Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
предметная область
«Математика»
для 8в/9д класса
на 2019-2020 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Байбаторова Ираида ИвановнаЗ
УЛЬЯНОВСК,2019
Содержание
| 1.Паспорт рабочей программы | |
| 2.Введение | |
| 3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предметам: "Математические представления» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени с тяжелыми и множественными нарушениями развития ОГКОУШ №39, 2019 г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 70 часов, 2 часа в неделю.
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, взрослый);
- проявляет уважение к людям старшего возраста, учителю
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- избегает конфликтных ситуаций;
-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- принимает доброжелательное отношение в свой адрес;
-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх)
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
Биологический уровень
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать помощь.
Предметные:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
-Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
«Временные представления»
«Количественные представления»
Количественные представления
Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один – много, много – мало).
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч – много маленьких мячей, один маленький мяч – много больших мячей).
Выполнение различных действий: один хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.
Выделение на основе тактильно обследования одного – много предметов по типу игры «Чудесный мешочек».
Представления о форме.
Выделение формы (круг, квадрат).
Дифференциация (отличие) круга от квадрата.
Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячики, клубки и т.п.).
Представления о величине.
Выделение больших – маленьких предметов (большая кукла – маленькая кукла, большой гриб – маленький гриб) в различных игровых ситуациях, в изобразительной деятельности.
Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях. Пройти через большие ворота. Поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину – в большой гараж. Собрать игрушки в большую корзину. Прикрепить прищепки к большому – маленькому кругу. Прикрепить прищепки к краям большой – маленькой корзины. Вложить большие втулки в большие пазы, а маленькие втулки – в маленькие пазы.
Представления о пространстве.
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).
Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (с начала используется кукла крупного размера). По мере формирования представлений учитель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и другие игрушки.
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.
Временные представления.
Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание Ии называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.
Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 8-9 классов рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, 2 часа в неделю.
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по разделу |
| 1 модуль «Формирование представлений о форме» | |
1 | «Круг» «Квадрат» | 2 |
2 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 |
3 | «Предметы похожие на круг,квадрат» | 2 |
4 | «Раскрашивание круга,квадрата» | 2 |
5 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 2 |
6 | «Штриховка круга, квадрата» | 2 |
7 | Всего 12 часов | |
| 2 модуль «Формирование представлений о величине» | |
8 | «Большой-маленький «Длинный- короткий» | 2 |
9 | «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». | 2 |
10 | «Я большая,а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 |
11 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» | 2 |
12 | «Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 3 |
| Всего 11 часов | |
| 3 модуль Формирование пространственных представлений» | |
13 | «Вверху-середина-внизу» | 2 |
14 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 |
15 | «Разложи одежду по полкам» | 2 |
16 | «Ориентация на листе бумаги» «Вверх-середина» «Середина –низ» | 3 |
17 | «Ориентация в классе» «Середина класса» | 3 |
| Всего 12 часов | |
| 4 модуль Формирование временных представлени | |
18 | «День-вечер-ночь» | 2 |
19 | «Части суток» «День-вечер-ночь» | 2 |
20 | «Режим дня» | 3 |
21 | «Ночной режим» | 2 |
22 | Закрепление по теме: «Покажи,что ты делал днем,вечером» «Покажи,что ты делал ночью» | 2 |
| Всего 12 часов | |
| 5 модуль «Формирование количественных представлений» | |
23 | «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 |
24 | «Один-много» «Цифра 1» | 2 |
25 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 |
26 | «Мои игрушки» | 2 |
27 | «В гостях у лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 2 |
| Всего 10 часов | |
| 6 модуль «Формирование пространственных представлений» | |
28 | «Поровну-больше» | 2 |
29 | «Разложи игрушки» | 2 |
30 | «Пространственные понятия: поровну - больше | 3 |
31 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 3 |
32 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 2 |
33 | Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху- середина-внизу» «поровну-больше» | 2 |
| Всего14 часов | |
| Всего за год 70 часов | |
Перечень материально-технического обеспечения
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».