Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»
Сахалинской области
694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная,18
Тел./факс 8(42441) 54-273
РАССМОТРЕНО На заседании МО ….. МБОУ СОШ №3 с.Огоньки ________________________ Протокол № __ От «___» ___________ 20__ г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки _________________ /_____________ «___» _____________________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Уроки нравственности»
на уровень начального общего образования.
Срок освоения 4 года
Разработала:
Калуга Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для первой ступени образования разработана на основе :
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2011 г.);
Рабочей программы по внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Авторской программы внеурочной деятельности Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Срок реализации программы 4 года.
Программа «Уроки нравственности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 135часов: 1 класс - 33 часа , 2-4 классы – 34 часа.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Предметные результаты
1 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
Отличие понятий «этика» и «этикет».
Правила вежливости и красивых манер.
Заповеди и соответствующие притчи.
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
Быть доброжелательными.
Соблюдать заповеди.
Сострадать животным, не обижать их.
Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
2 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
Заповеди и правила этикета.
О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Афоризмы.
Исполнять заповеди.
Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
Выполнять общение.
Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
3 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
Ранее изученные заповеди и афоризмы.
Каким должен быть воспитанный человек.
Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
Быть сострадательными к чужому горю.
Не обижать животных и птиц.
Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
4 класс
Обучающийся должен знать и уметь:
Правила этики и культуры речи.
Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
Об источниках наших нравственных знаний.
О совести как основе нравственности.
Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
Стихотворения о родине (на выбор).
Афоризмы.
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС ( 33 ч)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Правила поведения на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
2 КЛАСС ( 34 ч)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 КЛАСС ( 34 ч)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 КЛАСС ( 34 ч)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
1 | Правила поведения в школе | 6 |
2 | О добром отношении к людям | 10 |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 |
4 | Правила опрятности и аккуратности. | 5 |
5 | Правила поведения на улице и дома. | 2 |
6 | Школьный этикет. | 3 |
| Итого | 33 |
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
1 | Культура общения. | 9 |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 4 |
3 | Дружеские отношения. | 11 |
4 | Понять другого. | 10 |
| Итого | 34 |
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
1 | Культура общения. | 9 |
2 | Самовоспитание. | 7 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 |
| Итого | 34 |
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
1 | Культура общения | 9 |
2 | Самовоспитание | 7 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
4 | Искусство и нравственность | 8 |
| Итого | 34 |
3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
1 КЛАСС
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
Правила поведения в школе ( 6 ч) |
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | | |
2 | Правила поведения в гардеробе. | 1 | | |
3 | Правила поведения в столовой. | 1 | | |
4 | Правила поведения в библиотеке. | 1 | | |
5 | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | | |
6 | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | | |
О добром отношении к людям ( 10 ч) |
7-8 | Что такое «добро и зло». | 2 | | |
| |
9-10 | «Ежели вы вежливы». | 2 | | |
| |
11-13 | Добрые и не добрые дела. | 2 | | |
| |
14-15 | Ты и твои друзья. | 2 | | |
| |
16-17 | Помни о других – ты не один на свете. | 2 | | |
| |
Как стать трудолюбивым ( 7 ч) |
18-19 | «Ученье - Свет, а неученье тьма» | 2 | | |
| |
20 | Как быть прилежным и старательным. | 1 | | |
21-22 | Наш труд в классе. | 2 | | |
| |
23-24 | Помни о других – ты не один на свете. | 2 | | |
| |
Правила опрятности и аккуратности ( 5 ч) |
25-26 | Культура внешнего вида. | 2 | | |
| |
27 | Каждой вещи своё место. | 1 | | |
28-29 | Умейте ценить своё и чужое время. | 2 | | |
| |
Правила поведения на улице и дома. ( 2 ч) |
30-31 | Правила поведения на улице и дома. | 2 | | |
| |
Школьный этикет ( 3 ч) |
31-32 | Школьный этикет. Этикет разговора с одноклассником. | 2 | | |
| |
| | | | |
33 | Школьный этикет. Этикет разговора с учителем. | 1 | | |