, факультет русского языка и литературы, логопедии.
Год окончания: 2002
Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы, учитель – логопед.
Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» Авиастроительного района города Казани, МБДОУ «Детский сад №162» Советского района города Казани, МБДОУ «Детский сад №175» Советского района города Казани.
Должность: учитель – логопед.
Общий стаж: 17 лет; педагогический стаж: 17 лет; стаж в данной должности: 17 лет.
Квалификационная категория: высшая.
Дата присвоения: декабрь 2019.
Курсы повышения квалификации:
1. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», 144 ак.ч., АНО ДПО «УиРПКиП», удостоверение № 592403934772, 2016.
2. «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение №1327846-2236, 2016.
3. «Современные образовательные информационные технологии в работе учителя», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 019727, 2016.
4. «Углубленная олимпиадная подготовка учащихся по русскому языку», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1357730 – 4842, 2016.
5. «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях», 72ч., ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО», удостоверение №У-2673/вн, 2016.
6. «Здоровьесберегающие технологии в образовании в условиях внедрения ФГОС», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1675120-3172, 2017.
7. «Психология учителю: работа с «трудными» учениками и родителями», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1558931-1034, 2017.
8. «Клинические основы стоматологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей и взрослых», 144ч., МЦДО ООО «Бакалавр – Магистр», удостоверение № 772406788869, 2018.
9. «Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», 144ч., АНО АДПО, удостоверение 452406846099, 2018.
10. «Классический оздоровительный массаж», 72ч., ЧОУ ДПО «Школа массажа «Секрет», свидетельство № 10/18, 2018.
11. «Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушений речи у детей дошкольного возраста в ДОУ», 144ч., ЧОУ «Учебный центр дополнительного образования «ВсеВебинары.ру», удостоверение № 540800172060, 2018.
12. «Обучение лиц с ОВЗ в системе профессионального образования», 72ч., Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова, удостоверение 162408878293 ПК-1799–2019, 2019.
13. «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах по аттестации педагогических работник дошкольных организаций», 36ч., ГАОУ ДПО ИРО РТ, сертификат № 5429 – ст, 2015.
14. «Теория и практика оказания первой доврачебной помощи в ОО: реализуем ФЗ об образовании», 24ч., ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего», удостоверение Д-269, 2016.
15. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков», 20ч., НОУ ДПО ЦСГО, удостоверение № 162405081378 рег. № 2677, 2017.
16. «Логофасциальный массаж при мышечных функциональных нарушениях у лиц с речевой патологией», специалист по логопедическому, фасциальному массажу и миофасциальному центрированию Сахаровская О., сертификат, 2019.
17. «Профессиональные компетенции педагога инклюзивной образовательной организации», Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), сертификат, 2017.
18. «Технологии коррекции дислексии как путь к улучшению успеваемости учащихся», 18ч., Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), сертификат, 2017.
Профессиональная переподготовка не менее 500 час.
«Дошкольная дефектология» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» в сфере дошкольного образования, 520 ч., ООО «Издательство «Учитель», Диплом 342406882793 ППК-2038, 2018.
Методическая тема: «Реализация здоровьеформирующего и здоровьесберегающего подхода при формировании психофизиологической базы речи и коррекции речевой функции у дошкольников с особыми образовательными потребностями (тяжелыми нарушениями речи) в коррекционно - развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО».
Сроки разработки темы: 2020 – 2024гг.
Цель самообразования:
повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.
Задачи:
- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;
- организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели: педагоги, медики, студенты, высшее образование, родители;
- разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя - логопеда;
- оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;
- организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;
- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;
- разработать методические материалы для педагогов, родителей.
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями, осложненными сопутствующими медицинскими проблемами развития, возрастает год от года. Усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема профилактики, коррекции, стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми, но на базе здорового моторного и психоречевого потенциала. Поэтому освоение и применение в логопедической практике инновационных технологий и знаний из области нейропсихологии, миофункциональной терапии, ортодонтии, остеопатии, рефлексотерапии, массажных практик становится приоритетным направлением коррекции речевых нарушений при условии междисциплинарного подхода и взаимодействия.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, медицинских и социальных институтов) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей, мелкой, артикуляционной.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество речевой дошкольной подготовки, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования.
Диагностическая, консультационная, коррекционная деятельность
№ | Содержание работы | Сроки |
| Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. | Начало учебного года |
| Организация образовательного процесса. | | В теч. года |
| Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. | В течение года |
| Он-лайн консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке. | В течение года |
| Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. | По плану ДОУ |
| Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру, окружающему миру. | В течение года |
| Проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
| Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». | В течение года |
| «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. | В течение года |
| Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника | В течение года |
| Семинары - практикумы «Методы и приемы развития речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» | Сентябрь, январь, май |
| «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
| «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие тонкой моторики | В течение года |
| Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
| Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий год | Апрель |
| Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт. | В течение года |
| Участие в работе РМО учителей-логопедов | По плану РМО |
| Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
| Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме. | В течение года |
Методическая работа.
Обобщение, распространение практического опыта по теме.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. | Постоянно |
2 | Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №175». | Начало года, регулярно |
3 | Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда, циклограммы рабочего времени на учебный год | Сентябрь |
4 | Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. | В течение всего периода |
5 | Разработка программы коррекции на учебный год. | Начало года |
6 | Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. | В течение года |
7 | Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение». | В течение года |
8 | Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке». | В течение года |
9 | Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. | По плану |
10 | Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
11 | Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». | В течение года |
12 | «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. | В течение года |
13 | Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка | В течение года |
14 | Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) | В течение года |
15 | Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
16 | Наличие, ведение, обновление персонального сайта | Постоянно |
17 | Подготовка к ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет | Апрель |
18 | Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. | В течение года |
19 | Обобщение опыта работы по методической теме: разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель. | В течение года |
20 | Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика». | Постоянно |
21 | Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». | Октябрь |
22 | Постоянное повышение квалификации на дистанционных и очных кратковременных и долгосрочных курсах повышения квалификации для педагогов ДОО. | Постоянно |
23 | Участие в ежегодном конкурсе чтецов при КФУ | Октябрь |
24 | Участие в ежегодных международный научно – практических конференциях при КИУ им.В.ГТимирясова (ИЭУП). Публикации в сборниках, участие в мастер – классах и в работе секций, модератор одной из секций работы конференции. | Март |
25 | Участие в ежегодном конкурсе чтецов среди воспитанников логопедических групп ДОУ Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани | Апрель |
26 | Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. | Постоянно |
27 | Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов | По плану ст. логопеда |
28 | Наличие персонального сайта https://multiurok.ru/logoped175/: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. | Постоянно |
29 | Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на образовательных порталах «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок». | Регулярно |
30 | Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. | Постоянно |
31 | Работа в Клинике остеопата Байрамовой логопедом, миофункциональным терапевтом, бломберг – терапевтом | По графику |
32 | Работа в КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП). | С 1 сентября 2018 |
33 | Учеба в аспирантуре КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП). | 2020-2022 |
3. Изучение специальной литературы.
1 | Изучение и размещение материалов на сайтах: Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками). |
2 | Изучение периодических изданий, методической литературы. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С.-Пб, ИД Литера, 2009г. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду». |