СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России». Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 В.Г. Горецкий, В.П. Канакина  и др. Русский язык] с  учётом Примерной программы начального общего образования по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.»



Русский язык.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [«Школа России». Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2014 В.Г. Горецкий, В.П. Канакина и др. Русский язык] с учётом Примерной программы начального общего образования по русскому языку.

1. Цели и задачи курса

Цели курса:

  1. познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического и логического мышления учащихся;

  2. социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



2. Общая характеристика курс

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтени­ем. Эти два предмета представляют собой единую образова­тельную область, в которой изучение русского языка сочетает­ся с обучением чтению и первоначальным литературным обра­зованием. Систематический курс русского языка представлен в началь­ной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для ин­теллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направ­ленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуаци­ях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматрива­ются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различ­ными принципами русского правописания.

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, от­работка правильного начертания букв, рациональных соедине­ний, достижение ритмичности, плавности письма являются за­дачами совершенствования графического навыка при соблюде­нии гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с пись­менной в младшем школьном возрасте требует особого вни­мания к работе над письменной речью — применения достаточ­ного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

3. Место предмета  в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 675 часов (115 ч – обучение грамоте, 560 ч – систематический курс) в 1-4 классах: 1 класс – 33 учебные недели (165 ч), 2 класс – 34 учебные недели (170 ч), 3 класс – 34 учебные недели (170 ч),

4 класс – 34 учебные недели (170 ч).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по русскому языку:

Личностные:

1) осознание языка как основного средства человеческого общения;

2) восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

2) умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

3) понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

4) стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

5) умение задавать вопросы.

Предметные:

1) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

2) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

3) умение проверять написанное;

4) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

5) способность контролировать свои действия, проверять написанное.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;

- умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся.

6. Содержание ФГОС НОО по русскому языку. 1-4 класс (675 часов)

Вводный интегрированный курс «Обучение грамоте» 115 ч

Фонетика







Графика







Чтение











Письмо













Слово и предложение



Орфография



Развитие речи


Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буками. Буквы гласные как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Знакомство с правилами правописания и их применение: 1) раздельное написание слов; 2) обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); 3) прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; 4) перенос слов по слогам; 5) знаки препинания в конце предложения.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.



Раздел программы

Содержание ФГОС НОО систематического курса

Количество часов по классам



1

2

3

4

Обучение грамоте

115 ч


115

-

-

-

Фонетика и орфоэпия

22 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

12

10



-

-

Графика

9 ч


Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных Ь и Ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол.конь; в словах с йотированными гласными Е, Е, Ю, Я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит, правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словами, справочниками, каталогами.

9

-

-

-

Лексика

24 ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы.

5

10

5

4

Морфология

129 ч

Части речи, их значение и признаки. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение, признаки, использование в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Род имен существительных: мужской, женский, средний; число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Склонение имен существительных: 1,2,3 склонение. Определение склонений имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение, признаки, использование в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Связь имени прилагательного с именем существительным. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение, его значение. Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Местоимения единственного и множественного числа. Употребление личных местоимений. Склонение личных местоимений.

Глагол как часть речи, его признаки. Значение глагола, употребление в речи.

Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребляемыми предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, ее значение.

-

37

40

52

Морфемика

(состав слова)

39 ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и форм одного и то же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.


11

20

8

Синтаксис

67 ч

Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные Предложения по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (И, А, НО, ИЛИ).

Характеристика простого предложения по цели высказывания и интонации.

Различение простых и сложных предложений.

8

28

22

9

Орфография

и пунктуация

195 ч

Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

1) сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

2) ) сочетания чк, чн, нщ, чт;

3) перенос слов;

4) прописная буква в начале предложения и в именах собственных;

5) проверяемая безударная гласная в корне;

6) парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

7) непроизносимые согласные;

8) непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

9) гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

10) разделительные Ъ и Ь;

11) Ь после шипящих на конце имен существительных;

12) безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, ия, -ов, -ин);

13) безударные окончания имен прилагательных;

14) раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

5) не с глаголами;

16) Ь после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа;

17) Ь в глаголах в сочетании – ться;

18) безударные личные окончания глаголов;

19) раздельное написание предлогов со словами;

20) знаки препинаний в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

21) знаки препинания в предложениях с однородными членами.

6

52

65

72

Развитие речи

75 ч

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формы речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Последовательность предложений в тексте, частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

10

22

18

25



Всего: 675 ч




165



170



170



170


















8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Библиотечный фонд

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, ра­бочие тетради и др.).

Примерная программа начального общего обра­зования по русскому языку

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное по­лотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности). Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русско­му языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот­ветствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и ме­тодических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Система тестирования ВОТУМ. Документ-камера. Сканер. Принтер лазерный. Принтер цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по воз­можности).

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обу­чения. Видеофильмы, соответствующие тематике про­граммы (по возможности). Презентации, соответствующие темати­ке программ (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий. Подставки для книг, органайзеры.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(5 ч в неделю, всего 170 часов)

№ п/п Тема урока


Содержание Характеристика деятельности учащихся Дата

ПОВТОРЕНИЕ (11 ч)

1

Наша речь и наш язык




Наша речь и наш язык (1ч)

Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова» русской речи: слова-при­ветствия, слова-прощания, слова-просьбы, сло­ва-извинения и др. Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

*Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста.

Текст (3 ч) Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, ос­новная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

Комплексная работа над структурой текста: оза-главливание, корректирование порядка предло­жений и частей текста (абзацев).



Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине. Развитие чувства ответственности за порученное дело.

*Слова с непроверяемым написанием: кани­кулы.

Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста.

Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Предложение (3 ч). Виды предложений по цели высказывания: по­вествовательные, вопросительные и побудитель­ные; по эмоциональной окраске (интонации восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. *Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство.

Обращение (1ч). Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Главные и второстепенные члены предложе­ния. Основа предложения (2 ч).



Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: под­лежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспро­странённые.

Моделирование предложений.

Разбор предложения по членам предложения.



Словосочетание (1ч)

Определение в словосочетании главного и за­висимого слов при помощи вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: гори­зонт.

Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформирован­ного текста; письменное выборочное изложение по вопросам.

Проверочная работа


Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, ис­пользовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включе­нием в него диалога.

Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхож­дением слова каникулы.

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правиль­ность написанного

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описа­ние, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествова­тельного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказы­вания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интона­ции.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.



Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахожде­ния главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распростра­нённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сход­ство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения.

Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной за­дачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Вос­станавливать содержание текста с нарушенным порядком предложе­ний. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику



2

Язык и речь. Формулы вежливости





3

Текст и его план





4

Обучающее изложение



5

Анализ изложения. Типы текстов



6

Предложение как единица речи



7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации





8

Обращение







9

Главные и второстепенные члены предложе­ния. Основа предложения



10

Контрольный диктант по теме «Повторение»







11

РНО. Словосочетание


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч)

12

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения (5 ч)

Представление о предложениях с однородными членами.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

Предложения с однородными членами без сою­зов и с союзами и, а, но.

Запятая между однородными членами, соеди­нёнными союзами.

Сведения о трудовой деятельности людей, рабо­тающих в сельской местности. Формирование ува­жительного отношения к труду и людям труда. *Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнёр, багаж, календарь.



Простые и сложные предложения (4 ч)

Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. *Слова с непроверяемым написанием: прекрас­ный.



Развитие речи. Письменное изложение пове­ствовательного текста по самостоятельно состав­ленному плану


Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и состав­лять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с со­юзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными чле­нами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности

Определять, каким членом предложения являются однородные члены

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое пред­ложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по само­стоятельно составленному плану


13

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но)


14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами


15

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»


16

Наши проекты



17

Простые и сложные предложения


18

Сложное предложение и предложение с однородными членами


19

Обучающее изложение





20

Контрольный диктант по теме «Предложение»


СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (21 ч)

21

Слово и его лексическое значение


Лексическое значение слова (4 ч)

Понимание слова как единства звучания и зна­чения. Выявление слов, значение которых тре­бует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью тол­кового словаря.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омо­нимах, устаревших и новых словах, заимство­ванных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями (толко­вым, синонимов, антонимов, омонимов, фразео­логизмов).

*Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё.



Состав слова (10 ч)

(Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.)

Значимые части слова (4 ч).

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значе­ние суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами оконча­ния, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Моделирование слова с определённым составом. *Слова с непроверяемым написанием: корабль, костюм.

Правописание гласных и согласных в значи­мых частях слова (4 ч).

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости соглас­ным, с непроизносимым согласным. Правопи­сание двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Право­писание суффиксов -ик и -ек.



Правописание Ъ и Ь разделительных знаков

Работа с орфографическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: вокзал, железо, пассажир, пассажирский, билет.

Развитие речи. Письменное изложение пове­ствовательного деформированного текста. Со­ставление объявления.

Части речи (7 ч)

Повторение и углубление представлений о частях речи (3 ч).

Части речи, деление частей речи на самостоя­тельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. *Слова с непроверяемым написанием: двена­дцать, двадцать, одиннадцать, шестнад­цать.





Наречие (общее представление) (4 ч). Значение и употребление в речи.



*Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленно, вчера, теперь, завтра.

Развитие речи.







Контрольный диктант за 1 четверть


Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толко­вого словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (вы­писывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с по­мощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные тол­ковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было не­известно.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и пере­носном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, на­ходить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синони­мов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологи­ей слов, одной из частей которых является часть Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразео­логизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, сино­нимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимич­ными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаружи­вать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по со­ставу.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного со­става. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографи­ческого правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматиче­ские признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грам­матические признаки наречия. Определять роль наречий в предложе­нии и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных.

Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине худож­ника





Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.



22

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные и устаревшие слова.


23

Синонимы, антонимы, омонимы



24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов


25

Состав слова



26

Состав слова



27

Распознавание значимых частей слова



28

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости соглас­ным, с непроизносимым согласным.


29

Правопи­сание двойных согласных в словах



30

Правописание приставок и суффиксов


31

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков


32

Обучающее изложение



33

РНО. Части речи. Морфологические признаки частей речи


34

Склонение имен существительных и имен прилагательных


35

Склонение имен существительных и имен прилагательных


36

Имя числительное. Глагол



37

Наречие как часть речи



38

Правописание наречий


39

Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»


40

Контрольный диктант по теме «Части речи»


41

РНО. Странички для любознательных


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43 ч)

42

Распознавание падежей имен существительных

Изменение по падежам (5 ч)

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Началь­ная форма имени существительного. Имена су­ществительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

*Слова с непроверяемым написанием: телефон, аллея.





















Три склонения имён существительных (8 ч)

1-е склонение имён существительных. Падежные окончания 1-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием: беседа, беседовать.





Развитие речи. Составление сочинения по ре­продукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).



2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: агроном.

3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

*Слова с непроверяемым написанием: пейзаж, портрет.











Развитие речи.



Способы проверки безударных падежных окон­чаний имён существительных (1 ч).

Именительный и винительный падежи (1 ч).

Родительный падеж (2 ч).





Именительный, родительный и винительный па­дежи одушевлённых имён существительных (2 ч).











Дательный падеж (3 ч).











Творительный падеж (2 ч).

Правописание имён существительных в тво­рительном падеже, оканчивающихся на шипя­щий и ц.

Правописание безударных падежных оконча­ний имён существительных в единственном числе (20 ч).


Предложный падеж (2 ч).

Правописание безударных окончаний имён су­ществительных во всех падежах (7 ч). *Слова с непроверяемым написанием: портрет, инженер, хлебороб, овца, адрес, вчера, сегодня, костёр.















Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).





Правописание безударных падежных оконча­ний имён существительных во множественном числе (8 ч).

Общее представление о склонении имён суще­ствительных во множественном числе (1 ч). Именительный падеж (1 ч).

Родительный падеж (2 ч).





Дательный, творительный, предложный падежи (3 ч).



Винительный падеж одушевлённых имён суще­ствительных (1 ч).

Контрольный диктант за 1 полугодие

Лексические и грамматические нормы употре­бления имён существительных. Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

*Слова с непроверяемым написанием: путеше­ствие, путешественник, директор, кило­грамм, грамм, газета.

Обобщение знаний об имени существительном (2 ч). Морфологический разбор имён существитель­ных.



Проект «Говорите правильно!».

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Опре­делять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существи­тельных в речи.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры су­ществительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окон­чания существительных 1-го склонения.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падеж­ного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окон­чания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в твори­тельном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей).

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).



Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры суще­ствительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.





Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окон­чания существительных 2-го склонения.





Подробно излагать содержание повествовательного текста.



Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры суще­ствительных 3-го склонения.





Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.



Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окон­чания существительных 3-го склонения.













































Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён су­ществительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существи­тельные во множественном числе {директора, шофёры и др.) в имени­тельном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).



Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существи­тельного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать пра­вильность выделения изученных признаков имени существительного.











Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.



Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в роди­тельном падеже



43

Упражнение в распознавании И., Р., В. падежей неодушевленных имен существительных


44

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в Р. и В.падежах, в Д.п.


45

Упражнение в распознавании имен существительных в Т. и П. падежах


46

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена сущ.


47

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных


48

Упражнение в распознавании имен существительных 1 скл.


49

Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»


50

2-е склонение имён существительных


51

Упражнение в распознавании имен существительных 2 скл.


52

3-е склонение имён существительных



53

Упражнение в распознавании имен существительных 3 скл.


54

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного


55

Обучающее изложение


56

РНО. Падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го скл. ед.ч.


57

Именительный и винительный падежи


58

Родительный падеж


59

Правописание окончаний существительных в Р.п.


60

И., Р. и В. па­дежи одушевлённых имён существительных


61

И., Р. и В. па­дежи одушевлённых имён существительных


62

Правописание окончаний имен существительных в Д.п.


63

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в Р. и Д.п.


64

Правописание окончаний имен существительных в Т.п.


65

Упражнение в правописа-нии окончаний имен существительных в Д.п.


66

Правописание окончаний имен существительных в П.п.


67

Упражнение в правописа-нии окончаний имен существительных в П.п.


68

Правописание безударных окончаний имен сущест-вительных во всех падежах


69

Упражнение в правописа-нии безударных падежных окончаний имен существительных


70

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница»


71

Контрольный диктант


72

РНО. Склонение имен существительных во множественном числе


73

И.п. имен существительных мн.ч.


74

Р.п. имен существительных мн.ч.



75

Винительный падеж одушевлённых имён суще­ствительных


76

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных мн.ч.


77

Контрольный диктант



78

РНО. Морфологический разбор имён существитель­ных


79

Обобщение знаний об имени существительном. Тест



80

Наши проекты



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ч)

81

Имя прилагательное как часть речи

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4 ч)

Значение и употребление в речи. Словообразо­вание имён прилагательных.

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в един­ственном числе).

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Начальная форма имён прилагательных.

Развитие речи. Составление текста-рассужде­ния по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

*Слова с непроверяемым написанием: автомо­биль, семена, электростанция, электровоз, электричество, электрический, сейчас.

Изменение по падежам имён прилагательных (2 ч)



Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.





Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.



Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10 ч).

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

Именительный, винительный, родительный па­дежи.

Творительный и предложный падежи. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю — ча­стичке своей большой родины на основе содер­жания текстов.

*Слова с непроверяемым написанием: прави­тельство, аппетит, километр, космос, кос­мический, командир.



Развитие речи. Выборочное изложение пове­ствовательного текста с элементами описания.

Проект «Имена прилагательные в « Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина».

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (7 ч).

Именительный и винительные падежи. Родительный, дательный, творительный падежи. Формирование уважения к национальному до­стоянию Российского государства, древним ар­хитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному до­стоянию других стран и народов.



Развитие речи. Письмо по памяти сравнитель­ного описательного текста. Составление сообще­ния о достопримечательностях своего города (посёлка).

*Слова с непроверяемым написанием: экскур­сия, вагон, кастрюля, издалека.

Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».





Склонение имён прилагательных во множе­ственном числе (5ч). Иметь представление об окончаниях имён при­лагательных множественного числа в каждом из падежей.

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».



Именительный и винительный падежи.





Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. *Слова с непроверяемым написанием: салют, ботинки, богатство.

Нормы правильного согласования имён прила­гательных и имён существительных в речи. Осознание эстетической стороны речевого вы­сказывания при анализе художественных тек­стов.





Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч).

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февраль­ская лазурь»



Морфологический разбор имён прилагательных.



Контрольный диктант по теме «имя прилагательное»




Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Под­бирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рас­суждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от кар­тины.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при со­ставлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прила­гательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окон­чания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный спо­соб проверки для имени прилагательного.



Определять и обосновывать написание безударного падежного окон­чания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять пра­вильность написанного.



Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.





Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окон­чания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

Записывать текст по памяти.



Находить информацию о достопримечательностях своего города (по­сёлка), обобщать её и составлять сообщение.





Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного тек­ста и записать его.







Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множествен­ном числе.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».



Проверять написанное.









Определять и обосновывать написание безударного падежного окон­чания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.









Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская ла­зурь»





Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с непра вильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилага­тельного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать пра­вильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.


82

Род и число имен прилагательных


83

Сочинение - описание игрушки



84

Склонение имен прилагательных



85

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. Серова «Мика Морозов»»


86

Склонение имен прилага-тельных мужского и среднего рода в единственном числе


87

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в И.п.


88

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.


89

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п.


90

Именительный, винитель-ный, родительный па­дежи


91

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т. и П.п.


92

Упражнение в правописа-нии окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода


93

Выборочное изложение пове­ствовательного текста


94

Наши проекты


95

Склонение имен прилага-тельных женского рода


96

Именительный и винитель-ные падежи имен прила-гательных женского рода


97

Р., Д., Т. и П.падежи имен прилагательных женского рода


98

В. И Т. падежи имен прила-гательных женского рода


99

Упражнение в правописа-нии падежных окончаний имен прилагательных


100

Изложение повествовательного текста


101

РНО. Правописание падежных окончаний имен прилагательных


102

Склонение имен прилага-тельных во множественном числе



103

Сочинение-отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»


104

Именительный и винитель-ный падежи имен прилагательных во множественном числе


105

Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе


106

Дательный и творительный падежи имен прилагательных во множественном числе


107

Обобщение знаний об имени прилагательном


108

Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февраль­ская лазурь»


109

Морфологический разбор имён прилагательных. Проверочная работа


110

Контрольный диктант



111

РНО. Повторение


ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (7 ч)

112

Местоимение как часть речи


Местоимение (повторение и углубление пред­ставлений о личных местоимениях) (2 ч) Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица един­ственного и множественного числа. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (5 ч) Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах.

Правописание косвенных форм личных местои­мений, раздельное написание местоимений с предлогами.

*Слова с непроверяемым написанием: металл, металлический, победа, председатель.



Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повество­вательного текста; составление поздравительной открытки


Морфологический разбор личных местоимений.





Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Формирование почтительного отношения к род­ным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам.


Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять лич­ные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими ме­стоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоиме­ний и их форм.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосно­вывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.



Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность упо­требления в них местоимений.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта


113

Личные местоимения



114

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам


115

Изменение личных местоимений 3-го лица



116

Изменение личных местоимений по падежам


117

Изложение повествовательного текста с элементами описания


118

РНО. Морфологический разбор личных местоимений


119

Контрольный диктант



120

РНО. Обобщение по теме «Местоимение»


ГЛАГОЛ (34 ч)

121

Роль глаголов в языке


Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч) Значение глаголов в языке и речи. Время глаго­лов (настоящее, прошедшее, будущее). Измене­ние глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: гореть, сверкать.

Неопределённая форма глагола (5 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: лучше, расстояние, везде, свитер, сверху, снизу. Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.





Развитие речи. Письменное изложение по са­мостоятельно составленному плану.

Спряжение глагола

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (5 ч). Лицо и число глаголов.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени {по­бедить, пылесосить и др.). 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Слова с непроверяемым написанием: сеялка.

I и II спряжение глаголов (3 ч).

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Лич­ные окончания глаголов I и II спряжения.

Правописание глаголов

Правописание глаголов с безударными лич­ными окончаниями (8 ч).

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

*Слова с непроверяемым написанием: назад, вперёд.















Правописание возвратных глаголов (Зч). Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.











Правописание глаголов в прошедшем време­ни (3 ч).

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых оконча­ний глаголов в прошедшем времени и суффик­сов глаголов.

Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. Формирование представлений о значении спор­та в жизни людей и страны.

Развитие речи. Составление текста на спортив­ную тему по выбору учащихся. *Слова с непроверяемым написанием: свобода, здесь.

Обобщение по теме «Глагол» (4 ч)

Морфологический разбор глаголов.

Контрольный диктант по теме «Глагол».









Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста





Подготовка к итоговой комплексной работе (тестирование)

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, вре­мя, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифици­ровать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно со­ставленному плану.



Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего вре­мени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания гла­голов.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа {победить, убедить и др.).

Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единствен­ного числа в настоящем и будущем времени.

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.



Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спря­жение глаголов».

Работать с памяткой определения безударного личного окончания гла­гола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного оконча­ния глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного оконча­ния глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правиль­ность их написания

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будуще­го времени

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, глав­ную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписан­ные опорные слова (глаголы).

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедше­го времени с частицей не и без частицы.

Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спор­тивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).



Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять по следовательность действий при разборе глагола как части речи по за данному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.



122

Изменение глаголов по временам


123

Неопределенная форма глаголов


124

Неопределенная форма глаголов


125

Изменение глаголов по временам


126

Изложение по самостоя-тельно составленному плану


127

РНО. Спряжение глаголов


128

Спряжение глаголов


129

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»


130

РНО. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед.ч.


131

I и II спряжение глаголов настоящего времени


132

I и II спряжение глаголов будущего времени


133

Наши проекты


134

Правописание глаголов с безударными лич­ными окончаниями


135

Правописание глаголов с безударными лич­ными окончаниями



136

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


138

Возвратные глаголы



139

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах


140

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах


141

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок


142

Правописание глаголов в прошедшем време­ни



143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем време­ни


144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего време­ни


145

Обучающее сочинение на спортивную тему


146

РНО. Морфологический разбор глаголов


147

Контрольный диктант


148

РНО. Обобщение по теме «Глагол»


149

Обобщение по теме «Глагол»


150

Изложение повествовательного текста


151

РНО. Проверь себя


152

Повторение


153

Повторение


154

Повторение


155

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ПОВТОРЕНИЕ (15 ч)

156

Язык. Речь. Текст

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, ос­новная мысль, план текста.

Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.

Повторение об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омо­нимах, устаревших и новых словах, заимство­ванных словах, фразеологизмах.

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь»

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значе­ние суффиксов и приставок.

Повторение и углубление представлений о частях речи

Работа с памятками






Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, глав­ную мысль, части текста.

Работать с памятками «Разбор как части речи». Определять последовательность действий при разборе по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков частей речи.



Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рас­суждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от кар­тины.



Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной за­дачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Вос­станавливать содержание текста с нарушенным порядком предложе­ний. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.



Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику


157

Предложение и словосочетание


158

Предложение и словосочетание


159

Лексическое значение слова


160

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»


161

Состав слова


162

Состав слова


163

Разбор слов по составу


164

Части речи


165

Морфологический разбор частей речи


166

Звуки и буквы


167

Занимательный русский язык


168

Занимательный русский язык


169

Странички для любознательных


170

Игра «По галактике Частей Речи»




11