Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1от .20178 г. | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 2018 г. № |
Рабочая программа
по литературе для 7 «А», «Б» классов
Учитель: Тюликова Галина Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2018 год
Аннотация на рабочую программу по литературе для 7 «А», «Б» классов.
Рабочая программа по литературе для 7 «А», «Б» классов соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.), разработана на основе авторской программы (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 -9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.:Просвещение, 2016 г.)
Программа обеспечена следующим учебно –методическим комплектом:
1. В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник – хрестоматия для 7 класса: в 2ч. – М.:
Просвещение, 2015
2. В. Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. – М.: Просвещение, 2014
Цели программы:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; - ------ формирование общего представления об историко – литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
Задачи программы:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование теоретико – литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно – художественных произведений.
Формы контроля: сочинение, устный ответ, диктант, тестирование.
Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2017 – 2018 уч. год.
Учитель русского языка и литературы Тюликова Г.А.
Рабочая программа по литературе для 7 «А», «Б» классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
Примерной программы основного общего образования по литературе. – М.: Просвещение, 2011
Авторской программы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рабочие программы. Литература 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016
Методических рекомендаций по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Смоленской области в 2015-2016 году
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. - М.: Просвещение, 2015
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2016г. № 38
Региональное содержание предмета изучается в рамках предмета «Литература. 7 класс».
Данная программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2018-2019 уч. год.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- умению контроля;
- принятию решений в проблемных ситуациях;
-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции;
- осуществлению познавательной рефлексии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- организовывать деловое сотрудничество;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в диалог;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Предметные результаты
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;
- выделять нравственную проблематику преданий и былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса приёмы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература.
Обучающийся научится:
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
- создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с книгой и другими источниками информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
- создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
- представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).
II. Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов |
1. Введение | 1 |
2. Устное народное творчество | 6 |
3. Из древнерусской литературы | 2 |
4. Из русской литературы ХVIII века | 2 |
5. Из русской литературы XIX века | 27 |
6. Из русской литературы XX века | 24 |
7. Из литературы народов России | 1 |
8. Из зарубежной литературы | 3 |
9. Детективная литература | 1 |
10. Урок итогового контроля | 1 |
Итого | 68 часов |
| |
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена в разделах:
№ раздела | Название раздела | Тема урока |
1. | Из древнерусской литературы | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. |
2. | Русская литература 19 века | А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России. |
3. | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Прославление боевого товарищества. |
4. | Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир. |
Региональное содержание предмета представлено в разделах:
№ раздела | Название раздела | Тема урока |
1. | Устное народное творчество | Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Предания и легенды Смоленского края. |
2. | Русская литература 19 века | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество. |
3. | И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Смоленские публицисты. А. Н. Энгельгардт «Из деревни». |
III. Календарно-тематическое планирование
№ темы (раздела) | Название темы (раздела) | Количество часов | Дата |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ (1) |
1. | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.) | | | |
2. | Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Предания и легенды Смоленского края. | 1 | | |
3. | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | | |
4. | Внеклассное чтение. Русские былины Киевского и Новгородского цикла. | 1 | | |
5. | Внеклассное чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | | |
6. | «Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. | 1 | | |
7. | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. | 1 | | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.) |
8. | «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Формирование традиций уважительного отношения к книге. | 1 | | |
9. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси (ОДНКНР). | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.) |
10. | М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. | 1 | | |
11. | Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч.) |
Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.) |
12. | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII. | 1 | | |
13. | А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России (ОДНКНР). | 1 | | |
14. | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя Олега и волхва. | 1 | | |
15. | А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин-драматург. | 1 | | |
16. | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». | 1 | | |
17. | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. | 1 | | |
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.) |
18. | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | | |
19. | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Авторское отношение к изображаемому. | 1 | | |
20. | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы. | 1 | | |
Николай Васильевич Гоголь ( 3 ч.) |
21. | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Прославление боевого товарищества (ОДНКНР). | 1 | | |
22. | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. | 1 | | |
23. | Р.р. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | | |
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.) |
24. | И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Смоленские публицисты. А. Н. Энгельгардт «Из деревни». | 1 | | |
25. | И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | 1 | | |
26. | И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворение в прозе как жанр. Родной язык как духовная опора человека. | 1 | | |
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.) |
27. | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество. | 1 | | |
28. | Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Размышления поэта о судьбе народа. | 1 | | |
Алексей Константинович Толстой (1 ч.) |
29. | А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. | 1 | | |
М. Е. Салтыков- Щедрин (2 ч.) |
30. | Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | 1 | | |
31. | Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки, понятие о гротеске. | 1 | | |
Лев Николаевич Толстой (2 ч.) |
32. | Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. | 1 | | |
33. | Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир (ОДНКНР). | 1 | | |
34. | Р.р. Урок контроля. Тестирование по произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. | 1 | | |
А. П. Чехов (3 ч.) |
35. | А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Живая картина нравов. | 1 | | |
36. | А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средства создания комического. Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | | |
37. | Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова. | 1 | | |
«Край ты мой родной, родимый край…» (1 ч.) |
38. | Р.р. «Край ты мой родной, родимый край…». В.А. Жуковский «Приход весны», И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.) |
Иван Алексеевич Бунин (2 ч.) |
39. | И.А. Бунин «Цифры». Воспитание детей в семье. | 1 | | |
40. | Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. | 1 | | |
Максим Горький ( 3 ч.) |
41. | М. Горький. «Детство»: тёмные стороны жизни. Автобиографический характер повести. | 1 | | |
42. | М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | 1 | | |
43. | М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Романтический характер легенды. | 1 | | |
Л. Н. Андреев (1 ч.) |
44. | Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героя. | 1 | | |
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.) |
45. | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 1 | | |
46. | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | | |
Андрей Платонович Платонов (3 ч.) |
47. | А.П. Платонов «Юшка». Главный герой рассказа, его душевная щедрость. | 1 | | |
48. | А.П. Платонов «Юшка»: внешняя и внутренняя красота человека. | 1 | | |
49. | Внеклассное чтение. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | 1 | | |
50. | Р/р. Классное контрольное сочинение. | 1 | | |
Борис Леонидович Пастернак (1 ч.) |
51. | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. | 1 | | |
А. Т. Твардовский (1 ч.) |
52. | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Взаимосвязь человека и природы, неразделимость судьбы человека и народа. | 1 | | |
На дорогах войны (обзор) (1 ч.) |
53. | Внеклассное чтение. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова. | 1 | | |
Федор Александрович Абрамов (1 ч.) |
54. | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы. | 1 | | |
Евгений Иванович Носов (2 ч.) |
55. | Е.И. Носов «Кукла» («Акимыч»).Сила внутренней, духовной красоты человека. | 1 | | |
56. | Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. | 1 | | |
Юрий Павлович Казаков (1 ч.) |
57. | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. | 1 | | |
Д.С. Лихачев (1 ч.) |
58. | Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | 1 | | |
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.) |
59. | Внеклассное чтение. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное. | 1 | | |
«Тихая моя Родина…» (обзор) (1ч.) |
60. | Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова. | 1 | | |
Песни на слова русских поэтов XX века (1 ч.) |
61. | А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. | 1 | | |
62. | Письменная контрольная работа. Тестирование. | 1 | | |
Из литературы народов России (1 ч.) |
63. | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни. | 1 | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.) |
64. | Внеклассное чтение. Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Ощущение трагического разлада героя с жизнью. | 1 | | |
65. | О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. | 1 | | |
66. | Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Р. Бредбери. «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | 1 | | |
67. | Внеклассное чтение. Детективная литература. | 1 | | |
Подведение итогов за год (1 ч.) |
68. | Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето. | 1 | | |