14
Модуль алгебра (повышенный уровень)
к учебнику «Алгебра 9», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., под редакцией С.А.Теляковского, -17-е изд., – М.: Просвещение, 2010.
Составители: Давыдова Г.В., Ротанова Е.Е..
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 года)
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области» на 2015-2016 учебный год
- Государственная программа - примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, по математике Алгебра 7 – 9 классы Автор- составитель: Т.А. Бурмистрова, М – «Просвещение» 2008;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа – локальный нормативный документ, определяющий, порядок, содержание изучения учебного предмета, курсов, дисциплин, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
Примерная программа имеет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по данному разделу курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмом.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебра подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьникам конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных ,равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных заданий о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материл необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе, в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления .
Таким образом, в ходе основания содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике ; сформировать практические навыки выполнения устных , письменных , инструментальных вычислений , развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры , выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач ;
- изучить свойства и графики элементарных функций , научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах из изучения , об особенностях выводов и прогнозов , носящих вероятностных характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения , проводить несложные систематизации, приводить примеры контрпримеры , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации , аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Данная рабочая программа, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Цели и задачи обучения
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии..
Задачи:
-ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
- расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
- систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
- научить решать квадратичные неравенства;
- завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;
- вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
- вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;
- ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа, из расчета 3 ч в неделю, в том числе контрольных работ – 8 (включая итоговую). Из школьного компонента выделен еще 2 часа в неделю, итого 5 недельных часов или 170 часов в год.
Формы промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Срок реализации программы – один учебный год.
Уровень обучения – повышенный.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной.
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем.
Дополнительные недельные часы, выделенные из школьного компонента, будут использованы на усиление изучения программного материала по предмету. При реализации рабочей программы используется дополнительный материал – «Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика. Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала. В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково–познавательной деятельности, используются творческие задания, задачи на моделирование, задания практического характера. В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены задачи физического характера, задачи из химии – на определение процентного содержания раствора и другие.
Учебно – тематический план
Планирование учебного материала к учебнику «Алгебра 9»,авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., под редакцией С.А. Теляковского
1 вариант: 3 часа в неделю, всего 102 часа;
2вариант: 5 часов в неделю, всего 170 часов.
№ | ТЕМА | Базис | Школьный компонент | Итого |
1. | Квадратичная функция | 22 | 13 | 35 |
2. | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 16 | 30 |
3. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 12 | 29 |
4. | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 8 | 23 |
5. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 4 | 17 |
6. | Повторение | 19 | 15 | 34 |
7. | Итоговая контрольная работа | 2 | - | 2 |
8. | Итого | 102 | 68 | 170 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Содержание тем учебного курса
1. Квадратичная функция (22+13=35 ч)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства и график. Степенная функция. Простейшие преобразования графиков функций.
Цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Знать основные свойства функций, уметь находить промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания функций
Уметь находить область определения и область значений функции, читать график функции
Уметь выполнять разложение квадратного трехчлена на множители
Уметь строить график функции у=ах2 , выполнять простейшие преобразования графиков функций
Уметь строить график квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций
Уметь строить график квадратичной функции» находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения.
Уметь построить график функции y=ax2 и применять её свойства. Уметь построить график функции y=ax2 + bx + с и применять её свойства
Уметь находить токи пересечения графика квадратичной функции с осями координат.
Уметь решать квадратное неравенство алгебраическим способом. Уметь решать квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции
Уметь находить множество значений квадратичной функции.
Знать определение корня n- й степени, при каких значениях а имеет смысл выражение 
Уметь выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни, применяя изученные свойства арифметического корня n-й степени
Знать, что степень с основанием, равным 0 определяется только для положительного дробного показателя и знать, что степени с дробным показателем не зависят от способа записи r в виде дроби
Знать свойства степеней с рациональным показателем, уметь выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
Уметь выполнять преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14+16=30ч)
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + вх + с 0 или ах2 + вх +с =0.
Знать методы решения уравнений:
а) разложение на множители;
б) введение новой переменной;
в) графический способ.
Уметь решать целые уравнения методом введения новой переменной, дробные рациональные уравнения
Уметь решать неравенства второй степени с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и метода интервалов.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17+12=29ч)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Знать – определение решения уравнения и неравенства с двумя переменными, что является графиком уравнения, алгоритм решения систем уравнений и неравенств второй степени.
Уметь решать системы уравнений и неравенств второй степени и задачи с помощью систем уравнений второй степени.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии. (15+8=23ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых п членов прогрессии Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель – дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n –го члена арифметической прогрессии»
Знать формулу n –го члена арифметической прогрессии, свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии
Уметь применять формулу суммы n –первых членов арифметической прогрессии при решении задач
Знать, какая последовательность является геометрической, уметь выявлять, является ли последовательность геометрической, если да, то находить q
Уметь вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии
Уметь применять формулу при решении стандартных задач
Уметь применять формулу S=
при решении практических задач
Уметь находить разность арифметической прогрессии
Уметь находить сумму n первых членов арифметической прогрессии. Уметь находить
любой член геометрической прогрессии.
Уметь находить сумму n первых членов геометрической прогрессии.
Уметь решать задачи.
Уметь выполнять преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13+4=17 ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Знать формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей
7. Повторение. (21+15=36 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса).
Планирование учебного материала
№ урока | Содержание учебного материала | Базис | Школьный компонент | Итого | |
| Глава 1 Квадратичная функция | 22 | 13 | 35 | |
| §1 Функции и их свойства | 5 | 2 | 7 | |
1-2 | Функция. Область определения и область значений функции | 2 | - | 2 | |
3-5 | Свойства функций | 3 | - | 3 | |
6-7 | Кусочное задание функции. | - | 2 | 2 | |
| §2 Квадратный трехчлен | 5 | 2 | 7 | |
8-10 | Квадратный трехчлен и его корни | 2 | 1 | 3 | |
11-13 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 2 | 1 | 3 | |
14 | Контр. работа № 1 по теме « Квадратный трехчлен» | 1 | - | 1 | |
| §3 Квадратичная функция и ее график | 8 | 4 | 12 | |
15-17 | Функция v = ах, ее график и свойства | 2 | 1 | 3 | |
18-21 | Графики функций у = ах2 + п и у = а{х - m)2 | 3 | 1 | 4 | |
22-24 | Построение графика квадратичной функции | 3 | - | 3 | |
25-26 | Зависимость свойств квадратичной функции у=х+рх+q от коэффициентов р и q. | - | 2 | 2 | |
| §4 Степенная функция. Корень п- й степени | 4 | 5 | 9 | |
27 | Ф ункция у = х | 1 | - | 1 | |
28-30 | Корень п – й степени | 2 | 1 | 3 | |
31-32 | Дробно – линейная функция и ее график | - | 2 | 2 | |
33-34 | Степень с рациональным показателем | - | 2 | 2 | |
35 | Контр. работа № 2 по теме « Степенная функция» | 1 | - | 1 | |
| Глава 2 Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 16 | 30 | |
| § 5 Уравнения с одной переменной | 8 | 7 | 15 | |
36-37 | Целое уравнение и его корни | 2 | - | 2 | |
38-39 | Решения целых уравнений методом введения новой переменной | - | 2 | 2 | |
40-41 | Решения целых уравнений методом разложения на множители | - | 2 | 2 | |
42-48 | Дробные рациональные уравнения | 6 | 1 | 7 | |
49-50 | Решение уравнений под знаком модуля | - | 2 | 2 | |
| § 6 Неравенства с одной переменной | 6 | 9 | 15 | |
51-52 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 2 | - | 2 | |
53-55 | Решение неравенств методом интервалов | 2 | 1 | 3 | |
56-58 | Применение метода интервалов для решения неравенств. | 1 | 2 | 3 | |
59-60 | Некоторые приемы решения целых уравнений | - | 2 | 2 | |
61-62 | Иррациональные уравнения и неравенства. | - | 2 | 2 | |
63-64 | Решение неравенств под знаком модуля | | 2 | 2 | |
65 | Контр. работа № 3 «Уравнения с одной переменной» | 1 | - | 1 | |
| Глава 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 12 | 29 | |
| § 7 Уравнения с двумя переменными и их системы | 12 | 5 | 17 | |
66-67 | Уравнение с двумя переменными и его график | 2 | - | 2 | |
68-70 | Графический способ решения систем уравнений | 3 | - | 3 | |
71-74 | Решение систем уравнений второй степени | 3 | 1 | 4 | |
75-78 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 4 | - | 4 | |
79-80 | Системы уравнений с параметрами. | - | 2 | 2 | |
81-82 | Другие способы решения систем уравнений с двумя переменными | | 2 | 2 | |
| § 8 Неравенства с двумя переменными и их системы | 4 | 7 | 11 | |
83-84 | Неравенства с двумя переменными | 2 | - | 2 | |
85-87 | Системы неравенств с двумя переменными | 2 | 1 | 3 | |
88=89 | Графическое решение неравенства с двумя переменными. | - | 2 | 2 | |
90-91 | Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными | - | 2 | 2 | |
92-93 | Неравенства с двумя переменными, содержащие знак модуля | | 2 | 2 | |
94 | К. р № 4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | | 1 | |
| Глава 4 Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 8 | 23 | |
| § 9 Арифметическая прогрессия | 8 | 4 | 12 | |
95-96 | Последовательности | 1 | 1 | 2 | |
97 | Ограниченные и неограниченные последовательности | | 1 | 1 | |
98-99 | Метод математической индукции | | 2 | 2 | |
100-102 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 3 | - | 3 | |
103-105 | Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии | 3 | - | 3 | |
106 | Конт. работа № 5 «Арифметическая прогрессия» | 1 | - | 1 | |
| §10 Геометрическая прогрессия | 7 | 4 | 11 | |
107-108 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 2 | - | 2 | |
109-112 | Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии | 4 | - | 4 | |
113-114 | Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии | | 2 | 2 | |
115-116 | Сходящиеся последовательности | - | 2 | 2 | |
117 | Контрольная работа № 6 «Геометрическая прогрессия» | 1 | - | 1 | |
| Глава 5 Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 4 | 17 | |
| § 11 Элементы комбинаторики | 9 | 3 | 12 | |
118-120 | Примеры комбинаторных задач. | 2 | 1 | 3 | |
121-123 | Перестановки | 2 | 1 | 3 | |
124-126 | Размещения | 2 | 1 | 3 | |
127-129 | Сочетания | 3 | - | 3 | |
| §12 Начальные сведения из теории вероятностей | 4 | 1 | 5 | |
130 | Относительная частота случайного события | 1 | - | 1 | |
131-132 | Вероятность равновозможных событий | 2 | - | 2 | |
133 | Сложение и умножение вероятностей | - | 1 | 1 | |
134 | Контрольная работа № 7 по теме « Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | | 1 | |
| Повторение | 21 | 15 | 36 | |
135-138 | Квадратичная функция | 3 | 1 | 4 | |
139-141 | Графики функций, содержащих знак модуля. | 1 | 2 | 3 | |
142-144 | Степенная функция | 2 | 1 | 3 | |
145-147 | Уравнения с одной переменной | 2 | 1 | 3 | |
148-150 | Неравенства с одной переменной | 2 | 1 | 3 | |
151-154 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 3 | 1 | 4 | |
155-158 | Неравенства с двумя переменными и их системы | 3 | 1 | 4 | |
159-161 | Уравнения и неравенства с параметрами. | - | 3 | 3 | |
162-164 | Уравнения и неравенства, решаемые с помощью модуля. | 1 | 2 | 3 | |
165-166 | Арифметическая прогрессия | 1 | 1 | 2 | |
167-168 | Геометрическая прогрессия | 1 | 1 | 2 | |
169-170 | Итоговая контрольная работа № 8 | 2 | - | 2 | |
| Итого | 102 | 68 | 170 | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Контроль и оценка деятельности учащихся
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или текстовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94% | хорошо |
66-79% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания, определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания по данному предмету. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс – это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; отказался отвечать на вопросы учителя.
Список учебно – методической литературы
Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд.. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.: ил.
Ткачева М.В., Федорова Н.В. Элементы статистики и вероятность. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2009.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2009
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 9 класса.- М. Просвещение, 2011.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 9 класса. – М.: Илекса, - 2010, - 160с.
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2009.
Рурукин А.Н.. Поурочные разработки по алгебре: 9класс. – М.: ВАКО, 2008. – 400с.- (В помощь школьному учителю)
8 . Миндюк М.Б. Алгебра: рабочая тетрадь для 9 класса/М.Б. Миндюк, Н.Г. Миндюк.-М.: Издательский дом «Генжер»,2010.
9. Жохов В.И. Уроки алгебры в 9 классе: книга для учителя /В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева –М.: Просвещение,2009.
10. Макарычев Ю.Н. Дидактические материалы по алгебре в 9 классе: /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.Б. Крайнева_ М. : Просвещение,2011.
12 . Ерина Т.М. Поурочное планирование по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева Алгебра 9 класс.
13. Слепенкова Е.В., Уединов А.Б., Федулкин Л.С. Алгебра 9 класс тесты-М.: Издательство «Школа»,2006
14. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
15. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова.— М.: Просвещение, 2008.
16. Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2008.
17. Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Дополнительная литература: 1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
2. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 9 классе- М.: «Вербум - М», 2000;
3. Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М : Просвещение», 1991;
4. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2004;
5. ЕГЭ Математика 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания / Т.В. Колесникова, С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007;
6. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2006.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс 1. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал. 2. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 3. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей". 4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок
Приложения к рабочей программе алгебра 9 класс:
| Самостоятельные работы |
| Ср 1.1 Выражения и их преобразования |
| Ср 1.2 Уравнения и неравенства |
| Ср 2.1 Свойства функций |
| Ср 2.2 Разложение квадратного трехчлена на множители |
| Ср 2.3 Квадратичная функция |
| Ср 2.4 Свойства и график квадратичной функции |
| Ср 2.5 Решение квадратных неравенств |
| Ср 2.6 Решение квадратных неравенств. Метод интервалов |
| Ср 3.1 Уравнения с одной переменной |
| Ср 3.2 Уравнения, приводимые к квадратным |
| Ср 3.3 Графический метод решения уравнений и систем уравнений |
| Ср 3.4 Решение систем нелинейных уравнений |
| Ср 3.5 Решение задач с помощью систем уравнений |
| Ср 4.1 Числовая последовательность. Арифметическая прогрессия |
| Ср 4.2 Сумма первых n членов арифметической прогрессии |
| Ср 4.3 Геометрическая прогрессия |
| Ср 5.1 Четные и нечетные функции |
| Ср 5.2 Степенная функция |
| Ср 5.3 Свойства арифметического корня |
| Ср 5.4 Степень с рациональным показателем |
| Ср 5.5 Преобразование выражений, содержащих степень с дробным показателем |
| Ср 6.1 Тригонометрические функции любого угла |
| Ср 6.2 Основные тригонометрические формулы |
| Ср 6.3 Формулы сложения и их следствия |
| Ср 7.1 Арифметические действия с рациональными числами |
| Ср 7.2 Выражения и их преобразования |
| Ср 7.3 Решение уравнений, неравенств и их систем |
| Ср 7.4 Решение текстовых задач |
| Тематические тесты |
| Тест 1 Квадратичная функция |
| Тест 2 Квадратные неравенства |
| Тест 3 Уравнения и системы уравнений |
| Тест 4 Прогрессии |
| Тест 5 Степень с рациональным показателем |
| Тест 6 Тригонометрические выражения и их преобразования |
| Тест 7 Итоговое повторение |
Контрольные работы
Контрольная работа №1 «Квадратичная функция»
Контрольная работа №2 «Неравенства с одной переменной»
Контрольная работа № 3 «Уравнения с одной переменной»
Контрольная работа № 4 «Системы уравнений с двумя переменными»
Контрольная работа № 5 «Арифметическая прогрессия»
Контрольная работа № 6 «Геометрическая прогрессия»
Контрольная работа № 7 «Степенная функция. Определение корня n-и степени»
Контрольная работа № 8 «Степень с рациональным показателем и её свойства»
Итоговая контрольная работа №9
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.