СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуально-ориентированная программа по письму и развитию речи составлена для обучающегося с глубокой умственной отсталостью, с организацией обучения на дому. При планированнии учитывалась сложная структура дефекта: умственная отсталость и детский церебральный паралич. Содержание уроков предполагает совместную работу учителя и обучающегося, так как самостоятельно руками действовать ребенок не может.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 4 класс.»

Индивидуально-ориентированная рабочая программа для ученика 4 класса, с организацией обучения на дому.


ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(34 ч. в год; 1 ч. в неделю)


Пояснительная записка


Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-П от 10.04.2002 г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр …, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от __________________ 2013 г.


Цели курса:

Развитие движений пальцев и кисти рук.

Задачи курса:

-уточнение и развитие зрительного восприятия;

-развитие речевого слуха;

-освоение жестовых игр;

-обеспечение условий для практического общения.

Базовые ценности:

Семья будет реализовываться через темы: «Папина буква».

Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Важная буква».

Природа будет реализовываться через темы: «Урок-игра «Жуки».

Обоснование программы:

Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками: чтения и развитие речи, развитие устной речи на основе изучений предметов и явлений окружающей действительности.

Простейшие объяснения способствуют коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьника.

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.

Формы и методы работы:

по способам подачи речевого материала:

-репродуктивный (выполнение системы упражнений);

по источнику знаний:

-практические (упражнения тренировочные, коррекционные);

-игры дидактические и жестовые;

-наглядные (иллюстративные, натуральные);

-словесные (слово, рассказ учителя);

Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации умственно отсталого ребенка:

-рецептивного (понимание);

-организующего (выявление связей и отношений между предметами и словами);


Требования к результату:

Личностный результат:

-сформированность отношения к себе как ученику;

-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.

Метапредметный результат:

-умение эмоционально проявлять себя в процессе жестовых игр и коррекционных упражнений;

Предметный результат:

-умение узнавать окружающие предметы,

-умение слушать короткую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-умение выдавать ответные звуковые и эмоциональные реакции.


Предметная составляющая


Отлично

«5»

Хорошо

«4»

Удовлетвори-тельно

«3»

Неудовлетвори-тельно

«2»

П

О

Н

И

М

А

Е

Т

Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет.

Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя.

Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает.

Обращённую речь и инструкцию не понимает.





Таблично-графическая схема рабочей программы по письму.



Раздел

Цель раздела

Задачи раздела

Ожидаемый результат


Развитие тактильного восприятия.



Усвоение рукописного начертания букв: п,т,и,з,в,ж,б,г,д,е,ю,

ё,ц,ч,щ,ф,э.


Развитие мелкой моторики.




Написание букв с помощью учителя.


Развитие зрительного восприятия.



Развитие внимания.

Эмоционально откликаться на совместные действия с учителем.


Уметь удерживать кусок мела в руке.




Письмо и развитие речи (9 ч.) I четверть

Тема

Содержание


1.Развитие тонкой моторики рук.

Работа с сухими бассейнами.

Упражнения с массажными кольцами, шариками, валиками.


2. Развитие зрительного восприятия.

Рисуночное письмо. Работа с контурными рисунками.

Соотнесение с реальными предметами: мяч, кубик.

3. Развитие тактильного восприятия.

Игры на распознавание мягкого-твердого,

теплого-холодного.


4.Развитие пространственной ориентировки.

Определим начало, конец, верх, низ листа.

Работа с разрезной картинкой из двух частей: посмотри, как я сложу.

5.Развитие умения удерживать мелок.

Рисование мелками разного цвета на листе бумаги с помощью учителя (рука в руке). Называние цвета, линии – прямая, волнистая, точки.

6.Рисование прямых линий.

Совместная деятельность: рисование мелом прямых линий.

7.Штриховка контурных рисунков.

Работа мелом: заштрихуем квадраты, круги. Называние цвета мелков.

8.Развитие движений пальцев рук.

Совместная деятельность: рисование кругов, прямых и волнистых линий.

9.Игра «Папина буква».

Раскрасим букву мелом.

Эта буква большая, раскрасим синим мелом, эта маленькая – красным.




Письмо и развитие речи (7 ч.) II четверть


Тема

Содержание


1.Складывание буквы «П» из палочек.

Упражнение «Геометрические фигуры».

Работа с палочками.

2. Письмо по трафарету: буква «Т».

Раскрасим буквы мелом.

Эта буква большая, раскрасим синим мелом, эта маленькая – красным.

3. Складывание буквы «Т» из палочек.

Упражнение «Геометрические фигуры».

Работа с палочками.

4.Написание буквы «И» мелом.

Работа восковыми мелками.

Жестовые игры.

5.Складывание буквы «И» из палочек.

Упражнение «Геометрические фигуры».

Работа с палочками.

6.Письмо буквы «З» с помощью трафарета.

Раскрасим букву карандашом.

Чтение сказки про зайца.

7.Игра «Зайкина буква».

Чтение стихотворения про зайца.

Ритмические упражнения.




Письмо и развитие речи (10 ч.) III четверть

Тема

Содержание

1.Письмо по трафарету буквы «В».

Показ и называние буквы «В». Письмо по трафарету с использованием мела, пальчиковых красок.

2.Игра «Важная буква».

Для работы берется не обычный школьный карандаш, а толстый, для изобразительной деятельности, карандаш. «Держи карандаш, будем писать букву «В».

3.Усвоение рукописного написания буквы «Ж».

Написание буквы «Ж» крупно мелом (прием рука в руке). Называние буквы. «Послушай, кукла назовет, теперь жук скажет «Ж».

4.Урок-игра «Жуки».

Показ и называние знакомых букв: В, Ж. Обводка букв, вырезанных из бархатной бумаги. Написание букв мелом.

5.Складывание буквы «Г» из палочек.

Эта буква «Г», напишем вместе букву мелом на бумаге.

Работа с палочками.

6.Письмо по трафарету буквы «Г».

Посмотри, какую букву я вырезала из картона. Буква «Г». Обведем по трафарету вместе, получится еще одна буква «Г» и еще раз. Много букв получилось. Эта «Г» и эта «Г».

7.Письмо по трафарету буквы «Б».

Это буква «Б». Напишем ее вместе, послушай, я назову букву.

Напишем по трафарету.

8.Написание буквы «Д».

Из бумаги вырезается буква «Д». Привлекается внимание ребенка к букве, медленно перемещается буква в сторону, затем держится неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на букве.

9.Письмо по обводке буквы «Е».

Показ и называние буквы «Е». Письмо по обводке с использованием пальчиковых красок.

10.Игра «Колючая буква».

Написание буквы «ё» мелом, пальчиковыми красками. Обводка букву из наждачной бумаги.



Письмо и развитие речи (8 ч.) IV четверть

Тема

Содержание

1.Письмо буквы «Ц» по трафарету

Показ и называние буквы. Письмо по трафарету с использованием пальчиковых красок и мела.

2.Складывание буквы «Ц» из палочек.

Где буква «Ц»? Будем складывать такую же из палочек. Теперь напишем букву мелом. Вспомним буквы: «е» и «ё». Обведем буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Напишем буквы мелом.

3.Письмо по трафарету буквы «Ю».

Это буква «Ю». Напишем ее вместе, послушай, я назову букву.

Напишем по трафарету.

4.Написание буквы «Ч».

Посмотри, какую букву я вырезала из картона.

Раскрасим букву красками.

5.Складывание буквы «Щ» из палочек.

Это буква «Щ». Напишем ее вместе, послушай, я назову букву.

Работа с палочками.

6.Письмо по трафарету буквы «Ф».

Показ и называние буквы «Ф». Письмо по трафарету с использованием пальчиковых красок.

7.Написание буквы «Э».

Написание буквы «Э» мелом, пальчиковыми красками. Вырезание букву из наждачной бумаги.

8.Написание знакомых букв.

Обведем знакомые буквы, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги, назовем.