ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учащийся научится:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
заботиться о своем здоровье;
- бережно относиться к природе, восхищаться ею;
-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- заботиться о животных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Воспитательный компонент рабочей программы
Школьный урок призван формировать у учащихся жизненную стратегию: активная образовательная деятельность для достижения успешного результата. На уроках путем многократного упражнения достигается баланс послушания и ответственности, инициативности и исполнительности, свободы выбора и регламентированность. Воспитательный потенциал урока высок и реализуется через различные стороны функционирования классно-урочной системы современной школы. Основой развивающей образовательной системы становится воспитание и обучение учащихся. Получение фундаментальных знаний в школе важно, однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и в первую очередь на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно взаимодействовать в социуме. Поэтому школьный урок играет важную роль в воспитательной системе образования.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
- целенаправленного отбора содержания и форм учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
- использования современных образовательных технологий;
- организации творческой исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Воспитательные задачи урока:
Формирование основных мировоззренческих понятий;
Развитие эстетических чувств;
воспитание нравственных качеств (патриотизм, гуманизм, активная жизненная позиция и др.);
формирование навыка соблюдение этических норм;
привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;
воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;
формирование бережного отношения к окружающему миру;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций и кейсов для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, дебатов, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, в том числе использование настольных игр, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов как возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества).
Виды уроков:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(60 часов; 2 часа в неделю)
Содержание курса «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Курс включает в себя следующие циклы:
1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (29ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (11ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (10ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п занятия | Содержание занятия (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | С днем знаний! | 1 | 06.09 | |
2 | Шуточная проверочная работа | 1 | 06.09 | |
3 | Осенняя сказка | 1 | 13.09 | |
4 | Иллюстрирование фрагментов сказки | 1 | 13.09 | |
5 | Расскажи нам о себе | 1 | 20.09 | |
6 | Развиваем внимание, память, мышление, воображение, речь | 1 | 20.09 | |
7 | Семейный калейдоскоп | 1 | 27.09 | |
8 | Инсценирование весёлых диалогов | 1 | 27.09 | |
9 | И это тоже я! | 1 | 04.10 | |
10 | Изучаем свой характер | 1 | 04.10 | |
11 | О профессиях и трудолюбии | 1 | 11.10 | |
12 | Акция «Спасибо за труд» | 1 | 11.10 | |
13 | В который раз о дружбе | 1 | 18.10 | |
14 | Анализ рассказов В.Осеевой | 1 | 18.10 | |
15 | Мы – за здоровый образ жизни | 1 | 25.10 | |
16 | Кроссворд «Предметы первой медицинской помощи» | 1 | 25.10 | |
17 | Как выбирать друзей | 1 | 08.11 | |
18 | Пословицы о дружбе | 1 | 08.11 | |
19 | О режиме дня | 1 | 15.11 | |
20 | СказкаМ.Хаткиной «Полдня в Стране Без Режима» | 1 | 15.11 | |
21 | Экологическая карусель | 1 | 22.11 | |
22 | Советы любителей природы | 1 | 22.11 | |
23 | Берегите книгу | 1 | 29.11 | |
24 | Литературная викторина | 1 | 29.11 | |
25 | О рыцарстве | 1 | 06.12 | |
26 | О рыцарстве. Анализ ситуаций | 1 | 06.12 | |
27 | Накануне новогодних праздников | 1 | 13.12 | |
28 | Накануне новогодних праздников. Народные традиции | 1 | 13.12 | |
29 | День рождения старой ели | 1 | 20.12 | |
30 | День рождения старой ели | 1 | 20.12 | |
31 | Будь здоров! | 1 | 27.12 | |
32 | Полезные советы | 1 | 27.12 | |
33 | Люди! Берегите природу! | 1 | 10.01 | |
34 | Правила поведения в лесу | 1 | 10.01 | |
35 | О совести | 1 | 17.01 | |
36 | Чтение и анализ произведений по теме | 1 | 17.01 | |
37 | Учимся быть щедрыми. | 1 | 24.01 | |
38 | Учимся быть щедрыми. Практическое упражнение | 1 | 24.01 | |
39 | Путешествие капельки | 1 | 31.01 | |
40 | Путешествие капельки | 1 | 31.01 | |
41 | Настроение | 1 | 07.02 | |
42 | Несколько способов, которые помогут поднять настроение | 1 | 07.02 | |
43 | Несколько способов, которые помогут поднять настроение | | 14.02 | |
44 | На экономической волне. | 1 | 14.02 | |
45 | Герои произведений имультфильмов, проявившие предприимчивости | 1 | 21.02 | |
46 | Полюбуйся, весна наступает | 1 | 21.02 | |
47 | Наши бабушки | 1 | 28.02 | |
48 | Секреты здоровья | 1 | 28.02 | |
49 | Секреты здоровья | | 14.03 | |
50 | Мини-плакат на тему «Берегите здоровье – жизненную ценность» | 1 | 14.03 | |
51 | Кошки | 1 | 21.03 | |
52 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | 21.03 | |
53 | Приглашение к разговору | 1 | 04.04 | |
54 | Анализ ситуаций | 1 | 04.04 | |
55 | Покуда сердца стучатся | 1 | 11.04 | |
56 | Покуда сердца стучатся | 1 | 11.04 | |
57 | Живи, не требуя награды | 1 | 18.04 | |
58 | Живи, не требуя награды | 1 | 18.04 | |
59 | Учимся шутить | 1 | 25.04 | |
60 | Учимся шутить | | 25.04 | |
61 | Сказки Г.-Х. Андерсена | 1 | 16.05 | |
62 | Сказки Г.-Х. Андерсена | | 16.05 | |
63 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 | 23.05 | |
64 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 | 23.05 | |
66 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | | 30.05 | |
67 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | | 30.05 | |