СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Искусство (ИЗО) 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Искусство (ИЗО) 5 класс»

23


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 1»



Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия № 1»

_________________ И.В.Рыжкова

Приказ № 105/1

от «27» августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

ИСКУССТВО (ИЗО)

в 5 классах

на 2014 – 2015 учебный год









Разработчик:

Гахова Наталья Ивановна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории




Программа принята на заседании педагогического совета

протокол № 71 от 27 августа 2014 года







Бийск 2014



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ





Паспорт программы……………………………………….. 2


Пояснительная записка…………………………………….. 3-8


Критерии оценок……………………………………………… 8


УМК………………………………………………………….. 8


Содержание курса…………………………………………… 9 - 12


Учебно-тематическое планирование…………………………13


Календарно-тематическое планирование ………………….. 14 - 16


Планируемые результаты обучения………………………….. 16-17


Характеристика контрольно-измерительных материалов… 17-20


Требования к уровню подготовки учащихся……………….. 21


Литература…………………………………………………… 21-22


Интернет-ресурсы……………………………………………… 23



















Паспортрабочей программы учебного курса, предмета


Тип программы программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «Гимназия №1» программа определяет приоритеты в содержании основного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «Гимназия №1» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МБОУ «Гимназии № 1»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: защита проекта, реферата, выставка, уроки - викторины.























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по Искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закона РФ «Об образовании»;

  3. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 1» на 2014-2015 учебный год.

  4. Программа общеобразовательных учреждений по Изобразительному искусству и художественному труду 1-9 классы под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, при участии В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, А.А.Кобозева, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской

Программа рассчитана на 35 занятий по 1 часу в неделю.

Место учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Актуальность изучения предмета

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное воспитание ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Уроки изобразительного искусства развивают художественный вкус ребенка, учат видеть и творить красоту своими руками. Они не только сочетают различные виды практической работы, но и открывают детям мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии. Задачи при выполнении работ по художественному и декоративно-прикладному творчеству заключаются в формировании у детей практических навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.

Занятия приобщают к основам народной культуры.

Занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством, создают основу для духовного нравственного развития ребенка. В этом отличительная особенность данной программы.

Основные принципы программы

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театра.

Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как систематизирующая основа программы:

- Изобразительная художественная деятельность

- Декоративная художественная деятельность

- Конструктивная художественная деятельность

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Принцип «От жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внушенного мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель – духовное развитие личности формирование у ребенка способности видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучение по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению. Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

Принцип единства восприятия и созидания. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

- Наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

- Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Пятый класс (или первый год средней школы) посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов.

Цели и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета: развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя, как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры

задачи:

  1. Воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах.

  2. Воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.

  3. Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению – тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.).

Отличительные особенности рабочей программы.

Особенностью рабочей программы для гимназических классов является повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование инновационных технологий, как активных, так и интерактивных, проблемного подхода, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методы. Которые будут способствовать развитию аналитического, логического и интуитивного мышления.

Содержание, структура, учебно-методическое планирование рабочей программы соответствует содержанию, структуре и учебно-методическому планированию авторской программы.

В отличие от начальной школы, где изучалось все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Формы и методы, технологии обучения


Ведущими технологиями преподавания предмета являются личностно-ориентированные и информационно коммуникативные технологии обучения. В преподавании применяются как традиционные формы (информационные, идеологические, проблемные) так и активные и интерактивные формы и методы в целях содействия учащимся в овладении ключевыми компетенциями.

Тематический план состоит из блоков. Многообразие форм и методов позволяет избежать переутомляемости, утраты интереса к занятиям и, как следствие, удерживать внимание детей, поддерживать заинтересованность на протяжении всего учебного года.

Программа предусматривает различные формы организации активной деятельности детей. Основная форма обучения - урок, как специально организованная форма обучения:

Урок состоит из:

а) введения в тему занятия.

б) восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

в) созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

г) обобщения и обсуждения итогов урока;

Виды уроков:

урок - экскурсии,

урок - праздники,

урок – игра,

урок – викторина,

урок - защита творческого проекта.

Такие занятия дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют творческую деятельность, приобщают к художественному творчеству. Структура занятия включает несколько взаимосвязанных по теме, но разных по типу деятельности частей (рассказ, игра, беседа, разбор иллюстраций, практическая деятельность). Упор делается на обучение навыкам общения, доброжелательности в отношениях, потребности в самооценке.

Методы и формы поставленных задач

В ходе реализации программы используется комплекс методов, адекватных поставленным задачам.

Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы:

- словесные (рассказ, беседа, описание);

- наглядные (готовые изделия, иллюстрации, эскизы);

- практические (работа по образцу, инструкции, творческая работа);

- проблемно-поисковые (подбор цветового сочетания, композиционного решения);

На этапе изучения нового материала используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.

Весь материал программы делится на теоретический и практический. На каждом занятии теоретическим вопросам отводится не более 15 -20 минут. Практическая деятельность школьников на уроках находит разнообразныеформы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах. Применение полученных на занятиях умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение для повышения эффективности преподавания изобразительного искусства в школе.

Формы контроля знаний, умений, навыков.

  • Защита творческого проекта, реферата;

  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  • Урок - викторина.

  • Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

  Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Учебно-методический комплексов для реализациирабочей программы

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского:

Горяева Н.А. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учебник 5 класс. Москва.: Просвещение 2012;

Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва.: Просвещение2011;

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 классМосква.: Просвещение 2007.

Содержание программы


ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвестипониманию того, что форма и цвет, выступают здесь в ролизнака, символизирующего определенную идею, а, не изображаюконкретную реальность.

Тема: Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

- как выражение мифопоэтических представлений человека мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Тема: Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля подземно-водный мир).

Тема: Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, егосимволика (потолок - небо, пол - земля, подпол- подземныймир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, прёдметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построёний в вышивках на полотенце.

Тема: Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и нёбесного в образном строе народной праздничной одежды.

Тема: Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства и как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8часов)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а иной среде городской, и совершенно иной жизнью. Задача — учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности Народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением дополненный изящной линией.

Тема: Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Тема: Искусство Жостова. Истоки и совремённое развитие промысла.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта Освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Тема: Роль народных художественных промысловв современной жизни (обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предмётов декоративного искусства.

Тема: Зачем людям украшения.

Беседа на тему. «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина, Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Тема: Декор и положение человека в обществе.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества; знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Тема: Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства древнего Китая (гдебыла очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Тема: О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символов чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества, государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значения их элементов.

Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы’. Работа может быть сделана в любом,материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли рёжиссера и главного художника.

Тема: Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладногоискусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале

Творческая интёрпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Тема: Ты сам — мастердекоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.). В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

Учебно–тематический план


п/п


Раздел, тема

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на тему


Древние корни народного искусства

8


1

Древние образы в народном искусстве


1

2

Декор русской избы


1

3

Внутренний мир русской избы


1

4

Конструкция, декор предметов народного быта


1

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки


1

6

Народный праздничный костюм


2

7

Народные праздничные обряды (обобщение темы)


1


Связь времен в народном искусстве

8


8

Древние образы в современных народных игрушках


1

9

Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла


2

10

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла


2

11

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.


2

12

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).


1


Декор – человек, общество, время.

12


13

Зачем людям украшения


2

14

Декор и положение человека в обществе


3

15

Одежда говорит о человеке


3

16

О чем рассказывают гербы и эмблемы


3

17

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)


1


Декоративное искусство в современном мире

7


18

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник.


1

19

Современное выставочное искусство. Пластический язык материала и его роль в создании образа.


1

20

Роль выразительных средств в

построении декоративной композиции.


1

21

Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства.


2

22

Создание декоративной работы


2

Итого год - 35 часов




Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс

урока


Название тем, уроков

Кол-во

часов


Домашнее задание

Дата проведения



Примечание

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (8 часов).


1

Древние образы в народном искусстве

1

учеб. стр.

10-17, зад. стр.17

04.09


2

Декор русской избы.

1

учеб. стр.

18-27, зад. стр. 27, раб. т. стр.5

11.09


3

Внутренний мир русской избы.

1

учеб. стр.

28-33, зад. стр.33.

18.09


4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

учеб. стр.

34-41, зад. стр. 41, раб. Т. Стр.5

25.09


5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

учеб. стр. 42-47, зад. стр. 47, раб. Т. Стр.6-9.

02.10


6

Народный праздничный костюм.

Женский

1

учеб. стр.48-57, зад. стр. 57.

09.10


7

Народный праздничный костюм.

Мужской

1

учеб. стр.48-57, зад. стр. 57. Раб. Т. Стр. 10-11

16.10


8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

Раб. Т. Стр.12-13

23.10


Связь времен в народном искусстве (8 часов).


9

Древние образы в современных народных игрушках.

1

учеб. стр. 60-67, зад. стр. 67

30.10


10

Древние образы в современных народных игрушках. Элементы росписи

1

учеб. стр. 60-67, зад. стр. 67

13.11


11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

учеб. стр.68-73, зад. стр. 73

20.11


12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Особенности росписи

1

учеб. стр.68-73, зад. стр. 73

27.11


13

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла


1

учеб. стр. 74-77, зад. стр. 77, раб. Т. Стр.15

04.12


14

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла. Композиция


1

учеб. стр. 74-77, зад. стр. 77, раб. Т. Стр.15

11.12


15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла


1

учеб. стр. 84-87, зад. стр. 87.

18.12


16

Роль народных художественных промысловв современной жизни (обобщение темы).


1

Раб. Т. Стр.19-21

25.12


Декор - человек, общество, время (12 часов).

17

Зачем людям украшения

1

учеб. стр.96-97.

15.01


18

Зачем людям украшения. Их роль.

1

учеб. стр.96-97.

22.01


19

Декор и положение человека в обществе

1

учеб. стр. 98-107, зад. стр. 107

29.01


20

Декор и положение человека в обществе. Символика цвета в украшениях.

1

учеб. стр. 98-107, зад. стр. 107, раб. Т. Стр.25.

05.02


21

Декор и положение человека в обществе. Мотивы декоративного искусства

1

учеб. стр. 98-107, зад. стр. 107, раб. Т. Стр.25.

12.02


22

Одежда говорит о человеке.

Древний Китай

1

учеб. стр. 108-123, зад. стр. 123, раб. Т. Стр. 22-23.

19.02


23

Одежда говорит о человеке.

Эпоха барокко.

1

учеб. стр. 108-123, зад. стр. 123.

26.02


24

Одежда говорит о человеке.

Композиция стилевого единства декора одежды и предметов быта

1

учеб. стр. 108-123, зад. стр. 123.

05.03


25

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Классическая геральдика.

1

учеб. стр. 124-127, зад. стр.127.

12.03


26

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе

1

учеб. стр. 124-127, зад. стр.127, раб. Т. Стр. 26.

19.03


27

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Создание проекта собственного герба

1

учеб. стр. 124-127, зад. стр.127, раб. Т. Стр. 27.

02.04


28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

Раб. Т. Стр. 28-29.

09.04


Декоративное искусство в современном мире (7 часов).

29

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник

1

учеб. стр.130-153, зад. стр. 153, раб. Т. Стр. 30.

16.04


30

Современное выставочное искусство. Пластический язык материала и его роль в создании образа

1

учеб. стр. 154-173, раб. Т. Стр.31

23.04


31

Роль выразительных средств в построении декоративной композиции

1

учеб. стр. 154-173, раб. Т. Стр. 32.

30.04


32

Ты сам — мастер декоративно – прикладного искусства. Выполнение эскиза.

1

учеб. стр. 154-173, раб. Т. Стр.33

07.05


33

Ты сам — мастер декоративно – прикладного искусства. Технология работы с выбранным материалом

1

учеб. стр. 154-173, раб. Т. Стр.34-35

14.05


34

Создание декоративной работы по фрагментам.


1

учеб. стр. 154-173, раб. Т. Стр. 36-37.

21.05


35

Создание декоративной работы. Сбор фрагментов в общее панно



1

учеб. стр. 154-173, раб. Т. Стр. 38

28.05


Итого год - 35 часов

Планируемые результаты обучения

Результаты изучения предмета «Искусство (ИЗО)» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (основного) общего образования и целям художественного образования. В разделе «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человека, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма; определению собственной позиции по отношению к искусству. Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Характеристика контрольно-измерительных материалов на уроках изобразительного искусства

Контроль и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими; компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в среднем звене школы.

Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом.

  2. Оценивание может быть только критериальным.

  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

  5. В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В изобразительном искусстве используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ, результаты участия детей в конкурсах разных уровней не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

 Существует три вида контроля :

  1. стартовая диагностика;

  2. текущий контроль, тесно связанный с процессом обучения ;

  3. итоговый контроль.

В своей работе я использую все три вида контроля достижений учащихся:

Стартовая диагностика основывается на пройденном объеме учебой программы и планируемых результатах.

Итоговое контроль проходит в конце года, а затем в конце обучения в основной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговый контроль в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 3 года обучения информации об учебных достижениях. Промежуточный контроль проводится после каждой пройденной темы в течении учебного года.

Так как на каждом уроке оценивается практическая работа учащихся, все виды контроля я провожу в форме тестирования, 

Во первых это позволяет сэкономить время на уроке, во вторых проводить контроль любой категории учащихся, а так же дает возможность осуществления контроля за учебной деятельностью каждого ребенка в отдельности.

В современной тестологии (Аванесова В.С., Челышковой М.Б., Майорова А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установление соответствий.

Наиболее распространенной является первая форма. Все виды контроля я провожу в форме традиционных закрытых тестов на выбор одного или нескольких правильных ответов, так как я считаю это самый доступные тесты для учащихся.

Данные контрольно-измерительные материалы, выполненные в виде традиционных, закрытых тестов позволяют развивать познавательные и регулятивные учебные действия учащихся, прогнозировать и планировать личностные и предметные результаты обучения. 

Использование тестового контроля дает свои преимущества:

1. Индивидуальный характер контроля учебной деятельностью каждого ребенка. 
2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах контроля обучения. 
3. Возможность сочетания её с другими традиционными формами педагогического контроля. 
4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся. 
5. Объективность тестового контроля. 
6. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений. 
7. Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое время с минимальными затратами. 
8. Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.

Тестовый контроль распределен по четвертям и урокам

 

Класс

Четверть

№ урока

Содержание теста


5

1

1

Входящий

1

8

«Древние корни народного искусства»

2

16

«Связь времен в народном искусстве»

4

28

«Декор – человек, общество, время»

4

33

«Декоративное искусство в современном мире»

4

34

Итоговый

К каждому тесту прилагаются ответы и критерии оценки.

Тесты составлены на основе следующей учебной и методической литературы:

Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд». (с краткими методическими рекомендациями). 1-9 классы Под руководством Б.М. Неменского. 6-е издание.- М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. «Изобразительное искусство в жизни человека». 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А. Неменская, под ред. Б. М. Неменског, 4-е издание, М.: Просвещение, 2011.

Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. И. Д. Агеева.М: Творческий центр 2006.

Конечно, необходимо оценивать знания учащихся по оценочной системе, но на уроках изобразительного искусства для ученика важнее словесное поощрение его ответов и практических работ учителем.

Всегда можно у ребёнка со средними данными найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по домашнему заданию, в высказываниях об изобразительном искусстве.

Главное «оружие» педагога-похвала. Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.» (Б.С.Рачина.)


Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе

Учащиеся должны: знать, понимать

- проявлять заинтересованное отношение к произведениям современных мастеров декоративно-прикладного искусства, выполненным в различных материалах и техниках;
- проявлять заинтересованное отношение к творческим работам своих сверстников.

Формирование творческой активности

- обращать первостепенное внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

- проявлять художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей.

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения учащиеся должны иметь представление:

- разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- специфике языка разных художественных материалов, о роли выразительных средств (форма, объем, цвет, линия, фактура, пространство) в построении художественного образа, декоративной композиции;

- о сложности процесса воплощения замысла в декоративно-прикладном искусстве, его сопряженности с материалом, ремеслом, технологией;

- об использовании опыта народного искусства в современном декоративно-прикладном искусстве, об отличии современного художника от народного мастера.

В процессе практической работы на уроке учащиеся должны уметь:

- владеть навыками работы в конкретном материале (гуашь, акварель, карандаш, макраме, батик, роспись по дереву и т.п.);

- осознанно использовать язык декоративно-прикладного искусства в процессе выполнения творческой композиции — объемной или плоскостной (обобщенно-выразительные формы изображения; ограниченность и декоративность цвета; ритм форм, цветовых пятен, выразительность фактуры).


Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы

  1. Программа общеобразовательных учреждений по Изобразительному искусству и художественному труду 1-9 классы под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, при участии В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, А.А.Кобозева, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. М.: Просвещение, 2011г.,

  2. Горяева, Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 класс, под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012г.,

  3. Горяева, Н. А. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2011г

  4. НеменскийБ.М., «Педагогика искусства» Москва, Просвещение2007г.

  5. ШкарлупинаГ.Д., «Методика преподавания предметов культурологического цикла» Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.

Литература для учителя

  1. Горяева, Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 класс, под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012г.,

  2. Горяева, Н. А. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2011г.

  3. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс. Москва.: Просвещение 2007.

  4. Павлова О.В. Изобразительное искусство. «Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Кроссворды. Тесты. Викторины». (5-7 кл.), Волгоград.: «Учитель» 2011г

  5. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. «Проверочные и контрольные тесты» (5-8кл.), Волгоград.: «Учитель» 2008г

  6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. «Поурочные планы 5 класс по программе Б.М. Неменского», Волгоград.: издательство «Учитель» 2006 г.

Литература для учащихся


  1. Горяева, Н. А., ОстровскаяО. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 класс, под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012г.,

  2. Горяева, Н. А. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2014г.







Интернет ресурсы

http://www.rusedu.ru/detail_8395.html

http://www.rusedu.ru/detail_8394.html

http://www.rusedu.ru/detail_8394.html

http://www.rusedu.ru/detail_8348.html

http://www.rusedu.ru/detail_8228.html

www.1september.ru

www.pedsovet.su

www.metodsovet.su

www. proshkolu.ru

www.prosv.ru/print.aspx&ob_no=4144 - Стили в художественной культуре.

www.prosv.ru/print.aspx&ob_no2228 - Дизайн и архитектура: новое в преподавании ИЗО (школа Б.М. Неменского)

www.bolero.ru/cgi-bin/dsc.cgi&2176338.partner=26

http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;

http://www.gnpbu.iip.net- библиотека им. Ушинского;

http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;

www.mega.km.ru/-Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.newsducation.ru/-Иформационно-просветительское издание Министерства образования РФ;

www.ug.ru- Учительская газета;