Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению(4 класс).
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предметные умения | Формируемые УУД | Домашнее задание |
план | факт | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные |
1 | | | Введение. Знакомство с учебником . | 1 | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Принести книги |
2 | | | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | 1 | Составить кроссворд |
3 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи ≪И повесил Олег щит свой на вратах Царь- града≫ | 1 | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | С. 6-8 читать |
4 | | | События летописи – основные события Древней Руси. Сравне- ние текста летописи и исторических источников | 1 | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно давать характеристику героя. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Читать летописи, былины. |
5 | | | « «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | С. 10-11 читать |
6 | | | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина ≪Песнь о ве- щем Олеге≫ | 1 | Обобщить знания полученные при изучении раздела | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Высказывать и обосновывать свою точку зрения Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Выучить отрывок |
7 | | | Поэтический текст былины ≪Ильины три поездочки≫ | 1 | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | С.12-16 читать |
8 | | | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | С 17-19 читать |
9 | | | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова ≪Богатыри≫ | 1 | Найти материал о Сергии Радонежском |
10 | | | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков ≪Па- мятник Сергию Радонежскому≫ | 1 | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | С 22-28 читать |
11 | | | Житие Сергия Радонежского» | 1 | Подготовить проект |
12 | | | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития | 1 | | | | | С 34 ответить на вопр. |
13 | | | Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов | 1 | Творчество Ершова . Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Сообщение о П.П.Ершове |
14-16 | | | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | 3 | Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | С 39-59 читать | |
17 | | | А.С.Пушкин «Няне» | 1 | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | С 66 наиз. |
18 | | | А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора» | 1 | С 67-68 наиз |
19-21 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 3 | С 70-90 |
| |
| |
22 | | | «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина | 1 | Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции | Учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | С 90-91 |
23 | | | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | Видеть языковые средства,использованные автором. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Учиться связно отвечать по плану | С 96 наиз. |
24-26 | | | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 3 | С 97-110 |
| |
| |
27 | | | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | 1 | Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | С 114 читать |
28 | | | Л. Н. Толстой «Детство». | 1 | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | С 115-118 читать |
29 | | | Л.Н.Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | 1 | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | С 119 читать |
30 | | | Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого | 1 | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Подготовить презентацию о жизни Л.Н.Толстого |
31-32 | | | А. П. Чехов «Мальчики» | 2 | Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Адекватно использовать речевые средства. | С123-133 читать |
33 | | | Обобщающий урок-КВН ≪Чудесный мир классики≫ | 1 | Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Подготовить рисунки |
34 | | | Оценка достижений | 1 | | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | С 135-136 |
35 | | | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | Видеть языковые средства, использованные автором. Обеспечить целостное восприятие поэтического текста. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному. Иметь собственные читательские приоритеты | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Поэтический сборник принести |
36 | | | Ф.И. Тютчев ≪Еще земли печален вид…≫, ≪Как неожиданно и ярко» | 1 | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | С 138-140 наиз |
37 | | | А.А. Фет ≪Весенний дождь≫, ≪Бабочка≫ | 1 | С 141-142 наиз |
38 | | | Е. А. Баратынский. «Весна». | 1 | С 143-144 наиз |
39 | | | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | С 145 наиз |
40 | | | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | С 146 наиз |
41 | | | Н. А. Некрасов «Школьник». | 1 | С 147-148 наиз |
42 | | | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…». | 1 | С 148-149 наиз |
43 | | | И. С. Бунин «Листопад» | 1 | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | С 150-151 наиз |
44 | | | Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов» | 1 | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Стихи об осени |
45 | | | Обобщающий урок по разделу | 1 | Иметь собственные читательские приоритеты | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Подготовить рисунки |
46 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | С 152-154 |
47 | | | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | С 155-161 |
48-49 | | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | С 162-168 читать |
| |
50-52 | | | В. М Гаршин «Сказка о .жабе и розе» | 3 | Учиться кратко передавать прочитанное | С 169-179 читать |
| |
| |
53-55 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» . | 3 | Интерес к чтению. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | С 180-192 читать |
| |
56-59 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 4 | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | С 193-214 читать |
| |
| |
| |
60 | | | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | 1 | Принести любимые сказки |
61 | | | Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки» | 1 | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Подготовить вопросы |
62 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки» | 1 | Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | С 215, ответить на вопросы |
63 64 | | | Знакомство с названием раздела. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | 1 | Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью. | Перечитать сказку Пересказ сказки, иллюстрация |
65 | | | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Чтение по ролям. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Пересказ от имени Дениса |
66 | | | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Выразительное чтение рассказа. Рассказы Драгунского. |
67-68 | | | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 2 | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Задавать вопросы. | Мини-сочинение «О прогульщике» |
| |
69 | | | Внеклассное чтение Книги о сверстниках,о школе. | 1 | Книги о сверстниках. |
70 | | | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Читать веселые рассказы о детях. |
71 | | | Оценка достижений | 1 | |
72 | | | Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Выразительное чтение без ошибок. |
73 | | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Пересказ от имени главного героя. |
74-75 | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | Формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста | Понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | Произведении Паустовского. Эпитеты и олицетворения. |
| |
76 | | | М. М. Зощенко «Ёлка» | 1 | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Пересказ от лица мамы или папы. Иллюстрация. |
77 | | | Обобщающий урок по разделу «Страна детства» | 1 | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Подготовиться к тесту. |
78 | | | Оценка достижений | 1 | Повторение пройденного. |
79 | | | Внеклассное чтение «В путь, друзья!» | 1 | Чтение книг.ДЖТолкиена «Хоббит» |
80 | | | Знакомство с названием раздела. В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская» | 1 | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Потребность в чтении | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем | Выучить стих. |
81 | | | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Выучить стих С. Есенина. |
82 | | | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства» | 1 | Произведения Марии Цветаевой. |
83 | | | Сравнение произведений разных поэтов. | 1 | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Подготовка к тесту. |
84 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Выучить стих любимого поэта. |
85 | | | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста; составлять план текста, пересказывать текст. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Безошибочное чтение. |
86 | | | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | Придумать продолжение с Приемышем. |
87-88 | | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 | Перечитать рассказ. |
| |
89-90 | | | М. Пришвин «Выскочка» | 2 | Выразительное чтение. Написать свою историю «Наблюдение за животными» |
| |
91 | | | Е. В. Чарушин «Кабан» | 1 | Пересказ от имени автора. |
92-93 | | | В. П.Астафьев «Стрижонок Скрип» | 2 | Перечитать рассказ. Пересказ от имени Скрипа. задание 2и2 на стр. 111. |
| |
94 | | | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» | 1 | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Подготовка к тесту. |
95 | | | Проверим и оценим свои достижения по разделу. Проект «Природа и мы» | 1 | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Повторение и обобщение.Кимы. |
96 | | | Знакомство с названием раздела. | 1 | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста; составлять план текста, пересказывать текст. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Принести сборник со стихами. |
97 | | | Б.Л.Пастернак «Золотая осень» | 1 | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Потребность в чтении | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем | Выучить стих. |
98 | | | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | Выразительное чтение. |
99 | | | Д.Б.Кедрин «Бабье лето» | 1 | Мини-сочинение о Бабьем лете. |
100 | | | Н.М.Рубцов «Сентябрь» | 1 | Выучить стих. |
101 | | | С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Выучить отрывок из стихотворения. Повторить раздел |
102 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | |
103 | | | Оценка достижений | 1 | Повторение пройденного, .подготовка к тесту. |
104 | | | Знакомство с названием раздела | 1 | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Потребность в чтении | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем | Мини-сочинение «Моя Родина» |
105 | | | И. С. Никитин «Русь» | 1 | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. | Составить план стихотворения, выразительно читать. |
106 | | | С. С. Дрожжин «Родине» | 1 | Выучить стих С.Дрожжина. |
107 | | | А. В. Жигулин» О, Родина!» | 1 | Стихи А. Жигулина. |
108 | | | Обобщающий урок «Родина». | 1 | Подготовить к тесту. |
109 | | | Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» | 1 | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Книги о путешествиях. |
110 | | | Проект «Они защищали Родину» | 1 | Стр.140-141. подготовак к тесту. |
111 | | | Оценка достижений | 1 | |
112 | | | Знакомство с названием раздела . Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | 1 | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста; составлять план текста. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное | Перечитать отрывок. |
113 | | | Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | 1 | Составить рассказ «Наш друг -Электроник» |
114-115 | | | К. Булычев «Путешествие Алисы» | 2 | Путешествие Алисы. Читать отрывок, иллюстрация. Придумать историю о путешествии на другую планету. Подготовка к тесту. |
| |
116 | | | Путешествие по стране Фантазии | 1 | |
117 | | | Оценка достижений | 1 | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
118 | | | Внеклассное чтение «В путь , друзья» | 1 | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Выставка любимых книг. |
119 | | | Знакомство с названием раздела . Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста, понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное | Перечитать текст. нарисовать иллюстрации к нему. |
120-121 | | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 | Придумать названия. |
| |
122-126 | | | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 5 | Перечитать отрывок Озаглавить части Проиллюстрировать понравившуюся часть. |
127-128 | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 2 | Перечитать выразительно от Пересказ от имени Тома Сойера .рывок. |
| |
129-130 | | | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 2 | Перечитать текст. Подготовить выразительное чтение от имени пастуха. |
| |
131 | | | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. | 1 | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное | Найти дополнительный материал об Иисусе и Иуде Стр.217.задание 1-2. |
132 | | | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. | 1 |
133 | | | Внеклассное чтение по произведениям зарубежных авторов. | 1 | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Кратко передавать прочитанное | Сказки зарубежных писателей. Выставка книг. |
134 | | | Контроль знаний. | 1 | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | | Контрольная работа за второе полугодие. |
135 | | | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | 1 | Владеть формами самостоятельной систематизацией учебного материала. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное | Подготовка к тесту. |
136 | | | Литературная игра. | 1 | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы . | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | | Повторение пройденного. Проверка техники чтения. |