СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 4 класс по окружающему миру УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс А

Образовательная система «Перспектива»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 4 класс по окружающему миру УМК "Перспектива"»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

начальная общеобразовательная школа №12


«Принято»

на педагогическом совете

Протокол №_______

от «___»_____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУНОШ №12

_____________ Мысина Н.А.

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОНОШ № 12

Лаврухина Н.А.

Приказ № _______

от «___»_____________2013 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


4 класс А



Образовательная система «Перспектива»












Составила:

учитель начальных классов

Сазонова С.В.



2013г.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО Руководитель ШМО __________Сазонова С.В. Протокол №_____от________2013г



Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения), 2010г.; базисного учебного плана на 2013 – 2014 учебный год; примерных программ по учебным предметам, 2010г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; программы по окружающему миру (авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая) образовательной системы «Перспектива».

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской и ориентирована

на учащихся 4 класса.

В соответствии с БУП курс окружающего изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

  • развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Задачи.

За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

      Принципы:
      — принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
      — принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
      — принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
      — принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
      — принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
      — принцип ценностного подхода.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Распределение материала на учебный год


по по базисному учебному плану фактически

программе будет

выдано

федеральный

компонент



Мы – граждане единого Отечества 10ч. 10ч. 10ч.


По родным просторам 24ч. 24ч. 24ч.


Путешествие по Реке времени 29ч. 29ч. 29ч.


Мы строим будущее России 5ч. 5ч. 5ч.



Итого 68ч. 68ч. 68ч.



Таблица тематического распределения часов



Раздел


Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Мы – граждане единого Отечества

Итого: 11ч

Итого: 11ч

2.

По родным просторам

18ч

18ч

Итого: 24ч

Итого: 24ч

3.

Путешествие по Реке времени

17ч

17ч

Итого: 25ч

Итого: 25ч

4.

Мы строим будущее России

Итого: 8ч

Итого:

Всего:

47ч

21ч

47ч

21ч

Итого:

68ч

68ч








Требования к уровню подготовки учащихся

к концу четвертого года обучения


Обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, карта, план местности);

- названия океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе;

-исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

-важнейшие события и великих людей отечественной истории;

-государственную символику и государственные праздники современной России ; что такое Конституция; основные права ребёнка.

Обучающиеся должны уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животные, которые наиболее характерны для луга, леса, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-приводить примеры народов России;

-владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.















Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся



Учебно-методическое обеспечение для учителя


  1. Примерные программы по учебным предметам, 2010г.

  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2013. М. Просвещение. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.

  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2013. М. Просвещение. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.




Учебно-методическое обеспечение для учащихся


  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2013. М. Просвещение. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.

  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2013. М. Просвещение. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.






















Календарно-тематический план


№ урока

Дата проведения урока


Содержание ( тема урока )


Планируемые результаты

04.09

Мы – граждане единого Отечества (10ч.)


Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. ИОТ – 049 – 2003.

Общество – это мы! Различные типы сообществ и общественных групп.

Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважение к своему народу, к своей Родине.

06.09

Российский народ как общество граждан, связанных едиными целями и интересами. Государственный язык. Символика России.

Характеризовать символику России. Оформлять календарь памятных дат. Уважение к своему народу, к своей Родине. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.


11.09

Конституция России. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.

Различать права и обязанности гражданина. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

13.09

Права ребенка. Декларация прав ребенка ООН.

Учиться употреблять специальную лексику документов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

18.09

Государственное устройство России. Президент РФ – глава государства. Три ветви государственной власти.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


20.09

Российский союз равных. Особенности субъектов РФ как независимой демократической республики и Конституции страны.

Характеризовать особенности субъектов в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Уважение к своему народу, к своей Родине.

25.09

Государственная граница России. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Ближайшие соседи России в мире. Практическая работа с картой России по теме: «Государственная граница России».

По карте определять границы России на суше и море, называть сопредельные страны. Уважение к своему народу, к своей Родине.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

27.09

Путешествие за границу России. Путешествие в Беларусь и Монголию.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

04.10

Сокровища России и их хранители. Родные языки и творчество народов как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов.

Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


09.10

Творческий союз. Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обращения. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России.

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры своего края. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


11.10

По родным просторам (24ч.)


Карта – наш экскурсовод. Физическая карта России. Общее представление о природе России.

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


16.10

По равнинам и по горам. Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Практическая работа по теме: «Демонстрация гор и равнин на карте России».

Учиться показывать горы и равнины на карте России. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).


18.10

По равнинам и по горам. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края.

Характеризовать крупнейшие горы и равнины России. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


23.10

В поисках подземных кладовых. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Практическая работа по теме: «Определение полезных ископаемых с помощью атласа – определителя»

Изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

25.10

В поисках подземных кладовых. Нефть и природных газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


30.10

Наши реки. Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Работа с Физической картой России. Части реки.

Раскрывать значение рек в жизни людей. Находить реки на физической карте России. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


01.11

Наши реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны. Работа с Физической картой России. Правила поведения на воде.

Находить реки на физической карте России. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



13.11

Озера – краса Земли. Озера России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Работа с Физической картой России.

Находить озера на физической карте России. Раскрывать значение озер в жизни людей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

15.11

Озера – краса Земли . Разнообразие озер России. Крупнейшие и наиболее известные озера нашей страны. Работа с Физической картой России.

Различать озёра и моря по существенному признаку. Находить на физической карте России. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


20.11

По морским просторам. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам. Роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.

Различать озёра и моря по существенному признаку. Находить на физической карте России. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


22.11

С севера на юг. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг.

Сравнивать физическую карту России и карту природных зон России. Определять по карте природные зоны России. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.)


27.11

С севера на юг. Природные зоны России. Практическая работа по теме: «Определение природных зон России по карте природных зон России.» Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.

Определять по карте природные зоны России. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.) Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.



29.11

В ледяной пустыне. Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

04.12

В холодной тундре. Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в зоне тундры. Оленеводство – основное занятие северных народов.

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


06.12

Среди лесов. Лесотундра как зона между тундрой и лесами. Природные условия, растительный и животный мир.

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


11.12

Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Экологические связи в лесных сообществах.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

13.12

В широкой степи. Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в зоне степей. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

18.12

В жаркой пустыне. Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в пустынном сообществе.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


20.12

У теплого моря. Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир. Экологические связи в природе этих мест. Город – курорт Сочи – главная здравница страны, столица Олимпиады 2014 года.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

25.12

Мы – дети родной земли. Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от природных зон обитания. Ландшафт, флора и фауна родного края в загадках, сказках, местных названиях.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

27.12

В содружестве с природой. Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири.

Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


15.01

Как сберечь природу России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России.

Понимать роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

17.01

По страницам Красной книги. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.

Понимать необходимость охраны растительного и животного мира. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


22.01

По заповедникам и национальным паркам России. Их вклад в охрану природы страны. Тестирование по теме: «Природные зоны России»

Понимать необходимость охраны растительного и животного мира. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


24.01

Путешествие по Реке времени (29ч.)


В путь по Реке времени. Особенности устной памяти о далеком прошлом. Два значения понятия истории. Роль и место Геродота и летописца Нестора.




Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. . Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.



29.01

Путешествуем с археологами. Особенности работы археологов. Археологические находки.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и местном музее. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


31.01

В путь по страницам летописи. «Повесть временных лет» - древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно – европейской равнине.

Знать и уметь объяснять названия древних племен. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


05.02

Истоки Древне Руси. Древние торговые пути. Древнерусское государство.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.




07.02

Мудрый выбор. Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.




12.02

Мудрый выбор. Крещение Руси. Принятие единой славянской письменности.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Знать историю книгопечатания на Руси. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.




14.02

Наследница Киевской Руси. Роль русских князей в расширении границ Древнерусского государства.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.




19.02

Москва – преемница Владимира. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.




21.02

Москва – преемница Владимира. Объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.




26.02

Начало Московского царства. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления Ивана III.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.




28.02

Начало Московского царства. Деятельность Ивана Грозного – первого царя Московской Руси.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


05.03

Подвижники Руси и землепроходцы. Деяния соотечественников в XVI – XVII вв.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


07.03

На пути к единству. События Смутного времени в жизни страны.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


12.03

Начало Российской империи. Санкт- Петербург – новая столица обновлённой России.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


14.03

«Жизнь - Отечеству, честь – никому!». Деятельность великих соотечественников в послепетровское время.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Знать историю развития образования на Руси. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


19.03

Отечественная война 1812 года. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


21.03

Отечественная война 1812 года. Деятельность военно-патриотических клубов современной России.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.


02.04

Великий путь. Российская империя в XIXв. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог.

Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


04.04

Золотой век театра и музыки. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерватории. ИКТ Прослушивание арий в исполнении Ф.И. Шаляпина.

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

09.04

Расцвет изобразительного искусства и литературы. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

11.04

В поисках справедливости. Россия вступает в XX век.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


16.04

Век бед и побед. СССР в период до начала Великой Отечественной войны.

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


18.04

«Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны. Внезапное нападение фашистской Германии. Блокада Ленинграда.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


23.04

«Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны. Битва за Москву. Курская дуга.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


25.04

«Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


30.04

Трудовой фронт России. Эвакуация промышленных предприятий. Сохранение культурного наследия.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; выдающихся людей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).


07.05

«Нет в России семьи такой…» семейная память – основа исторической памяти народа.

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


14.05

После великой войны. Восстановление разрушенной войной народного хозяйства.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


16.05

Достижения 1950 – 1070-х гг. достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


21.05

Мы строим будущее России (5ч.)


Современная Россия. Особенности периода перестройки, образование РФ.




Характеризовать особенности жизни нашей страны в период перестройки. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


65.

23.05

«Хороша честь, когда есть, что есть». Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.



66.

24.05

Умная сила России. Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране – важнейшая задача нашего времени.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.


67.

28.05

Светлая душа России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


68.

30.05

Начни с себя! Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Понимать точку зрения другого

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.









21