СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов уровня основного общего образования разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе
следующих документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУЦО№ 18.
4.СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях” (с изменениями от 24 декабря 2015 года).
5.Учебник Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Изобразительное искусство 5 класс.- М.: Просвещение 2018
6.Учебник Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Изобразительное искусство 6 класс.- М.: Просвещение 2018
7.Учебник Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Изобразительное искусство 7 класс.- М.: Просвещение 2018
Программа рассчитана на изучение базового курса изобразительного искусства учащимися 5-7 классов в течении 85 часов, в том числе:
-в 5 классе – 34 учебных часа из расчета 1 часа в неделю,
- в 6 классе – 34 учебных часа из расчета 1 часа в неделю
- в 7 классе - 17 учебных часа из расчета 0,5 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ ЦО №___18___.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена авторами Неменским Б.М., Н.А. Горяевой, Неменской Л.А., Питерских А.С. Москва изд. «Просвещение» 2018 год с учетом государственного стандарта и минимума содержания образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей ,эстетического осмысления или действительности.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании основной школы учащиеся должны:
Знать\уметь:
5 класс:
-знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов( древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен( например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства( художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного общения, уметь передавать единство формы и декора ( на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
По окончании основной школы учащиеся должны:
Знать/уметь:
6 класс:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
-знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (Линия, пятно, тон, цвет, форма , перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
По окончании основной школы учащиеся должны:
Знать/уметь:
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно и способов его изображения;
-знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанрах видах(бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
-понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
- называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро- строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
-иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
-получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
В результате изучения изобразительного искусства в 5-7 классах учащиеся должны:
Знать/понимать:
– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
-выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
-значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества.
Уметь:
-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных направлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-восприятия и оценки произведений искусства;
-самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работ (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Программа реализует следующие функции:
-информационно-методические;
-организационно-планирующие;
-контролирующие;
Рисование с натуры включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению. Задания могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски, зарисовки 7-15 минут). Рисунки могут выполняться простым карандашом или акварельными красками.
В разделе «Живопись» обучение направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами. Давая возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие, данные занятия помогают им становиться духовно богаче, развивают художественный вкус.
Рисование на темы — рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Эта работа направлена на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Обучение декоративной работе - осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании данного раздела раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учит их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.
Особое внимание в изобразительном искусстве занимает раздел «Лепка», где у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Требования к уровню подготовки учеников
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся , проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально- пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных( живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учебно-методический комплекс
класс | учебники |
5 класс | Неменская Л.А. под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» Ты изображаешь, украшаешь и строишь. «Просвещение» 2018 год |
6 класс | под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство» Искусство и ты. «Просвещение» 2018 год |
7 класс | под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство» Искусство вокруг нас. «Просвещение» 2018 год |
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
1.Древние корни народного искусства. 8 часов.
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды
2. Связь времен в народном искусстве. 8 часов.
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3.Декор – человек, общество, время.11 часов.
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
4.Декоративное искусство в современном мире. 7 часов.
Современное выставочное искусство
Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Создание декоративной работы.
Календарно тематическое планирование 5 класс
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Учебные действия | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 |
| Древние образы в народном искусстве |
| Эмоционально –ценностное отношение к искусству и жизни | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности | Изображать элементы древнерусской символики |
2 |
| Декор русской избы |
| Восприятие мира, человека с эстетических позиций | Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре | Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей | Изображать фронтон дома, наличник и в стиле древних мастеров |
3 |
| Внутренний мир русской избы – создание композиции «В русской избе» |
| Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества | Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды, понимание красоты человеком | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира | Изображать фрагмент интерьера избы с основными предметами |
4 |
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Создавать выразительные формы, пластические формы предметов народного быта |
5 |
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков |
6 |
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
| Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество | Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров |
7 |
| Народный праздничный костюм |
| Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество | Выполнение по представлению эскиза народного праздничного костюма народов России |
8 |
| Народный праздничный костюм |
| Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество | Выполнение по представлению эскиза народного праздничного костюма народов России. Народные праздничные обряды. |
9 |
| Древние образы в современных игрушках |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти | Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами | Создать из пластилина свой образ игрушки |
10 |
| Древние образы в современных игрушках |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти | Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами | Создание игрушки и украшение росписью одного из промыслов |
11 |
| Искусство Гжели |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Создать художественный образ в предмете народного промысла |
12 |
| Искусство Гжели |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Украшение росписи посуды |
13 |
| Искусство Городца |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Украшение росписи по мотивам Городецкой росписи с использованием образов коня, птицы, растительных элементов |
14 |
| Искусство Городца |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Роспись разделочной доски |
15 |
| Искусство Жостова |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Роспись подноса с включением крупных и мелких форм цветов. |
16 |
| Народные художественные промыслы в современной жизни. Искусство Хохломы |
| Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности | Познать древние образы в произведениях современного ДПИ | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир | Роспись спинки детского стульчика |
17 |
| Декор и положение человека в обществе |
| Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык | Развитие художественно -образного мышления | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Выполнять эскиз школьной одежды |
18 |
| . Декор и положение человека в обществе |
| Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру народов мира | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира | Выполнять эскиз ювелирного украшения в стиле древнегреческого искусства |
19 |
| Зачем людям украшения |
| Древние корни народного искусства, специфика образного символического языка в произведениях ДПИ | Умение воспринимать культуру народов мира. Связь времен в народном мире | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира | Беседа, зарисовки украшений, браслеты |
20 |
| Зачем людям украшения |
| Древние корни народного искусства, специфика образного символического языка в произведениях ДПИ | Умение воспринимать культуру народов мира. Связь времен в народном мире | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира | Зарисовки украшений, браслеты |
21 |
| Одежда говорит о человеке |
| Художественное познание мира, понимание роли в жизни человека и общества | Формирование художественного восприятия мира. | Оценивать окружающий мир искусства в странах Западной Европы | Иллюстрирование сказки «золушка» |
22 |
| Одежда говорит о человеке |
| Художественное познание мира, понимание роли в жизни человека и общества | Формирование художественного восприятия мира. | Оценивать окружающий мир искусства в странах Западной Европы | Иллюстрирование сказки «золушка» |
23 |
| Создание по воображению декоративного панно «Бал во дворе» |
| Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций | Формирование художественного восприятия мира. | Восприятие образов и произведений искусства | Бал во дворе. Линейная и воздушная перспективы. Цвет и цветовой контраст. |
24 |
| Создание по воображению декоративного панно «Бал во дворе» |
| Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций | Формирование художественного восприятия мира. | Восприятие образов и произведений искусства | Бал во дворе. Линейная и воздушная перспективы. Цвет и цветовой контраст. |
25 |
| О чем говорят гербы и эмблемы |
| Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций | Формирование художественного восприятия мира | Овладение средствами художественного изображения | Выполнять композицию герба сказочной страны |
26 |
| О чем говорят гербы и эмблемы |
| Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык | Развитие художественно образного мышления | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Создание проекта герб семьи, класса |
27 |
| О чем говорят гербы и эмблемы |
| Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык | Развитие художественно образного мышления | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Создание проекта герб семьи, класса |
28 |
| Современное выставочное искусство |
| Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык | Развитие художественно образного мышления | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Украшение интерьера комнаты по мотивам русских сказок |
29 |
| Современное выставочное искусство |
| Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Развитие художественно образного мышления | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Украшение интерьера комнаты по мотивам русских сказок |
30 |
| Современное выставочное искусство |
| Восприятие мира окружающих явлений с эстетических позиций | Формирование художественного восприятия мира | Восприятие образов и произведений искусства | Беседа - крупнейшие художественные музеи: Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.Пушкина, Лувр, Дрезденская галерея |
31 |
| Рисование композиции посвященной дню Победы |
| Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций | Формирование художественного восприятия мира | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса | Тема ВОВ в станковом и монументальном искусстве. |
32 |
| Ты сам - мастер декоративно – прикладного искусства |
| Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества | Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях | Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами | Изготовление росписи изделия по мотивам художественных промыслов. Тульский самовар. |
33 |
| Ты сам - мастер декоративно – прикладного искусства |
| Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества | Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях | Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами | Изготовление росписи изделия по мотивам художественных промыслов. Тульский самовар. |
34 |
| Ты сам - мастер декоративно – прикладного искусства |
| Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества | Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях | Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами | Изготовление росписи изделия по мотивам художественных промыслов. Тульский самовар. |
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класс
1.Мир вещей. Натюрморт. 8 часов.
Реальность и фантазии в творчестве художника
Изображение предметного мира - натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
2.Вглядываясь в человека. Портрет. 11 часов.
Образ человека – главная тема в искусстве
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи
Роль цвета в портрете
Великие портретисты
3.Человек и пространство в изобразительном искусстве. 7 часов.
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила линейной и воздушной перспектив
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж – настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п |
|
| Планируемые результаты |
| ||||||||||||||||||
Тема урока | Кол-во часов | Предметные | Метапредметные | Личностные | Учебные действия |
| ||||||||||||||||
1. | 1 час сентябрь | Изобразительное искусство в семье пластических искусств – беседа. Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально – образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Темы и содержание изобразительного искусства России 18-20 вв. стили и направления. Творчество В.В.Растрелли, Э.М. Фальконе, В.И. Баженова, Ф.С. Рокотов. |
| Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; | Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; | Воспитание интереса к изобразительному искусству, |
| ||||||||||||||
2. | 1 час сентябрь | Рисунок – основа изобразительного творчества. Зарисовки с натуры осенних листьев (растений). Художественно выразительные средства графики: линия, штрих. Виды рисунка/карандаш, уголь, черная тушь/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Выполнение зарисовок |
| ||||||||||||||
3. | 1 час сентябрь | Линия и ее выразительные возможности – выполнение по представлению рисунков трав, которые колышет ветер. Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Знакомство с творчеством художников А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова /карандаш, тушь/ |
| осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе л ичностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; | Выполнение линейных рисунков |
| ||||||||||||||
4. | 1 час сентябрь | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Изображение различных состояний природы осенью ( ветер, тучи, дождь, тень, яркое солнце) Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Композиция. Художественно – выразительные средства: ритм, пятно, тон, тональные отношения. Знакомство с творчеством русских художников: И.И. Левитан, Ф. Васильев /карандаш, акварель, гуашь/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе л ичностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | изображать различные осенние состояния. |
| ||||||||||||||
5. | 1 час октябрь | Цвет. Основы цветоведения. Выполнение композиции по выбору учащихся «Царство снежной королевы», «Страна золотого солнца» Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности пейзажа. Основные, составные, дополнительные цвета. /карандаш, гуашь/ |
| приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; | выполнять фантазийные изображения |
| ||||||||||||||
6. | 1 час октябрь | Цвет в произведениях живописи. Изображение осеннего букета в вазе. Основы цветоведения. Художественно выразительные средства: тон и тональные отношения, цвет, пропорции и пропорциональные отношения, гармония цвета. Произведения выдающихся художников: В.Ван Гог, И. Хруцкий, А. Пластов. /карандаш, гуашь/ |
| приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | выполнять изображения осеннего букета с разным настроением |
| ||||||||||||||
7. | 1 час октябрь | Изображение животных в разных материалах. Знакомство с произведениями художников и скульпторов В.А. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, А.Дюрер. /пластилин, природные материалы, мятая бумага/ |
| развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе л ичностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | выполнять объѐмные изображения животных в разных состояниях |
| ||||||||||||||
8. | 1 час октябрь | Основы языка изображения Виды ИЗО. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве 20 вв. ( реализм, модерн, авангард, сюрреализм, постмодернизм) |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | различать примеры графики, живописи, скульптуры |
| ||||||||||||||
9. | 1 час ноябрь | Беседа «Реальность и фантазии в творчестве художников» Искусство как эмоциональный опыт человечества. Знакомство с произведениями художников А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, К. Моне, П. Сезанн. |
| воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе л ичностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | различать произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения |
| ||||||||||||||
10. | 1 час ноябрь | Изображение предметного мира – натюрморт. Рисование натюрморта с использованием кухонной утвари и филимоновской игрушки. Особенности натюрморта. Связь времен в народном искусстве. /карандаш, гуашь/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов |
| ||||||||||||||
11. | 1 час ноябрь | Изображение предметного мира – натюрморт. Рисование натюрморта с использованием кухонной утвари и филимоновской игрушки. Истоки и современное развитие народных промыслов России. / карандаш, гуашь/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов |
| ||||||||||||||
12. | 1 час декабрь | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Конструирование из бумаги простых геометрических тел. Виды живописи – дизайн, развитие дизайна и его значение в жизни современного общества /клей, ножницы, цветная бумага/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. |
| ||||||||||||||
13. | 1 час декабрь | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Изображение конструкций из нескольких геометрических тел. Художественно выразительные средства: линейная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, объем, светотень. /карандаш/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира; | Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. |
| ||||||||||||||
14. | 1 час декабрь | Освещение. Свет и тень. Изображение натюрморта из геометрических тел с боковым освещением. Художественно выразительные средства: линейная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, светотень. /карандаш, черная и белая гуашь, акварель/ |
| приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности | развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; |
| ||||||||||||||
15. | 1 час декабрь | Натюрморт в графике. Гравюра и ее виды. Оттиск с аппликации на картоне. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта. Знакомство с произведениями художников: В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс /клей, ножницы, краска, валик, бумага для оттиска/ |
| приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности | развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; |
| ||||||||||||||
16. | 1 час январь | Цвет в натюрморте. Рисование натюрморта «Зимний». Выразительные возможности натюрморта. Специфика языка живописи. Традиции и новаторство в искусстве 19 – 20 вв. /карандаш, акварель, гуашь/ |
| развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Завершение работы над натюрмортом «Зимний» |
| ||||||||||||||
17. | 1 час январь | Образ человека – главная тема искусства. – беседа. Конструкция головы человека и ее пропорции – изображение головы человека с соотнесением по – разному деталей лица. (изображение головы человека в пространстве) Специфика языка графики, скульптуры. Художественно выразительные средства: линейная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, светотень. /карандаш, черная акварель/ |
| Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве. | Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. | Рассказывать о своих художественных впечатлениях | Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). |
| ||||||||||||||
18. | 1 час январь | Образ человека – главная тема искусства. – Беседа. Конструкция головы человека и ее пропорции – изображение головы человека с соотнесением по – разному деталей лица. (изображение головы человека в пространстве) /карандаш, черная акварель/ |
| Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве. | Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. | Рассказывать о своих художественных впечатлениях | Рисование головы человека в пространстве завершение |
| ||||||||||||||
19. | 1 час февраль | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека – рисунок с натуры друга или одноклассника. Художественно выразительные средства: линейная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения. Произведения выдающихся художников: О. Кипренский, И.Е. Репин, В.А.Серов. /карандаш, акварель, уголь, сангина/ |
| Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. | Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника | Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. | Рассказывать о своих художественных впечатлениях. |
| ||||||||||||||
20. | 1 час февраль | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека – рисунок с натуры друга или одноклассника. /карандаш, акварель, уголь, сангина/ |
| Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. | Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника | Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. | Завершение портретного рисунка одноклассника |
| ||||||||||||||
21. | 1 час февраль | Портрет в скульптуре – работа над изображением портрета литературного героя (виды скульптуры: станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Скульптурный портрет в Древнем Риме. /пластилин, глина/ |
| - Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица, а так же приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. | Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. | работа над изображением портрета литературного героя |
| ||||||||||||||
22. | 1 час февраль | Портрет в скульптуре – работа над изображением портрета литературного героя/пластилин, глина/ |
| Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица, а так же приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. | Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. | Завершение работы над изображением портрета литературного героя |
| ||||||||||||||
23. | 1 час март | Сатирические образы человека – изображение сатирического образа литературного героя. Художественный образ. Художественные материалы и их использование. /карандаш, акварель, гуашь/ |
| Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. - Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. | Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. | Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. | Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. |
| ||||||||||||||
24. | 1 час март | Образные возможности освещения в портрете – изображение головы при различном освещении. Художественно выразительные средства: пропорции и пропорциональные отношения, формат /карандаш, акварель/ |
| Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека. | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. | Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. | Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. |
| ||||||||||||||
25. | 1 час март | Образные возможности освещения в портрете – изображение головы при различном освещении. /карандаш, акварель/ |
| Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. | Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. | - Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. | Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. |
| ||||||||||||||
26. | 1 час март | Портрет в живописи. Великие портретисты. – Беседа. Роль цвета в портрете – изображение с натуры портрета близкого человека. Знакомство с произведениями представителей изобразительного искусства: В.А. Серов «Девочка с персиками», В.Ван Гог « Портрет доктора Гаше». /карандаш, акварель/ |
| Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. | Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. | Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. |
| ||||||||||||||
27. | 1 час апрель | Портрет в живописи. Великие портретисты. – Беседа. Роль цвета в портрете – изображение с натуры портрета близкого человека. /карандаш, акварель/ |
| Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. | Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. | Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. |
| ||||||||||||||
28. | 1 час апрель | Жанры в изобразительном искусстве – беседа. Изображение по памяти уходящей вдаль аллеи /карандаш, акварель/ |
| Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. | Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. | Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. | Активно участвовать в беседе по теме. |
| ||||||||||||||
29. | 1 час апрель | Изображение пространства. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Рисование по памяти пейзажа «Реки России» Линейная, воздушная перспективы. /карандаш, акварель, гуашь/ |
| Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. | Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. | Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. | Рисование по памяти пейзажа «Реки России» |
| ||||||||||||||
30. | 1 час апрель | Изображение пространства. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Рисование по памяти пейзажа «Реки России» Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века и его образный смысл. Эпический и романтический пейзажи Европы. /карандаш, акварель, гуашь/ |
| Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. | Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. | Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. | Рисование по памяти пейзажа «Реки России» |
| ||||||||||||||
31. | 1 час май | Пейзаж – настроение. Природа и художник – работа по памяти (состояние в природе весной) Творчество выдающихся художников: К.Моне, П.Сезанн, В. Ван Гог, И.И.Левитан, И. Грабарь /гуашь, карандаш/ |
| Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. | Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. | Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. | - Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». |
| ||||||||||||||
32. | 1 час май | Городской пейзаж – создание графической композиции по представлению «Мой город» Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. /карандаш, акварель/ |
| Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства | Объяснять правила воздушной перспективы. | Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. | Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. |
| ||||||||||||||
33. | 1 час май | Городской пейзаж – создание графической композиции по представлению «Мой город» Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. /карандаш, акварель/ |
| Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства | Объяснять правила воздушной перспективы. | Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. | Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. |
| ||||||||||||||
34. | 1 час май | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Пленэрное занятие. Зарисовки с натуры. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Виды ИЗО. |
| Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы. | Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. | Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. | Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся |
|
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 7 класс
РАЗДЕЛ №1: «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек»
Художник - дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры – 5 часов;
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно – композиционные, визуально – психологические и социальные аспекты.
РАЗДЕЛ №2 «В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ»
«Художественный язык конструктивных искусств» - 4 часа
От плоскостного изображения – к макетированию объёмно – пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно – дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
РАЗДЕЛ №3 «ГОРОД И ЧЕЛОВЕК»
« Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» - 4 часа
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образно – стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
РАЗДЕЛ №4 «ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ»
«Образ человека и индивидуальное проектирование» - 4 часа
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно – личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№п/п | Тема урока | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля | Добиваться простоты и выразительности | Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников | |
2 | Прямые линии и организация пространства. | Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости | Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций |
| |
3 | Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. | Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст. | Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. |
| |
4 | Буква – строка - текст. Искусство шрифта. | Познакомить с различными шрифтами | Выполнение упражнений | Создание композиции с буквами | |
5 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности | Выполнение макета плаката |
| |
6 | В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна | Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. оформление книги | Изготовления макета книги |
| |
7 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа | Баланс объемов между собой и с полем макета | Выполнение плоскостной композиции | |
8 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях | Построение трех уровней рельефа | Прочтения линии проекции объекта | |
9 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. | Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композицией. Формирование навыков моделирования сложных, объемных композиций, используя необходимые средства . | Создания макета дома. |
| |
10 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. | Создание зарисовки архитектурных элементов здания. |
| |
11 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени | Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. | Создание тематической инсталляции |
| |
12 | Форма и материал | Дать понятие, что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами | Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства. |
| |
13 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности | Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции |
| |
14 | Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. | Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. | Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания. |
| |
15 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна | Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. | Зарисовка «архитектура будущего» |
| |
16 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др. | Макетно - рельефное моделирование фрагмента города |
| |
17 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн | Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры. | Эскизный макет витрины магазина. | подобрать иллюстрации по данной теме. |