СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс  по УМК Коровиной.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа политературе 10 класс  по УМК Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс  по УМК Коровиной.»





ЛИТЕРАТУРА

1. Ю.В.Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М., Просвещение, 2012.

2.И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 19 века. 10 класс. 1 полугодие. М., ВАКО, 2003.

3. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века. 10 класс. 2 полугодие. М., ВАКО, 2003.

4. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература 19 века. Вторая половина. В 2-х частях. М., Владос, 2000.

5. Русская литература 19 века. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.И.Лысого. М., Просвещение, 2001.

6.Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М., Астрель, 2001.

7.Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецова. Литература. 10 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2000.

8.Русская литература 19 века в вопросах и ответах. Тесты, проверочные материалы. Составители: Я.В.Темиз, М.И.Мещерякова. М., 1999.

9. Я иду на урок литературы. 10 класс. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2000.

10. А.Н.Семёнов. Русская литература в вопросах и ответах. 12-19 век. 9-10 классы. Пособие для учителя. М., Владос, 2000.

11.В.Ф.Чертов. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы 19 века. 10 класс. Книга для учителя. М., Просвещение,




2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред. В.Я Коровиной. – М.: Просвещение, 2009)..

2.2. Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


2.3. Цели и задачи обучения в 10 классе.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея.

Согласно учебному плану лицея на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю. Всего 105 часа в год.

2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно функционального анализа.

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.


2.6. Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.


Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.




5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других писателей-классиков;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).















6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Хрестоматии

Русская литература XIX века: Первая половина. В 2 ч./Сост. Л.Г.Ленюшкина, Д.Г.Терентьева. – М.: Просвещение, 2001.

Русская литература XIX века. Первая половина: Хрестоматия историко–литературных материалов / Сост. И.Е.Каплан, П.Г.Пустовойт. – М.: Просвещение,1998.

Русская литература XIX века: Вторая половина. Хрестоматия. В 2 ч. /Сост. В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2002.

Русская литература XIX века. Вторая половина: Хрестоматия историко–литературных материалов /Сост. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев.–М.: Просвещение, 2001.

Наш XIX век /Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин. – М., 1996.



Словари

Русские писатели XIX – начала XX века: Биобиблиографический словарь /Под ред. Н.Н.Скатова. –– М.: Просвещение,1995.

Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. /Под ред. П.А.Николаева. –– М.: Просвещение, 1996.

Русские писатели XVIII века: Биобиблиографический словарь / Под ред. C.А.Джанумова. –– М.: Просвещение, 2002.

А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь /Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 1999.

Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.

Русские писатели 1800–1917: Биографический словарь. – Т.1–М., 1989; Т.2 – М., 1992; Т.3 – М., 1994; Т.4 – М., 1999.



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе.

Базовый уровень. 105 часа.


№ урока


Дата

Тип урока.


Тема урока.


Основное содержание


Формы контроля


1-2


Лекция.

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературно­го развития учащихся


3


Лекция

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гу­манизм лирики Пушкина и ее националь­но-историческое и общечеловеческое со­держание.

Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Истори­ческая концепция пушкинского творчест­ва. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

Тестирование


4


Беседа

Романтическая лирика А. С. Пушкина пе­риода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного).

«Погас­ло дневное светило...», «Подражания Ко­рану» (IX. «И путник усталый на Бога роп­тал...»), «Демон».



5


Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина (с повторением ранее изученного).

«Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любо-вию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Анализ произведений:


6


Практикум

Эволюция темы свободы и рабства в лири­ке А. С. Пушкина.

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный...»,

Анализ стихотворений


7-8


Практикум

Философская лирика

А. С. Пушкина.

Тема жизни и смерти.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

Домашнее сочинение по лирике Пушкина


9


Лекция. Беседа.

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в по­эме «Медный всадник»

Анализ поэмы «Медный всадник»



10-11


Беседа.

Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник»

Анализ социаль­но-философских проблем поэмы. Диа­лектика пушкинских взглядов на историю России

Фронтальный опрос


12-13


Развитие речи

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


Сочинение


14


Лекция. Беседа.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

Своеобразие художе­ственного мира поэта. Эволюция его от­ношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реа­лизм в творчестве поэта

Индивидуальные задания


15


Беседа. Практикум

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученно­го)

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

Стихи наизусть


16-17


Практикум

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

Анализ стихотворений


18-19


Беседа. Практикум

Философские мотивы лирики М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученно­го)

«Как часто, пестрою толпою окру­жен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрас­ном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»



20-21


Уроки вне­классного чтения

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова

Подготовка к сочи­нению по лирике М. Ю. Лермонтова



22-23


Уроки конт­роля

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


24-25


Лекция. Беседа

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

Роман­тические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Опрос по биографии


26


Семинар

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях»

Анализ «петербургских повестей» Н.В.Гоголя



27


Практикум

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

«Невский проспект»

Анализ эпизода


28


Беседа

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

«Невский проспект»



29



Урок вне­классного


Чтения


Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

«Портрет»



30-31



Развитие речи

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


32


Лекция

Обзор русской литературы второй поло­вины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики.

Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

Индивидуальные сообщения


33


Лекция. Беседа

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» —«Обрыв».

Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проб­лематика



34


Беседа

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова

Смысл его жизни и смерти. Герои рома­на в их отношении к Обломову



35


Беседа

«Обломов» как роман о любви.

Авторская позиция и способы ее выражения в ро­мане

Тест


36


Семинар

«Что такое обломовщина?» Роман «Обло­мов» в русской критике

Анализ критических статей



37


Лекция. Беседа

А. Н.Островский. Жизнь и творчество

Традиции русской драматургии в творче­стве писателя. «Отец русского театра»

Опрос по биографии


38-39


Беседа. Практикум

Драма «Гроза». История создания, систе­ма образов, приемы раскрытия характе­ров героев.

Своеобразие конфликта. Смысл названия



40


Беседа

Город Калинов и его обитатели.

Изобра­жение «жестоких нравов» «темного царства.

Характеристика персонажей


41


Практикум

Протест Катерины против «темного цар­ства».

Нравственная проблематика пьесы



42


Беседа

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Анализ критических статей

Домашнее сочинение по драме А. Н. Ост­ровского «Гроза»


43


Лекция

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

«Записки охотника» и их место в русской литературе



44


Беседа

И. С. Тургенев — создатель русского ро­мана.

История создания романа «Отцы и дети»



45


Беседа

Базаров — герой своего времени.

Духов­ный конфликт героя

Характеристика героя


46


Беседа

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Сравнительная характеристика героев



47


Беседа

Любовь в романе «Отцы и дети»




48-49


Лекция. Практикум


Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочине­нию

Анализ критических статей

Анализ эпизода «Смерть Базарова».


50


Урок контроля.

Зачетная работа за первое полугодие


Зачетная работа за первое полугодие



51-52


Лекция. Беседа


Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ноч­ное...», «Природа — сфинкс...»

Стихи наизусть


53


Беседа. Практикум

Человек и история в лирике Ф. И. Тютче­ва. Жанр лирического фрагмента в его творчестве

. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Рос­сию не понять...»




54


Практикум

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

«О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)



55


Лекция. Беседа

А. А. Ф е т. Жизнь и творчество. Жизнеут­верждающее начало в лирике природы

«Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...» и др.



56


Беседа

Любовная лирика А. А. Фета. Гармо­ния и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета

«Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др.

Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


57


Урок вне­классного чтения

А. К. Т о л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтиче­ские и исторические черты лирики поэта

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..» «Против течения» «Государь ты наш батюшка»



58


Лекция. Беседа

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Соци­альная трагедия народа в городе и дерев­не. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

«В до­роге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

Стихи наизусть


59


Практикум

Героическое и жертвенное в образе раз­ночинца-народолюбца.

«Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.



60


Практикум

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэ­тическое творчество как служение наро­ду

. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

Анализ стихотворения


61


Беседа

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

«Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Вни­мая ужасам войны...» и др.

Стихи наизусть


62


Лекция. Беседа

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»



63


Практикум

Дорефор­менная и пореформенная Россия в поэме.

Тема социального и духовного рабства

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Характеристика персонажей


64



Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Проверочная работа на знание текста


65


Беседа

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Фольклорное начало в по­эме.

Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


66


Практикум

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки


67


Уроки вне­классного чтения

Замысел, исто­рия создания, жанр и композиция рома­на. Образы градоначальников

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».



68


Лекция. Беседа

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Этапы творческого пути. Духовные искания

Опрос по биографии писателя


69


Урок вне­классного чтения

Народ и война в «Севастопольских рас­сказах» Л. Н. Толстого

Анализ «Севастопольских рассказов»

Анализ «Севастопольских рассказов»


70


Лекция. Беседа

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.

Образ автора в ро­мане



71-72


Беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Проверочная работа на знание текста


73


Практикум

Женские образы в романе «Война и мир»

Женские образы в романе «Война и мир»



74


Беседа

Семья Ростовых и семья Болконских




75-76


Беседа

Тема народа в романе «Война и мир»


Анализ персонажей


77


Практикум

Кутузов и Наполеон

Сопоставительная характеристика двух героев

Сопоставительная характеристика двух героев


78-79


Семинар

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особен­ности романа

Подготовка к домашнему сочинению



80


Практикум

Анализ эпизода из романа «Война и мир».


Подготовка к домашнему сочинению



81


Лекция. Беседа

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба.

Этапы творческого пути. Идейные и эсте­тические взгляды

Фронтальный опрос


82


Семинар

Образ Петербурга в русской литературе

Петербург Ф. М. Достоевского

Индивидуальные сообщения


83-84


Беседа. Семинар

История создания романа «Преступление и наказание»,

«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.



85


Семинар

Духовные искания интеллектуального ге­роя и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта



86


Беседа

«Двойники» Раскольникова

«Двойники» Раскольникова

Тест


87


Беседа

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе

Характеристика Сонечки Мармеладовой

Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»


88


Лекция. Практикум

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. По­весть «Очарованный странник» и ее ге­рой Иван Флягин

Поэтика названия по­вести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании



89


Беседа

Рассказ «Тупейный художник». Необыч­ность судеб и обстоятельств.

Нравствен­ный смысл рассказа



90


Урок вне­классного чтения

Катерина Кабанова и Катерина Измайло­ва

Сравнительная характеристика героинь пьесы Островского «Гроза» и рас­сказа Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Сравнительная характеристика


91


Лекция. Беседа

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Осо­бенности рассказов 80—90-х годов

«Че­ловек в футляре»



92


Практикум

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов

«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Анализ одного из рассказов


93


Практикум

Душевная деградация человека в расска­зе «Ионыч»

«Ионыч»



94


Практикум

Особенности драматургии А.П.Чехова

«Вишневый сад»



95


Практикум

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дво­рянского гнезда

«Вишневый сад»



96


Беседа. Практикум

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

«Вишневый сад»

Тест


97


Урок конт­роля

Зачетная работа за второе полугодие


Зачетная работа за второе полугодие


98-100


Уроки вне­классного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литера­туре. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.

Г и де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. Пьяный корабль». (По выбору учителя)



101


Беседа

Итоговый урок. Нравственные уроки рус­ской литературы XIX века




102-105



Резервные уроки