СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Принята педагогическим советом Утверждена приказом МКОУ Протокол №________ «Большеанненковская средняя от _____________20__г. общеобразовательная школа»
Зам.директора по УВР _______Е.Ю.Гуракова №______от ___________20__г Директор школы _______А.В.Зимина
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1-4 классов
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №_____от ____20__г.
Руководитель ШМО________ ________________.
Составили:
Новикова Т.В.
Большое Анненково
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федерального государственного стандарта начального общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., «Просвещение» 2009 год.
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189)
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Учебного плана МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Календарного учебного графика;
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Положения о рабочей программе учителя;
Расписания уроков;
УМК «Перспектива»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Литературное чтение.
Срок реализации программы 4 года.
Используемый УМК «Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Азбука» 1 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. «Литературное чтение» 1 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 1 класс. – М., Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. «Литературное чтение» 2 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 2 класс. – М., Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. «Литературное чтение» 3 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 3 класс. – М., Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. «Литературное чтение» 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 4 класс. – М., Просвещение, 2013.
Общие цели и задачи учебного предмета, курса для уровня обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
-приобщение ребенка к литературе как искусству слова;
-духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» согласно Учебному плану школы учебный год составляет в 1 классе 33 недели, во 2-4 классах 34 недели, поэтому на изучение литературного чтения на этапе начального общего образования отводится время в объёме 540 часов, в том числе:
в 1 классе | 92ч. – обучение грамоте 40 ч. – литературное чтение | 4 ч. в неделю |
во 2 классе | 136 ч | 4 ч. в неделю |
в 3 классе | 136 ч | 4 ч. в неделю |
в 4 классе | 136 ч | 4 ч. в неделю |
В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием уроков количество уроков по рабочей программе может изменяться.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений, а рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно- популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия культура, которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать, писать, слушать, говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться составлять собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и худо- жественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся (с помощью учителя) будут наблюдать, как изменяются цели общения при составлении художественного и познавательного текстов. Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно- познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание курса включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания маленького читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание курса включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл про- читанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся высказывать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений наблюдать за миром природы. Введение в содержание курса такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы инсценировки произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а так- же произведения устного народного творчества (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки). Художественно- эстетическая направленность содержания курса позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, увеличения их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно- эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания курса «Литера- турное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художествен- ной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другою человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учи теля). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворении (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к гeрою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Азбука» 1 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016
Климанова Л.Ф. «Читалочка». 1 класс. М.: Просвещение, 2016
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» в 2-х ч. 1 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» в 2-х ч. 2 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» в 2-х ч. 3 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» в 2-х ч. 4 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 1класс М., «Просвещение», 2013 год
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 2класс М., «Просвещение», 2013 год
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 3класс М., «Просвещение», 2013 год
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». 4класс М., «Просвещение», 2013 год
Бойкина М.В. Методические рекомендации. Литературное чтение. 1 класс. М., 2012 год.
Бойкина М.В. Методические рекомендации. Литературное чтение. 2 класс. М., 2012 год.
Бойкина М.В. Методические рекомендации. Литературное чтение. 3 класс. М., 2012 год.
Бойкина М.В. Методические рекомендации. Литературное чтение. 4 класс. М., 2012 год.
«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2015 год
Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты , таблички с терминами и словарными словами).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа»:http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»:www.km.ru/education
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива
Приложение № 1. Календарно - тематическое планирование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Принято педагогическим советом Утверждено приказом МКОУ Протокол №________ «Большеанненковская средняя от _____________20__г. общеобразовательная школа»
Зам.директора по УВР _______Е.Ю.Гуракова №______от ___________20__г Директор школы _______А.В.Зимина
Приложение к рабочей программе
по литературному чтению
для 1 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №_____от ____20__г.
Руководитель ШМО________ ________________.
Составила:
Новикова Татьяна Викторовна ,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
стаж работы в должности 26 лет
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Планируемая | Фактическая | ||||
Добукварный период – 24 часа | |||||
| «Давайте знакомиться!» Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство. | 1 | 01.09 | | |
| Мои любимые книжки». Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам — роль слова в общении. Имя собственное | 1 | 02.09 | | |
| «Первый школьный звонок». Жест и его значение. Общение с помощью жестов. Роль слов и жестов в общении. Культура общения. | 1 | 06.09 | | |
| «Слова и жесты в общении» Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка). | 1 | 07.09 | | |
| «В мире природы». Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных. | 1 | 08.09 | | |
| «Мы пришли в театр». Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование. | 1 | 09.09 | | |
| «Вспомни и расскажи сказку». Интонация, ее роль в общении. Наблюдение над образованием слов с переносным значением. | 1 | 1309 | | |
| «Слова или предметы?». Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.) | 1 | 14.09 | | |
| «Рисунки и знаки в общении» Общение с использованием рисунков. Подготовка к усвоению письменной речи: рисование как способ записи сообщения. | 1 | 15.09 | | |
| «Условные знаки в городе и дома». Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков). | 1 | 16.09 | | |
| «Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков. | 1 | 20.09 | | |
| «Знаки по охране природы». Обобщение представлений о знаках. Составление знаков по охране природы. «Запись» сказки с помощью рисунков и символов (упрощенные изображения). | 1 | 21.09 | | |
| «Загадочное письмо», «Письмо в рисунках». Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм). | 1 | 22.09 | | |
| «Мир полный звуков». Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке — наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове. | 1 | 23.09 | | |
| Звуки гласные и согласные. Коммуникативно-речевая ситуация «Моя семья». Выделение слова-предложения «Мама!» для звукового анализа; артикулирование гласных и согласных звуков, обозначение их в звуковых схемах. Модели слов, различение звучания слова и его значения. | 1 | 27.09 | | |
| «Узнай сказки» | 1 | 28.09 | | |
| «Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов. | 1 | 29.09 | | |
| «Слог. Деление слов на слоги». Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам. | 1 | 30.09 | | |
| «Ударение в слове». Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. «Чтение» акрофонической записи слова «торт». | 1 | 04.10 | | |
| «Слово, предложение». «Речь». Закрепление представлений о слове и предложении. Схемы предложений. Наглядно-образное представление о речи. Воссоздание содержания сказки с опорой на схемы-предложения. | 1 | 05.10 | | |
| «Записываем слова и предложения». Повторение сведений о слове и предложении. Упражнения в звуковом анализе слов. Составление предложений по данным схемам. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций. | 1 | 06.10 | | |
| «Повторение сведений о слове и предложении». Упражнения в звуковом анализе слов. | 1 | 07.10 | | |
| «Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций» Составление предложений по данным схемам. | 1 | 11.10 | | |
| «Веселое путешествие от А до Я» | 1 | 12.10 | | |
Букварный период-50 часов | |||||
| Звук [а], буква Аа. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. | 1 | 13.10 | | |
| Звук [о]; буква Оо. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. | 1 | 14.10 | | |
| Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний». | 1 | 18.10 | | |
| Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами. | 1 | 19.10 | | |
| Звук [э], буква Э. Звуковой анализ слов со звуком [э]. | 1 | 20.10 | | |
| «Узелки на память». Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам. | 1 | 21.10 | | |
| Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. | 1 | 25.10 | | |
| Звуки [м] — [м`]. Буква М. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений. | 1 | 26.10 | | |
| Звуки [с] — [с`], буква Сс. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | 1 | 27.10 | | |
| Звуковой анализ. Чтение слов по следам анализа. Составление предложений по схеме. | 1 | 28.10 | | |
| Звуки [н] — [н`], буква Н. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами». | 1 | 08.11 | | |
| Звуки [л] — [л`], буква Л. Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений. | 1 | 09.11 | | |
| Повторение. Игры со словом. Чтение предложений и текста. | 1 | 10.11 | | |
| Чтение предложений и текста. | 1 | 11.11 | | |
| Звуки [т] — [т`], буква Тт. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов. | 1 | 15.11 | | |
| Чтение с выражением. | 1 | 16.11 | | |
| Чтение слов и предложений с изученными буквами. | 1 | 17.11 | | |
| Звуки [к] — [к`], буква Кк. Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | 1 | 18.11 | | |
| Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | 1 | 22.11 | | |
| Ударение чтение текстов. | 1 | 23.11 | | |
| Выразительное чтение текстов. | 1 | 24.11 | | |
| Узелки на память. Послоговое чтение. | 1 | 25.11 | | |
| Ударение. Чтение целыми словами. | 1 | 29.11 | | |
| Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв. Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В. | 1 | 30.11 | | |
| Повторение изученных букв. | 1 | 01.12 | | |
| Звуки [п] — [п`], буква Пп. | 1 | 02.12 | | |
| Звуки [г] — [г`], буква Г. Чтение текстов слогами и словами. | 1 | 06.12 | | |
| Сравнение звуков [г] и [к]. Буква е. Звуковой анализ. | 1 | 07.12 | | |
| Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ. | | 08.12 | | |
| Буквы Е, Ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се. | 1 | 09.12 | | |
| Повторение изученных букв | 1 | 13.12 | | |
| Звуки [б] — [б`], буква Бб. Звуки [з] — [з`], буква Зз. Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п]. | 1 | 14.12 | | |
| Закрепление. Буквы Бб, Зз. | 1 | 15.12 | | |
| Скороговорки, ребусы, загадки. | 1 | 16.12 | | |
| Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т]. | 1 | 20.12 | | |
| Звук [ж], буква Ж. Закрепление изученных букв. Чтение предложений. | 1 | 21.12 | | |
| Буква Я в начале слова и после гласных. Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов. | 1 | 22.12 | | |
| Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др. | 1 | 23.12 | | |
| Звуки [х] — [х`], буква Хх. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. | 1 | 27.12 | | |
| Мягкий знак — показатель мягкости согласных. Звук[й], буква Йй. Чтение слов с «ь». Чтение в парах. | 1 | 28.12 | | |
| Чтение текстов | 1 | 29.12 | | |
| Буква Ю в начале слова и после гласных. Чтение слов и предложений. | 1 | 13.01 | | |
| Буква Ю после согласных. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк. | 1 | 17.01 | | |
| Звук [ш], буква Шш. Звук[ч`], буква Чч. Чтение слов и предложений. С новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. | 1 | 18.01 | | |
| Звук [щ`]. Буква Щщ. Упражнение в темповом чтении слов и предложений. Культура общения. | 1 | 19.01 | | |
| Звук [ц], буква Цц. Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог. | 1 | 20.01 | | |
| Звуки [ф] — [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] — [ф]. | 1 | 24.01 | | |
| Разделительные ь и ъ. Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др. Повторение. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия». | | 25.01 | | |
| Повторение и обобщение по всем изученным буквам. | 1 | 26.01 | | |
| Повторение и обобщение по всем изученным буквам. | 1 | 27.01 | | |
Послебукварный период-18 часов | |||||
| Про все на свете. | 1 | 31.01 | | |
| С чего начинается общение? | 1 | 01.02 | | |
| Умеет ли разговаривать природа? | 1 | 02.02 | | |
| Что, где, когда и почему? | 1 | 03.02 | | |
| Удивительное рядом | 1 | 14.02 | | |
| Чтобы представить слово | 1 | 15.02 | | |
| Об одном и том же по - разному | 1 | 16.02 | | |
| Книга природы | 1 | 17.02 | | |
| Сравни и подумай | 1 | 21.02 | | |
| Большие и маленькие секреты | 1 | 22.02 | | |
| Волшебство слова | 1 | 24.02 | | |
| Считалочки в стране Считалия | 1 | 28.02 | | |
| Сказки. Присказки | 1 | 01.03 | | |
| Загадки | 1 | 01.03 | | |
| Читаем загадки выразительно. | 1 | 02.03 | | |
| А. Дмитриев «Однажды встретил…», Ю. Дружников «Хвастунишка» | 1 | 03.03 | | |
| Чтение текстов. Техника чтения. | 1 | 07.03 | | |
| Из старинных книг для чтения | 1 | 09.03 | | |
Блок «Литературное чтение» | |||||
Книги – мои друзья (4 часа) | |||||
| Вводный урок | 1 | 10.03 | | |
| Введение в содержание раздела С. Маршак «Новому читателю» | 1 | 11.03 | | |
| С. Михалков «Как бы жили мы без книг?» А.С.Пушкин | 1 | 14.03 | | |
| Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Лите6ратурии. Контроль и проверка результатов обучения | 1 | 15.03 | | |
Радуга-дуга (5 ч) | |||||
| Введение в содержание раздела. Песенки разных народов | 1 | 16.03 | | |
| Загадки. Пословицы и поговорки разных народов | 1 | 17.03 | | |
| Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества | 1 | 21.03 | | |
| Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки» | 1 | 22.03 | | |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | 23.03 | | |
Здравствуй, сказка! (6ч) | |||||
| Введение в содержание раздела. | 1 | 24.03 | | |
| Жили – были буквы. Г. Юдин «Почему «А» первая». Т.Коти «Катя и буквы. Сравнение авторской и народной сказок | 1 | 04.04 | | |
| Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л.Пантелеев «Две лягушки» | 1 | 05.04 | | |
| И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя» | 1 | 06.04 | | |
| Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты» | 1 | 07.04 | | |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | 1 | 11.04 | | |
Люблю всё живое (6ч) | |||||
| Введение в содержание раздела. В. Лунин «Никого не обижай. Е.Благинина«Котёнок». Л.Толстой «Пожарные собаки» | 1 | 12.04 | | |
| Приём звукозаписи как средство создания образа. И Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета» | 1 | 13.04 | | |
| Мы в ответе за тех кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов» | 1 | 14.04 | | |
| Книги о природе и животных. Л.Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». С. Маршак «В зоопарке» | 1 | 18.04 | | |
| Б. Житков «Вечер». Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса» | 1 | 19.04 | | |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | 1 | 20.04 | | |
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч) | |||||
| Введение в содержание раздела. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка» | 1 | 21.04 | | |
| Комплексная метапредметная контрольная работа | | 25.04 | | |
| Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее» | 1 | 26.04 | | |
| Книги о детях. Э. Шим «Брат и маленькая сестра» | 1 | 27.04 | | |
| Книги о детях. Е.Благинина «Паровоз» | 1 | 28.04 | | |
| Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это да! Это – нет!» | 1 | 03.05 | | |
| Л. Толстой «Не лениться», «Косточка» | 1 | 04.05 | | |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | 1 | 05.05 | | |
Край родной, навек любимый (9 ч) | |||||
| Введение в содержание раздела. П. Воронько «Лучше нет родного края» | 1 | 10.05 | | |
| Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников | 1 | 11.05 | | |
| Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников. | 1 | 12.05 | | |
| Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки | 1 | 13.05 | | |
| В. Берестов «Любили тебя без особых причин…». Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!». Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» | 1 | 16.05 | | |
| А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы | 1 | 17.05 | | |
| Е. Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье | 1 | 18.05 | | |
| И. Косяков «Всё она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство» | 1 | 19.05 | | |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | 1 | 23.05 | | |
Сто фантазий – 2 часа | |||||
| Введение в содержание раздела. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий» | 1 | 24.05 | | |
| Учусь сочинять сам И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу…». Г. Цыферов «Про меня и про цыплёнка» | 1 | 25.05 | |