СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.


Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:


— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чте­ние про себя лю­бого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятель­ная подготовка к выразительно­му чтению(4 класс).


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Соблюдение при пересказе логи­ческой последо­вательности и точности изло­жения. Воспроизведе­ние содержания текста с эле­ментами описа­ния (природы, внешнего вида героя, обстанов­ки) и рассужде­ния, с заменой диалога повествованием. Выявление осо­бенностей речи действующих лиц рассказа, сопо­ставление их по­ступков, отно­шения к окру­жающим (по од­ному или ряду произведений), выявление мо­тивов поведения героев и опре­деление своего и авторского от­ношения к со­бытиям и пер­сонажам. Различение от­тенков значения слов в тексте, использование их в речи, на­хождение в про­изведении и ос­мысление зна­чения слов и вы­ражений, ярко изображающих события, геро­ев, окружающую природу (срав­нений, эпитетов, метафор, фразе­ологических обо­ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Умение говорить (культура речевого общения)

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.


Круг детского чтения

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»

в 4 «Б» классе

.


№ п/п

Дата

Тема урока


Кол-во часов

Предметные умения

Формируемые УУД

Домашнее задание

план

факт

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

1



Введение. Знакомство с учебником .

1

Учить находить в былине аналогии с реальными

историческими событиями.





Чувствовать красоту художественного слова,


стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;


Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Принести книги

2



Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом

1

Составить кроссворд

3



Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи ≪И повесил Олег щит свой на вратах Царь-

града≫

1

Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.




Ставить вопросы к тексту учебника.



Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

С. 6-8 читать

4





События летописи – основные события Древней Руси. Сравне-

ние текста летописи и исторических источников

1

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно давать характеристику героя.

Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.



Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Читать летописи, былины.

5



« «И вспомнил Олег коня своего»

1

С. 10-11 читать

6



Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста

летописи с текстом произведения А.С. Пушкина ≪Песнь о ве-

щем Олеге≫


1


Обобщить знания полученные при изучении раздела

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность


Высказывать и обосновывать свою точку зрения








Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Выучить отрывок

7



Поэтический текст былины ≪Ильины три поездочки≫

1

Учить находить в былине аналогии с реальными

историческими событиями.





Чувствовать красоту художественного слова,


стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

С.12-16 читать

8



Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1

Учить находить в былине аналогии с реальными

историческими событиями.





Чувствовать красоту художественного слова,


стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.




Ставить вопросы к тексту учебника.



Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

С 17-19 читать

9



Герой былины – защитник Русского государства. Картина

В. Васнецова ≪Богатыри≫

1

Найти материал о Сергии Радонежском

10



Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков ≪Па-

мятник Сергию Радонежскому≫

1

Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории.

Чувствовать красоту художественного слова,


стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.




Ставить вопросы к тексту учебника.



Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

С 22-28 читать

11



Житие Сергия Радонежского»

1

Подготовить проект

12



Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития

1





С 34 ответить на вопр.

13



Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов

1

Творчество Ершова . Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Сообщение о П.П.Ершове

14-16



П. П. Ершов «Конёк - горбунок»

3

Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


Работать в заданном темпе.



В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

С 39-59 читать


17



А.С.Пушкин «Няне»


1

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Чувствовать красоту художественного слова,


стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.


чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.


Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Работать в заданном темпе.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

С 66 наиз.

18



А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора»

1

С 67-68 наиз

19-21



А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


3

С 70-90





22



«Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина

1

Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции

Учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

С 90-91

23



М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

Видеть языковые средства,использованные автором.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Учиться связно отвечать по плану

С 96 наиз.

24-26



М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»




3

С 97-110





27



Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

1

Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

С 114 читать

28




Л. Н. Толстой

«Детство».

1

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

С 115-118 читать

29



Л.Н.Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

С 119 читать

30



Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого

1

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.



В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Подготовить презентацию о жизни Л.Н.Толстого

31-32



А. П. Чехов «Мальчики»

2

Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.


Адекватно использовать речевые средства.

С123-133 читать

33



Обобщающий урок-КВН ≪Чудесный мир классики≫

1

Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.



Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Подготовить рисунки

34



Оценка достижений


1



Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.



Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

С 135-136

35



Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

1

Видеть языковые средства, использованные автором.


Обеспечить целостное восприятие поэтического текста.


Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.


Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному.


Иметь собственные читательские приоритеты

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,


бережно относиться ко всему живому.


Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;


Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Поэтический сборник принести

36




Ф.И. Тютчев ≪Еще земли печален вид…≫, ≪Как неожиданно и ярко»

1



Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

С 138-140

наиз

37




А.А. Фет ≪Весенний дождь≫, ≪Бабочка≫


1

С 141-142

наиз

38



Е. А. Баратынский. «Весна».

1

С 143-144

наиз

39



А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

С 145 наиз

40



И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»


1

С 146 наиз

41






Н. А. Некрасов «Школьник».

1

С 147-148 наиз

42



Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…».

1

С 148-149 наиз

43



И. С. Бунин «Листопад»

1


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

С 150-151 наиз

44



Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов»

1

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Стихи об осени

45



Обобщающий урок по разделу

1

Иметь собственные читательские приоритеты


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.



Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Подготовить рисунки

46



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь»

1


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

С 152-154

47



Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

С 155-161

48-49



В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»


2

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

С 162-168

читать



50-52



В. М Гаршин «Сказка о .жабе и розе»



3

Учиться кратко передавать прочитанное

С 169-179 читать





53-55



П. П. Бажов «Серебряное копытце»


.


3

Интерес к чтению.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

С 180-192 читать



56-59



С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»




4

Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;


Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.


Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное.

С 193-214 читать







60



Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

1

Принести любимые сказки

61



Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки»


1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Подготовить вопросы

62



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки»

1

Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.



Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

С 215, ответить на вопросы

63




64



Знакомство с названием раздела. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

1

Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.





Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;


этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.



Самостоятельно формулировать тему и цели урока.






Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.


Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное.


Пользоваться монологической и диалогической речью.

Перечитать сказку




Пересказ сказки, иллюстрация

65



В. Ю. Драгунский «Главные реки»


1

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Чтение по ролям.


Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимать иную точку зрения.

Пересказ от имени Дениса

66



В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Выразительное чтение рассказа. Рассказы Драгунского.

67-68



В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»


2

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты.


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Задавать вопросы.


Мини-сочинение «О прогульщике»



69








Внеклассное чтение

Книги о сверстниках,о школе.

1

Книги о сверстниках.

70



Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

1

Читать веселые рассказы о детях.

71



Оценка достижений


1


72



Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;


сочувствовать другим людям, сопереживать.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.





Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное.


Пользоваться монологической и диалогической речью


Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимать иную точку зрения.

Выразительное чтение без ошибок.

73



Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Пересказ от имени главного героя.

74-75



К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

Формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста

Понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

Произведении Паустовского.

Эпитеты и олицетворения.



76



М. М. Зощенко «Ёлка»

1

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


Пересказ от лица мамы или папы. Иллюстрация.

77



Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

1

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Подготовиться к тесту.

78



Оценка достижений

1

Повторение пройденного.

79



Внеклассное чтение

«В путь, друзья!»

1

Чтение книг.ДЖТолкиена «Хоббит»

80



Знакомство с названием раздела. В. Я Брюсов «Опять сон»

«Детская»

1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором

Умение воспринимать красоту природы.


Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.


Потребность в чтении

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями


Адекватно использовать речевые средства.


Пользоваться словарем

Выучить стих.

81



С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Выучить стих С. Есенина.

82



М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

«Наши царства»

1

Произведения Марии Цветаевой.

83



Сравнение произведений разных поэтов.

1

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Подготовка к тесту.

84



Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Выучить стих любимого поэта.

85



Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста;

составлять план текста, пересказывать текст.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимать иную точку зрения.

Безошибочное чтение.

86



Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

Придумать продолжение с Приемышем.

87-88



А. И. Куприн «Барбос и Жулька»



2

Перечитать рассказ.



89-90



М. Пришвин «Выскочка»

2

Выразительное чтение.

Написать свою историю «Наблюдение за животными»



91



Е. В. Чарушин «Кабан»


1

Пересказ от имени автора.

92-93



В. П.Астафьев «Стрижонок Скрип»



2

Перечитать рассказ.

Пересказ от имени Скрипа. задание 2и2 на стр. 111.



94



Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»


1

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Подготовка к тесту.

95



Проверим и оценим свои достижения по разделу. Проект «Природа и мы»

1

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Повторение и обобщение.Кимы.

96



Знакомство с названием раздела.


1

Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста;

составлять план текста, пересказывать текст.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимать иную точку зрения.

Принести сборник со стихами.

97



Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором

Умение воспринимать красоту природы.


Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.


Потребность в чтении

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями


Адекватно использовать речевые средства.


Пользоваться словарем

Выучить стих.

98



С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Выразительное чтение.

99



Д.Б.Кедрин «Бабье лето»

1

Мини-сочинение о Бабьем лете.

100



Н.М.Рубцов «Сентябрь»


1

Выучить стих.

101



С. А. Есенин «Лебедушка»


1

Выучить отрывок из стихотворения. Повторить раздел

102



Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.


Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.


Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность


Самостоятельно выбирать и читать детские книги.


103



Оценка достижений

1

Повторение пройденного, .подготовка к тесту.

104



Знакомство с названием раздела

1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором

Умение воспринимать красоту природы.


Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.


Потребность в чтении

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями


Адекватно использовать речевые средства.


Пользоваться словарем

Мини-сочинение «Моя Родина»

105



И. С. Никитин «Русь»


1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы;


чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;



Самостоятельно формулировать тему и цели урока.





Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Адекватно использовать речевые средства.


Пользоваться словарем.


Слушать и слышать других.

Составить план стихотворения, выразительно читать.

106



С. С. Дрожжин «Родине»


1

Выучить стих С.Дрожжина.

107



А. В. Жигулин» О, Родина!»

1

Стихи А. Жигулина.

108



Обобщающий урок «Родина».

1

Подготовить к тесту.

109




Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»


1

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Книги о путешествиях.

110



Проект «Они защищали Родину»


1

Стр.140-141. подготовак к тесту.

111



Оценка достижений


1


112



Знакомство с названием раздела . Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

1

Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста;

составлять план текста.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.



Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное

Перечитать отрывок.

113



Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

1

Составить рассказ «Наш друг -Электроник»

114-115



К. Булычев «Путешествие Алисы»



2

Путешествие Алисы.

Читать отрывок, иллюстрация.


Придумать историю о путешествии на другую планету.

Подготовка к тесту.



116



Путешествие по стране Фантазии


1


117



Оценка достижений



1

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;


потребность в чтении.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

118



Внеклассное чтение «В путь , друзья»

1

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Выставка любимых книг.

119



Знакомство с названием раздела . Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста, понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.


Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.


Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное

Перечитать текст. нарисовать иллюстрации к нему.

120-121



Д. Свифт «Путешествие Гулливера»



2

Придумать названия.



122-126



Г. Х. Андерсен «Русалочка»






5

Перечитать отрывок

Озаглавить части

Проиллюстрировать понравившуюся часть.

127-128



М. Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Перечитать выразительно от Пересказ от имени Тома Сойера .рывок.




129-130



С. Лагерлеф «Святая ночь».


2

Перечитать текст. Подготовить выразительное чтение от имени пастуха.



131



С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.


1

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.


Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.


Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное

Найти дополнительный материал об Иисусе и Иуде



Стр.217.задание 1-2.

132



С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.

1

133



Внеклассное чтение по произведениям зарубежных авторов.

1

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Кратко передавать прочитанное

Сказки зарубежных писателей. Выставка книг.

134



Контроль знаний.


1

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Контрольная работа за второе полугодие.

135



Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

Владеть формами самостоятельной систематизацией учебного материала.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.


Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.


Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Учиться связно отвечать по плану.


Кратко передавать прочитанное

Подготовка к тесту.

136



Литературная игра.


1

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы .

Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Повторение пройденного. Проверка техники чтения.