СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Коровина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рбочая программа по литературе 7 класс к учебнику Коровина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Коровина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»


Принята на педагогическом совете

Протокол № 1от .20178 г.

Утверждена

приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3

от 2018 г. №









Рабочая программа

по литературе для 7 «А», «Б» классов



Учитель: Тюликова Галина Анатольевна

























пгт. Верхнеднепровский

2018 год


Аннотация на рабочую программу по литературе для 7 «А», «Б» классов.


Рабочая программа по литературе для 7 «А», «Б» классов соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.), разработана на основе авторской программы (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 -9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.:Просвещение, 2016 г.)

Программа обеспечена следующим учебно –методическим комплектом:

1. В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник – хрестоматия для 7 класса: в 2ч. – М.:

Просвещение, 2015

2. В. Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. – М.: Просвещение, 2014

Цели программы:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; - ------ формирование общего представления об историко – литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

Задачи программы:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование теоретико – литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно – художественных произведений.

Формы контроля: сочинение, устный ответ, диктант, тестирование.

Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2017 – 2018 уч. год.


Учитель русского языка и литературы Тюликова Г.А.













Рабочая программа по литературе для 7 «А», «Б» классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями

  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577

  • Примерной программы основного общего образования по литературе. – М.: Просвещение, 2011

  • Авторской программы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рабочие программы. Литература 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016

  • Методических рекомендаций по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Смоленской области в 2015-2016 году

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:

В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. - М.: Просвещение, 2015

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2016г. № 38

Региональное содержание предмета изучается в рамках предмета «Литература. 7 класс».

Данная программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2018-2019 уч. год.


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать эстетическую ценность русской литературы;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- умению контроля;

- принятию решений в проблемных ситуациях;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться:

- основам саморегуляции;

- осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- организовывать деловое сотрудничество;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

- вступать в диалог;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Предметные результаты

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  

- выделять нравственную проблематику преданий и былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

- обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса приёмы.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -  рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

-  сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

-  сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

-  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

-  устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература.

Обучающийся научится:

-  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять  с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

- создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с книгой и другими источниками информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

- создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;

- представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).



II. Содержание учебного предмета


Содержание

Кол-во часов

1. Введение

1

2. Устное народное творчество

6

3. Из древнерусской литературы

2

4. Из русской литературы ХVIII века

2

5. Из русской литературы XIX века

27

6. Из русской литературы XX века

24

7. Из литературы народов России

1

8. Из зарубежной литературы

3

9. Детективная литература

1

10. Урок итогового контроля

1

Итого

68 часов



Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена в разделах:

№ раздела

Название раздела

Тема урока

1.

Из древнерусской литературы

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

2.

Русская литература 19 века

А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России.

3.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Прославление боевого товарищества.

4.

Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир.


Региональное содержание предмета представлено в разделах:


№ раздела

Название раздела

Тема урока

1.

Устное народное творчество

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Предания и легенды Смоленского края.

2.

Русская литература 19 века

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество.

3.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Смоленские публицисты. А. Н. Энгельгардт «Из деревни».


III. Календарно-тематическое планирование


№ темы (раздела)

Название темы (раздела)

Количество часов

Дата

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1)

1.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)




2.

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Предания и легенды Смоленского края.

1



3.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1



4.

Внеклассное чтение. Русские былины Киевского и Новгородского цикла.

1



5.

Внеклассное чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1



6.

«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос.

1



7.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

1



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

8.

«Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Формирование традиций уважительного отношения к книге.

1



9.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси (ОДНКНР).

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

10.

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.

1



11.

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)

12.

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII.

1



13.

А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России (ОДНКНР).

1



14.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя Олега и волхва.

1



15.

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин-драматург.

1



16.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1



17.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.

1



Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.)

18.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1



19.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Авторское отношение к изображаемому.

1



20.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы.

1



Николай Васильевич Гоголь ( 3 ч.)

21.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Прославление боевого товарищества (ОДНКНР).

1



22.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию.

1



23.

Р.р. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1



Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.)

24.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Смоленские публицисты. А. Н. Энгельгардт «Из деревни».

1



25.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

1



26.

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворение в прозе как жанр. Родной язык как духовная опора человека.

1



Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.)

27.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество.

1



28.

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Размышления поэта о судьбе народа.

1



Алексей Константинович Толстой (1 ч.)

29.

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи.

1



М. Е. Салтыков- Щедрин (2 ч.)

30.

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.

1



31.

Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки, понятие о гротеске.

1



Лев Николаевич Толстой (2 ч.)

32.

Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести.

1



33.

Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир (ОДНКНР).

1



34.

Р.р. Урок контроля. Тестирование по произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого.

1



А. П. Чехов (3 ч.)

35.

А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Живая картина нравов.

1



36.

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средства создания комического. Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1



37.

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова.

1



«Край ты мой родной, родимый край…» (1 ч.)

38.

Р.р. «Край ты мой родной, родимый край…». В.А. Жуковский «Приход весны», И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.)

39.

И.А. Бунин «Цифры». Воспитание детей в семье.

1



40.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

1



Максим Горький ( 3 ч.)

41.

М. Горький. «Детство»: тёмные стороны жизни. Автобиографический характер повести.

1



42.

М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».

1



43.

М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Романтический характер легенды.

1



Л. Н. Андреев (1 ч.)

44.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героя.

1



Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)

45.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1



46.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1



Андрей Платонович Платонов (3 ч.)

47.

А.П. Платонов «Юшка». Главный герой рассказа, его душевная щедрость.

1



48.

А.П. Платонов «Юшка»: внешняя и внутренняя красота человека.

1



49.

Внеклассное чтение. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

1



50.

Р/р. Классное контрольное сочинение.

1



Борис Леонидович Пастернак (1 ч.)

51.

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака.

1



А. Т. Твардовский (1 ч.)

52.

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Взаимосвязь человека и природы, неразделимость судьбы человека и народа.

1



На дорогах войны (обзор) (1 ч.)

53.

Внеклассное чтение. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.

1



Федор Александрович Абрамов (1 ч.)

54.

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы.

1



Евгений Иванович Носов (2 ч.)

55.

Е.И. Носов «Кукла» («Акимыч»).Сила внутренней, духовной красоты человека.

1



56.

Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

1



Юрий Павлович Казаков (1 ч.)

57.

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка.

1



Д.С. Лихачев (1 ч.)

58.

Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

1



Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.)

59.

Внеклассное чтение. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное.

1



«Тихая моя Родина…» (обзор) (1ч.)

60.

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.

1



Песни на слова русских поэтов XX века (1 ч.)

61.

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

1



62.

Письменная контрольная работа. Тестирование.

1



Из литературы народов России (1 ч.)

63.

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни.

1



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

64.

Внеклассное чтение. Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Ощущение трагического разлада героя с жизнью.

1



65.

О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

1



66.

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Р. Бредбери. «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

1



67.

Внеклассное чтение. Детективная литература.

1



Подведение итогов за год (1 ч.)

68.

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето.

1