Экология человека. Культура здоровья
Пояснительная записка
Предлагаемая программа основана на авторской программе М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Т.П. Лукиной, предназначенной для учащихся общеобразовательных школ. Она направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Главные цели курса - формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в практических и лабораторных работах.
Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в 6 классе «Экология растений».
Программа рассчитана на 1 час в неделю и включает пять разделов. Внутри второго раздела материал распределяется в соответствии с порядком изучения тем учебника. Для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Таблица 1. Тематическое планирование
Тема программы | Количество часов |
Раздел I. Введение | 0,5 |
Раздел II. Охрана окружающей среды и здоровье человека | 7 |
Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование органов: | 22 |
Опорно-двигательная система | 2 |
Кровь и кровообращение | 5 |
Дыхательная система | 1 |
Пищеварительная система | 4 |
Кожа | 3 |
Нервная система. Высшая нервная деятельность | 5 |
Анализаторы | 2 |
Раздел IV. Репродуктивное здоровье | 4 |
Раздел V. Заключение | 0,5 |
Итого | 34 |
Обучающиеся должны знать:
- взаимосвязи здоровья и образа жизни;
- воздействие природных и социальных факторов на организм человека;
- влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
- основные условия сохранения здоровья;
- факторы, укрепляющие здоровье;
- необходимость участия в охране окружающей среды;
Обучающиеся должны уметь:
- оценивать состояние здоровья;
- находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
- соблюдать гигиенические правила.
- применять способы закаливания и ухода за кожей;
- уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
- проводить наблюдения и самонаблюдения.
Раздел I. Введение (0,5 ч)
Учебный предмет «Экология человека». Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека. Этнография. Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа № 1. Оценка состояния здоровья.
Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов
(22 ч)
Опорно-двигательная система (2 ч)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Лабораторная работа № 2. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Кровь и кровообращение (5 ч)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы № 3, № 4. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы по артериальному давлению. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.
Дыхательная система (1 ч)
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа № 5. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
Пищеварительная система (4 ч)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гипоавитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Лабораторная работа № 6. Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке.
Кожа (3 ч)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Лабораторная работа № 7. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление. Переутомление. Стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Лабораторные работы № 8, № 9, № 10. Оценка работоспособности. Определение типа темперамента. Определение хронобиологического типа.
Анализаторы (2 ч)
Профилактика нарушений функционирования зрительного, слухового анализаторов, органов равновесия.
Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Раздел V. Заключение (0,5 ч)
Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Литература для учителя
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999
Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. -М.: Вентана-Граф. 2004.
Богомолова Р.Т., А.Д.Димитриев. Экология и здоровье человека. М. Просвещение – 2003г.
Боднарук М.М., Ковылина Н.В., БИОЛОГИЯ Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах, Волгоград: Учитель, 2006
Губарева Л.И., Мизирова О.Мю, Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум. –М.: Владос. 2003.
Немых В.Н., Пашков А.Н. Практикум по экологии человека. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. – 224 с.
Пугал Н.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье. -М.: Владос. 2003.
Природоведение. Биология, Экология. Программы. 5-11. М. Вентана-граф. 2009.
Федорова М.З. Экология человека: учебник для учащихся 8 классов. –М.: Вентана-Граф, 2004.
Экология. Практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. 7-8 классы. Сост. Н.А. Степанчук. Волгоград. 2009.
Энхольм Э. «Окружающая среда и здоровье человека « - М.:Прогресс.1988
Литература для обучающихся
Федорова М.З. Экология человека: учебник для учащихся 8 классов. –М.: Вентана-
Агаджанян Н.А., Гичев В.И., Тершин Ю.П. Экология человека: избранные лекции. – Новосибирск, 1997. – 389 с.
Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: учебник. – М.: Икар, 2002. – 769 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Издательство «Academia», 1999. – 470 с.
Гичев Ю. П. Современные проблемы экологической медицины. – Изд. 2-е, доп.–Новосибирск: СО РАМН, 1999. – 180 с.
Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. – М. Наука, 1983. – 260 с.
Малофеев В.И. Социальная экология: учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2002. – 176 с.
Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. – М.: Академия, 2005. – 303 с.
Мовчан В.Н. Введение в экологию человека. – С-Пб., 1997. – 120 с.
Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 324 с.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич В.С. Гигиена и основы экологии человека: учебник. – М.: Академия, 2004. – 528 с.
Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебник. – М.: Академия, 2003. – 319 с.
Прохоров Б.Б. Экология человека /Терминологический словарь. – М.: Феникс, 2005. – 476
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. – М.: Мир, 1995. – Кн. 1, 2, 3, 4.
Ревич Б. А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию: учебное пособие. – М.: Издательство МНЭПУ, 2001 – 263 с.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. – М.: Мир, 1990. – 448 с.
Экология человека: от прошлого к будущему. Научные труды МНЭПУ. серия «Экология». Доклады Всероссийской конф. (составитель Татевосов Р.В.) – М.: МНЭПУ, 2001. – 252 с.
Ресурсы Интернета
http://www.demoscope.ru/ Электронная версия бюллетеня Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН.
http://www.epa.gov/ Сайт американского агентства по окружающей среде (ЕРА).
http://erh.ru/ Окружающая среда – риск – здоровье: проект, освещающий проблемы оценки риска для здоровья населения в мире и России.
http://www.informeco.ru/ Информ–Экология: Информационно – аналитическое агентство.
http://www.ecolife.org.ua/ Общественный экологический Интернет проект.
http://www.eco-mnepu.narod.ru/ctaep/bul.htm/ Экологические новости – информационный бюллетень.
http://lib.priroda.ru/ Экологическая электронная библиотека.
http://rgp.agava.ru/slovar.shtml/ Краткий русско-английский геоэкологический словарь.
http://www.rus-stat.ru/ Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник.
http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал.
Граф, 2004.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Дата | Лабораторные работы |
1 | Учебный предмет «Экология человека». Значимость и практическая направленность курса. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. | Сентябрь | |
2 | Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем. Здоровье. Здоровый образ жизни. | Сентябрь | |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой. | Сентябрь | |
4 | Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека. | Сентябрь | |
5 | Этнография. | Октябрь | |
6 | Климат и здоровье. Биометеорология. | Октябрь | 1.Оценка состояния здоровья |
7 | Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость. | Октябрь | |
8 | Экстремальные факторы: электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. | Октябрь | |
9 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. | Ноябрь | 2.Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой. |
10 | Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. | Ноябрь | |
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. | Ноябрь | |
12 | Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. | Декабрь | 3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы по артериальному давлению. |
13 | Аллергия. СПИД. | Декабрь | |
14 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | Декабрь | |
15 | Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения. | Декабрь | 4. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы. |
16 | Правильное дыхание. Горная болезнь. | Январь | 5.Влияние холода на частоту дыхательных движений. |
17 | Состав и значение основных компонентов пищи. | Январь | |
18 | Гипоавитаминозы. Питьевой режим. | Январь | |
19 | Вредные примеси пищи, их воздействие на организм | Февраль | 6. Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке. |
20 | Рациональное питание. Режим питания. Диета. | Февраль | |
21 | Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. | Февраль | |
22 | Закаливание. | Февраль | |
23 | Роль кожи в терморегуляции. | Март | 7.Реакция организма на изменение температуры окружающей среды. |
24 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | Март | 8.Оценка работоспособности. |
25 | Утомление. Переутомление. | Март | |
26 | Стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. | Апрель | |
27 | Темпераменты. | Апрель | 9.Определение типа темперамента. |
28 | Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна. | Апрель | 10.Определение хронобиологического типа. |
29 | Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора. | Апрель | |
30 | Профилактика нарушений слухового анализатора, органов равновесия. | Апрель | |
31 | Половые железы. Вторичные половые признаки. | Май | |
32 | Период полового созревания. Половая жизнь. Заболевания, передающиеся половым путем. | Май | |
33 | Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. | Май | |
34 | Значение ответственного поведения. Подведение итоговпо курсу «Экология человека. Культура здоровья». | Май | |