педагогического совета директор школы:__________ Т.В. Меринова
Протокол №_____ от________2016 г. Приказ №____ от _________2016 г.
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Календарно-тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной
5. Программно-методическое обеспечение
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования(приказ МОиН от 05.03.2004 г. №1089) и авторской программы « Русский язык.5-9 классы» (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) Москва, «Просвещение», 2014г.)
Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку обучающихся 7 класса общеобразовательной школы.
В соответствии с примерным учебным планом, рекомендуемым программой общего образования данная рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 136 часов.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
№ | Дата | № по раз- делу | Темы уроков | Планируемый результат освоения материала | Тип урока | Виды контроля |
план | факт | | | | | |
1 | | | 1 | Русский язык как развивающееся явление (1ч.) | Понимать основные функции русского языка | Совершенствование ЗУН | Тематический |
2 | | | 1 | Повторение пройденного в 5-6 кл. (12ч.+2ч.) Синтаксис. Синтаксический разбор | Уметь выполнять синтаксический разбор | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
3 | | | 2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Уметь находить в предложении смысловые отрезки | Повторение изученного | Проверочная работа |
4 | | | 3 | Лексика. Лексическое значение слова | Соблюдать нормы литературного языка | Комбинированный | Проверочная работа |
5 | | | 4 | Фразеология | | Закрепление изученного | работа с тестами |
6 | | | 5 | Фонетика и орфография | | Закрепление изученного | работа с тестами |
7 | | | 6 | Фонетический разбор | | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
8 | | | 7 | Словообразование и орфография | | Повторение изученного | Тематический |
9 | | | 8 | Морфемный и словообразовательный разбор | Знать порядок выполнения разбора | Комбинированный | Проверочная работа |
10 | | | 9 | Морфология и орфография | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
11 | | | 10 | Морфологический разбор слова | Знать порядок выполнения разбора | Повторение изученного | Проверочная работа |
12 | | | 11 | Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль | Уметь определять стили текста | Комбинированный | Творческая работа |
13 | | | 12 | Р.р. Сочинение по картине И.И. Бродского “Летний сад осенью” | Совершенствовать сочинение в соответствии с темой | Развитие речи | Творческая работа |
14 | | | 13 | Контрольный диктант | | | |
15 | | | 14 | Анализ контрольного диктанта | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (25ч.+6ч.) | | | |
16 | | | 1 | Причастие как часть речи | Знать отличительные признаки причастия | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
17 | | | 2 | Морфологические признаки глагола у причастия | Знать морфологические признаки глагола у причастия. Уметь отличать причастие от прилагательного | Комбинированный | Объяснительный диктант. Тематический |
18 | | | 3 | Морфологические признаки прилагательного у причастия | Уметь отличать причастие от прилагательного | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
19 | | | 4 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Знать правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Уметь склонять причастия | Комбинированный | Тематический |
20 | | | 5 | Причастный оборот | Уметь строить предложения с причастным оборотом | Изучение нового материала | Тематический |
21 | | | 6 | Выделение причастного оборота запятыми | Уметь строить предложения с причастным оборотом | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
22 | | | 7 | Р.р. Описание внешности человека | Уметь писать сочинение-описание внешности человека | Развитие речи | Творческая работа |
23 | | | 8 | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы» | Уметь писать сочинение-описание внешности человека | Развитие речи | Творческая работа |
24 | | | 9 | Р.р.Написание сочинения-описания по картине В.И. Хабарова “Портрет Милы” | Уметь писать сочинение-описание внешности человека | Развитие речи | Творческая работа |
25 | | | 10 | Действительные и страдательные причастия | Знать отличия действительных причастий от страдательных | Изучение нового материала | Тематический работа с тестами |
26 | | | 11 | Краткие и полные страдательные причастия | Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких причастиях | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
27 | | | 12 | Действительные причастия настоящего времени | Знать действительные причастия настоящего времени | Изучение нового материала | работа с тестами |
28 | | | 13 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Уметь правильно ставить гласные в суффиксах причастий | Комбинированный | Проверочная работа |
29 | | | 14 | Действительные причастия прошедшего времени | Знать действительные причастия прошедшего времени | Комбинированный | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
30 | | | 15 | Р.р. Выборочное изложение по упр.130 | | Комбинированный | Творческая работа |
31 | | | 16 | Страдательные причастия настоящего времени | Знать страдательные причастия настоящего времени | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
32 | | | 17 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Уметь правильно ставить гласные в суффиксах причастий | Изучение нового материала | Проверочная работа |
33 | | | 18 | Контрольный словарный диктант. Страдательные причастия прошедшего времени | Знать страдательные причастия прошедшего времени | Комбинированный | Тематический |
34 | | | 19 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Уметь правильно ставить гласные в суффиксах причастий | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
35 | | | 20 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Знать правило выбора одной и двух букв н | Изучение нового материала | Тематический |
36 | | | 21 | Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Знать правило постановки одной буквы н в отглагольных прилагательных | Изучение нового материала | Тематический |
37 | | | 22 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Знать правило выбора одной и двух букв н | Комбинированный | Тематический |
38 | | | 23 | Морфологический разбор причастия | Уметь выполнять морфологический разбор причастия | Изучение нового материала | Тематический |
39 | | | 24 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Знать правило слитного и раздельного написания не с причастиями | Изучение нового материала | работа с тестами |
40 | | | 25 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
41 | | | 26 | Р. р. Подготовка к написанию контрольного сочинения «Описание внешности товарища» | | Развитие речи | Творческая работа |
42 | | | 27 | Р.р. Написание контрольного сочинения “Описание внешности товарища” | Знать изученный материал по теме «Причастие» | Развитие речи | Творческая работа |
43 | | | 28 | Повторение | Знать изученный материал по теме «Причастие» | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
44 | | | 29 | Закрепление изученного по теме “Причастие” | Знать изученный материал по теме «Причастие» | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
45 | | | 30 | Контрольный диктант | | | |
46 | | | 31 | Анализ контрольного диктанта | Знать изученный материал по теме «Причастие» | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Деепричастие (10ч.+2ч.) | | | |
47 | | | 1 | Деепричастие как часть речи | Знать понятие деепричастия | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
48 | | | 2 | Признаки глагола и наречия у деепричастия | Уметь находить признаки глагола и наречия у деепричастия | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
49 | | | 3 | Деепричастный оборот | Уметь правильно строить предложения с деепричастными оборотами | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
50 | | | 4 | Запятые при деепричастном обороте | Уметь правильно строить предложения с деепричастными оборотами | Изучение нового материала | работа с тестами |
51 | | | 5 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Знать правило раздельного написания не с деепричастиями | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
52 | | | 6 | Деепричастия несовершенного вида | Уметь отличать деепричастия несовершенного вида | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
53 | | | 7 | Деепричастия совершенного вида | Уметь отличать деепричастия совершенного вида | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
54 | | | 8 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь» | | Развитие речи | Творческая работа |
55 | | | 9 | Р.р. Написание сочинения по картине С. Григорьева “Вратарь” | | Развитие речи | Творческая работа |
56 | | | 10 | Контрольный словарный диктант. Морфологический разбор деепричастия. Повторение | Уметь выполнять морфологический разбор деепричастия | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
57 | | | 11 | Контрольный диктант | | | |
58 | | | 12 | Анализ контрольного диктанта | | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Категория состояния (4ч.+2ч.) | | | |
59 | | | 1 | Категория состояния как часть речи | Знать отличие категории состояния от наречий | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
60 | | | 2 | Отличие категории состояния от наречий | Знать отличие категории состояния от наречий | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
61 | | | 3 | Синтаксическая роль слов категории состояния | | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
62 | | | 4 | Р.р. Подготовка к написанию выборочного изложения по упр. 281 | | Развитие речи | Творческая работа |
63 | | | 5 | Р.р.Написание выборочного изложения по упр. 281 | | Развитие речи | Творческая работа |
64 | | | 6 | Морфологический разбор категории состояния. Повторение | Уметь выполнять морфологический разбор категории состояния | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Служебные части речи. Культура речи. (1ч.) | | | |
65 | | | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Уметь пользоваться в речи предлогами | Комбинированный | работа с тестами |
| | | Предлог (11ч.+2ч.) | | | |
66 | | | 1 | Предлог как часть речи | Знать отличительные особенности предлогов | Комбинированный | Объяснительный диктант. Тематический |
67 | | | 2 | Употребление предлогов | Уметь употреблять предлоги в речи | Комбинированный | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
68 | | | 3 | Непроизводные и производные предлоги | Знать отличие непроизводных и производных предлогов | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
69 | | | 4 | Непроизводные и производные предлоги. Закрепление. | Знать отличие непроизводных и производных предлогов | Закрепление материала. | Работа по перфокартам |
70 | | | 5 | Простые и составные предлоги | Уметь отличать простые и составные предлоги | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
71 | | | 6 | Морфологический разбор предлога | Знать порядок выполнения морфологического разбора предлога | Комбинированный | Объяснительный диктант. Тематический |
72 | | | 7 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Знать правило слитного и раздельного написания предлогов | Комбинированный | Проверочная работа |
73 | | | 8 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения-репортажа по картине А. В. Сайкиной « | | Развитие речи | Творческая работа |
74 | | | 9 | Р.р. Написание сочинения-репортажа по картине А.В. Сайкиной “Детская спортивная школа” | | Развитие речи | Творческая работа |
75 | | | 10 | Повторение по теме «Предлог» | Знать материал пол предлогам | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
76 | | | 11 | Закрепление по теме “Предлог” | Знать материал пол предлогам | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
77 | | | 12 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | | | |
78 | | | 13 | Анализ контрольного диктанта | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Союз (16ч.+2ч.) | | | |
79 | | | 1 | Союз как часть речи | Уметь пользоваться в речи союзами | Обобщение и систематизация ЗУН | Объяснительный диктант. Тематический |
80 | | | 2 | Простые и составные союзы | Знать простые и составные союзы | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
81 | | | 3 | Союзы сочинительные и подчинительные | Знать сочинительные и подчинительные союзы | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
82 | | | 4 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Знать правила постановки запятой | Комбинированный | работа с тестами |
83 | | | 5 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Закрепление. | | Комбинированный | работа с тестами |
84 | | | 6 | Сочинительные союзы | Знать сочинительные и подчинительные союзы | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
85 | | | 7 | Сочинительные союзы. Закрепление. | Знать сочинительные и подчинительные союзы | Закрепление материала | |
86 | | | 8 | Контрольный словарный диктант. Подчинительные союзы | Знать сочинительные и подчинительные союзы | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
87 | | | 9 | Подчинительные союзы. Закрепление. | Уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных. | Закрепление материала. | Работа по перфокартам, работа с тестами |
88 | | | 10 | Морфологический разбор союза | Уметь выполнять морфологический разбор союза | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
89 | | | 11 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Книга-наш друг и советчик» | | Развитие речи | Творческая работа |
90 | | | 12 | Р.р. Написание контрольного сочинения-рассуждения “Книга - наш друг и советчик” | | Развитие речи | Творческая работа |
91 | | | 13 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Уметь отличать на письме союзы также, тоже, чтобы от местоимений с предлогами | Изучение нового материала | Проверочная работа |
92 | | | 14 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Закрепление. | | | Проверочная работа |
93 | | | 15 | Повторение по теме “Союз” | Знать материал по теме «Союз» | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
94 | | | 16 | Повторение по теме “Союз”. Работа с тестами. | Знать материал по теме «Союз» | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
95 | | | 17 | Контрольный диктант по теме «Союз» | | | |
96 | | | 18 | Анализ контрольного диктанта | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Частица (18ч.+4ч.) | | | |
97 | | | 1 | Частица как часть речи | Уметь выразительно читать предложения с частицами | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
98 | | | 2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать разряды частиц | Изучение нового материала | работа с тестами, объяснительный диктант |
99 | | | 3 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. Закрепление. | Знать разряды частиц | Закрепление материала. | работа с тестами |
100 | | | 4 | Смысловые частицы | Знать разряды частиц | Комбинированный | работа с тестами |
101 | | | 5 | Смысловые частицы. Закрепление. | Знать разряды частиц | Закрепление материала. | |
102 | | | 6 | Раздельное и дефисное написание частиц | Уметь различать на письме частицы не и ни | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, объяснительный диктант |
103 | | | 7 | Раздельное и дефисное написание частиц. Закрепление. | Уметь различать на письме частицы не и ни | Закрепление материала. | работа с тестами |
104 | | | 8 | Морфологический разбор частицы | Уметь выполнять морфологический разбор частицы | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
105 | | | 9 | Р.р.Подготовка к написанию сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | | Развитие речи | Творческая работа |
106 | | | 10 | Р.р.Написание сочинения по картине К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень” | | Развитие речи | Творческая работа |
107 | | | 11 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Уметь различать на письме частицы не и ни | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
108 | | | 12 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Закрепление. | Уметь различать на письме частицы не и ни | Закрепление материала. | Работа по перфокартам, работа с тестами |
109 | | | 13 | Различение частицы и приставки НЕ | Уметь различать на письме частицы не и ни | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
110 | | | 14 | Различение частицы и приставки НЕ. Закрепление. | Уметь различать на письме частицы и приставку не. | Закрепление материала. | Работа по перфокартам, работа с тестами |
111 | | | 15 | Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету( упр. 402) | Уметь писать сочинение по данному сюжету. | Развитие речи | Творческая работа |
112 | | | 16 | Р.р.Написание сочинения-рассказа по данному сюжету(упр. 402) | | | Творческая работа |
113 | | | 17 | Частица НИ, приставка НИ-, Союз НИ-НИ | Уметь различать на письме частицу не, приставку не, союз ни-ни | Комбинированный | Работа по перфокартам, работа с тестами |
114 | | | 18 | Частица НИ, приставка НИ-, Союз НИ-НИ. Закрепление. | Уметь различать на письме частицу не, приставку не, союз ни-ни | Закрепление материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
115 | | | 19 | Повторение | Знать изученное по теме «Частица» | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
116 | | | 20 | Закрепление по теме “Частица” | Знать изученное по теме «Частица» | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
117 | | | 21 | Контрольный диктант по теме «Частица" | | | |
118 | | | 22 | Анализ контрольного диктанта | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Междометие. Звукоподражательные слова. (4ч.) | | | |
119 | | | 1 | Междометие как часть речи | Уметь выразительно читать предожения с междометиями | Изучение нового материала | Работа по перфокартам, работа с тестами |
120 | | | 2 | Дефис в междометиях | | Изучение нового материала | Объяснительный диктант. Тематический |
121 | | | 3 | Знаки препинания при междометиях | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
122 | | | 4 | Повторение по теме “Междометие” | Знать изученное по теме «Междометие» | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
| | | Повторение и систематизация изученного (12ч.+2ч.) | | | |
123 | | | 1 | Разделы науки о русском языке | Знать разделы науки о русском языке | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
124 | | | 2 | Текст. Стили речи | Уметь создавать тексты публицистического стиля | Обобщение и систематизация ЗУН | Творческая работа |
125 | | | 3 | Р.р. Подготовка к написанию контрольного изложения «Родина» | | Развитие речи | Творческая работа |
126 | | | 4 | Р.р.Написание контрольного изложения “Родина” | | Развитие речи | Творческая работа |
127 | | | 5 | Фонетика. Графика | Уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
128 | | | 6 | Лексика и фразеология | Соблюдать нормы литературного языка | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
129 | | | 7 | Морфемика. Словообразование | Соблюдать нормы литературного языка | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по перфокартам, работа с тестами |
130 | | | 8 | Контрольный словарный диктант. Морфология | | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа с тестами |
131 | | | 9 | Орфография | Уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа с тестами |
132 | | | 10 | Синтаксис | Уметь выполнять предложения с причастными и деепричастными оборотами | Повторение изученного | Работа с тестами |
133 | | | 11 | Пунктуация | Уметь выделять запятыми причастные и деепричастные обороты | Повторение изученного | Работа по перфокартам, работа с тестами |
134 | | | 12 | Итоговый контрольный диктант | | | |
135 | | | 13 | Анализ итогового контрольного диктанта | | Обобщение и систематизация ЗУН | |
136 | | | 14 | Резервный урок | | | |
Обучающиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 7 класс / Г. А. Бакулина. -М: Владос, 2004.
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.