ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
Согласно учебному плану МБОУ «Теньгушевская СОШ» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе – 34 ч (1 ч в неделю).
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирования художественных знаний, умений, навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
правила расположения рисунка на листе бумаги;
имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
-
| Как и чем работает художник? | 8 |
-
| Реальность и фантазия | 7 |
-
| О чём говорит искусство | 11 |
-
| Как говорит искусство | 8 |
-
| ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительное искусство 2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол- во час. | Элемент содержания | Характеристика деятельности учащихся. | Оборудование | Дата |
По пла-ну | Фактичес-ки |
Чем и как работают художники. -8 ч | | | |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира. Рисование по памя-ти и впечатлению. Поляна цветов. | 1 | Показать смешение трех основных цветов; напомнить правила работы с красками гуашь и акварель | Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать первичными живописными навыками. | Живые цветы, таблицы «Смешение красок»; музыка Чайковского из балета «Спящая красавица» | | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона. Рисование по представле-нию. Природная стихия (без предва-рительного рисунка) | 1 Урок-сказка | Продолжить знакомство с вы-разительными возможностями цветовой палитры; развивать изобразительные навыки; развивать умение видеть красоту и разнообразие красочных смесей. | Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона; смешивать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению. | Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ смешения цветов; П.И. Чайковский. Осенняя песня. Октябрь. | | |
3 | Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности. Рисование по памяти и впечатлению. Осенний лес | 1 | Знакомство с новыми художе-ственными материалами; знакомство с вариантами по-строения композиций; обсуждение вариантов изображения деревьев; развитие практических навыков | Знать многообразие ху-дожественных материа-лов; понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше). | Слайды осеннего леса, репродукции картин с изображением осеннего леса, выполненные раз-личными материалами. Пастель, мелки, оберточная и тонированная бумага. | | |
4 | Выразительные воз-можности аппликации. Создание в технике аппликации коврика. | 1 | Развивать эстетическое восприятие; вспомнить понятия «ритм, пятно»; развивать творческие навыки; учить работать в коллективе | Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по заданию. | Слайды осеннего леса; асфальта с осенними листьями; осенние листья; Чайковский. Сентябрь, вальсы Шопена. Цветная бумага, листья, клей, ткань, нитки, ножницы, бумага или холст. | | |
5 | Выразительные воз-можности графических материалов. Зимний лес. Тушь. | 1 | Напомнить детям о самых распространенных графических материалах; познакомить с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; познакомить с различными техниками работы графическими материалами; развивать навыки работы с графическими материалами | Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы граф-ми материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. | Слайды и фото зимнего леса, репродукции картин с изображением зимнего леса. П. Чайковский. Де-кабрь. Святки. Г. Гладков. Колыбельная. Черная гуашь, тушь, перо, палочка, тонкая кисть, белая или тонированная бумага, уголь. | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина. Животное родного края | 1 | Продолжить знакомство с ху-дожественными материалами: пластилин и глина; знакомство с мелкой пластикой; знакомство с материалами, используемыми в скульптуре; обсуждение характерных осо-бенностей животных; развитие навыков работы с пластилином, вспомнить приемы работы с пластилином | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пластилином; создавать объемное изображение. | Образцы малой пластики, репродукции работ В. Вата-гина, выразительные объёмы природных мате-риалов (корни, камни, коряги). С. Прокофьев. Петя и Волк. Пластилин, стеки, дощечки, салфетки тканевые | | |
7 | Выразительные возмож-ности бумаги. Конструирование. Игровая площадка. | 1 Урок-игра | Познакомить с приемами кон-струирования из бумаги; познакомить с созданием макетов; развивать навыки работы в технике бумажной пластики; прививать навыки аккуратности, умение работать в коллективе | Овладевать приемами работы с бумагой (объемные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объекты | Слайды произведений ар-хитектуры, фотомакетов или макеты прошлых лет, выполненные учениками, методические таблицы. Бумага, тонкий картон, ножницы, клей. | | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы. Праздничный город. Серпантин, конфетти. | 1 | Подвести итог знаниям, полу-ченным в 1 четверти; создать выставку работ прошедшей четверти; познакомить с новыми худо-жественными материалами; развивать творческую фантазию и навыки работы с неожиданными художественными материалами | Создавать образ, по заданию; обобщать пройденный материал, обсуждать работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Слайды, фото украшенного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра. Клей, ножницы, серпантин, конфетти, сухие травы, песок, крупа и т. д. | | |
Реальность и фантазия. – 7 ч |
9 | Изображение и реальность. Рисование по памяти или представлению. Изображение животного. | 1 | Формировать художественные представления; развивать умение наблюдать; поговорить об особенностях внешнего вида животных о пропорциональных соотношениях частей тела; развивать творческие навыки, умение выделять из общего частное | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных | Фото с изображениями животных, иллюстрации художников – анималистов. К. Сен-Санс. Карнавал животных. Гуашь, цветная бумага, для фона, кисти. | | |
10 | Изображение и фантазия. Рисование по представлению. Сказочное несуществующее животное. | 1 Урок-сказка | Познакомить с миром фантазий художника; дать представление о превращении реального образа в сказочный образ; развитие творческой фантазии | Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира; придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью | Фото и репродукции с изображениями реальных и фантастических животных. М. Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Люд-мила». Гуашь, кисти, большой лист бумаги. | | |
11 | Украшение и реаль-ность. Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы. | 1 | Учить видеть красоту вокруг; учить видеть красоту в природе; развивать навыки работы с графическими материалами | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материалов изображения украшений в природе; приобретать опыт работы с тушью, мелом | Слайды, фото объектов природы, ветки деревьев. С. Прокофьев. Утро. Вечер. Дождь и радуга. Уголь, тушь или гуашь (одного цвета), палочка, тонкая кисть, бумага | | |
12 | Украшение и фантазия. Украшение заданной формы. Кокошники. | 1 | Первичное знакомство со сти-лизацией природных мотивов; знакомство с использованием природных мотивов в украшениях, тканях; преобразование паутинки в узоры кружев, оренбургские платки; обучение рисованию линий, узоров; развитие творческих навыков | Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; создавать украшения; осваивать приемы работы графическими материалами | Фото пуховых платков, кружев, образцы кружев. Перо, палочка, гелиевая ручка, бумага. | | |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги. Морской аквариум. | 1 | Обговорить с детьми, какие бывают природные сообщества и конструкции; беседа о роли Мастера Постройки в быту человека; развивать чувство композиции; развивать навыки конструирования из бумаги | Рассматривать и анали-зировать природные ко-нструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы | Слайды различных природных построек; Бетховен. Менуэт (часть 2 Сонаты № 20); Моцарт. Турецкий марш; Кабалевский. Рондо-марш. Бумага, ножницы, клей | | |
14 | Изображение и фантазия. Рисование фантасти-ческого здания. | 1 | Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; познакомить с творчеством известных архитекторов; развивать творческие навыки | Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы | Слайды или фото зданий, построенных знаменитыми архитекторами; слайды или фото природных конструк-ций. Плотная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | | |
15 | Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Конструирование елочных игрушек. | 1 | Учить видеть работу Братьев-Мастеров в окружающей об-становке; учить определять, какой вклад в создание предметов вносит каждый из Мастеров; развивать творческие навыки | Понимать роль взаимо-действия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников | Детские работы за четверть, методические таблицы, пособия по бумажной пластике. Шостакович. Фрагмент «Праздничной увертюры». Бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь. | | |
О чем говорит искусство. – 11 ч |
16 | Характер изображаемых животных. Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного и т. п.) | 1 | Беседа о выражении чувств художника через искусство; познакомить с иллюстрациями В. Серова к басням Крылова, с работами художников-анималистов; обсудить способы раскрытия образов животных; развивать навыки работы с гуашью | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях; давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью | Работы художников – анималистов, методические пособия, иллюстрации В. Серова к басням Крылова. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Прокофьев. Петя и Волк. Бумага, гуашь, кисти. | | |
17 | Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка. | 1 | Продолжить знакомство с ху-дожниками-анималистами и их работами; учиться создавать устные ха-рактеристики животных и свя-зывать их с изображениями; развивать навыки рисования карандашом | Наблюдать и рассмат-ривать животных в различных состояниях; давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью. | Работы художников-ани-малистов, методические пособия, фото кошек. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Бумага, карандаш. | | |
18 | Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представ-лению. Женский образ. | 1 | Знакомство с жанром портрета; знакомство с художниками -портретистами и их работами; беседа о средствах художественной выразительности; развивать навыки рисования по представлению; | Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. | Репродукция картины Врубеля «Царевна-Лебедь». Гуашь, пастель, бумага белая или тонированная | | |
19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. | 1 | Поговорить о добре и зле, прекрасном и безобразном; знакомство с художественными произведениями и мужскими образами в них; познакомить с изображением мимики; развивать творческие навыки | Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. | Слайды произведений В. Васнецова, методические таблицы. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Гуашь, кисти, оберточная бумага или «левая» сторона обоев | | |
20 | Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ. | 1 | Познакомиться с работами известных иллюстраторов, попытаться понять чувства художника; беседа о душевных ценностях человека; создать устные портреты-образы по впечатлению от литературных и музыкальных фрагментов; способствовать развитию творческой фантазии | Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки | Слайды произведений Васнецова. Врубеля, И. Билибина, методические таблицы. Гуашь, кисти, тонированная бумага. | | |
21 | Образ человека и его характер, выполненные в объеме. Работа с пластилином. Сказочные персонажи, противоположные по характеру.. | 1 | Продолжить знакомство с видом искусства – скульптурой; побеседовать о создании различных образов в скульптуре; развивать навыки работы с пластилином; учить раскрывать образ в объемном изображении | Уметь создавать противоположные по характеру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образа | Слайды или фото скульп-турных произвдений С. Коненкова, А. Голубкиной, М. Врубеля (керамика), а также средневековой европейской скульптуры. Пластилин, стеки, дощечки, баночки. | | |
22 | Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря. | 1 | Провести беседу о различных настроениях природы и человека; побеседовать о различных состояниях природы; познакомить со способами изображения морских волн; развивать творческую фантазию и творческие навыки; | Уметь наблюдать природу в различных состояниях и изображать живописными материалами; знать колористические особенности работы с гуашью. | Слайды с изображением различного состояния моря, репродукции картин Айвазовского, Ван-Гога, Моне. Римский-Корсаков. Окиян-Сине море. Шахерезада. Дебюсси. Сады под дождем. Акварель, кисти, большие листы бумаги. | | |
23 | Выражение характера человека через украшение. Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений. | 1 | Познакомить с различными видами украшений; сделать с детьми выводы: ук-рашение говорит о намерениях и настроении человека; поговорить о символике укра-шений; развивать творческую фантазию и творческие навыки | Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции | Слайды кружев, старинного женского костюма, фрагментов деревянной резьбы, старинного оружия. Гуашь, тонкие кисти, заданные формы. | | |
24 | Выражение намерений через украшение. Коллективно- инди-видуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению флотов. | 1 | Поговорить об украшениях, как характеристике хозяина; создать игровой момент для раскрытия творческой фантазии; развивать навыки работы в технике аппликации; развивать умение работать в коллективе | Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека; уметь работать в коллективе. | Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина. Склеенные листы ватмана или обои, цветная бумага, гуашь, клей, булавки, кисти разные | | |
25 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настро-ение, свое отношение к миру. Рисование по представлению. Здание для сказочного героя. | 1 | Побеседовать о возможности выражения своих чувств через архитектуру; выявить роль Братьев – Мастеров в создании окружающего мира для сказочных героев; показать, что образ здания напрямую связан с его назначе-нием; развивать творческую фантазию, | Уметь видеть художе-ственный образ в архи-тектуре; приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. | Фото старинных русских зданий, европейских соборов, современной архитектуры (например, Гауди). Бумага, карандаш, гуашь, кисти или пастельные мелки. | | |
26 | Обобщающий урок. Урок-обобщение: создание коллективного панно. Сказочные миры | 1 | Повторить и закрепить знания, полученные в четверти; развивать творческую фантазию и творческие навыки; развивать умение работать в коллективе | Уметь обсуждать творческие работы свои и одноклассников, оценивать их; накапливать опыт творческой работы. | Работы, выполненные де-тьми в четверти. Для панно: цветная и белая бумага, клей, ножницы; для объемной компо-зиции: бумага, пластилин, банки, картон, ножницы. | | |
Как говорит искусство – 8 ч |
27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Рисование по представле-нию. Угасающий костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весен-нюю лужайку, исполь-зуя контрастные цвета. | 2 | Продолжить знакомство с теплыми и холодными цветами; закрепить знания с помощью сказки, с помощью зрительного ряда, с помощью составления цветового контраста; развивать творческие навыки | Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористическим контрастом | Методические пособия, слайды с изображением природы с цветовыми контрастами, репродукции картин Врубеля «Шести-крылый Серафим», «Сирень». Большие листы бумаги, гуашь, крупные кисти. | | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению. Изображение весенней земли. | 1 | Поговорить о возможностях цвета в создании настроений; проиллюстрировать разные состояния музыкой; продемонстрировать получение серой шкалы; развивать навыки работы с различными мазками | Иметь представление об эмоциональной вы-разительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу ти-хого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. | Слайды с изображением весенней земли, методические пособия по цветоведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3. | | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению. Изображение весенних ручьев на фоне земли. | 1 Экскур-сия в приро-ду | Познакомить со средствами художественной выразительности – линией и ритмом; показать, как различными художественными материалами создаются разные художественные образы; развивать навыки работы с различными художественными материалами | Уметь видеть линии в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. | Слайды и фото с изображением весенних ручьев. Аренский. Лесной ручей. Григ. Весной. (Музыка) М. Пришвин. Лесной ручей. Пастель или восковые мелки. | | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению. Изображение ветвей с определенным характе-ром и настроением. | 1 | Учить передавать настроение линией; дать возможность увидеть многообразие линий в природе; познакомить с линиями, нарисованными разными графическими материалами; развивать навыки рисования с натуры, навыки работы с гра-фическими материалами | Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рас-сматривать, любоваться. | Фото с изображением крупных веток березы, сосны, дуба. Сами ветки. Японские трехстишия-хокку. Гуашь, тонкие кисти, палочка, уголь, сангина, листы А-3. | | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация. Создание изображения ритмично летящих птиц. | 1 | Познакомить с ритмом пятен как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении; развивать навыки работы в технике аппликации | Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы). | Репродукции картин, методические пособия. Э. Григ. Птичка. Цветная бумага, клей. | | |
32 33 | Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций.
Обобщающий. Скоро лето! Рисование по представлению. | 1 1 | познакомить со средством художественной выразительности-пропорцией; показать, как от пропорций зависит образ предмета;
развивать фантазию и творческие навыки | Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью изменения пропорций | Фото или слайды животных (сказочных и реальных). Пластилин, стеки, дощечка; цветная бумага, впитывающая бумага, клей, ножницы, салфетки. | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТСО
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный
труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2010.
2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под
ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / автор – составитель О.Ф.Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Максимова, Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-208 с. – (Мастерская учителя).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
20