СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Народная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Народная игрушка"

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Народная игрушка"»

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»






Проектная работа

Тема: « Народная игрушка»











Выполнил:

Слушатель курсов повышения

Квалификации

Ибрагимова Мадина Хафизовна

Воспитатель

место работы МБДОУ Лаишевский детский сад

«Счастливый малыш»

г. Казань – 2014г







Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.  Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Еще видный отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе, где игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Такими игрушками являются куклы в различных национальных костюмах, солдатики в военной форме.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Таким образом, целью проекта является: познакомить детей с русской народной игрушкой.

Задачи:

  • Обучающие: рассказать детям о традициях изготовления кукол на Руси;

  • Познакомить с различными материалами, из которых изготавливали игрушки.

  • Развивающие: развивать мелкую моторику руки; обогащать активный словарный запас.

  • Воспитательные: воспитывать у детей уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям.

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Система воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, была продуманной и многоплановой игрушка. Игрушка воздействовала на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой.  

Современные магазины предлагают широкий выбор разнообразных кукол и других игрушек, но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.





























Педагогические цели: при общении к истокам духовной культуры русского народа: формирование представления о народной игрушке.

Задачи: продолжать знакомить детей с народной игрушкой (дымковской, семеновской, филимоновской); сформировать знания о разнообразии материала, из которого сделаны игрушки: дерево, глина.

Планируемые результаты: знает из чего сделаны матрешки; имеет представление о том, чем матрешка отличается от других игрушек; умеет рассказывать от экологической значимости деревьев.

Интеграция образовательных областей: Познавательное, художественно - эстетическое

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная.

Средство реализации: картинки с изображением матрешек, филимоновских игрушек.

1 Установочное занятие



Цель: Возбудить у детей интерес к истории возникновения кукол.



До прихода детей из игровой комнаты убираются все куклы. Приходя дети замечают их исчезновение. Воспитатель поддерживает интерес детей и интересуется, как изменилось настроение детей с исчезновением кукол, предлагает предположить, почему исчезли куклы. Затем воспитатель привлекает внимание детей к письму: Ребята посмотрите, что это такое? Наверное, в этом письме мы найдём ответ, куда пропали наши куклы.

Детям зачитывается письмо:



Здравствуйте дорогие ребята! Каждый день по вечерам вы уходите домой к своим родителям, а нас оставляете одних в детском саду, и вот нам тоже захотелось навестить своих мам и бабушек, поэтому мы отправились в волшебную страну Кукляндию.

Ваши куклы



Оказывается, наши куклы не пропали и их не украл злой волшебник, они просто поехали в гости к своим родителям! Представляете, ребята у кукол, оказывается, тоже есть родители! А хотите узнать какие родители у наших кукол? Посмотрите, куклы оставили нам их фотографии.

Таких кукол делали давным-давно. Деревянные – расписные, лоскутные, соломенные и даже глиняные – ими играли наши прапрабабушки, когда были ещё совсем маленькими, ведь пластмассовых кукол тогда ещё не было.

А вот такую куклу мы видели совсем недавно. Ребятам предлагается рассмотреть фотографию «Масленицы». Где же мы видели такую куклу? Дети пересказывают сюжет праздника.

Масленица – не простая кукла и делают её совсем не для игры. Кукла «Масленица» – символ злой и холодной Зимы. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое: из зимы в весну.

В честь Масленицы пели величальную песню:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул – перелом, золовкины вечерки, тещины посиделки, и последний, седьмой день – Прощеное

Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома и дерево, олицетворяли силу природы пробуждающейся ото сна. На руки её вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, эти тесёмки должны были сгореть вместе с куклой.

Существовали и другие обрядовые куклы: куклы – берегини, куклы – травницы, куклы – зольницы. Они берегли домашний очаг и защищали человека от злых сил. Эти куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Ребята наверняка у ваших мам и бабушек тоже в детстве были любимые игрушки, узнайте у них, что это были за игрушки, из чего они были сделаны, какие игрушки хранятся у вас в семье?



2 занятие



Цель: знакомить со способом изготовления традиционных лоскутных кукол.

Приходя в группу, дети видят нарядных кукол за кукольным столиком. Воспитатель объясняет детям, что куклы решили поскорее вернуться к ребятам, чтобы они не скучали. Воспитатель предлагает ребятам поздороваться с куклами и рассказать, что они почувствовали, когда куклы пропали и какое настроение у них сейчас.

Когда собираются все дети, воспитатель сообщает, что куклам очень хочется узнать, какие куклы живут у ребят дома, и какие игрушки любили их родители, когда были маленькими. Дети по очереди рассказывают о своих любимых игрушках.

Ребята, а как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы куклы снова не начал скучать по своим «родителям»?

Дети предлагают изготовить традиционных кукол и устроить выставку.

Обсуждается из каких материалов могут быть изготовлены куклы.

Предлагается сделать кукол из лоскутков. Изготовление лоскутных кукол – веснянок способом классической закрутки. Оформление выставки.





3 занятие



Цель занятия: Знакомить детей с традиционной глиняной игрушкой и способом её изготовления



Воспитатель обращает внимание детей на «гостью» – глиняную игрушку, предлагает детям ею полюбоваться, потрогать её, интересуется понравилась ли она детям, предлагает угадать из чего она сделана.

Воспитатель даёт пояснения: это дымковская игрушка родом из города Вятка. Сделана она из глины. Делали глиняные игрушки и в других городах и сёлах, но Дымковская игрушка самая известная. Как вы думаете почему? Чтобы игрушка получилась такой красивой и яркой её сначала лепили руками из сырой глины, затем несколько дней её просушивали и обжигали в печи. Обожженные докрасна игрушки покрывали слоем ослепительно белого мела разведённого в молоке, и только после его высыхания на игрушку наносили разноцветные узоры.

Такая яркая, нарядная игрушка очень украсила бы нашу выставку. Давайте попробуем сами сделать глиняную игрушку. Изготовление игрушки из глины

4 занятие

Организует сюрпризный момент: приносит народные игрушки-дымковскую и семеновскую матрешек.

Загадывает загадку:

Алый шелковый платочек

А внутри секреты есть:

Яркий сарафан в цветочек

Может, три, а может-шесть.

Упирается рука

Разрумянилась немножко…

В деревянные бока.

Это русская…(матрешка).



Предлагает рассмотреть и сравнить филимоновские игрушки и матрешек.

Организует беседу по вопросам:

- Из чего сделаны филимоновские игрушки?

- Чем они отличаются от других игрушек?

- Как они изготавливаются?

Интерактивный метод (проводит игру «Да-нет»)

- Деревья приносят пользу? (Да)

- За деревьями нужно ухаживать? (Да)

- Ломать ветки у дерева-это хорошо? (Нет)

- Рвать листочки с дерева-это плохо? (Да)

- Чем больше деревьев в городе, тем чище воздух? (Да)

- Чистый воздух нужен людям для того, чтобы было крепкое здоровье? (Да)

Проводит игру «Расставь матрешек по росту»

Организует игру «Матрешечка матрешка».



Игра «Матрешечка матрешка».

Ну, ребятки, не зевайте,

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда Вы матрешкой!

(Из детей выбирают трех матрешек. Им повязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).

Эх, матрешечка, матрешка!

На ноги поставили,

Аленький платочек-

Танцевать заставили.

Сарафан в цветочек

Танцуй, сколько хочешь,

Мы тебя кормили,

Выбирай, кого захочешь!

Мы тебя поили,








Заключительная беседа



Цель: обобщение знаний о традициях изготовления кукол, подведение итогов проекта



Детям предлагается полюбоваться на выставку кукол, при этом задаются вопросы:

  • Из чего раньше делали кукол и как их изготавливали?

  • Понравилось ли им самим делать кукол?

  • Какие праздники связаны с изготовлением кукол

  • Для чего раньше использовались куклы?

Ребятам предлагается рассказать, какая из кукол им больше всего понравилась и почему.

В заключение детям предлагается забрать домой сделанных ими кукол.























Список литературы

  1. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2000. - 356 c.

  2. Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. - 1996. - № 8. - С.48-49.

  3. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С.138-140.

  4. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. - М.: Внешторгиздат, 1990. - 48 с.

  5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - С.68-75.

  6. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Элислак, 1995.

  7. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 1999. - С.378-379.

  8. Советская энциклопедия. Т.1 - М., 1991. - С.178-180.

Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998. - 492 c.

    1. http://festival1.1september.ru/articles/417349 - "Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
      http://www.10ruk.ru./obuch.htm - Русская народная игрушка

    2. http://foxi-al.livejournal.com/15962.html - Кукла - помошница хозяйке

    http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол

  1. http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
  2. http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
  3. http://letopisi.ru/index.php/Берегиня народная кукла - Letopisi.ru

  4. http://oxanafa.ru/narkykla/ Народная кукла » Рукоделие и творчество.