Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
городского округа Серебряные Пруды
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Дмитриевская ООШ»
___________ /Л.П. Гаврина/
Приказ _____________от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
3 КЛАСС
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель Лучкина Г.А.
2019 г.
1. Планируемые результаты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство » составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Дмитриевская основная общеобразовательная школа».
Содержание предмета реализуется с помощью учебника: Б.М. Неменского . Изобразительное искусство., 3класс. Рабочие программы.1 – 4 классы.- М.: Просвещение, 2015, учебник для общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2015. Данный учебник входит в УМК «Школа России» 3 класс. - М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 3 класса. Уровень изучения предмета – базовый.
В соответствии с учебным планом МОУ« Дмитриевская ООШ» программа курса Изобразительное искусство в 3 классе в 2019-2020 учебном году реализуется в объеме 1 часа в неделю, 34 учебные недели, общее количество часов в учебном году - 34.
Изучение изобразительное искусство в 3 классе на уровне начального общего образования направлено на:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
Изучение изобразительное искусство способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
У обучающегося 3 класса будут сформированы:
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека;
основам гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Обучающиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формировать умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; 3
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
организовывать место занятий;
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.
Обучающиеся получат возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать особенности трёх сфер художественной деятельности (изобразительной, конструктивной и декоративной);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
включать в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объёма;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осваивать выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов;
активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять с помощью учителя расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные
УУД Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
По итогам изучения курса изобразительное искусство обучающийся 3 класса научится:
Предметные результаты
различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной и творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
По итогам изучения курса изобразительное искусство обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для того, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником
Промежуточная аттестация проводится в форме выставочных и проектных работ.
2. Содержание учебного предмета
Содержание курса изобразительное искусство в 3 классе реализуется через изучение следующих тем:
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (9 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Практическая работа | Обобщение | Проекты |
1 | Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. | 8 | 7 | 1 | - |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 | 6 | 1 | - |
3 | Художник зрелище | 11 | 10 | 1 | - |
4 | Художник и музей | 8 | 6 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 29 | 4 | 1 |
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата проведения |
По плану | Коррекция | Примечание |
Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. (8 ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по охране труда на уроке. Вводное занятие «Твои игрушки». | 06.09 | | |
2 | 2 | Посуда у тебя дома | 13.09 | | |
3 | 3 | Обои и шторы у тебя дома | 20.09 | | |
4 | 4 | Мамин платок | 27.09 | | |
5 | 5 | Твои книжки | 04.10 | | |
6 | 6 | Твои книжки (завершение темы) | 11.10 | | |
7 | 7 | Открытки | 18.10 | | |
8 | 8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы I четверти | 25.10 | | |
Искусство на улицах твоего города.(7ч) |
9 | 1 | Памятники архитектуры | 08.11 | | |
10 | 2 | Парки, скверы, бульвары | 15.11 | | |
11 | 3 | Ажурные ограды | 22.11 | | |
12 | 4 | Волшебные фонари | 29.11 | | |
13 | 5 | Витрины | 06.12 | | |
14 | 6 | Удивительный транспорт | 12.12 | | |
15 | 7 | Труд художника на улицах твоего города (села) Обобщение темы II четверти | 19.12 | | |
Художник зрелище (11 ч) |
16-17 | 1-2 | Художник в цирке | 17.01 24.01 | | |
18-19 | 3-4 | Художник в театре | 31.01 07.02 | | |
20 | 5 | Театр кукол | 14.02 | | |
21 | 6 | Театр кукол (завершение темы) | 28.02 | | |
22-23 | 7-8 | Театральные маски | 06.03 13.03 | | |
24 | 9 | Афиша и плакат | 20.03 | | |
25 | 10 | Праздник в городе | 03.04 | | |
26 | 11 | Школьный карнавал Обобщение темы | 10.04 | | |
Художник и музей (8 ч) |
27 | 1 | Музей в жизни города | 17.04 | | |
28 | 2 | Картина – особый мир Картина-пейзаж | 24.04 | | |
29-30 | 3-4 | Картина-портрет | 08.05 | | |
31 | 5 | Картина-натюрморт | 15.05 | | |
32 | 6 | Картины исторические и бытовые | 22.05 | | |
33 | 7 | Скульптура в музее и на улице | | | |
34 | 8 | Художественная выставка Обобщение темы IV четверти | | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического совета
от _____ 2019 №___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________ /Л.М. Ершова/
Дата согласования : ________ 2019
22