СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс 2022-2023 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16";

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин», - М.: Дрофа.

Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Задачи:

- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для изучения курса географии в 9 классе:

  1. Учебник В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа, 2021.

  2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. – М.: Дрофа, 2021.

  3. Методическое пособие "География России" 8-9 классы (авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов). 2021.

В 9 классе отведено на изучение курса 68 часов (2 часа в неделю).


  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета

Учебный предмет «География» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания учебного предмета «Географии», является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

В процессе обучения географии

Выпускник научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

описывать погоду своей местности;

объяснять расовые отличия разных народов мира;

давать характеристику рельефа своей местности;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми гео-демографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


  1. Содержание учебного предмета

1.Общая часть курса (36 часов)

1.1. Место России в мире (3 часа)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, по­литической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деле­ния страны. Федерация и субъекты Федерации. Государ­ственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географиче­ского положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы Рос­сии, их виды, значение. Государственная территория Рос­сии. Морские и сухопутные границы, воздушное про­странство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Экономике- и транспортно-географическое, геополити­ческое и эколого-географическое положение России. Осо­бенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Цент­ральной и Западной Европы в формировании геоэколо­гического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государ­ственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севе­ра. Оценка запасов природных ресурсов на территории Рос­сии.

Практические работы. 1. Анализ административно-террито­риального деления России. 2. Сравнение географического положения России с другими странами.

1.2. Население Российской Федерации (6 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русско­го и Российского государства в XVI—XIX вв.

Численность и естественный прирост населения. Числен­ность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Осо­бенности естественного движения населения в России. Поло­возрастная структура населения. Своеобразие в соотноше­нии мужчин и женщин в России и определяющие это свое­образие1 факторы. Численность мужского и женского населе­ния и его динамика. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия — мно­гонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому при­знаку. Наиболее многонациональные районы страны. Рели­гии, исповедуемые в России. Основные районы распростра­нения разных религий.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды мигра­ций. Внутренние и внешние миграции. Направления мигра­ций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размеще­ние городов по территории страны. Различия городов по чис­ленности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские по­селения. Средняя плотность населения в России. Географи­ческие особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Се­вера.

Практические работы. 3. Составление сравнительной харак­теристики половозрастного состава населения регионов Рос­сии. 4. Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России.

1.3. Географические особенности экономики (4 часа)

География основных типов экономики на террито­рии России. Классификация историко-экономических сис­тем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хо­зяйства России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики стра­ны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяй­стве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Эко­логические ситуации и экологические проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хо­зяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география(22 часа)

1.4. Научный комплекс(1 час)

Межотраслевые новые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном общест­ве и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

1.5. Машиностроительный комплекс (3 часа)

Роль, значение и проблемы развития машиностро­ения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хо­зяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машино­строения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. Современная система факторов размещения машиност­роения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размеще­ния. Влияние специализации и кооперирования на органи­зацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии рос­сийского машиностроения. Причины неравномерности раз­мещения машиностроительных предприятий.

Практические работы. 5. Определение главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения.

1.6. Топливно -энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический ба­ланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая про­мышленность: запасы, добыча, использование и транспорти­ровка нефти и природного газа. Система нефте- и газопрово­дов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтя­ной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленнос­ти. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Ис­пользование угля и его значение в хозяйстве России, Спосо­бы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промыш­ленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнер­гии. Типы электростанций, их особенности и доля в про­изводстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнерге­тики.

Практические работы. 6. Характеристика угольного бассейна России.

1.7. Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструк­ционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентра­ции, комбинирования, производственного процесса и влия­ние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. Геогра­фия металлургии черных металлов. Основные металлурги­ческие базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и осо­бенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные ме­таллургические базы и центры. Влияние цветной металлур­гии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышлен­ность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая про­мышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленнос­ти от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической про­мышленности. Группировка отраслей химической промыш­ленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышлен­ности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Пер­спективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их гео­графия. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения пред­приятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы раз­вития отрасли.

1.8. Агропромышленный комплекс (АПК) (4 часа)

Состав и значение АПК. Агропромышленный ком­плекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводст­ва, их значение и география. Перспективы развития живот­новодства.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения пред­приятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перс­пективы развития.

Практические работы. 7. Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур. 8. Определе­ние главных районов животноводства.

1.9. Инфраструктурный комплекс (4 часа)

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструк­турный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. По­нятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспорт­ная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Пока­затели развития и особенности железнодорожного и авто­мобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейна­ми. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и пор­тов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транс­порта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. Геогра­фия связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищ­но-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую сре­ду. Перспективы развития.

2.Региональная часть курса (32 часа)

2.1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

Районирование России. Районирование — важней­ший метод географии. Виды районирования. Географиче­ское (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли спе­циализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Практические работы. 9. Определение разных видов райони­рования России.

2.2 Западный макрорегион - Европейская Россия (25 часов)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

2.2.1. Центральная Россия и Европейский Северо - Запад (14 часов)

Состав, природа, историческое изменение географи­ческого положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства. Численность и ди­намика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и дохо­ды населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пище­вая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский сто­личный регион. Центральное положение Москвы как фак­тор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая террито­риальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хо­зяйства региона. Культурно-исторические памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Вос­точного и Южного.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Со­став районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Гео­графия природных ресурсов. Численность и динамика чис­ленности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиност­роение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влия­ние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, хи­мическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера ус­луг. Экологические проблемы. Основные направления раз­вития. Историко-культурные памятники района.

География своего региона (Курской области). Пограничные субъек­ты: особенности гео­графического поло­жения, размеры тер­ритории, протяжен­ность границ, основ­ные геологические эры, структуры зем­ной коры, сейсмиче­ски опасные террито­рии, климатообра­зующие факторы, особенности погоды в циклонах и антици­клонах; влияние кли­мата на жизнь, быт, хозяйственную дея­тельность человека. Численность, разме­щение, естественное и механическое дви­жение населения, де­мографические про­блемы. Народы, про­живающие на терри­тории своего региона. Городское и сельское население. Крупней­шие города. Особен­ности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно­ресурсный потенциал и важнейшие терри­ториальные сочета­ния природных ресур­сов. Производствен­ный потенциал: гео­графия отраслей хо­зяйства, географиче­ские проблемы и пер­спективы развития. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами.

2.2.2. Европейский север (4 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географиче­ское положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты ос­новных экономических, социальных и экологических проб­лем. Место и роль района в социально-экономическом про­странстве страны.

Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

2.2.3. Европейский юг – Северный Кавказ (2 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-­географическое положение, его влияние на природу. Хо­зяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.

2.2.4. Поволжье (2 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-геогра­фическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газо­вая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

2.2.5. Урал (2 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географичес­кое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение насе­ления. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: металлургия, машиностроение, химическая про­мышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологи­ческие проблемы. Основные направления развития.

  1. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 часов)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнец- кий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обраба­тывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плот­ности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Ал­тайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Вну­тренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Чи­сленность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышлен­ности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве стра­ны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы разви­тия и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышлен­ности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направле­ния развития.

Практические работы. 11. Сравнение географического поло­жения Западной и Восточной Сибири.

Природа России.

  1. Повторение (2 часа)













  1. Тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема

Количество часов

Вводимые понятия

План.

Факт.

Общая часть курса (33 часа)

Место России в мире (4 часа)

1



Место России в мире. Устройство РФ.

1

Россия. Федерация и субъекты Федерации. Государ­ственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

2



Географиче­ское положе­ние России. ЭГП и транспортно- географическое положе­ние

1

Географическое положение. Физико-географическое положение. Геополитическое положение. Экономико-географическое положение. Транспортно-географическое положение. Эколого-географическое положение. Микроположение. Мезоположение. Макроположение.


3



П/ р № 1. «Анализ административно-террито­риального деления России».

1

Население Российской Федерации (5 часов)

4



Государственная территория России.

П /р № 2. «Сравнение географического положения

России с другими странами».

1

Государственная территория. Внутренние воды. Территориальные воды. Экономическая зона.

5



Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства.

6



Численность и естественный прирост населения

П/р № 3 «Составление сравнительной. харак­теристики половозрастного состава населен регионов Рос­сии».

1

Числен­ность населения России. Перепись населения. Естественное движение населения.

7



Национальный состав населения России.

1

Языковые семья. Индоевропейская семья. Алтайская семья. Уральская семья. Кавказская семья.


8



Миграции населения

П/ р № 4. «Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России».

1

Миграция населения. Внутренняя и внешняя миграции. Эмиграция.

9



Городское и сельское население

1

Город. Городские агломерации. Поселки городского типа. Зоны расселения.

Географические особенности экономики России (3 часа)

10



География основных типов экономики на террито­рии России

1

Функциональная структура.

11



Проблемы природно-ресурсной основы экономики стра­ны

1

Ресурсный состав экономики.

12



Россия в современной мировой экономике

1

Постиндустриальная стадия. Полупериферия.

13



Контрольная работа №1

1


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Научный комплекс (1часа)

14



Научный комплекс.

1

Инновация. Технополис.

Машиностроительный комплекс (3часа)

15



Роль, значение и проблемы развития машиностро­ения.

1

Машиностроительный комплекс.

16



Факторы размещения машиностроительных предприя­тий.

1

Наукоемкость. Военно-стратегический фактор. Трудоемкость. Металлоемкость. Специализация. Кооперирование. Монополизация производства. Транспортный фактор. Ориентация на потребителя.

17



П/р №5. «Определение главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».


1


Топливно-Энергетический комплекс (ТЭК) (3часа)

18



Топливно-энергетический комплекс

1

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический баланс.

19



Топливная промышленность. П/р №6. «Характеристика угольного бассейна России».

1

Нефтяная и газовая про­мышленность. Угольная промышленность. Газовая промышленность.

20



Электроэнергетика

1

Тепловая электроэнергетика. Гидроэлектроэнергетика. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Энергосистемы.


Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7часов)

21



Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и хим. Вещества.

1

Понятие о конструк­ционных материалах.

22



Металлургический комплекс

1

Металлургический комплекс. Комбинаты.

23



Чёрная металлургия

1

Основная металлургическая база. Чёрная металлургия.

24



Цветная металлургия

1

Цветная металлургия.

25



Химико-лесной комплекс

1

Химико-лесной комплекс. Химизация.

26



Химическая промышленность

1

Химическая промышленность.

27



Лесная промышленность

1

Лесная промышленность.

Агропромышленный комплекс (АПК) (4часа)

28



Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.

1

Агропромышленный ком­плекс. Звено АПК. Мелиорация. Полеводство. Животноводство.

29



П /р № 7«Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур».

1


30



П /р № 8. « Определе­ние главных районов животноводства».

1

31



Пищевая и легкая промышленность

1

Пищевая и легкая промышленность.

Инфраструктурный комплекс (4часа)

32



Инфраструктурный комплекс

1

Услуга. Инфраструктура. Коммуникационная система. Сфера обслуживания. Транспортная система. Грузооборот. Пассажирооборот.

33



Железнодорожный и авто транспорт

1

Железнодорожный и авто транспорт.

34



Водный и другие виды транспорта

1

Морской транспорт. Речной транспорт. Авиационный транспорт.

35



Связь. Сфера обслуживания. ЖКХ.

1

Связь. Единая автоматизированная система связи. Сфера обслуживания. ЖКХ. Рекреационное хозяйство.

36



Контрольная работа № 2

1


Региональная часть курса

( 33часа)

Районирование России. Общественная география крупных регионов

37



Районирование России.

П/р № 9 « Определение разных видов районирования России»

1

Метод районирования. Иерархия. Территориальное деление труда.

Западный макрорегион – Европейская Россия (25часов)

38



Общая характеристика

1

Состав макрорегиона.

Центральная Россия и Европейский Северо - Запад (14часов)

39



Состав и особенности ЦР и ЕСЗ.

1

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

40



Население и черты хозяйства

1

Центральная Россия.

41



Районы Центральной России

1

Радиально-кольцевая террито­риальная структура расселения и хозяйства. Культурно-исторические памятники.

42



Особенности Центрального района

1

Состав Центрального района.

43



Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы

1

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы

44



Северо-Западный район

1

Северо-Западный район

География своего региона (используется региональный учебник) (8 часов)

45



Особенности ЭГП Курской области.

1

ЭГП Курской области. Население и хозяйственное

освоение Курской области. Особенности хозяйства.

Промышлен­ность Курской области. АПК Курской области. Особенности

транспорта Курской области. Города Курской области.. Социально- экономические проблемы Курской области.

46



Население и

хозяйственное

освоение Курской области.

1

47



Особенности хозяйства.

Промышлен­ность Курской области.

1

48



АПК Курской области.

1

49



Особенности

транспорта Курской области.

1

50



Города Курской области..

1

51



Социально- экономические проблемы Курской области.

1

52



Контрольная работа № 3

1

Европейский Север (3часа)

53



Европейский Север

1

Европейский Север

54



Население

1

Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.


55



Хозяйство

П/р №10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

1

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли пром.: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.


56



Европейский Юг

1

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и эконом.-географическое положение, его влияние на природу. Хо­зяйство и жизнь населения.



Европейский Юг – Северный Кавказ (3часа)

57



Население

1

Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.


58



Хозяйство

1

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли пром.: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.


Поволжье (2часа)

59



Поволжье. Положение и население.

1

Состав Поволжья. Физико- и экономико-геогра­фическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.



60



Хозяйство Поволжья

1

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших

отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышлен.: машиностроение, химическая, нефтяная и газ. промышленность, пищ. промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Урал (2часа)

61



Урал. Положение и население

1

Состав Урала. Физико- и экономико-географичес­кое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Численность и динамика числ. населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение насе­ления. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура


62



Хозяйство

1

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: металлургия, машиностроение, химическая про­мышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологи­ческие проблемы. Основные направления развития.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6ч)

63



Восточный макрорегион

Развитие экономики

1

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географ. положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обраба­тывающих производств. Основные перспективы развития

64



Западная Сибирь

1

Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно -территориториальные комплексы района, их различия. Полоса Основная зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плот­ности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Ал­тайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

65



Восточная Сибирь

П/р № 11 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».


1

Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Вну­тренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ангаро - Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышлен­ности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

66



Дальний Восток

1

Состав района, его роль в хозяйстве стра­ны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Население. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы разви­тия и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышлен­ности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направле­ния развития.

67



Обобщающее повторение

1


68



Обобщающее повторение

1



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!