__________Юрченко С.В. ____________Чернышов В.А.
«__»_________2015г. «__»__________2015г.
Краснокутской Е.С.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
№ н/п. | Тема урока (страницы учебника) | Решаемые проблемы | Понятия | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Беседа по ТБ.
(постановка и решение учебной задачи)
С. 8–11 | Каким я вижу мир? Где встречаемся с изображениями? Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся. | Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство. Художественная мастерская. | Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог. | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия.
(решение учебной задачи).
С. 14–17 | Что помогает увидеть Мастер Изображения? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира. | Форма предмета. Гербарий. | Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения. | Ценностное отношение к природному миру. |
3 | Наблюдение за природой. Экскурсия.
(решение учебной задачи) | Каковы объекты окружающей действительности? Цели: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве | Линия горизонта | Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
4 | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве»
(решение учебной задачи) | Какова роль наблюдений за временными изменениями в природе? Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира. | Пропорция | Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. | Готовность следовать нормам природо-охранного поведения. |
5 | Изображать можно пятном. Урок-игра. (постановка и решение учебной задачи)
С. 18–23 | Какова роль пятна в изображении? Цели: учить владению первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза. | Пятно, иллюстрация. Иллюстрации Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и др. | Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Ценностное отношение к природному миру. |
6 | Изображать можно в объеме.
(решение учебной задачи)
С. 24–27 | Как изображать в объеме? Цели: учить видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза. | Объем. Объемные изображения. Целостность формы. | Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности. |
7 | Изображать можно линией.
(решение учебной задачи).
С. 28–31 | Как изображать линией? Цели: учить изображению линий на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия-рассказчица). | Линия. Линейные иллюстрации. Графика. Фотография | Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе». | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Понимание чувства других людей и сопереживание им. |
8 | Разноцветные краски. Урок-путешествие.
(решение учебной задачи).
С. 32–33 | Каковы разноцветные краски? Цели: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места. | Краски. Гуашь. Цвет. | Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками. | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. |
9 | Художник и зрители.
(постановка и решение учебной задачи)
С. 34–41 | Как формировать навык восприятия? Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Произведение искусства. Картина. Скульптура. Цвет и краски в произведениях художников | Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей. | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения |
10 | Мир полон украшений.
(постановка и решение учебной задачи)
С. 44–45 | Как помогает нам Мастер Украшения? Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги. | Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов. | Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи. | Эстетические потребности. |
11 | Красоту надо уметь замечать.
(решение частных задач)
С. 46–47 | Каково многообразие узоров в природе? Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений. | Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т. д. | Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. | Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы. |
12 | Узор на крыльях.
(решение частных задач).
С. 50–53 | Как располагается узор на крыльях бабочки? Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор. | Симметричный узор, коллекция. | Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Ценностное отношение к природному миру. |
13 | Красивые рыбы.
(решение частных задач)
С. 54–55 | Как выполняется работа в технике монотипии? Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза. | Фактура. Монотипия. | Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии. | Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество. | Эстетические чувства. |
14 | Украшение птиц.
(постановка учебной задачи, поиск ее решения)
С. 56–57 | Как делать объемную работу из бумаги разной фактуры? Цель: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов | Материал разной фактуры. Коллаж. | Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения. | Эмоционально-нравственная отзывчивость. |
15 | Узоры, которые создали люди.
(поиск и открытие нового способа действия)
С. 58–61 | Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают? Цель: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов. | Орнамент. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. | Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. |
16 | Как украшает себя человек.
(контроль и коррекция знаний) | Что могут рассказать украшения? Когда и зачем украшают себя люди? Цели: развивать зрительную память, творческую фантазию; учить изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них. | Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок. | Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания. | Эмоциональная отзывчивость. |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник.
(рефлексия и оценивание способа действия)
С. 62–65 | Какова роль украшений в новогодние праздники? Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение. | Художественные материалы. Новый год. | Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки. | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Этические чувства – доброжелательность. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
18 | Постройки в нашей жизни.
(постановка учебной задачи, поиск ее решения)
С. 67–69 | Какие постройки нас окружают? Цель: формировать представления о разных типах построек, основных частей дома. | Мастер Постройки. Архитектура и дизайн. | Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению. |
19 | Домики, которые построила природа.
(решение частных задач)
С. 76–77 | Какими бывают природные домики? Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов и т. п. | Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины и др. | Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам. | Готовность следовать нормам природоохранного поведения. |
20 | Дом снаружи и внутри.
(решение частных задач)
С. 78–79 | Каково предназначение дома? Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учить изображать фантазийные дома. | Понятия: «внутри» и «снаружи». Внешний вид дома. | Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Самооценка работы. |
21 | Строим город.
(решение частных задач)
С. 80–83 | Какова роль архитекторов? Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм. | Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор. | Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей. | Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль. | Навыки сотрудничества. |
22 | Все имеет свое строение.
(решение частных задач)
С. 84–85 | Каково значение конструкций? Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические способности глаза. | Конструкция (построение) предмета. | Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам. | Уважительное отношение к иному мнению. |
23 | Постройка предметов.
(решение частных задач)
С. 86–87 | Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера. | Дизайнер. Предметы дизайна. | Научится конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильных порядок учебных действий. | Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Эстетические потребности. |
24
| Город, в котором мы живем. Экскурсия.
(контроль и оценка знаний)
С. 88–89 | Какова архитектура родного города? Цель: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки. | Памятники архитектуры. Образ города. | Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. | Уважительное отношение к культуре, доброжелательность. |
25 |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу |
26 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров.
(постановка и решение учебной задачи)
С. 91–93 | Каким видят мир художники и зрители? Цели: показать работу трех Братьев-Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства. | Изображение. Украшение. Постройка. | Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров. | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Уважительное отношение к иному мнению. |
27
| Сказочная страна. Создание панно.
(решение частных задач)
С. 98–99 | Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздавать его? Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию. | Иллюстрация. Панно. | Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь. | Готовность следовать нормам природоохранного поведения. |
28 |
29 | Разноцветные жуки.
(решение частных задач)
С. 96–97 | Насколько велик мир? Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм. | Коллективная работа. | Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности. | Самооценка работы. |
30 | Весенний день.
(решение частных задач) | Каковы изменения в природе в разное время года? Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое видение мира. | Пейзаж. Настроение в рисунке. | Научится: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. | Навыки сотрудничества. |
31 | Урок любования. Умение видеть.
(решение частных задач; экскурсия) | Что помогают увидеть в природе Мастера Украшения, Изображения и Постройки? Цель: развивать наблюдательность, бережное отношение к природе. | Понятия: «живая природа», «неживая природа». | Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Уважительное отношение к иному мнению. |
32 | Времена года.
(решение частных задач)
С. 100–101 | Как выглядят «красавицы» – осень, зима, весна, лето? Цель: развивать фантазию, творческое воображение. | Панно. Объем. | Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства. | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: контролировать процесс деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Эстетические потребности. |
33 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками.
(контроль и коррекция знаний)
С. 94–95 | Какие виды художественной деятельности использованы в работе? Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать умение работать гуашью. | Понятия: «теплые цвета» и «холодные цвета». | Научится: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы. | Уважительное отношение к культуре. |
34 | Урок-игра. Здравствуй, лето!
(Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий.)
С. 102–106 | Как строить композицию? Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные эмоции от встречи с прекрасным; учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства. | Композиция. Образ лета. | Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы. | Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии. | Уважительное отношение к иному мнению. |