МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЗАНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________/Л.П. Ашихина/
_______________/Т.А. Морозова/
« » ____________2010 г « »_____________2010 г
Рабочая программа учебного курса
по истории средних веков для 6 класса
на 2010-2011 учебный год
Учитель: Егиоя С.Н.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла.
Протокол № ________
от «____»__________________2010 г.
Руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла:
_________________/Е.Б. Тигишвили/
2010 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, авторской программы под редакцией В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2008 г.
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2010).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. М.: Просвещение, 2007.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Настенные карты по истории средних веков.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. Презентации по курсу истории Средних веков.
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | Литература |
планируемая | проведения |
1. | 02.09.2010 | | Что изучает история средних веков. | Средние века, архив, хроники | Работа с картой | | Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2010) |
2. | 07.09.2010 | | Древние германцы и Римская империя | Великое переселение народов | Умение работать с источниками | Беседа | |
3. | 09.09.2010 | | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках | Феодализм, монашество, духовенство, папство | Умение составлять связный четкий рассказ по тексту учебника | Тест | |
4. | 14.09.2010 | | Карл Великий и образование Франкской империи. Феодальная раздробленность. | Вассал, сеньор, феодальная лестница, вассальные отношения | Умение составлять характеристику исторических деятелей | Устный опрос | |
5. | 16.09.2010 | | Западная Европа в IX-XI веках. | | Умение раскрывать причинно – следственные связи | Тест на соответствие | |
6. | 21.09.2010 | | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | культура | Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации | | |
7. | 23.09.2010 | | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | | Умение работать и исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой. | | |
8. | 28.09.2010 | | Культура Византии | | Умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана. | Тест | |
9. | 30.09.2010 | | Арабский халифат и его распад. | Ислам, исламский мир | Умение соотносить событие с веком. | Беседа | |
10. | 05.10.2010 | | Культура стран Арабского халифата. | | Умение давать оценку отдельным явлениям культуры | Письменное задание | |
11. | 07.10.2010 | | Средневековая деревня и ее обитатели. Средневековый замок. | Феодальные повинности, рыцарство, зависимые крестьяне | Умение принимать участие в обсуждении | | |
12. | 12.10.2010 | | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Раннее средневековье» | | Умение формулировать свое мнение | Контрольная работа | |
13. | 14.10.2010 | | Формирование средневековых городов | | Умение анализировать исторические факты | Беседа | |
14. | 19.10.2010 | | Торговля и денежное дело в Европе. | | Умение работать с источниками | | |
15. | 21.10.2010 | | Католическая церковь и еретики. | Еретики, ересь, инквизиция, монашеские ордены. | Умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана. | Устный опрос | |
16. | 26.10.2010 | | Первый крестовый поход. | Духовно – рыцарские ордены | Умение выражать свое отношение к историческому событию | Письменное задание | |
17. | 28.10.2010 | | Дальнейшие крестовые походы и их историческое значение. | | Умение раскрывать причинно – следственные связи | | |
18. | 09.11.2010 | | Объединение Франции | Централизованное государство | Умение формулировать выводы | беседа | |
19. | 11.11.2010 | | Англия в XI-XII веках. | | Умение сравнивать однотипные исторические события | Тест | |
20. | 16.11.2010 | | Начало Столетней войны. Жакерия. | Жакерия | Умение логически мыслить, участвовать в обсуждении | | |
21. | 18.11.2010 | | Восстание Уота Тайлера в Англии | Парламент | Умение самостоятельно выделять в тексте учебника причины восстания | Устный опрос | |
22. | 23.11.2010 | | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | Сословно – представительная монархия | Умение анализировать исторические факты | | |
23. | 25.11.2010 | | Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Реконкиста | Умение работать с исторической картой | Беседа | |
24. | 30.11.2010 | | Усиление власти князей в Германии. | | Умение работать с текстом учебника | | |
25. | 02.12.2010 | | Гуситское движение в Чехии | | Умение составлять развернутый план | | |
26. | 07.12.2010 | | Завоевание турками – османами Балканского полуострова. | | Умение изучать исторические источники | Беседа | |
27 | 09.12.2010 | | Средневековая культура стран Западной Европы. | | Умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника | | |
28 | 14.12.2010 | | Культура раннего возрождения в Италии | Возрождение, гуманизм | Умение делать выводы | Тест | |
29 | 16.12.2010 | | Научные открытия и изобретения. | | Умение давать оценку отдельным явлениям культуры | | |
30 | 21.12.2010 | | Средневековый Китай. | Конфуцианство, | Умение работать с картой | | |
31 | 23.12.2010 | | Индия в средние века. Государства и народы доколумбовой Америки. | Варны и касты | Умение давать отзыв на ответы одноклассников | Тест, Устный опрос | |
32 | 11.01.2011 | | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Расцвет средневековья» | | Умение анализировать и делать выводы | Контрольная работа | |