СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004 года). Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников. 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку в 8 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), Примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. Изучение курса реализуется через учебник «Русский язык. 8 класс» М.М.Разумовской(2013). Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год (приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №2080 от 24.12.2010г).

Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.




ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ


По словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

По лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

По синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной.

По пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.





Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 102 час, в IХ классе – 70 час.

По учебному плану школы на 2014-2015 учебный год на изучение русского языка в 8 классе выделено 144 ч, 4 часа в неделю, 36 учебных недель.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч.)

Речь (32ч)

Русский язык в семье славянских языков. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи особенности строения устных и письменных публицистических высказываний. Композиционные формы. Деловые бумаги.


Основные умения: Находить репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя. Пересказывать тексты художественного и публицистического стиля. Вести репортаж на заданную тему. Писать автобиографию. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.


Трудные случаи правописания (на основе изученного) (7ч.)


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (97ч).


Словосочетание и предложение (5ч)


Понятие о словосочетании. Строение словосочетания. Способы связи слов в словосочетании. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Построение словосочетаний с разными видами связи. Интонация побудительных и восклицательных предложений. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. (21ч.)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определения согласованные и несогласованные. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот.

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Синонимика составных сказуемых. Обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах. Стилистическая роль сравнительных оборотов.

Односоставные предложения (16ч.)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего и в форме сказуемого. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Употребление неполных предложений в разговорной и в книжной речи.

Предложения с однородными членами (20ч).

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Правильное построение предложений с составными союзами. Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями (12ч).

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращениях. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Синонимика вводных слов. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами (17ч).

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Правильное построение предложений с обособленными членами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь (6ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонационное выделение слов автора. Замена прямой речи косвенной.


Резервные часы. Обобщение и повторение(7ч.)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.


144 часа в год 4 часа в неделю 36 учебных недель


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности

Формы контроля


Введение (1ч)




1

Русский язык в семье славянских народов.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Комплекс­ный анализ текста


Трудные случаи правописания (на основе изученного)


(7ч. +3 ч. речь)


2

РР. Разновидности речи. Стили речи. Повторение.

1

Комбинированный урок

Анализ текстов

3

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Комбинированный урок

Объясни­тельный диктант, выполнение упражнений

4

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Урок-практикум

Выполнение упражнений Тематический тест

5

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Урок-практикум

Выполнение упражнений, раздаточный материал

6

Употребление дефиса.

1

Урок-практикум

Объясни­тельный диктант

7

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и их омонимов.

1

Комбинированный урок

Словарный диктант, раздаточный материал

8

Контрольная работа №1. Диктант «Путешествие на вершину горы» по теме «Повторение».

1

Урок про­верки

знаний

Диктант

«Путешествие на вершину горы»

9

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок кор­рекции знаний

Словарный диктант, выполнение упражнений

10

11

РР. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Повторение. РР

2

Комбинированный урок

Беседа, выполнение упражнений


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ





Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5ч)




12

Словосочетание.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Беседа, выполнение упражнений

13

Виды связи в словосочетании.

1

Комбинированный урок

Выполнение тренировочных упражнений

14

Употребление словосочетаний в речи.

1

Урок-практикум

Выполнение упражнений.

Контроль усвоения. Тест.

15

Предложение и его типы.

1

Комбинированный урок

Беседа, выполнение упражнений

16

Интонация простого предложения.

1

Комбинированный урок

Выполнение упражнений, раздаточный материал


Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (21 ч. + 5 ч. – речь)




17

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Беседа, выполнение упражнений

18-19

20

РР. Контрольная работа №2. Р.р. Изложение «Как я покупал собаку».

Анализ изложения. РР

2


1

Урок про­верки знаний

Урок кор­рекции знаний

Изложение

Творческая работа, комплексный анализ текста

21-22

Сказуемое и способы его выражения.

2

Уроки изуче­ния нового мате­риала

Беседа, выполнение упражнений

23-24

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Комбинированные уроки

Комплекс­ный анализ текста, тесты

25

Правила согласования главных членов предложения.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Выполнение тренировочных упражнений

26

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

Комбинированный урок

Беседа, выполнение упражнений

27-28

Определение. Приложение.

2

Уроки-практикумы

Беседа, выполнение упражнений, тесты

29-30

Дополнение как второстепенный член предложения

Прямое и косвенное дополнение

2

Комбинированные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

31-32

Обстоятельство как второстепенный член предложения

Разряды обстоятельств по значению.

2

Комбинированные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

33-34

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

2

Уроки-практикумы

Комплекс­ный анализ текста

Контроль усвоения. Тест.

35-36

Контрольная работа №3 . Диктант «В лесу» по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Анализ контрольного диктанта.

2

Урок про­верки знаний

Урок кор­рекции знаний

Диктант

«В лесу»

37

Порядок слов в предложении.

1

Комбинированный урок

Беседа, выполнение упражнений

38

Определения и приложения.

1

Комбинированный урок

Выполнение тренировочных упражнений

39

Дополнения и обстоятельства.

1

Комбинированный урок

Выполнение тренировочных упражнений

40

Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Урок-практикум

Комплекс­ный анализ текста

41

42

РР. Репортаж.

2

Комбинированные уроки

Выполнение упражнений, раздаточный материал


Односоставные предложения (16ч+ 7ч. – речь)




43

Виды односоставных предложений.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Беседа, выполнение упражнений

44-45

Определенно-личные предложения.

2

Комбинированные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

46-47

48

РР. Контрольная работа №4 Изложение с элементам сочинения «Царскосельский лицей».

РР. Анализ изложения.

2


1

Урок про­верки знаний

Урок кор­рекции знаний

Изложение

«Царскосельский лицей».

Творческая работа

49-50

Неопределенно-личные предложения.

Форма сказуемого в неопределённо – личном предложении.

2

Ком­бини­рованный урок

Уроки-прак­тикумы

Выполнение тренировочных упражнений, тесты

51

52

Обобщенно-личные предложения.

2

Ком­бини­рованный урок


Уроки-прак­тикумы

Беседа, выполнение упражнений. Работа с раздаточным материалом

53

54


Безличные предложения.

Форма сказуемого в безличном предложении


2

Ком­бини­рованные уроки


Урок-прак­тикум

Выполнение тренировочных упражнений, тесты


55

56

Назывные предложения.


2

Ком­бини­рованный урок

Беседа, выполнение упражнений

57

Односоставные предложения и их употребление в речи.

1

Ком­бини­рованный урок

Выполнение тренировочных упражнений

58

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

1

Урок-прак­тикум

Выполнение упражнений, раздаточный материал

59

Тестовый контроль по теме «Односоставные предложения».

1

Урок проверки знаний

Тесты

60

61

62

РР. Контрольная работа №5. Сочинение по картине А.А.Рылова «Домик с красной крышей».

Анализ сочинения

2


1

Урок про­верки знаний

Урок кор­рекции знаний

Сочинение

Творческая работа

63

РР. Статья в газету.

1

Ком­бини­рованный урок

Выполнение упражнений, раздаточный материал

64-65

Неполные предложения.

Тире в неполном предложении.

2

Ком­бини­рованные уроки

Беседа, выполнение упражнений


Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами (20ч. + 3ч. – речь)




66-67

Какие члены предложения являются однородными.

2

Ком­бини­рованные уроки

Беседа, выполнение упражнений

68

Как связаны между собой однородные члены предложения.

1

Урок-прак­тикум

Выполнение тренировочных упражнений

69-70-71

Сочинительная связь между однородными членами

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Сочинительные союзы в простом и сложном предложениях.

3

Ком­бини­рованные уроки



Урок-прак­тикум

Выполнение тренировочных упражнений

Тесты

72-73

Средства связи между однородными членами предложения.

Что не является однородными членами

2

Ком­бини­рованные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

74-75-76

Однородные определения.

Неоднородные определения.

Определения – эпитеты.

3

Ком­бини­рованные уроки

Урок-прак­тикум

Беседа, выполнение упражнений. Работа с раздаточным материалом

77-78

Различие однородных и неоднородных определений

2

Комбинированные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

79-80-81

РР. Контрольная работа №6. Изложение «Байкал».

Анализ изложения.

2


1

Урок про­верки

знаний

Изложение

Творческая работа

82-83-84

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Интонационная особенность предложений с обобщающим словом

2


1

Ком­бини­рованные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

85-86

Обобщение по теме «Однородные члены предложения».

Тематическое тестирование.

2

Уроки-практикумы

Комплекс­ный анализ текста


Тесты

87-88

Контрольная работа №7. Диктант «Взаимная любовь» по теме «Однородные члены предложения». Анализ контрольного диктанта.

2

Урок про­верки знаний

Урок кор­рекции знаний

Диктант


Словарный диктант, тесты


Предложения с обращениями, вводными словами, конструкциями, междометиями)


(12ч.+3ч.- речь)


89-90

Предложения с обращениями.

Выделение обращений знаками препинания.

2

Ком­бини­рованные уроки

Беседа, выполнение упражнений

91

92

Предложения с вводными конструкциями.

Значения вводных слов и словосочетаний.

1

Ком­бини­рованный урок

Выполнение тренировочных упражнений

93

Вводные слова и омонимичные конструкции.

1

Ком­бини­рованный урок

Выполнение тренировочных упражнений

94

95

Предложения с вводными конструкциями (обобщение). Тематические тесты.

2

Уроки-прак­тикумы

Комплексный анализ текста. Тесты.

96

97

Какие слова не являются вводными.

Предложения с вставными конструкциями.

2

Уроки-прак­тикумы

Выполнение тренировочных упражнений

98

99

100

РР. Контрольная работа №8. Изложение


Анализ изложения.

2


1

Урок про­верки

знаний

Изложение

Творческая работа

101

102

Предложения с междометиями

Предложения со словами ДА, НЕТ.

2

Ком­бини­рованный урок

Беседа, выполнение упражнений

103

Контрольная работа №9. Диктант «Дом Чайковского» по теме «Простое осложненное предложение».

1

Урок про­верки

знаний

Диктант

104

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок кор­рекции знаний

Выполнение упражнений, раздаточный материал


Предложения с обособленными членами


(17ч. + 9ч.-речь)


105

Обособление второстепенных членов предложения.

1

Ком­бини­рованный урок

Выполнение тренировочных упражнений

106

107

Обособленные определения

2

Ком­бини­рованные уроки

Беседа, выполнение упражнений

108

109

Обособленные приложения. Дефис между одиночным приложением и определяемым словом.

2

Ком­бини­рованные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

110

111

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения». Тематическое тестирование.

2

Уроки-практикумы

Выполнение упражнений, раздаточный материал. Тесты.

112

Контрольная работа №10. Диктант по теме «Обособление определений и приложений».

1

Урок про­верки знаний

Диктант

113

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок кор­рекции знаний

Беседа, выполнение упражнений, словарный диктант

114

115

Обособленные обстоятельства.


2

Ком­бини­рованные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

116

Какие обстоятельства не обособляются.

1

Урок-практикум

Выполнение упражнений, раздаточный материал

117

Уточняющие члены предложения.


1

Ком­бини­рованные уроки

Выполнение тренировочных упражнений

118

119

Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства и уточняющие члены». Тематическое тестирование.

2

Уроки-практикумы

Выполнение упражнений, раздаточный материал. Тесты.

120

Контрольный диктант №11 по теме «Обособление обстоятельств».

1

Урок про­верки знаний


Диктант №6.

121

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок кор­рекции знаний

Беседа, выполнение упражнений, тест

122

123

РР. Портретный очерк.

Составные части портретного очерка.

2

Урок раз­вития речи

Выполнение упражнений, раздаточный материал

124

125

126

РР. Контрольная работа №12. Сочинение по картине Б.М. Кустодиев «Ф. Шаляпин»

Анализ сочинения.

2


1

Урок про­верки знаний


Урок кор­рекции знаний

Сочинение

127

РР. Портретный очерк.

1

Урок раз­вития речи

Комплекс­ный анализ текста

128-129

РР. Контрольная работа №13. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием.

2


Урок раз­вития речи

Изложение «Сергей Рахманинов»

Творческая работа

130

РР. Анализ изложения

1

Урок раз­вития речи

Анализ текстов и речевых ошибок


Прямая и косвенная речь (6ч)+ 2ч речь




131

Прямая и косвенная речь.

2

Ком­бини­рованные уроки

Беседа, выполнение упражнений

132

Оформление прямой речи на письме.

1


Ком­бини­рованный урок

Выполнение тренировочных упражнений

133

Диалог.

1

Ком­бини­рованный урок

Беседа, выполнение упражнений

134

135

РР. Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» с элементами диалога.

Анализ сочинения.

2

Урок про­верки знаний


Урок кор­рекции знаний


136

Косвенная речь.

1


Ком­бини­рованный урок

Беседа, выполнение упражнений

137

Цитаты и их оформление на письме.

1

Ком­бини­рованный урок

Выполнение тренировочных упражнений


Обобщение и повторение (7ч.)




138

139

Обобщающие уроки по курсу русского языка в 8 классе: виды словосочетаний, способы выражения главных членов предложения, виды односоставных предложений, обособленные члены предложения, трудные случаи орфографии

2

Уроки-практикумы

Беседа.

Выполнение упражнений, раздаточный материал

Тесты

140

141

Контрольная работа №14. Диктант «Петербургская ночь».

2

Урок про­верки знаний

Диктант с дополнительными заданиями

142

Анализ итогового контрольного диктанта.

1

Урок кор­рекции знаний

Выполнение упражнений, раздаточный материал

143

Итоговое тестирование за курс 8 класса

1

Урок про­верки знаний

Тесты в форме ГИА

144

Анализ тестовых работ. Подведение итогов.

1

Урок кор­рекции знаний



Всего часов – 144 ч.