СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс «Планета знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс «Планета знаний»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс «Планета знаний»»


Календарно-тематическое планирование по предмету «окружающий мир»


Дата

Тема

урока

Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

(УУД)





знать

уметь


Как люди познают мир (16 часов)

1


О науке.

Инструктаж по проектной деятельности.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: что такое наука. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования.

Уметь: рассказывать о значении науки в жизни людей.

Уметь: планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.


Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, понимать информацию, представленную в виде

текста.

2


Науки

бывают

разные.


Комбинированный урок

Знать: о необходимости совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира, познакомить с различными отраслями науки.

Уметь: приводить примеры разных наук.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

3


Ученые

России.


Комбинированный урок

Знать: о деятельности некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку; воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.

Продолжить формирование информационной грамотности.

Знание имен и фамилий наиболее знаменитых российских ученых и их достижений.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину.

Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

4


Человек-изобретатель.


Комбинированный урок

Знать: о постепенности развития научного знания в обществе.

Представление об этапах развития научного знания.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

5


Как ученые изучают мир.

Практическая

работа.


Урок практической работы

Знать: о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся.

Уметь: отличать наблюдение, опыт и эксперимент, подготавливать и проводить простейшие опыты, фиксировать результаты, самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).


Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.


Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

6


Умей

видеть.

Экскурсия в парк.



Урок практической работы

Знать: и уметь умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблюдать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним.

Уметь: наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и

человека.


Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

7


Тренируй свою наблюдательность.

Практическая работа.



Урок практической работы

Знать: и развивать внимание и наблюдательность учащихся; тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей.

Представление об упражнениях по тренировке памяти и внимания.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, понимание важности наблюдательности и хорошей памяти в жизни, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

8


Приборы и инструменты.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: назначение различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых.

Уметь: объяснять назначение приборов и инструментов.


Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.


Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

9


Измерение температуры.

Практическая

работа.


Урок практической работы

Знать: об устройстве и назначении термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками.

Уметь: различать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.


Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за неживой и живой природой, делать выводы.

10


Измерение времени.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: об устройстве для измерения времени – часы. Учить детей измерять время по часам.

Понимать назначение различных видов часов, определять время по часам.


Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за неживой и живой природой, делать выводы.

11


Справочники, словари, энциклопедии.


Комбинированный урок

Продолжить развивать информационную грамотность учащихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими.

Уметь: пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых), рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Представление об устройстве словарей.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, человека.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

12


Знаки и

символы.


Комбинированный урок

Знать: о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся.

Уметь: различать символы и знаки, пользоваться схемами и рисунками для получения информации.


Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, условных знаков, выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

13


Об искусстве.


Комбинированный урок

Знать: что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Уметь: рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства, характеризовать свое отношение к ним.


Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, расширение эмоциональной сферы, формирование чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края, положительное отношение к культурным ценностям.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учебных текстов.

14


Проверочная работа.


Контрольный урок

Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, в показаниях приборов (часов, термометра).

Уметь: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Способность к самоконтролю и самооценке.

Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

15


Защита мини-проектов по теме «Знание – сила».


Контрольный урок

Формировать навыки публичных выступлений, умения защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.

Уметь: готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы.

16


Экскурсия «Наблюдения за осенними изменениями в природе».


Урок практической работы

Обучение методам наблюдения, фиксации результатов, обобщению полученной информации.

Уметь: наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Мы живём на планете Земля (14 часов)

17


Что такое космос. Звезды и созвездия. Падающие «звезды».


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о первых научных представлениях о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся.

Представление об устройстве космоса, космических объектах, нашей галактике. Умение называть наиболее известные созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.


Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста.

18


Солнечная система. Виртуальная экскурсия.


Урок с использованием ТСО

Знать: о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества.

Уметь: рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме, моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; выделять из текста информацию в соответствии с поставленной задачей, организовывать работу в группе, выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

19


Голубая планета Земля.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о Земле как планете. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Уметь: объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», почему Солнце кажется нам больше других звезд.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста.

20


Как устроена Земля.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о взглядах древних на устройство Земли, сформировать основы научного знания о внутреннем устройстве земного шара.

Знание истории представлений об устройстве Земли. Представление о внутреннем устройстве нашей

планеты.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы.

21


Спутник Земли –

Луна.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества.

Представление об устройстве и местоположении Луны по отношению к Земле, свойствах Луны. Умение объяснять, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой вели-чины.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение составлять монологические выказывания на заданную тему, умение координировать действия с партером при работе в паре.

22


Исследование космоса.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличило возможности ученых в исследовании космоса.

Уметь: рассказывать об исследовании космоса, приборах исследования космоса, искусственных спутниках Земли, исследователях космоса, знаменитых космонавтах; использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста.

23


Что такое глобус. Практическая работа.



Урок практической работы

Знать: о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся.

Представление об устройстве и назначении модели Земли – глобусе, умение объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли, называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Умение использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста.

24


Почему день сменяет ночь. Практическая работа.



Урок практической работы

Знать: о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Уметь: объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Умение использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре.

25


Как изучали земной шар.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: об истории географических открытий.

Уметь: объяснить различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре.

26


Знаменитые путешественники.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: об наиболее известных первооткрывателях и путешественниках. Развивать умственные и творческие способности учащихся.

Знание истории географических открытий, знаменитых путешественников, умение объяснять значение открытий для человечества.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре.

27


Исследования глубин морей и океанов.



Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о познаваемости мира методами научного познания.

Знание истории исследования подводного мира морей и океанов, умение объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста.

28


Проверочная работа.


Контрольный урок

Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи.

Уметь: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Способность к самоконтролю и самооценке.

Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

29


Защита мини-проектов по теме «Мы живем в космосе».


Контрольный урок

Знать: как защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.

Уметь: готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса; участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы.

30


Инструктаж по проектной деятельности.


Урок повторения и закрепления

Знать: как планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования.

Уметь: планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, составлять план работы, подбирать источники информации.

Природа вокруг нас (23 часа)

31


Тела и

вещества.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность.

Уметь: различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

32


Что такое вещество.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о веществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное).

Уметь: приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное).

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста.


33


Об энергии. Практическая работа.



Урок практической работы

Знать: о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту.

Уметь: объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, координировать свои действия с партнером при работе в паре.

34


От костра до котла.


Комбинированный урок

Знать: об источниках тепла, истории отопительных приборов.

Представление о разнообразии источников тепла.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, умение строить монологические высказывания, аргументированно высказывать свое мнение об изучаемом явлении.


35


Свет.



Комбинированный урок

Знать: о различных источниках световой энергии. Учить работать со схемами.

Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы.

36


Театр теней. Практическая работа.


Комбинированный урок

Знать: как образуются тени от предметов. Развивать творческие способности учащихся.

Уметь: объяснять причину образования тени от

предметов.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение координировать свои действия с партнером при работе в паре, группе, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

37


Зеркала.


Комбинированный урок

Знать: об особенностях отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей.


Уметь: объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

38


О цвете.


Комбинированный урок

Знать: о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира.

Уметь: объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.


Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

39


В мире

звука.

Практическая работа.


Комбинированный урок

Знать: о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования.

Уметь: объяснить причину возникновения звука.

Положительное отношение и интерес к изучению природы.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.


40


Шум вредит здоровью.


Комбинированный урок

Знать: о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.

Уметь: объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

41


О музыке.



Комбинированный урок

Знать: об отличии музыки от шума, о музыкальных инструментах, развивать эмоциональную сферу учащихся, эстетические предпочтения в искусстве.

Уметь: отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов.

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями искусства, осознанное положительное отношение к культурным ценностям.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста.

42


В мире

камня.



Комбинированный урок

Знать: о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников.

Уметь: приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, осознанное положительное отношение к культурным ценностям.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде

текста.

43


Экскурсия «Наблюдения за зимними изменениями в природе».


Урок практической работы

Обучать наблюдениям, анализу и фиксации результатов. Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам

природы.

Уметь: характеризовать зиму, выделяя существенные признаки.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самоконтролю, основы экологической культуры.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

44


В мире живой природы. На опушке.



Комбинированный урок

Знать: о разнообразии живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства.

Уметь: приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сооб-щества.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение работать с текстом, осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей.

45


Бабочки и жуки.


Комбинированный урок

Знать: об отличительных особенностях бабочек и жуков. Развивать наблюдательность, память учащихся, умение добывать информацию из различных источников.


Представление о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки.

46


В мире живой природы. В березовой роще.


Комбинированный урок

Знать: о влиянии одних растений на другие, влияние растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.

Уметь: приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста.

47


В низине.


Комбинированный урок

Знать: об особенностях жизни растений и животных в затененных влажных условиях. Формирование умения корректно употреблять при описании объектов природы термины «влаголюбивый», «теневыносливый».

Уметь: приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Отличать ядовитых змей от неядовитых.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки.

48


В ельнике. Листвен-ница.


Комбинированный урок

Знать: как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой.

Уметь: приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своем здоровье, соблюдение правил поведения в природе.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки.

49


В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка.


Комбинированный урок

Знать: о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде.

Уметь: приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки.

50


В сосновом лесу.


Комбинированный урок

Знать: об условиях жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни.

Уметь: приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчивый», правильно их применять при описании объектов.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки.

51


Берегите лес! Мини-проект.


Контрольный урок

Знать: о бережном отношении к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся.

Знание правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Уметь: оформлять правила поведения в знаково-символьной

форме.

Основы экологической культуры, знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение, осознание ответственности за качество своей работы в группе.

Умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе, аргументировать свою позицию, тактично и обоснованно высказывать несогласие с партнером, учитывать мнение партнера, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы.


52


Проверочная работа. Инструктаж по проектной деятельности.


Контрольный урок

Проверить уровень усвоения изученных тем, умения ориентироваться в полученной информации; применять ее при решении учебной задачи. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать в соответствии с целями и задачами источники информации и материал.

Уметь: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Способность к самоконтролю и самооценке. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры.

Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, составлять план работы, подбирать источники информации.


53


Защита мини-проектов по теме «Жизнь леса».


Контрольный урок

Формировать навыки публичных выступлений, умение защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.

Уметь: готовить устные и письменные сообщения о животных и растениях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

Положительное отношение и интерес к изучению природы, формирование адекватной самооценки.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы.

54


Закрепление по теме «Жизнь леса»







Люди вокруг нас (13 часов)

55


Человек в обществе.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека.

Уметь: доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества.


Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, аргументированно высказывать свое мнение.

56


Жизнь в первобытном обществе.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: как развивалось общество от первобытных времен до наших дней.

Представление о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей.

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию, анализировать, делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение.


57


Труд в жизни человека.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о значении труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду.


Понимание важности труда в жизни общества и чело-века.

Уважение к людям труда, ценностное отношение к плодам своего труда.

Умение понимать информацию, представленную в виде текста.

58


Семья.

Семейные ценности.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи.

Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в

семье.

Умение строить монологические высказывания, аргументировать свое мнение.

59


Бюджет

семьи.

О деньгах.


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: о значении денег в обществе.

Уметь: осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений.

Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде

текста.

60


Что такое бюджет?


Урок ознакомления с новым материалом

Знать: необходимости правильного распределения денежных средств семьи.

Уметь: объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка.

61


Экскурсия «Наблюдения за весенними изменениями в природе». Обобщение.


Урок обобщения

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы. Сравнение результатов годовых наблюдений. Подведение итогов о сезонных изменениях.

Уметь: давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самоконтролю, основы экологической культуры.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

62


Будем

вежливы. Правила этикета.



Комбинированный урок

Знать: о правилах культурного поведения в обществе.

Уметь: приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение.

Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

63


Разговор по телефону. Как дарить подарки. Урок-игра.



Урок-игра

Знать: о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета.

Выполнение правил поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

64


О друзьях-товарищах.


Комбинированный урок

Знать: о значении дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность.

Уметь: оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, осознание ценности дружбы, поддержки и взаимопо-мощи.

Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

65


О привычках.

Комбинированный урок

Знать: о влиянии вредных привычек на взаимоотношения людей.

Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей.

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение.

Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

66


Итоговая проверочная работа.


Контрольный урок

Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи.

Уметь: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к самоконтролю и самооценке.

Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.


67

68

69

70




Итоговый урок «Мы знаем!» Защита мини-проектов по теме «Наши питомцы».

Закрепление по теме «Наши питомцы»



Контрольное занятие.

Подведение итогов проектной и исследовательской деятельности за год.

Уметь: готовить устные и письменные сообщения о домашних животных, анализировать собственную деятельность.

Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы.



















29