2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла Протокол № __1___ от 31.08.21 г. Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № __1__от 31.08.21 г. | Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _________________ / С.А. Строчинский / приказ № _631___от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 классов
на 2021-2022 учебный год
к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.
город Нижневартовск, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 2 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).
Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:
1. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2011
2. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015
3. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, .А.Ермолинская.М.: Вентана-Граф, 2015
4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 2 класс. органайзер для учителя: методическое пособие /– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
В федеральном базисном учебном плане в 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание художественной культуры личности как части духовной культуры на основе творческих методов эстетического познания;
воспитание эстетических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
формирование у учащихся целостного, гармоничного восприятия мира и развитие потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
развитие художественного восприятия искусства и окружающего мира, фантазии и воображения, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном, дизайне, архитектуре) и их роли в жизни человека и общества;
овладение начальной изобразительной грамотой, приобретение опыта работы c разными художественными материалами.
Задачи обучения:
развитие эмоционально-образного восприятия визуального мира и интереса школьников к его художественному познанию;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры и дизайна;
развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;
формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству, эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности, основанного на приобщении к выдающимся памятникам культуры (архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества и дизайна);
накопление опыта практической художественной деятельности (изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти, воображению, представлению), необходимого для полноценного приобщения учащихся к процессу овладения разными способами художественно-творческого самовыражения.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании рабочей программы начального общего образования. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.
Результаты освоения курса «Изобразительное искусство».
Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; -способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
принятие и удержание цели задания в процессе ее выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов:
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты, вычленять сюжет, сочинять небольшой сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в благоустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасте уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человека;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентации младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.
Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс
Научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств;
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры одного- двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно - творческого замысла;
различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.
Научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, использовать в творчестве различные ИКТ - средства.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ1 ВЕК"
№ п/ п | Раздел программы | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Предметный мир | Мир, созданный руками человека. Предметы быта, произведения декоративно-прикладного искусства. Дизайн. Форма и назначение предмета, форма и содержание; форма и декор. Разнообразие форм. Стилизация форм объектов природы в живописи, скульпторе, архитектуре, дизайне. Фактура разных предметов. Картина — это способ выражения чувств художника через цвет и форму. Художественный образ. Освоение понятий «композиционный центр», «предметная плоскость», «работа с натуры», материал, фактура, рефлекс. Первый и второй планы в изображении, принцип загораживания предметов, соразмерность и пропорции изображаемых объектов. Соразмерность изображаемых объектов на изобразительной плоскости. Замкнутое пространство (интерьер), цвет в пространстве архитектуры переходов одного цвета в другой, изменение цвета с помощью белой краски. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Знакомство с крупнейшими музеями России. | Создавать разнообразные по форме предметы из разных материалов (пластилина, глины, ткани, ниток, бумаги), передавать в них форму, соответствующую назначению предмета. Эмоционально оценивать произведения декоративно-прикладного искусства, видеть их своеобразие и отличие от предметов быта. Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на передачу фактуры предмета. Составлять композицию из 3—4 предметов с разной формой и фактурой для рисования натюрморта. Изображать предметы с натуры, передавать форму, фактуру, пропорции, рефлекс. Выделять в натюрморте предметную плоскость и композиционный центр. Изображать интерьер комнаты, характеризующий род занятий и интересы хозяина комнаты |
2 | Многообразие открытого пространства | Наблюдение за изменениями в природе в разное время года. Красота природы, особенности городского и сельского пейзажа. Перспектива в открытом и замкнутом пространстве. Освоение человеком пространства земли. Связи литературного и изобразительного творчества (сами сочиняем, сами иллюстрируем сказку, фантазируем на заданную тему) | Объяснять понятия «пространство»: «пространство замкнутое», «пространство открытое». Передавать в рисунке линейную перспективу, размещать предметы в изображении открытого пространства. Применять загораживание, линейную перспективу, определять положение линии горизонта. Использовать колорит для выражения различных чувств и настроений в пейзаже. Сочинять и иллюстрировать сказку коллективно. Работать графическими материалами (тушью и пером, фломастером) |
3 | Волшебство искусства | Разнообразие и особенности видов искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, кино, мультипликация, танец, дизайн, архитектура, скульптура). Выразительные средства искусства (цвет, линия, звук, динамика, композиция и др.). Виды народной игрушки. Кукла в кукольном театре | Называть особенности разных видов искусства. Называть выразительные средства изобразительного искусства (цвет, линия, динамика, композиция). Различать изделия промыслов народной игрушки (дымковская, филимоновская, богородская). Изготавливать из бумаги, ниток, ткани кукол для кукольного театра |
4 | О чём и как рассказывает искусство | Развитие умения анализировать произведение изобразительного искусства, отмечать в нём художественные выразительные средства — динамику, пространство, симметрию, ритм, композицию, понимать различия образного изобразительного языка художников. Колорит и цветовая гамма в произведении живописи. Тёплые и холодные цвета, оттенки цвета. Работа с натуры, по наблюдению: зарисовки, наброски. Портрет, передача характерных черт изображаемого человека. Изображение лица человека в стилизованной декоративной форме (создание маски). Изображение человека в движении. Работа художника-иллюстратора. Буквица в сказочных и былинных текстах. Контраст и нюанс. Развитие понятия «тон», «тональные отношения» в живописи и графике, их роль в создании эмоционального и художественного образа живописного полотна. Штрих в рисунке, штрих в передаче тональных отношений в рисунке, графической работе. Техника бумажной пластики — конструирование, освоение приёмов работы с бумагой Выразительные средства декоративно-прикладного искусства: стилизация в передаче формы. Сюжетная композиция в искусстве | Называть разные виды искусства, вычленять в них общие признаки и средства художественной выразительности. Высказывать свои суждения о выразительных средствах и содержании картины. Определять цветовую гамму. Создавать цветовые композиции и объёмные пластичные образы по впечатлениям от прослушивания музыкальных и литературных произведений. Работать с натуры и по наблюдению. Выполнять зарисовки, наброски фигуры человека, передавать в наброске движение, динамику, характерные черты. Создавать образ маски, передающий характер персонажа, применяя стилизацию. Организовывать композицию с учётом формата изобразительной плоскости. Выделять композиционный центр. Получать разные оттенки одного цвета. Передавать контрастные и нюансные отношения в небольших композициях в разных техниках (графика, живопись, лепка). Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны). Объяснять понятие «тон в живописи». Использовать палитру для получения нужных оттенков цвета. Определять в рисунке планы (передний, дальний). Использовать в работе разнообразные штрихи для передачи объёма. Создавать стилизованные формы в технике бумажной пластики, соединять их в коллективные композиции. Выполнять объёмную декоративную композицию. Применять в работе стилизацию реальной формы в декоративную. Создавать сюжетные композиции на былины, сказки. Высказывать свои суждения о выразительных средствах и содержании картины на темы родной природы России. Проводить коллективные исследования. Сопоставлять, объяснять, находить необычное, особенное, общее |
5 | Природа — великий художник | Развитие представлений о средствах художественной выразительности, которые помогают художнику в воплощении замысла. Представление о разнообразии природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса). Представление о ритмическом своеобразии природного ландшафта и его отображение в картине. Формирование представлений о ритме в природе и в искусстве (день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра), а также в орнаменте. Представление о связи и родстве изобразительного творчества с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем | Выражать своё отношение к труду художника, его роли в жизни. Понимать роль природы для творчества художника, композитора, поэта, архитектора. Фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.), находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды, организовывать выставки фотографий. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Использовать знания о ритме в пейзаже (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины), в орнаменте. Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Объяснять различие в деятельности разных художников (живописца, графика, прикладника, театрального художника), находить общее в их работе |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.
Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно - прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Развитие фантазии и воображения.
Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:
импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;
импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);
создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;
передача в слове характера звуков природы;
отображение настроения и движения в рисунке;
передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;
конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;
создание композиции по мотивам литературного произведения;
сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;
передача в работе волшебства сказки;
создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;
создание моделей предметов бытового окружения человека;
выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;
оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);
трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;
передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;
передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации;
соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;
использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;
создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;
создание коллективных композиций в технике коллажа;
выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;
отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;
роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;
создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;
участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;
участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;
участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:
наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;
восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);
знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);
роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;
связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;
образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);
образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;
темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;
особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;
фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;
образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;
наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;
отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и
обществу;
выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;
представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно - прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);
определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;
представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России), выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору);
символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;
связь архитектуры с природой;
орнаментальные символы разных народов и их значение;
представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);
восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;
знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, профессией художника-творца;
представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;
проведение коллективных исследований творчества художников.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 классов (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 | Предметный мир | 5 | | |
1 | Что значит быть художником? | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
2 | Фактура предметов | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
3 | Рисуем натюрморт | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
4 | Рефлекс в изобразительном искусстве | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
5 | Что такое интерьер? | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
Раздел 2 | Многообразие открытого пространства | 5 | | |
6 | Что такое открытое пространство? | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
7 | Путешествуем по свету | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
8 | Открытое пространство и архитектура | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
9 | Кто создаёт архитектуру? | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
10 | Сочиняем сказку | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
Раздел 3 | Волшебство искусства | 2 | | |
11 | Какие бывают виды искусства .Театр | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
12 | Народная игрушка | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
Раздел 4 | О чём и как рассказывает искусство | 18 | | |
13 | Художественно-выразительные средства. Цветовая гамма | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
14 | Рисуем холодную зиму | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
15 | Передаём настроение цветом | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
16 | Учимся рисовать с натуры | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
17 | Портрет и автопортрет | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
18 | Такие разные маски! | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
19 | Графическое изображение | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
20 | Контраст | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
21 | Тон в живописи | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
22 | Штрих | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
23 | Тон в графике | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
24 | Набросок | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
25 | Придаём бумаге объём | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
26 | Пейзаж | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
27 | Животные в произведениях искусства | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
28 | Создаём волшебную птицу из бумаги | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
29 | Сюжетная композиция | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
30 | Человек учится у природы | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
Раздел 5 | Природа — великий художник | 4 | | |
31 | Удивительный мир природы | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
32 | Симметрия в природе и искусстве | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
33 | Слушаем, наблюдаем и рисуем ритмы | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |
34 | Смотри на мир широко открытыми глазами | 1 | 2а – 2б – 2в – | 2а – 2б – 2в – |