ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗИЦИРОВАНИЕ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
(ФОРТЕПИАНО).
Кирсанов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список литературы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Музицирование» дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» (фортепиано) составлена во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», отражённых в письме Минкультуры России от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ги.
Настоящая программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Программа «Музицирование» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, занятости их общеобразовательных организациях и направлена на эстетическое воспитание граждан . Привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию, приобретение ими знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности – одно из главных приоритетных направлений данной программы. Приобретение детьми опыта творческой деятельности положительно сказывается на эстетическом, духовно-нравственном развитии детей.
Данная программа основана на дифференцированном подходе к каждому учащемуся, учитывает индивидуальные музыкальные способности и возможности ребенка. Она включает в себя развитие навыков чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху мелодий, в 4-5 классах дополняется вокальным, скрипичным и домровым аккомпанементом, так как аккомпанемент является одним из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Введение аккомпанемента в предмет «Музицирование» позволит приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.
Навыки, полученные учащимися на уроках «Музицирования» могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.), как музыканту-профессионалу, так и музыканту-любителю.
Данный предмет направлен на расширение музыкального кругозора детей, обогащение их духовного мировоззрения, развитие художественного вкуса, а главное – повышение их интереса к фортепиано, как к универсальному инструменту.
Программа «Музицирование» тесно связана с программой «Специальность» и дополняет её функции.
Цели и задачи учебного предмета «Музицирование»
Цели:
выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы;
формирование здоровой творческой основы для полноценного роста всесторонне развитой личности;
воспитание музыканта-любителя, способного после окончания музыкальной школы применить полученные знания и умения на практике в различных областях культурной жизни общества.
Задачи:
обучение специальным знаниям и умениям (развитие скорости, реакции и способности концентрировать внимание учащегося в процессе чтения нот с листа);
развитие внутреннего слуха учащегося;
воспитание потребности к музицированию, как основной формы ознакомления с любым музыкальным произведением;
воспитание волевых качеств и умений учащегося: усидчивости, внутренней дисциплины, добросовестности и трудолюбия;
развитие музыкальных способностей (ритм, слух, память);
развитие творческой и познавательной активности ребенка;
развитие умений и навыков аккомпанирования (сочинение простых видов ритмического и мелодического сопровождения);
продолжать развитие пианистических и технических возможностей, исполняя различные виды аккомпанемента.
Срок реализации учебного предмета «Музицирование»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до десяти лет, составляет 5 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Музицирование»:
Содержание | 1 -5 классы |
Максимальная учебная нагрузка в часах | 328 | |
Количество часов на аудиторные занятия | 164 | |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 164 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
| Распределение по годам обучения |
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
График промежуточной аттестации
Вид аттестации | график промежуточной аттестации |
Классы/полугодия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вид промежуточной | - | - | - | - | - | - | - | - | - | зачёт |
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Обоснование структуры учебного предмета «Музицирование»
Обоснованием структуры программы являются требования,указанные в «Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Минкультуры России от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ги), отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музицирование»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету "Музицирование" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения (первый класс)
1.Подбор по слуху
Подбор по слуху мелодии на 3-5 ступенях в мажоре и миноре от любых звуков. Материал для подбора – несложные попевки и песенки, игра в ансамбле с преподавателем, начиная с игры одного - двух звуков. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности. Использование ритмических формул с использованием четвертей, восьмых, половинных длительностей.
2.Развитие творческих навыков:
1. Сочинение и запись ритмического рисунка к тексту песен.
2. Игра различных комбинаций подобранных мелодий.
3.Чтение с листа:
- знакомство с музыкальной грамотой, изучение нотной грамоты, длительностей;
- подготовительные упражнения на развитие чувства ритма (чтение ритмокарточек, проговаривание ритмослогов, со счетом, с опорой на хлопок, шаг, стук);
-развитие зрительно-слуховой связи учащегося (графическое обозначение знакомой мелодии);
-игра с листа мелодий в пределах одной аппликатурной позиции, в пределах октавы;
-игра на двух нотных станах в двух ключах, начиная с простейших примеров на несколько звуков.
Второй год обучения (второй класс)
1. Подбор по слуху
Подбор по слуху мелодий на 5 ступенях, с постепенным использованием 5-6 ступеней мажора и минора в аккомпанементе, в одной аппликатурной позиции.
Использование мелодий с интонационными и ритмическими усложнениями (четверть с точкой и восьмая, шестнадцатые).
Транспонирование простейших мелодий от всех звуков с определением тональности, в пределах 5 ступеней мажора и минора.
2. Чтение с листа
- чтение с листа с небольшим расширением диапазона клавиатуры (до двух октав);
-знакомство со знаками альтерации, ключевые и случайные знаки;
-игра мелодий с различным направлением движения, знакомство с басовым ключом;
-использование параллельного движения мелодии в обеих руках, игра мелодии в остинатном сопровождении.
Третий год обучения (третий класс)
1. Подбор по слуху
Использование мелодий для подбора в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной тональности. Объем мелодий- 4-8 тактов. Усложнение ритмической функции мелодии - использование пунктирных ритмов, восьмые с шестнадцатыми.
Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 2-х знаков мажора и минора.
2. Чтение с листа
- расширение тонального плана произведений;
-произведения с использованием трезвучий в гармоническом и мелодическом виде;
-усложнение ладогармонических оборотов в пьесе;
-усложнение ритмической функции в произведении (преобладание пунктирных ритмов, залигованных нот, пауз);
-использование всех артикуляционных приемов игры.
Четвёртый год обучения (четвёртый класс)
1. Подбор по слуху
Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты, использование как поступенного так и скачкообразного движения мелодии, усложнение ритмических формул.
Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 3-х знаков мажора и минора.
2. Чтение с листа
- усложнение мелодического рисунка в произведении;
-расширение фактурных приемов игры (использование скачков, мелодических пассажей);
-расширение интервалики в пьесах (секунды, терции, кварты, квинты);
-знакомство со скрытым двухголосием;
-усложнение аккомпанемента, в соответствии с усложнениями в подборе по слуху.
3. Аккомпанемент
- развитие первоначальных навыков аккомпаниаторской практики;
- в процессе обучения учащиеся должны научиться слушать друг друга;
- добиваться того, чтобы фортепиано не заглушало партию солиста;
- уметь исполнить (с пением) вокальное произведение с простейшим аккомпанементом;
- уметь следить по нотам за обеими партиями.
Пятый год обучения (пятый класс)
1. Подбор по слуху
Продолжение данного вида работы. Возможны следующие формы проведения занятий:
- запоминание мелодии и подбор по слуху;
-выучивание мелодии и ее транспонирование;
-подбор по слуху знакомой мелодии;
-подбор по слуху своего аккомпанемента к выученной мелодии.
Транспонирование знакомых песен, легких пьес, отрывков из разучиваемых произведений, этюдов - с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах, на фоне постепенного усложнения мелодического и гармонического материала.
2. Чтение с листа
- преобладание секвенций в произведении;
- альбертиевы басы в аккомпанементе;
- понятие «зеркальная симметрия»;
- принцип игры остинато, арпеджато, двойные ноты, аккорды;
- чтение с листа в ансамбле с преподавателем, игра переложений вокальной музыки, чтение с листа популярной музыки.
3. Аккомпанемент
- уметь видеть главное в музыкальной ткани произведения и грамотно облегчить фактуру аккомпанемента в трудных местах;
- уметь непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок и остановок;
- уметь «идти» за солистом; следить за его «дыханием», темповыми отклонениями, динамикой.
РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО КЛАССАМ
Первый и второй год обучения
Музыкальный материал для подбора по слуху
«Первые шаги» сборник для начинающих. Составитель С.И. Голованова. Ч.1, издание второе. Изд. «Крипто Логос», М., 2002 год.
«В музыку с радостью» О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор» Санкт-петербург, 2003 год.
«Пианист-фантазер». Ч. 1. Э. Тургенева, А. Малюков.
«Школа игры на фортепиано». Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина. Под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка», Москва 2002 год.
«Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Составитель С.А. Барсукова. ФГУИПП, «Курск», 2004 год.
«Крохе-музыканту» 1,2 тетрадь. И. Королькова. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,2004 год, №1-42; №1-35.
«Музыкальная азбука». Пособие для детей дошкольного возраста. Сост. Н. Перунова. Изд. «Советский композитор», 1990 год.
«Чудесные клавиши». Пособие для начинающего пианиста. Сост. Т. Симонова. Изд. «Композитор Санкт- Петербург», 2005 год.
«Котенок на клавишах». Фортепиано для самых маленьких. Сост. Е. Туркина. Изд. «Композитор», Санкт- Петербург», 2004 год.
Мелодии для подбора по слуху
Русские народные песенки:
«Ходит зайка», «Липка», «Звоны», «Два кота», «Белые гуси», «Коровушка», «Метелица», «Две тетери» и др.
«Елочка» М. Красев, «Две лягушки» А. Филиппенко, «Зима» Л. Карасева, «Листопад», «Елка» Т. Попатенко, «Санки», «Конь» М. Красев, «Веселые матрешки» Ю. Слонов, «Новогодняя», «Цыплята» А. Филиппенко.
Музыкальный материал для чтения нот с листа
«Крохе-музыканту» 1,2 тетрадь. И. Королькова. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2004 год.№1-42; №1-35.
«Азбука игры на фортепиано». Учебно-методическое пособие. Изд. «Феникс», 2003 год, №1-20,37-50,51-68,76-88.
«Школа игры на фортепиано». Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина. Под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка», Москва 2002 год, №13-33,41-56.
«Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Автор А.Артоболевская. Подготовка к изданию Ю. Челкаускаса. Российское Музыкальное издательство. Первое издание 1996 год.
«Вальс собачек», «Живем мы на горах», «Казачок» Укр. нар. песня, «Дразнилка» С. Ляховицкая, «Воробей» А. Руббах, «Курочка» Н. Любарский.
«В музыку с радостью» . Авторы О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор» Санкт - Петербург, 2003 год.
«Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Составитель С.А. Барсукова. ФГУИПП, «Курск», 2004 год.
«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып.1. Составитель М. Глушенко, 2-е издание, Ленинград, «Музыка», 1990 год.
«Первые шаги» сборник для начинающих Составитель С.И. Голованова. Ч.1, издание второе. Изд. «Крипто Логос», М., 2002 год.
«Новая школа игры на фортепиано», подготовлена в соответствии с «Программой», утвержденной «Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры РФ». Изд. «Феникс», Ростов – на - Дону 2007 год.
«Я музыкантом стать хочу». Альбом начинающего пианиста. Ч.1. Составители В. Игнатьев, Л. Игнатьева, Всесоюзное издательство «Советский композитор», Ленинград, 1986 год.
«Музыкальный алфавит» Фортепианные пьесы и ансамбли для детей младшего возраста. Составитель С. Крупа - Шушарина, Новосибирск. Изд. «Сибирский родник», 2007 год.
«Новый музыкальный букварь для самых маленьких». Сост. О.Иванова И. Кузнецова, Учебно-методическое пособие: Изд. 3-е : Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
«Альбом ученика-пианиста». 1 класс. Учебно-методическое пособие. Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов на Дону, Изд. «Феникс», 2005 год.
Третий год обучения
Музыкальный материал для подбора по слуху
Детский песенник «Музыкальная шкатулка». Ч. 1,2 составители: М. Беленькая, С. Ильинская.
«Котенок на клавишах». Фортепиано для самых маленьких. Сост. Е. Туркина. Изд. «Композитор», Санкт- Петербург», 2004 год.
Сборники детских песен для детей младшего школьного возраста.
Пьесы и песни:
«Я на солнышке лежу» Г. Гладков
Детская песня «Птичка над моим окошком»
Детские песни «Козлик», «Мышата»
«Осенний вальс» Д. Кабалевский
«Паровоз» З. Компанеец
«Падают листья» М. Красев
«Рыбка» М. Красев
«Веселые музыканты» Ю. Литовко
«Поезд» Н. Метлов
«Вальс», «Солнышко» Т. Потапенко
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
«Осень пришла» В. Гиллок
«Песенка друзей» Г.Гладков, слова Ю. Энтина
«Червячок» В. Ефимов
Музыкальный материал для чтения нот с листа
«Рождение игрушки». Школа игры на фортепиано. Сост. А. Мыльников. С-П., «Композитор» 2000 год.
«Экзерсисы» №1-13,Четыре этюда (Шуман-этюды), «Колокольчики», «Звоны».
«Фортепиано» 2 класс Сост. Б. Милич. Изд. «Кифара», Москва, 2005 год. «Марш» Р.Шуман, «На опушке» И.Беркович, «Кукуют кукушки» Э. Тамберг, «Прелюдия» Б. Дварионас, «Марш» Э. Сигмейстер, «Петух-драчун» Ю. Щуровский, «Болезнь куклы» П.Чайковский, «Скакалка» А.Хачатурян, «Менуэт» Б. Барток, «Кот и мышь» Ф. Рыбицкий, «Скерцино» В. Косенко, «Петрушка» Л. Альперин.
«Первая встреча с музыкой». Учебное пособие . Сост. А.Артоболевская. Подготовка к изданию Ю. Челкаускаса. Российское Музыкальное Издательство. Первое издание 1996 год.
«Дождик» С. Майкапар, «Полюшко-поле» Л. Книппер, «Новогодняя полька» А. Александров, «Медведь» Г. Галынин, «Менуэт» В.А.Моцарт, «Немецкий танец» Л.Бетховен.
«Сонатины и вариации» 1-2 класс. Выпуск 2.Учебно-методическое пособие. Составитель С.А. Барсукова. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 год. «Сонатина» До мажор И. Плейель, «Сонатина» До-мажор И.Беркович.
«Маленький музыкант». Фортепианный альбом. Автор-составитель М.А. Шух. Изд. «Сталкер», Донецк, 2003 год.
«Менуэт» Фа-мажор, «Менуэт» Си-бемоль мажор В.А. Моцарт, «Танец прыгающих утят», «Приятное настроение», «Дождик-дождик, перестань» М. Шух.
«Музыкальная мозаика» 2-4 классы. Выпуск 4.Учебно-методическое пособие. Составитель С.А. Барсукова. Изд. «Феникс» 2006 год.
«В музыку с радостью» О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 год.
«Школа игры на фортепиано». Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина. Под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка», Москва 2002 год.
«Юному музыканту - пианисту». Хрестоматия для учащихся ДМШ
2 класс. Учебно-методическое пособие. Сост. Г.Г.Цыганова и И.С. Королькова. Изд. 3-е, перераб. - Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
Четвёртый год обучения
Музыкальный материал для подбора по слуху
Детский песенник «Музыкальная шкатулка». Ч. 1,2 составители: М.Беленькая, С. Ильинская.
«Котенок на клавишах». Фортепиано для самых маленьких. Сост. Е. Туркина. Изд. «Композитор», Санкт- Петербург», 2004 год.
Сборники детских песен для детей младшего школьного возраста.
Пьесы и песни:
«Ежик и барабан» В. Ефимов
«По малину» Ю. Литовко
«Выйди, солнышко», «Сонная песенка» Р. Паулс
«Ландыши», песенка про Карлсона И. Пономарева
Русская народная песня «Ходила младешенька»
«Осенние листья» Ю. Слонов
«Добрый жук» А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца
«Родная песенка» Ю. Чичков, слова П. Синявского
«Когда мои друзья со мной» В. Шаинский, слова М. Танича.
Музыкальный материал для чтения нот с листа:
«В музыку с радостью» О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 год.
«Менуэт для труб» В. Данкамб, «Бурре» Я.Сен-Люк, «Пляска ковбоев» М. Шмитц, «Прелюдия» Э. Тетцель, «Танец медвежат» Ю.Виноградов, «Задиристые буги» Э. Градески.
«Школа игры на фортепиано». Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина. Под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка», Москва 2002 год.
«Я музыкантом стать хочу». Альбом начинающего пианиста. Ч.2. Составители В. Игнатьев, Л. Игнатьева. Всесоюзное издательство «Советский композитор», Ленинград, 1986 год.
«Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано», Выпуск 2. Редакторы - составители Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая Ленинград: Изд. «Музыка», 1988 год.
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей». Часть 2.Учебное пособие. Составитель С.С. Ляховицкая. Музыкальное издательство Ленинград, 1962 год.
«Юному музыканту - пианисту». Хрестоматия для учащихся ДМШ 2 класс. Учебно-методическое пособие. Сост. Г.Г.Цыганова и И.С. Королькова. Изд. 3-е, перераб. - Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
«Французская фортепианная музыка для детей». Выпуск 1. 1-3 класс. Сост.С.А. Чернышков. – Москва: изд. «Классика -XXI», 2002 год.
Музыкальный материал для аккомпанемента в четвёртом классе.
ВОКАЛЬНЫЙ аккомпанемент:
Абаз. «Утро туманное»
Берковский В. «Песенка Пегги»
Булахов В. «Не пробуждай воспоминаний»
Паулс Р. «Сонная песенка»
Певзнер К. «Оранжевая песенка»
Савельев Б. «Неприятность эту мы переживём»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Чеш н.п. «Белка пела и плясала»
Шаинский В. «Чему учат в школе», «Песенка про кузнечика»,
«Белые кораблики»
из сборника Геталовой О. «Обученье без мученья»
СКРИПИЧНЫЙ аккомпанемент:
Бакланова Н. Песенка
Обр. Баклановой Н. «Как под горкой, под горой»
Бекман Л. Ёлочка
Глинка М. Прощальный вальс
Обр. Комаровского А. «В зелёном саду»
Магиденко М. Петушок
Мухамедов А. Ёлочка
Ребиков В. Воробушек
Римский-Корсаков Н. Проводы зимы из оперы «Снегурочка»
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Р,н.п. « В сыром бору тропина»
Обр. Стемпневского С. «Во поле берёза стояла», «Пастушок»
Аккомпанемент для ДОМРЫ:
Бел.н.п. «Савка и Гришка»
Укр.н.п., обр. Якубовской В. «Барашеньки», «Красная коровка»
Укр.н.п., обр. Киркора Г. « Ой, джигуне, джигуне»
Р.н.п., обр. Новикова А. «Ах, ты, ноченька»
Р.н.п. «Сорока», «Пойду ль, выйду ль я»,
«»Берёзонька», «Хороводная», «Ах, вы, сени, мои сени»
Спадавеккиа А. Добрый жук
Обр. Глейхмана В. «Ай, на горе дуб»
Обр. Киркора Г. «Не летай, соловей»
Шуберт Ф. Вальс
Пятый год обучения
Музыкальный материал для подбора по слуху
Детский песенник «Музыкальная шкатулка» ч. 1,2 составители: М. Беленькая, С. Ильинская.
«Детские песни о разном» М. Марченко, выпуски 1,2,3.
«Музыкальный алфавит» Фортепианные пьесы и ансамбли для детей. Сост. С. Крупа-Шушарина. Новосибирск: «Издательский центр «Сибирский родник», 2007 год.
«Веселый слоненок». Фортепианные ансамбли. Сост. О. Геталова. - Санкт- Петербург: издательство «Композитор», 2005 год.
Сборники детских песен для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный материал для чтения нот с листа
«Сборник пьес для фортепиано» 3-4 класс выпуск 1. Учебно-методическое пособие. Составитель С.А. Барсукова. - Изд. «Феникс», 2006 год.
«Менуэт» И.Кребс, «Прогулка медвежонка» А. Пылдмяэ, «Спящий крокодил», «Вальс» М. Парцхаладзе.
«Рождение игрушки». Школа игры на фортепиано. Сост. А. Мыльников. –Москва: «Композитор», 2000 год.
«Послание Шопена», «Мелодия с квинтами», «Романтический этюд», «Лунные зайчики».
«Пьесы западноевропейских композиторов 15-17 веков» для фортепиано. - Москва: «Кифара» 2002 год.
Три танцевальные пьесы А. Нормигер, «Прелюдия» Дж.Булл, «Тьенто» А. Мударра.
«Фортепиано» 3 класс. Сост.Б. Милич. – Москва, «Кифара», 2005 год. «Маленькая прелюдия» До мажор И.С.Бах, «Фугетта» ля минор С. Павлюченко, «Сарабанда» А. Корелли, «Ария» Д. Скарлатти, «Легкие вариации на тему рус.нар. песни» Д. Кабалевский, соч. 51, «Сонатина №1» 3 часть А. Диабелли соч. 151, «Маленькая пьеса» А. Гедике соч. 6 №20, «Мышки» А. Жилинский, «Уличные игры» Э. Сигмейстер, «Медленный вальс» Д. Кабалевский соч.39, «Андантино» А.Хачатурян, «Марш» С.Прокофьев соч.65.
«Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Сост. А.Артоболевская. Подготовка к изданию Ю. Челкаускаса. Первое издание. - Российское Музыкальное Издательство,1996 год.
«Вальс» Э. Григ соч.12 №2, «Токкатина» Д. Кабалевский соч.27 №12, «Новелла» Д. Кабалевский соч.27 №25, «Андантино» А.Хачатурян, «Отрывок из симфонии№94 (2ч.) Й. Гайдн.
«Детский альбом». Учебно-методическое пособие. Сост. В. Коровицин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.
Шесть пьес из цикла «Русская тетрадь»: «Емеля на печке едет», «Прогулка»,
«Вечер у реки», «Девичий хоровод», «Хорошее настроение», «Два клоуна»,
«Первая проталинка», четыре танца из цикла «Очарование ушедших эпох», ансамбль «Куклы сеньора Карабаса».
«Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано», Выпуск 3. Редакторы - составители Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая, Ленинград: «Музыка», 1988 год.
«Библиотека юного пианиста». Золотой репертуар, тетрадь 2.Сост. А.В. Катанский. Изд. В. Катанского. - Москва, 2000 год.
«Веселые нотки». Сборник пьес для фортепиано: 3-4 классы детских музыкальных школ. Выпуск 2.Учебно-методическое пособие. Сост. С.А. Барсукова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008 год.
«Танец гномов» Л. Шитте, «Вальс» М. Парцхаладзе, «Осенний эскиз» В. Купревич.
«Французская фортепианная музыка для детей». Выпуск 1, 1-3 класс, Сост.С.А. Чернышков. – Москва: Изд. «Классика -XXI», 2002 год.
Музыкальный материал для аккомпанемента в пятом классе.
ВОКАЛЬНЫЙ аккомпанемент:
Обр. Артемьева Н. « Но я вас всё-таки люблю»
Обр. Гердаля «Очи чёрные»
Даргомыжский А. «Я вас любил»
Дюбюк А. «Не брани меня родная», «Не обмани»
Варламов А. «Красный сарафан», «На заре ты её не буди»
Крылатов Е. «Прекрасное далёко», «Колыбельная медведицы»,
«Крылатые качели»
Савельев Б. «Настоящий друг»
Спиро А. « Портрет»
Титов А. «Для меня ты всё»
Шаинский В. «Песенка Чебурашки»
Шиловский А. «Ночные цветы»
СКРИПИЧНЫЙ аккомпанемент:
Бах И. Гавот
Бетховен Л. Сурок
Брамс Й. Петрушка
Гайдн Й. Песенка
Глинка М. Соловушко
Люлли Ж. Песенка, Менуэт
Назаренко И. Ласточка
Рамо Ж. Ригодон
Укр.н.п. «Ой джигуне, джигуне»
Филиппенко А. «По малину в сад пойдём»
Чайковский П. «Уж как во поле калинушка стоит»
Шуберт Ф. Вальс
Аккомпанемент для ДОМРЫ:
Бетховен Л. Сурок
Варламов А. «Вдоль по улице»
Моцарт В. Игра детей
Обр. Киркора Г. «Уж как по мосту-мосточку»
Обр. Римского-Корсакова Н. «Уж как звали молодца»
Обр. Стемпневского С. «Как на тоненький ледок»
Обр. Филина М. р.н.п. «Возле речки, возле моста»
Обр. Чайковского П. «Коса ль моя, косынька»
Попатенко Т. Колыбельная
Рейнеке К. Андантино
Шостакович Д. Шарманка
Эрдели К. Весёлая
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музицирование», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
знание профессиональной терминологии (аккомпанемент, концертмейстер, транспонирование, ансамбль, чтение с листа, кульминация, фактура и др.);
наличие умений по чтению с листа, подбору и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм; исполнению аккомпанементов музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Музицирование" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов.
Текущий контроль проводится еженедельно в виде проверки выполнения домашних заданий: по чтению с листа дается список произведений, обычно, на 1-2 класса ниже по уровню сложности, которые учащийся выполняет самостоятельно. На уроке преподаватель проверяет, насколько учащийся успешно справляется с данными произведениями, выставляя оценку.
Контрольный урок проводится в конце каждой четверти в виде выполнения специально подобранных заданий: ученику предлагается чтение нот с листа нескольких новых произведений, а также подбор по слуху 2-4-х песенок, а с 4-5 классов добавляется прослушивание выученных заранее аккомпанементов.
По окончании изучения предмета «Музицирование» в пятом классе обучающиеся сдают зачёт, по результатам которого выставляется итоговая оценка, которая будет занесена в свидетельство об окончании школы. Возможно, проведение зачёта в виде прослушивания самостоятельно выученного в течение одного часа незнакомого произведения. Этот вид проверки направлен на умение учащегося самостоятельно прочитать нотный текст, определить тональность, форму, характер произведения, выявить знания музыкальных терминов и других обозначений в нотном тексте.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Подбор по слуху
Начальные занятия первого года обучения включают в себя некий комплекс, в котором все методы и формы обучения взаимосвязаны. На первых уроках необходимо начинать с подбора простейших мелодий, состоящих из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти звуков. Работа по принципу “пою-играю” побуждает слух ученика к активному вниманию, вносит в урок элемент творчества. Сначала ребенок играет только одним пальцем, в дальнейшем важно использовать пятипальцевую позицию, которая позволяет отрабатывать аппликатурное правило, когда соседние звуки исполняются соседними пальцами, через звук – через палец и т.д.
В качестве одной из форм подбора можно использовать слуховые загадки. (Когда ребенок отгадывает, в каком диапазоне клавиатуры берется звук, затем его находит и играет продолжение мелодии). Легче всего детям отгадывать попевки с поступенным движением мелодии вниз, завершающейся на тонике. (Например, «Василек»). При слабой слуховой ориентации ученика можно применить приём «подбор с рук».
Важно обращать внимание ученика на движение мелодии (поступенное, скачкообразное, восходящее, нисходящее).
Таким образом, опыт подбора по слуху становится первым опытом транспонирования.
Транспонирование играет большую роль в развитии слуха и координации движений на фортепиано. Все подобранные мелодии записываются в тетрадь (элемент “вижу – слышу”). Обязательным моментом при транспонировании является определение учеником ступени, с которой начинается песня.
Важным этапом подбора песни по слуху является гармонизация мелодии. Первый опыт подбора аккомпанемента должен быть простым – один звук. Далее необходимо включать в работу песни с использованием главных ступеней лада. Основная цифровка для гармонизации мелодии на данном этапе T-S-D-T.
На основе этой формулы учащийся осваивает жанровую музыку (марш, вальс, полька, колыбельная), разделяя аккорд на бас и интервал, по-разному их комбинируя. В работе можно использовать творческие задания: изменить мелодию, придумать аккомпанемент, сочинить вступление, заключение, используя при этом повтор, вариационный или секвентный прием развития мелодии.
В старших классах для подбора по слуху можно использовать мелодии с отклонениями в параллельную тональность. При подборе аккомпанемента учащийся знакомится с кадансовым оборотом и доминантсептаккордом. Для подбора аккомпанемента можно использовать песенные сборники с изложением вокальной строчки и буквенным обозначением гармонии. Важно, чтобы поставленные задачи были посильны ученику, приносили ему пользу и удовлетворение от проделанной работы.
Чтение с листа
Чтение с листа – сложный навык, требующий взаимосвязи зрительной, звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений.
Основные задачи:
развить быструю реакцию, скорость в чтении нот;
сконцентрировать внимание в чтении нотного текста;
выделить основную мысль в музыкальном тексте;
уметь отделить в фактуре произведения главное и второстепенное;
приобрести навык зрительно определять интервалику в пьесах;
уметь читать ноты целостными оборотами, прививая навык «смотреть вперед».
Предварительно, учащийся должен сделать анализ нотного текста:
Зрительно или вслух прочитать все ноты подряд.
Простучать ритмический рисунок.
Выяснить аппликатуру.
Выяснить штрихи в пьесе.
На начальном этапе с учащимся можно использовать различные упражнения на развитие чувства ритма:
обращение к словесной речи и ее ритмизации;
использование системы ритмослогов (та, ти, ти-ри);
для ощущения равномерной пульсации в произведении, использовать элементарные движения (шаг, хлопок, жест).
Также необходимо прививать учащемуся представление о высотной направленности нотного рисунка. С первых уроков вырабатывается связь между звуком, взятым на клавиатуре и его графическим изображением. Возможно использование словесных обозначений движения мелодии («в гору», «спуск с горы», «впадина», «подъем в гору»).
Фактура произведений, рекомендуемых для чтения с листа, должна быть предельно проста для исполнения: удобное фортепианное изложение, одинаковый ритмический рисунок на протяжении всей пьесы, медленные и средние темпы, тональности с небольшим количеством ключевых знаков.
В старших классах произведения для чтения с листа необходимо подбирать таким образом, чтобы уровень сложности в них постепенно возрастал: расширялся диапазон клавиатуры, усложнялись ладогармонические обороты, ритмическая функция (преобладание пунктирных ритмов, залигованных нот), использовались все артикуляционных приемы игры, расширялся тональный план произведения.
В процессе приобретения навыков чтения с листа, необходимо знакомить учащегося с различными приемами игры, наиболее часто встречающихся в произведениях, такими как:
зеркальная симметрия, остинато, секвенция, «альбертиевы басы», двойные ноты, аккорды, арпеджато.
Аккомпанемент.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Важной задачей является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре
Необходимо совместно с учеником анализировать форму произведения, чтобы отметить основные разделы, которые прорабатываются отдельно. Форма произведения является важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа, а также научить определять характер произведений и намечать те приёмы и выразительные средства, которые потребуются для создания образа в целом.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план, который утверждается заведующим отдела. При составлении плана следует отдавать предпочтение академической музыке как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:
Учащийся должен уметь разумно распределять время своих домашних занятий. Необходимо тренировать себя в чтении с листа более простого материала, пробовать подбирать мелодии самостоятельно, тщательно выучивать партию аккомпанемента, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания.
Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть, вникая во все подробности фразировки и динамики. Ученик должен работать над аккомпанементом придерживаясь рекомендаций преподавателя и строго выполнять их. Полезно слушать записи изучаемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва “Музыка”, 1982.
2.Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1969.
3.Алексеев А.Д. Творчество музыканта – исполнителя. – М., 1991.
4.Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Новосибирск, 1994.
5.Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1981.
6.Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». - М., Классика-XXI, 2005.
7.Голубовская Н.И. «О музыкальном исполнительстве». - Л.: Музыка, 1985.
8.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М.: Классика-XXI, 2002.
9.Жигалко Е. От стихов – к музыке. Хрестоматия для чтения и обучения. – СПб: Композитор, 1999.
10.Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., «Музыка», 1988.
11.Малинковская А. Фортепианно – исполнительское интонирование. М., «Музыка», 1990.
12.Мамаева М. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. – СПб., Нота, 2003.
13.Милич Б. «Воспитание ученика- пианиста». – М.: «Кифара», 2002.
14.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
15.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Издание 5-е. – М.: Музыка, 1987.
16.Тургенева Э. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано.
17.Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство». – М.: Классика-XXI, 2001.
18.Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе». - М.: Классика-XXI, 2004.
19.Камаева Т., Камаев А. «Чтение с листа на уроках фортепиано» игровой курс. -М.: Классика- XXI, 2006.
20.Цыпин Г.М. Развитие учащегося – музыканта. – М., 1975
21.Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано».- М.: Просвещение,1984.
22.Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.
Учебная литература:
Аверкин А. Песни, романсы и хоры на стихи С.Есенина. - М.: Советский композитор,1978.
Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009.
Гинзбург С.Л. История русской музыки в нотных образцах. Том III.-М.: Музыка, 1970.
Голованова С.И. Первые шаги. Сборник для начинающих. Часть 2 «Ансамбли», М., Крипто логос,2002.
Глухова С.А. «Музыкальная мозаика». - Канаш, 2008.
Жаров В. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано.- М: Музыка,1989.
Зацарный Ю. «День Победы». Песни военных и послевоенных лет.- М: Советский композитор,1964.
Игнатьев В.И., Игнатьев Л Я. «Я музыкантом стать хочу». Часть 2.- Л.: Советский композитор,1989.
Кирилина Г.П. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2.- Киев: Музычна Украина,1977.
Копчевский Н., Натансон В., Соколов М. Современный пианист. – М.:,1983.
Королькова И. «Крохе-музыканту». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
Л., 1961.
Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия".
Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста - концертмейстера / Музыка в школе, 2001: №5
Лещинская И. «Малыш за роялем». - Москва, «Кифара», 1994.
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972.
Милич Б. Маленькому пианисту.- М: Кифара,1994.
Модель В.И., Модель Ф. «Улыбка». Мелодии из мультфильмов.- Л: Музыка,1991.
Натансон В. «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки».- М.: Советский композитор, 1962.
Первые шаги маленького пианиста – составитель Взорова Т.И. – Москва, «Музыка», 1986.
Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974.
Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991.
Соколова Н. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.- Л.: Музыка, 1983.
Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974.
Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ. Под редакцией Николаева А. – Москва, «Музыка», 1989.
Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ. Составитель Н. Любомудрова - Москва, «Музыка»,1985.
Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007.
Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4.
Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. М., Музыка,1996.
Шульгина В., Маркевич Н. Юным пианистам.- Киев: Музычна Украина,1985.
Сборники вокального репертуара
1. Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977.
2. Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969
3. Варламов А. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1991.
4. Вокальные произведения русских композиторов. М., Музыка, 1987.
5. Глинка М. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1978.
6. Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968.
7. Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980.
8. Даргомыжский А. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1981.
9. Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971.
10. Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957.
11. «Минувших дней очарованье». Вып.1, М., Музыка, 1987.
12. Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981.
13. «Подснежник» Песни и романсы русских композиторов. М., Музыка, 1976.
14. Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006.
15. Популярные романсы в переложении для фортепиано. Вып.1, Р-на-Д., «Феникс»,1999
16. Популярные русские романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Вып.5, Москва, ООО «Издательство АСТ»,2004.
17. Популярные русские романсы. Вып.6, Москва, ООО «Издательство АСТ»,2004.
18. Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977.
19. Романсы русских композиторов. М., Музыка, 1987.
20. Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012.
21. Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969.
22. Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972.
23. Свиридов Г. Романсы и песни. М., Музыка, 1970.
24. Старинные русские романсы. М., Музыка, 1978.
25. «Умчались года» Старинные романсы. М., Музыка, 1991.
26. Чайковский П. Избранные романсы. М., Музыка, 1981
27. Чайковский П. Избранные романсы. М., Музыка, 1984.
28. Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974.
29. Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961.
30. Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969.
Сборники скрипичного репертуара
1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред. С.Шальмана. СПб, Композитор,1997.
2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка,1989.
3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс. Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987.
4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987.
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составитель: В.Мурзин. М., Музыка,1990.
Сборники репертуара для домры.
1. Азбука домриста. Тетради 1,2,3 сост. И Дьяконова, М., «Классика 21 века» 2004
2. Альбом начинающего домриста. Вып.3,4,9,11,16,21,М., «Советский композитор»,1990.
3. Альбом для детей. Вып.2 сост. Л. Демченко. М., Музыка,1988
4. Альбом для юношества. Вып.3 сост. В. Чунина. М.,Музыка,1987
5.«Домристу-любителю». Вып.3,9,13, М., «Советский композитор»,1985
6. «На досуге», вып.1, сост. Е. Рузаль, М.,Музыка,1982
7. «Первые шаги домриста», вып.13, сост.А.Александров. М.,Советский композитор,1974
8. Пьесы советских композиторов, сост. И. Шитенков. Л., Советский композитор,1987
9. Репертуар домриста», вып.18 сост. В.Чунин. М.,Советский композитор,1981
10. Репертуар домриста», вып.19 сост. В.Чунин. М.,Советский композитор,1982
11. Репертуар домриста», вып.24 сост. В.Чунин. М.,Советский композитор,1985
12. Репертуар домриста», вып.26 сост. В.Чунин. М.,Советский композитор,1987
13. Репертуар домриста», вып.27 сост.В. Кузнецов. М.,Советский композитор,1988
14. «Хрестоматия домриста» сост. В. Евдокимов, 1-3 классы. М.,Музыка,1989
15. «Хрестоматия домриста» сост. В. Евдокимов, 4-5 классы. М., Музыка,1989
16. « Школа игры на трёхструнной домре» сост. В Чунин. М., «Советский композитор», 1986
17. «Юный домрист», вып. 1, сост. И.Фоченко. М.,Музыка,1986
24