СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки нравственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности". Для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки нравственности»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»

Сахалинской области

694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная,18

Тел./факс 8(42441) 54-273



РАССМОТРЕНО

На заседании МО …..

МБОУ СОШ №3 с.Огоньки

________________________

Протокол № __

От «___» ___________ 20__ г




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ №3 с.Огоньки

_________________ /_____________

«___» _____________________20__г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

« Уроки нравственности»

на уровень начального общего образования.

Срок освоения 4 года





Разработала:

Калуга Наталья Николаевна

учитель начальных классов

высшая категория










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для первой ступени образования разработана на основе :



  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»

  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2011 г.);

  • Рабочей программы по внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

  • Авторской программы внеурочной деятельности Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности».



Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Срок реализации программы 4 года.

Программа «Уроки нравственности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 135часов: 1 класс - 33 часа , 2-4 классы – 34 часа.




Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.



Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.







































1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы



Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:


-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Предметные результаты

1 класс

Обучающийся должен знать и уметь:

  • Отличие понятий «этика» и «этикет».

  • Правила вежливости и красивых манер.

  • Заповеди и соответствующие притчи.

  • Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

  • Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

  • Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

  • Быть доброжелательными.

  • Соблюдать заповеди.

  • Сострадать животным, не обижать их.

  • Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

  • Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

  • Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


2 класс

Обучающийся должен знать и уметь:

  • Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

  • Заповеди и правила этикета.

  • О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

  • Афоризмы.

  • Исполнять заповеди.

  • Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

  • Выполнять общение.

  • Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

  • Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.






3 класс

Обучающийся должен знать и уметь:

  • Ранее изученные заповеди и афоризмы.

  • Каким должен быть воспитанный человек.

  • Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

  • Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

  • Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

  • Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

  • Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

  • На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

  • Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

  • Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

  • Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

  • Быть сострадательными к чужому горю.

  • Не обижать животных и птиц.

  • Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

  • Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.


4 класс

Обучающийся должен знать и уметь:

  • Правила этики и культуры речи.

  • Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

  • Об источниках наших нравственных знаний.

  • О совести как основе нравственности.

  • Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

  • Стихотворения о родине (на выбор).

  • Афоризмы.

  • О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

  • Различать хорошие и плохие поступки.

  • Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  • Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  • Исполнять заповеди.

  • Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.























2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 КЛАСС ( 33 ч)



Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.


Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)


Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.


Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.


Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.


Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Правила поведения на ули­це и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)


2 КЛАСС ( 34 ч)


Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.


Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.


Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.


Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.


3 КЛАСС ( 34 ч)


Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.



Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.


Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)


Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.


4 КЛАСС ( 34 ч)


Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.


Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».


Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.


Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

1

Правила поведения в школе

6

2

О добром отношении к лю­дям

10

3

Как стать трудолюбивым

7

4

Правила опрятности и ак­куратности.

5

5

Правила поведения на ули­це и дома.

2

6

Школьный этикет.

3


Итого

33







2 КЛАСС



п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

1

Культура общения.

9

2

Общечеловеческие нормы нрав­ственности.

4

3

Дружеские отношения.

11

4

Понять другого.

10


Итого

34


3 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

1

Культура общения.

9

2

Самовоспитание.

7

3

Общечеловеческие нор­мы нравственности.

10

4

Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя?

8


Итого

34














4 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

1

Культура общения

9

2

Самовоспитание

7

3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10

4

Искусство и нравственность

8


Итого

34


3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

1 КЛАСС


№ п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

План.

Факт.


Правила поведения в школе ( 6 ч)


1

Правила поведения на уроке и на перемене.

1



2

Правила поведения в гардеробе.

1



3

Правила поведения в столовой.

1



4

Правила поведения в библиотеке.

1



5

Правила поведения в школьном дворе.


1



6


Правила поведения в школьном дворе.


1




О добром отношении к лю­дям ( 10 ч)

7-8

Что такое «добро и зло».

2





9-10

«Ежели вы вежливы».

2





11-13

Добрые и не добрые дела.

2





14-15

Ты и твои друзья.

2





16-17

Помни о других – ты не один на свете.


2






Как стать трудолюбивым ( 7 ч)

18-19

«Ученье - Свет, а неученье тьма»

2





20

 Как быть прилежным и старательным.


1



21-22

Наш труд в классе.

2





23-24

Помни о других – ты не один на свете.


2





Правила опрятности и ак­куратности ( 5 ч)

25-26

Культура внешнего вида.

2





27


Каждой вещи своё место.

1



28-29

Умейте ценить своё и чужое время.


2





Правила поведения на ули­це и дома. ( 2 ч)

30-31

Правила поведения на ули­це и дома.

2





Школьный этикет ( 3 ч)

31-32


Школьный этикет. Этикет разговора с одноклассником.

2










33

Школьный этикет. Этикет разговора с учителем.

1