Негосударственное общеобразовательное учреждение
Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского
Липецкой Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ 10 КЛАССОВ
УЧИТЕЛЯ: АПАРИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
1. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
2. Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
3. Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.
4. Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
5. Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Нормативные правовые документы, программы (примерные или авторские) на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).
3. Федеральный перечнь учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Информация о количестве учебных часов , на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количества часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ экскурсий
проектов, исследований и др.
Учебный план НОУ Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского на 2015-2016 учебный год предусматривает 1 час изучения предмета в 10 классе. Количество учебных недель: 35.
Требования к результатам освоения программы
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать/понимать:
основные виды и жанры искусства;
шедевры мировой художественной культуры;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития; организация личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
( абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Художественная культура первобытного мира (1 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира (5 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (18 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса (11 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Учебно-тематический план
№ | Тема | 10 класс |
1 | Древние цивилизации | 1 |
2 | Культура античности | 5 |
3 | Средние века | 11 |
4 | Культура востока | 8 |
5 | Возрождение | 9 |
6 | Итоговый урок «XVII вв.» | 1 |
Итого | 35 |
Информация об используемом учебнике, дополнительной литературе и др.
1.Данилова Г.И. Мировая художественная культура 10 класс.- Дрофа, 2013.
2. ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебнику МХК для 10 класса и одобренное Министерством образования и науки РФ - «Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003
Календарно-тематический план
10 класс (1 полугодие)
Учитель Апарина Вера Александровна
№ п\п | Тема урока | Количество уроков по теме | Дата прохождения | Контрольные мероприятия |
План | факт |
Древние цивилизации |
1 | «Пирамиды» - жилища вечности фараонов | 1 | 01-6.09 | | |
2 | Изобразительное искусство Египта | 1 | 07-13.09 | | Подготовка сообщений |
3 | Искусство доколумбовой Америки | 1 | 14-20.09 | | Самостоятельная работа |
Культура Античности |
4 | Архитектура Древнего Рима | 1 | 21-27.09 | | Подготовка сообщений |
Средние века |
5 | Архитектурный облик Древней Руси | 1 | 28-04.10 | | |
6 | Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры | 1 | 05-11.10 | | |
7 | Архитектура Московского княжества | 1 | 12-18.10 | | Рефераты по теме |
8 | Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль | 1 | 19-25.10 | | |
9 | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | 26-01.11 | | Самостоятельная работа |
Культура Востока |
10 | Индия – «страна чудес» | 1 | 9-15.11 | | |
11 | Художественная культура Китая. Архитектура | 1 | 16 -22.11 | | |
12 | Художественная культура Китая. Живопись | 1 | 23-29.11 | | Подготовка сообщений |
13 | Художественная культура ислама | 1 | 30-06.12 | | |
Возрождение |
14 | Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи | 1 | 07-13.12 | | |
15 | Золотой век Возрождения Бунтующий гений Микеланджело. | 1 | 14-20.12 | | Рефераты по теме |
16 | Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров | 1 | 21-27.12 | | |
17 | Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров | 1 | 28-03.01 | | Самостоятельная работа |
Календарно-тематический план
10 класс (2 полугодие)
Учитель Жданова Ирина Петровна
№ п\п | Тема урока | Количество уроков по теме | Дата прохождения | Контрольные мероприятия |
План | факт |
Древние цивилизации |
1 | Первые художники Земли | 1 | 18-24.01 | | Самостоятельная работа |
2 | Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта | 1 | 25-31.01 | | |
3 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | 01-07.02 | | |
Культура Античности |
4 | Золотой век Афин | 1 | 08-14.02 | | Сообщения по теме |
5 | Театральное искусство Античности | 1 | 15-21.02 | | |
Средние века |
6 | Мир византийской культуры | 1 | 22-28.02 | | |
7 | Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв. | 1 | 29-06.03 | | |
8 | Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв. | 1 | 07-13.03 | | Рефераты по теме |
9 | Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль | 1 | 14-20.03 | | Самостоятельная работа |
10 | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | 21-27.03 | | |
Культура Востока |
11 | Музыкальное и театральное искусство Индии | 1 | 04-10.04 | | Самостоятельная работа |
12 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 | 11-17.04 | | |
Возрождение |
13 | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | 1 | 18-24.04 | | |
14 | Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных» | 1 | 25-01.05 | | Рефераты по теме |
15 | Возрождение в Венеции | 1 | 02-08.05 | | |
16 | Музыка эпохи Возрождения | 1 | 09-15.05 | | |
17 | Театр эпохи Возрождения | 1 | 16-22.05 | | Сообщения по теме |