Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: « Народная игрушка»
Выполнил:
Слушатель курсов повышения
Квалификации
Ибрагимова Мадина Хафизовна
Воспитатель
место работы МБДОУ Лаишевский детский сад
«Счастливый малыш»
г. Казань – 2014г
Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Еще видный отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе, где игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Такими игрушками являются куклы в различных национальных костюмах, солдатики в военной форме.
Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Таким образом, целью проекта является: познакомить детей с русской народной игрушкой.
Задачи:
Обучающие: рассказать детям о традициях изготовления кукол на Руси;
Познакомить с различными материалами, из которых изготавливали игрушки.
Развивающие: развивать мелкую моторику руки; обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям.
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Система воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, была продуманной и многоплановой игрушка. Игрушка воздействовала на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой.
Современные магазины предлагают широкий выбор разнообразных кукол и других игрушек, но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.
Педагогические цели: при общении к истокам духовной культуры русского народа: формирование представления о народной игрушке.
Задачи: продолжать знакомить детей с народной игрушкой (дымковской, семеновской, филимоновской); сформировать знания о разнообразии материала, из которого сделаны игрушки: дерево, глина.
Планируемые результаты: знает из чего сделаны матрешки; имеет представление о том, чем матрешка отличается от других игрушек; умеет рассказывать от экологической значимости деревьев.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, художественно - эстетическое
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная.
Средство реализации: картинки с изображением матрешек, филимоновских игрушек.
1 Установочное занятие
Цель: Возбудить у детей интерес к истории возникновения кукол.
До прихода детей из игровой комнаты убираются все куклы. Приходя дети замечают их исчезновение. Воспитатель поддерживает интерес детей и интересуется, как изменилось настроение детей с исчезновением кукол, предлагает предположить, почему исчезли куклы. Затем воспитатель привлекает внимание детей к письму: Ребята посмотрите, что это такое? Наверное, в этом письме мы найдём ответ, куда пропали наши куклы.
Детям зачитывается письмо:
Здравствуйте дорогие ребята! Каждый день по вечерам вы уходите домой к своим родителям, а нас оставляете одних в детском саду, и вот нам тоже захотелось навестить своих мам и бабушек, поэтому мы отправились в волшебную страну Кукляндию.
Ваши куклы
Оказывается, наши куклы не пропали и их не украл злой волшебник, они просто поехали в гости к своим родителям! Представляете, ребята у кукол, оказывается, тоже есть родители! А хотите узнать какие родители у наших кукол? Посмотрите, куклы оставили нам их фотографии.
Таких кукол делали давным-давно. Деревянные – расписные, лоскутные, соломенные и даже глиняные – ими играли наши прапрабабушки, когда были ещё совсем маленькими, ведь пластмассовых кукол тогда ещё не было.
А вот такую куклу мы видели совсем недавно. Ребятам предлагается рассмотреть фотографию «Масленицы». Где же мы видели такую куклу? Дети пересказывают сюжет праздника.
Масленица – не простая кукла и делают её совсем не для игры. Кукла «Масленица» – символ злой и холодной Зимы. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое: из зимы в весну.
В честь Масленицы пели величальную песню:
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул – перелом, золовкины вечерки, тещины посиделки, и последний, седьмой день – Прощеное
Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома и дерево, олицетворяли силу природы пробуждающейся ото сна. На руки её вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, эти тесёмки должны были сгореть вместе с куклой.
Существовали и другие обрядовые куклы: куклы – берегини, куклы – травницы, куклы – зольницы. Они берегли домашний очаг и защищали человека от злых сил. Эти куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Ребята наверняка у ваших мам и бабушек тоже в детстве были любимые игрушки, узнайте у них, что это были за игрушки, из чего они были сделаны, какие игрушки хранятся у вас в семье?
2 занятие
Цель: знакомить со способом изготовления традиционных лоскутных кукол.
Приходя в группу, дети видят нарядных кукол за кукольным столиком. Воспитатель объясняет детям, что куклы решили поскорее вернуться к ребятам, чтобы они не скучали. Воспитатель предлагает ребятам поздороваться с куклами и рассказать, что они почувствовали, когда куклы пропали и какое настроение у них сейчас.
Когда собираются все дети, воспитатель сообщает, что куклам очень хочется узнать, какие куклы живут у ребят дома, и какие игрушки любили их родители, когда были маленькими. Дети по очереди рассказывают о своих любимых игрушках.
Ребята, а как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы куклы снова не начал скучать по своим «родителям»?
Дети предлагают изготовить традиционных кукол и устроить выставку.
Обсуждается из каких материалов могут быть изготовлены куклы.
Предлагается сделать кукол из лоскутков. Изготовление лоскутных кукол – веснянок способом классической закрутки. Оформление выставки.
3 занятие
Цель занятия: Знакомить детей с традиционной глиняной игрушкой и способом её изготовления
Воспитатель обращает внимание детей на «гостью» – глиняную игрушку, предлагает детям ею полюбоваться, потрогать её, интересуется понравилась ли она детям, предлагает угадать из чего она сделана.
Воспитатель даёт пояснения: это дымковская игрушка родом из города Вятка. Сделана она из глины. Делали глиняные игрушки и в других городах и сёлах, но Дымковская игрушка самая известная. Как вы думаете почему? Чтобы игрушка получилась такой красивой и яркой её сначала лепили руками из сырой глины, затем несколько дней её просушивали и обжигали в печи. Обожженные докрасна игрушки покрывали слоем ослепительно белого мела разведённого в молоке, и только после его высыхания на игрушку наносили разноцветные узоры.
Такая яркая, нарядная игрушка очень украсила бы нашу выставку. Давайте попробуем сами сделать глиняную игрушку. Изготовление игрушки из глины
4 занятие
Организует сюрпризный момент: приносит народные игрушки-дымковскую и семеновскую матрешек.
Загадывает загадку:
Алый шелковый платочек | А внутри секреты есть: |
Яркий сарафан в цветочек | Может, три, а может-шесть. |
Упирается рука | Разрумянилась немножко… |
В деревянные бока. | Это русская…(матрешка). |
Предлагает рассмотреть и сравнить филимоновские игрушки и матрешек.
Организует беседу по вопросам:
- Из чего сделаны филимоновские игрушки?
- Чем они отличаются от других игрушек?
- Как они изготавливаются?
Интерактивный метод (проводит игру «Да-нет»)
- Деревья приносят пользу? (Да)
- За деревьями нужно ухаживать? (Да)
- Ломать ветки у дерева-это хорошо? (Нет)
- Рвать листочки с дерева-это плохо? (Да)
- Чем больше деревьев в городе, тем чище воздух? (Да)
- Чистый воздух нужен людям для того, чтобы было крепкое здоровье? (Да)
Проводит игру «Расставь матрешек по росту»
Организует игру «Матрешечка матрешка».
Игра «Матрешечка матрешка».
Ну, ребятки, не зевайте,
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда Вы матрешкой!
(Из детей выбирают трех матрешек. Им повязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).
Эх, матрешечка, матрешка! | На ноги поставили, |
Аленький платочек- | Танцевать заставили. |
Сарафан в цветочек | Танцуй, сколько хочешь, |
Мы тебя кормили, | Выбирай, кого захочешь! |
Мы тебя поили, | |
Заключительная беседа
Цель: обобщение знаний о традициях изготовления кукол, подведение итогов проекта
Детям предлагается полюбоваться на выставку кукол, при этом задаются вопросы:
Из чего раньше делали кукол и как их изготавливали?
Понравилось ли им самим делать кукол?
Какие праздники связаны с изготовлением кукол
Для чего раньше использовались куклы?
Ребятам предлагается рассказать, какая из кукол им больше всего понравилась и почему.
В заключение детям предлагается забрать домой сделанных ими кукол.
Список литературы
Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2000. - 356 c.
Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. - 1996. - № 8. - С.48-49.
Макамчук В.М. Из истории русской игрушки // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С.138-140.
Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. - М.: Внешторгиздат, 1990. - 48 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - С.68-75.
Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Элислак, 1995.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 1999. - С.378-379.
Советская энциклопедия. Т.1 - М., 1991. - С.178-180.
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998. - 492 c.
http://festival1.1september.ru/articles/417349 - "Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://www.10ruk.ru./obuch.htm - Русская народная игрушка
http://foxi-al.livejournal.com/15962.html - Кукла - помошница хозяйке
http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол - http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
- http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
http://letopisi.ru/index.php/Берегиня народная кукла - Letopisi.ru
- http://oxanafa.ru/narkykla/ Народная кукла » Рукоделие и творчество.