«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей начальных классов _____________/Иванова О.Г./ Протокол №1 от «27» августа 2017 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» _______________/Николаева В.П./ Приказ № 91- А п.4 от «29» августа 2017 г. |
Рабочая учебная программа
на 2017-2018 учебный год
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта начального общего образования
второго поколения
Класс- 1
Ступень обучения – 1
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №12 от «28» августа 2017 г.
Составила:
Максимова Галина Алексеевна учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района
Чувашской Республики
с.Октябрьское-2017 г.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Познавательные универсальные учебные действия:
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
2.Содержание учебного предмета, курса
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (9 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
3.Тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс (33 ч.)
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во ч. |
1. | Ты учишься изображать-8 ч. Изображения всюду вокруг нас. | 1 |
2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
3. | Изображать можно пятном. | 1 |
4. | Изображать можно в объеме. | 1 |
5. | Изображать можно линией. | 1 |
6. | Разноцветные краски. | 1 |
7. | Изображать можно и то, что невидимо. | 1 |
8. | Художники и зрители. | 1 |
9. | Ты украшаешь -9 ч. Мир полон украшений. Чувашские узоры. | 1 |
10. | Красоту нужно уметь замечать. Узоры в чувашской вышивке. | 1 |
11. | Цветы. | 1 |
12. | Узоры на крыльях. | 1 |
13. | Красивые рыбы. | 1 |
14. | Украшения птиц. | 1 |
15. | Узоры, которые создали люди. Художники Чувашии. | 1 |
16. | Как украшает себя человек. Художники Чувашии. | 1 |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1 |
18. | Ты строишь. (11 часов) Постройки в нашей жизни. | 1 |
19. | Дома бывают разными. | 1 |
20. | Домики, которые построила природа. | 1 |
21. | Дом снаружи и внутри. | 1 |
22. | Строим город. | 1 |
23. | Строим город. | 1 |
24. | Все имеет свое строение. | 1 |
25. | Строим вещи. | 1 |
26. | Строим вещи. Мастер кукольник Дверинин Т.П. | 1 |
27. | Село, в котором мы живем. | 1 |
28. | Село, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 |
29. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе. | 1 |
30. | Праздник птиц. Птицы нашего края | 1 |
31. | Сказочная страна. | 1 |
32. | Времена года. | 1 |
33. | Здравствуй, лето! | 1 |