Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
Принята Утверждена на заседании педагогического совета приказом от 28.08.2020г. № 1-81 от «28» августа 2020 г. №1 Директор МБОУ «Костровская СОШ»
Рыльского района Курской области
___________М. П. Мешкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
10-11 класс
(базовый уровень)
Предметная область: математика и информатика
Уровень образования: среднее общее образование
Учитель : Паневкина Татьяна Михайловна
Первая квалификационная категория
2020 год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 5 Содержание учебного предмета, курса 12
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с 14 указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для обучающихся 10-11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 418 (далее - ФГОС среднего общего образования - ФГОС СОО);
3. Примерной программы, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта по математике СОП МБОУ «Костровская СОШ»;
4. Учебного плана МБОУ «Костровская СОШ» на 2020-2021учебный год;
5. с рекомендациями «Примерной программы среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
6. с авторской программой по предмету «Информатика», 10-11 классы авторов: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.;
7. Списком учебников ОУ, соответствующему Федеральному перечню учебников, утвержденных , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 уч. год, реализующих программы среднего образования в соответствиии с ФГОС;
Цели изучения информатики на базовом уровне:
•освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
•овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
•воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
•приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
•развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
изучение фундаментальных основ современной информатики;
•формирование навыков алгоритмического мышления;
•формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
•приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.
Предметные:
В сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;
умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;
умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты;
умение определять цели системного анализа;
умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы;
умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне;
умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
умение измерять количество информации разными методами;
умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;
умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач;
умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.
В сфере ценностно-ориентационной деятельности:
приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина;
развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;
готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения;
приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.;
осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
умение применять информационный подход к оценке исторических событий;
умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;
умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества;
осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности;
осознание глобальной опасности технократизма;
приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных интересов личности и общества;
умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;
знакомство с методами ведения информационных войн.
В сфере коммуникативной деятельности:
осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в организации коммуникативных процессов;
приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом передаваемого содержания;
умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной деятельности;
использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной деятельности;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по телекоммуникационным каналам
В сфере трудовой деятельности:
умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;
умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
умение использовать информационное воздействие как метод управления;
умение выявлять каналы прямой и обратной связи;
использование стереотипов при решении типовых задач;
умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ;
использование табличных процессоров для исследования моделей;
получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных экспериментов.
В сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;
приобретение опыта в области компьютерного дизайна;
получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных средств.
В сфере охраны здоровья:
понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;
умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику человека.
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
•познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
•познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и вне учебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Содержание учебного предмета, курса
Информация(7ч)
Информация, информационный процесс. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев. Формальный язык, естественный язык, кодирование, декодирование. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев. Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,
N=2'. Объемный подход. Измерение информации.
Информационные процессы (7 ч)
Системы, структуры системы, системный эффект, системный подход, подсистема. Объекты векторной графики. Естественные системы, искусственные системы, информационная связь, системы управления. Объекты векторной графики. Носитель, модель передачи информации, пропускная способность канала, скорость передачи, код. Информационные процессы. Мультимедийные презентации. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Исполнители алгоритмов. Программные алгоритмы. Линейные и разветвленные алгоритмы, разработка алгоритмов. Циклические алгоритмы, обработка циклических алгоритмов. Защита информации, цифровые подписи и сертификаты.
Программирование (20 ч)
Структура языка Паскаль. Элементы и типы данных. Операции, функции, выражения. Операторы присваивания, ввода и вывода данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений и циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы. Подпрограммы. Массивы и их обработка. Символьные типы данных. Комбинированный тип данных.
Информационные системы и базы данных(10 ч)
Система, модели систем, пример структурной модели предметной области, информационная система. Базы данных: проектирование , создание, запросы , логические условия выбора данны.
Интернет (10 ч)
Организация глобальных сетей. Глобальная информационная система. Всемирная паутина. Основы сайтостроения : инструменты для разработки web-сайтов, создание таблиц и списков на web-сайтах.
Информационное моделирование (11 ч)
Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования, оптимального планирования. Моделирование корреляционных зависимостей.
Социальная информатика (3 ч)
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ | Название темы | Количество часов | Количество Практических работ | Количество Контрольных работ | Количество тестов |
1 | Информация | 7 | 1 | | 1 |
2 | Информационные процессы | 7 | 1 | 1 | |
3 | Программирование | 20 | 9 | 1 | |
| Итого | 34 | 11 | 2 | 1 |
11 класс
№ | Название темы | Количество часов | Количество Практических работ | Количество Контрольных работ | Количество тестов |
1 | Информационные системы и базы данных | 10 | 6 | 1 | 2 |
2 | Интернет | 10 | 6 | | 1 |
3 | Информационное моделирование | 11 | 7 | 1 | 2 |
4 | Социальная информатика | 3 | | | |
| Итого | 34 | 19 | 2 | 5 |