Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения), 2010г.; базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год; примерных программ по учебным предметам, 2010г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; программы по окружающему миру (авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая) образовательной системы «Перспектива».
на учащихся 4 класса.
В соответствии с БУП курс окружающего изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Мы – граждане единого Отечества 10ч. 10ч. 10ч.
По родным просторам 24ч. 24ч. 24ч.
Путешествие по Реке времени 29ч. 29ч. 29ч.
Мы строим будущее России 5ч. 5ч. 5ч.
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
-исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-государственную символику и государственные праздники современной России ; что такое Конституция; основные права ребёнка.
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животные, которые наиболее характерны для луга, леса, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
№ урока | Дата проведения урока | Содержание ( тема урока ) | Планируемые результаты |
-
| 04.09 | Мы – граждане единого Отечества (10ч.) Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. ИОТ – 049 – 2003. Общество – это мы! Различные типы сообществ и общественных групп. | Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважение к своему народу, к своей Родине. |
-
| 06.09 | Российский народ как общество граждан, связанных едиными целями и интересами. Государственный язык. Символика России. | Характеризовать символику России. Оформлять календарь памятных дат. Уважение к своему народу, к своей Родине. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. |
-
| 11.09 | Конституция России. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре. | Различать права и обязанности гражданина. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
-
| 13.09 | Права ребенка. Декларация прав ребенка ООН. | Учиться употреблять специальную лексику документов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 18.09 | Государственное устройство России. Президент РФ – глава государства. Три ветви государственной власти. | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 20.09 | Российский союз равных. Особенности субъектов РФ как независимой демократической республики и Конституции страны. | Характеризовать особенности субъектов в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Уважение к своему народу, к своей Родине. |
-
| 25.09 | Государственная граница России. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Ближайшие соседи России в мире. Практическая работа с картой России по теме: «Государственная граница России». | По карте определять границы России на суше и море, называть сопредельные страны. Уважение к своему народу, к своей Родине. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
-
| 27.09 | Путешествие за границу России. Путешествие в Беларусь и Монголию. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
-
| 04.10 | Сокровища России и их хранители. Родные языки и творчество народов как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. | Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 09.10 | Творческий союз. Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обращения. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России. | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры своего края. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 11.10 | По родным просторам (24ч.) Карта – наш экскурсовод. Физическая карта России. Общее представление о природе России. | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 16.10 | По равнинам и по горам. Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Практическая работа по теме: «Демонстрация гор и равнин на карте России». | Учиться показывать горы и равнины на карте России. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 18.10 | По равнинам и по горам. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края. | Характеризовать крупнейшие горы и равнины России. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 23.10 | В поисках подземных кладовых. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Практическая работа по теме: «Определение полезных ископаемых с помощью атласа – определителя» | Изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 25.10 | В поисках подземных кладовых. Нефть и природных газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым. | Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 30.10 | Наши реки. Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Работа с Физической картой России. Части реки. | Раскрывать значение рек в жизни людей. Находить реки на физической карте России. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 01.11 | Наши реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны. Работа с Физической картой России. Правила поведения на воде. | Находить реки на физической карте России. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
-
| 13.11 | Озера – краса Земли. Озера России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Работа с Физической картой России. | Находить озера на физической карте России. Раскрывать значение озер в жизни людей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 15.11 | Озера – краса Земли . Разнообразие озер России. Крупнейшие и наиболее известные озера нашей страны. Работа с Физической картой России. | Различать озёра и моря по существенному признаку. Находить на физической карте России. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
-
| 20.11 | По морским просторам. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам. Роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей. | Различать озёра и моря по существенному признаку. Находить на физической карте России. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 22.11 | С севера на юг. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. | Сравнивать физическую карту России и карту природных зон России. Определять по карте природные зоны России. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) |
-
| 27.11 | С севера на юг. Природные зоны России. Практическая работа по теме: «Определение природных зон России по карте природных зон России.» Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. | Определять по карте природные зоны России. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
-
| 29.11 | В ледяной пустыне. Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
-
| 04.12 | В холодной тундре. Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в зоне тундры. Оленеводство – основное занятие северных народов. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
-
| 06.12 | Среди лесов. Лесотундра как зона между тундрой и лесами. Природные условия, растительный и животный мир. | Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 11.12 | Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Экологические связи в лесных сообществах. | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 13.12 | В широкой степи. Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в зоне степей. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
-
| 18.12 | В жаркой пустыне. Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в пустынном сообществе. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 20.12 | У теплого моря. Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в природе этих мест. Город – курорт Сочи – главная здравница страны, столица Олимпиады 2014 года. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
-
| 25.12 | Мы – дети родной земли. Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от природных зон обитания. Ландшафт, флора и фауна родного края в загадках, сказках, местных названиях. | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 27.12 | В содружестве с природой. Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. | Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 15.01 | Как сберечь природу России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. | Понимать роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
-
| 17.01 | По страницам Красной книги. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. | Понимать необходимость охраны растительного и животного мира. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 22.01 | По заповедникам и национальным паркам России. Их вклад в охрану природы страны. Тестирование по теме: «Природные зоны России» | Понимать необходимость охраны растительного и животного мира. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 24.01 | Путешествие по Реке времени (29ч.) В путь по Реке времени. Особенности устной памяти о далеком прошлом. Два значения понятия истории. Роль и место Геродота и летописца Нестора. | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. . Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 29.01 | Путешествуем с археологами. Особенности работы археологов. Археологические находки. | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и местном музее. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 31.01 | В путь по страницам летописи. «Повесть временных лет» - древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно – европейской равнине. | Знать и уметь объяснять названия древних племен. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 05.02 | Истоки Древне Руси. Древние торговые пути. Древнерусское государство. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
|
-
| 07.02 | Мудрый выбор. Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
|
-
| 12.02 | Мудрый выбор. Крещение Руси. Принятие единой славянской письменности. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Знать историю книгопечатания на Руси. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
|
-
| 14.02 | Наследница Киевской Руси. Роль русских князей в расширении границ Древнерусского государства. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
|
-
| 19.02 | Москва – преемница Владимира. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
|
-
| 21.02 | Москва – преемница Владимира. Объединение войск русских княжеств на Куликовом поле. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
|
-
| 26.02 | Начало Московского царства. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления Ивана III. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
|
-
| 28.02 | Начало Московского царства. Деятельность Ивана Грозного – первого царя Московской Руси. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
-
| 05.03 | Подвижники Руси и землепроходцы. Деяния соотечественников в XVI – XVII вв. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
-
| 07.03 | На пути к единству. События Смутного времени в жизни страны. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
-
| 12.03 | Начало Российской империи. Санкт- Петербург – новая столица обновлённой России. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 14.03 | «Жизнь - Отечеству, честь – никому!». Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Знать историю развития образования на Руси. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
-
| 19.03 | Отечественная война 1812 года. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец. | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
-
| 21.03 | Отечественная война 1812 года. Деятельность военно-патриотических клубов современной России. | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. |
-
| 02.04 | Великий путь. Российская империя в XIXв. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог. | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 04.04 | Золотой век театра и музыки. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерватории. ИКТ Прослушивание арий в исполнении Ф.И. Шаляпина. | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
-
| 09.04 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
-
| 11.04 | В поисках справедливости. Россия вступает в XX век. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 16.04 | Век бед и побед. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 18.04 | «Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны. Внезапное нападение фашистской Германии. Блокада Ленинграда. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
-
| 23.04 | «Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны. Битва за Москву. Курская дуга. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 25.04 | «Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
-
| 30.04 | Трудовой фронт России. Эвакуация промышленных предприятий. Сохранение культурного наследия. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
-
| 07.05 | «Нет в России семьи такой…» семейная память – основа исторической памяти народа. | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
-
| 14.05 | После великой войны. Восстановление разрушенной войной народного хозяйства. | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
-
| 16.05 | Достижения 1950 – 1070-х гг. достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте. | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
-
| 21.05 | Мы строим будущее России (5ч.) Современная Россия. Особенности периода перестройки, образование РФ. | Характеризовать особенности жизни нашей страны в период перестройки. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
65. | 23.05 | «Хороша честь, когда есть, что есть». Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. | Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
66. | 24.05 | Умная сила России. Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране – важнейшая задача нашего времени. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
67. | 28.05 | Светлая душа России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России. | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
68. | 30.05 | Начни с себя! Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. | Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Понимать точку зрения другого Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. |