СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая программа по литературе для 8   класса разработана на основе, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.

Рабочая программа реализуется через УМК «Литература 8 класс (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2017).

Согласно учебному плану на реализацию этой программы  отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Одинцовского городского округа Московской области



"Утверждаю"


Директор МАОУ Зареченской СОШ


_____________/И.В. Коротеева


"01 " сентября 2019 г.



Рабочая программа

по предмету «ЛИТЕРАТУРА»

8 «В» класс


основное общее образование

(ФГОС ООО)





Составитель:

Гафарова С.Э.,учитель русского языка и литературы














2019-2020 учебный год








Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 «В» класса разработана на основе, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.

Рабочая программа реализуется через УМК «Литература 8 класс (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2017).

Согласно учебному плану МАОУ Зареченская СОШ на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.







































Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся


Предметные

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;









  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;

  • Развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.


Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • смысловое чтение;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


В трудовой сфере:

  • сохранять цели познавательной деятельности и следовать их задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;

  • пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;

  • использовать вспомогательную и справочную литературой для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.








Обучающиеся должены научиться:

  • освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанному, творческому чтению художественных произведений разных жанров;

  • выразительному чтению художественного текста;

  • различным видам пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучиванию наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализу и интерпретации произведения;

  • составлению планов и написанию отзывов о произведениях;

  • написанию сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленному поиску информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Личностные:

У обучающихся должны быть сформированы:

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;

  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;










  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:


  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.


Обучающийся получит возможность для формирования:


  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.






Раздел 2. Содержание курса учебного предмета



Введение.

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

         Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  особенности содержания и формы народных преданий.

         Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

         «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

         Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века

         Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

         «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века

         Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

         «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни.  «Обзор».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков:  самонадеянности, безответственности,  зазнайства.

         Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).











         Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

         «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Теория литературы. Дума (начальное представление).

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

         «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

         Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

         «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

         «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.








         «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

         «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

         «Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

         «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

         Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

         А.С.Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М.Ю.Лермонтов. «Осень»,  Ф.И.Тютчев.  «Осенний вечер», А.А.Фет.  «Первый ландыш»,  А.Н.Майков.  «Поле зыблется цветами...».

         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.

         «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.










         Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

         Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе.

         «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.

         Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте.

         «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

         Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

         «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

         Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

         Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

         М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

         Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

         Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе.

         «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

         Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).\












         Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя.

         «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

         Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

         Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

         И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

         Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы.

         Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

         «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

         Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

         Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».

         В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

         Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

         Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере.

         «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

         Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).











         Джонатан Свифт.  Краткий рассказ о писателе.

         «Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

         Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе.

         «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Для заучивания наизусть:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок)

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывки по выбору обучающихся)

Н.В.Гоголь «Ревизор» ( монолог одного из героев на выбор)

Л.Н.Толстой «После бала» (отрывок на выбор)

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (отрывок на выбор)

О родине и родной природе ( 3 стихотворения на выбор)







































































Раздел 3. Тематическое планирование





Тема

Всего

часов

Внеклассное

чтение

(в том числе)

Развитие

речи

(в том числе)

1

Введение


1







5







4


2

Из древнерусской литературы

3

3

Из литературы XVIII века

2

4

Из русской литературы XIX века

31

5

Из русской литературы XX века

25

6

Из зарубежной литературы

5

Итого:

68

































Приложение

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 «В» классе

Тематическое планирование рассчитано на 2 урока в неделю

(2 урока / 34 учебных недели = 68 часов)



урока

Тема урока

Дата проведения урока


План

факт

Примечание

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

02-08.09.19

04.09.2019


1.Из Древнерусской литературы 4 ч.


2

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

02-08.09

05.09.2019


3

Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком»

09-15.09


11.09.2019


4

Древнерусская литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

09-15.09

12.09.2019


5

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирич.повести.

16-22.09

18.09.2019


2. Литература VIII века 2 ч.


6

Литература VIII века. Д.И.Фонвизин Краткая история жизни и творчества. Комедия «Недоросль». История создания. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме.

16-22.09

19.09.2019


7

Д.И.Фонвизин . Проблема воспитания истинного гражданина. Признаки классицизма в комедии

23-29.09

25.09.2019



3.Из русской литературы XIX века 31 ч.


8

Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

23-29.09

26.09.2019


9

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра.

30-6.10


02.10.2019



10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основн. темы и мотивы. Особенности поэтич. формы

30-6.10

03.10.2019


11

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.

14-20.10


16.10.2019


12

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем».

14-20.10

17.10.2019


13

Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав.

21-27.10

23.10.2019


14

Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

21-27.10

24.10.2019



15

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7

28-3.11

30.10.2019


16

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9.

28-3.11

31.10.2019


17

Утверждение автором нравств. идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием «благих потрясений».

04-10.11


06.11.2019


18

Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

04-10.11

07.11.2019



19

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

11-17.11


13.11.2019


20

М.Ю.Лермонтов. Жизнь, тв-во. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

11-17.11

14.11.2019


21

Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции.

25-01.12



22

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы.

25-01.12



23

Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся)

2-8.12



24

Н.В.Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

2-8.12



25

Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

9-15.12



26

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых хар-к (д.2-3)

9-15.12



27

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

16-22.12



28

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина.

16-22.12



29

Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.

23-29.12



30

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества.

23-29.12



31

М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Худож.-полит. сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях.

6-12.01.20




32

Н.С.Лесков «Старый гений», нравственная оценка героев произведения. Отношение автора к России.

13-19.01




33

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани.

13-19.01



34

Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

20-26.01



35

«После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

20-26.01



36

Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

27-2.02




37

Внеклассное чтение.Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

27-2.02



38

Поэзия родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

3-9.02





5. Из русской литературы XX века 25ч.


39

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

3-9.02



40

А.П.Чехов. Краткий обзор трилогии «Человек в футляре»

10-16.02



41

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

10-16.02



42

А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.

24-1.03



43

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

24-1.03



44

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».

2-8.03



45

Образ Родины в поэзии А.Блока.

2-8.03



46

С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматич.поэме

9-15.03




47

М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

9-15.03



48

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

16-22.03




49

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.

16-22.03



50

Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М.Зощенко.

23-29.03





51

Сатирическое изображение исторических событий в произведениях Тэффи. М.Зощенко.

23-29.03



52

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиц. поэмы «Василий Теркин». Теркин – олицетворен.нац.характера.

30-5.04



53

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

30-5.04



54

Идейно-художественное своеобразие поэмы .Анализ глав «На войне», «О награде».Нравственная оценка героев.

13-19.04



55

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

13-19.04



56

Стихи поэтов о ВОВ (А.Ахматова, В.Самойлов, М.Джалиль и др.)

20-26.04




57

Стихи поэтов о ВОВ (А.Ахматова, В.Самойлов, М.Джалиль и др.)

20-26.04



58

А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию.

27-3.05



59

В.П.Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

27-3.05



60

Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

4-10.05




61

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей

4-10.05



62

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

11-17.05



63

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

11-17.05



6. Из зарубежной литературы 5 ч.


64

Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

18-24.05



65

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения..

18-24.05



66

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

25-30.05




67

Ж.-Б.Мольер Особенности произведения «Мещанин во дворянстве»

25-30.05



68

Жизнь и творчество Вальтера Скотта. «Айвенго» как исторический роман.

Итоговый урок. Задание на лето.

25-30.05































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

от ­­­­­­­­­­30.­­­­ 08. 2019г. № 1


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_____________Е.М. Салынова

­­­­­­­­­­01.­­­­ 09. 2019г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!