Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
Рабочая программа
по литературе
Уровень общего образования (класс) 5 «А, 5 «Б»
Количество часов 170
Учитель: Козлова Светлана Николаевна
г.Семикаракорск
2021г.
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Рабочая программа по предмету «Литература» на уровне основного общего образования.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Содержание литературных произведений 5 класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет концентрическую форму (размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная, сказка народная и литературная, русская и зарубежная: произведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношений их к книге и чтению), то есть предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: пересекаются или продолжаются темы и писатели внутри групп 5-6 классов. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление тестов, постижение своеобразия личности писателя и его литературного наследия, поэтому, начиная с 5 класса, изучаются вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов учащихся.
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цель литературного образования – способность духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучая литературу, учащиеся приобщаются к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Объектом изучения литературы является произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской и зарубежной литературы.
Данная рабочая программа составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературы. Она включает в себе произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадания, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.) В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и др.) Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информационным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворения читательских интересов учащихся, но и формирования у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Рабочая программа к учебнику под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина «Литература» для 5 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса курса «Литература» 5-9 классы Авторы- составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва, «Русское слово», 2021 г. «Литература Донского края». Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону, 2012 г.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, соотнесено с объёмом курса. Содержание курса литературы в 5 классе (3 ч в неделю, 35 учебных недель) – 105 часов. По календарному учебному графику школы в 5 «А» классе – 105 часов. Уроки, выпавшие на праздничные дни, будут компенсированы за счет уплотнения программы.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература». Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Литература», 5класс
Раздел 3 Содержание учебного предмета «Литература»
ВВЕДЕНИЕ – 1ч.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словари, различные рубрики).
Теория литературы: автор, герой, художественная литература.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции, помещенные на обложках и на диске).
ИЗ МИФОЛОГИИ– 4ч.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.
Внутрипредметные и межпредметные связи: гомеровские сюжеты в искусстве.
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях своего края о героических событиях и людях.
Краеведение: легенды и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Внедрение: организация в библиотеке книжной выставки «Легенды и предания нашего края» и проведение по ней экскурсии.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их;
- отличать мифологического героя от мифологического персонажа;
- применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий);
- подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст;
- создавать словесные иллюстрации к тексту;
- сопоставлять несколько мифов и находить общие и отличительные признаки в них;
- находить краеведческий материал в разных источниках, в том числе и в Интернете;
- подбирать материал для книжной выставки и создавать экспозицию;
- готовить и проводить экскурсию по выставке;
- собирать краеведческий материал, связанный с преданиями своего края;
- участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА– 8ч.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки, пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
Теория литературы: жанр; загадки; пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа» В.И. Даля); изобразительное искусство (иллюстрации, рисунки учащихся); художественные и анимационные фильмы по мотивам сказок.
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, преданности, любви.
Краеведение: сказки и произведения других фольклорных жанров в регионе.
Творческая работа: подбор иллюстраций к сказкам; рассматривание иллюстраций И.Я. Билибина к сказке «Царевна-лягушка» и сопоставление их с русской народной сказкой; исследовательский проект «Фольклор нашего края»; сочинение бытовой сказки; экскурсия по книжной выставке.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Внедрение: подготовка к изданию и тиражированию альманаха, составленного на основе материалов исследовательского проекта; разработка и создание компьютерной презентации «Иллюстратор русской сказки И.Я. Билибин».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- применять изученные теоретико-литературные понятия о волшебных и бытовых сказках при характеристике текста;
- сопоставлять волшебную и бытовую сказку и формулировать выводы о сходстве и различиях;
- сопоставлять миф и волшебную сказку и формулировать выводы о различиях;
- определять и характеризовать нравственную проблематику народной сказки;
-находить в тексте сказок специфическую сказочную лексику и характеризовать её роль в тексте;
- определять значение непонятных слов с помощью толкового словаря;
- составлять рассказ по картинке;
- создавать комментарий по иллюстрациям;
- проводить экскурсию по одной картинке;
- редактировать собранный для альманаха материал;
- участвовать в разработке сценария КТД;
- готовить сообщение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3ч.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись; древнерусская повесть (воинская повесть); сюжет; мотив.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ летописца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»); история (крещение Руси и его значение); изобразительное искусство (иллюстрации и картины русских художников).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на представлениях о духовном мире человека
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы; экскурсия (заочная экскурсия) в историко-краеведческий музей.
Творческая работа: микросочинение «Человек Древней Руси»; конкурс рисунков.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Путешествие в мир наших предков».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси (летопись);
- характеризовать взгляды человека Древней Руси;
- характеризовать нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы;
- сопоставлять мифы и произведения древнерусской литературы и характеризовать различия;
- формулировать микровыводы и выводы;
- пересказывать произведения древнерусской литературы;
- выражать свое отношение к человеку Древней Руси в творческой работе;
- привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории.
БАСНИ НАРОДОВ МИРА – 1ч.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня; синонимы; сюжет (развитие представлений); притча; эзопов язык; аллегория, иносказание, олицетворение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция» (фрагменты); изобразительное искусство (иллюстрации к басням; Д. Веласкес «Эзоп»; рисунки учащихся).
Творческая работа: исценирование басни, иллюстрирование басни.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- сопоставлять и характеризовать басни по схожим сюжетам;
- составлять вопросы по статье учебника;
- выразительно читать басню, в том числе по ролям;
- характеризовать басенных персонажей;
- находить и объяснять мораль басни;
- подбирать синонимы к данным ключевым словам;
- давать обоснованный развернутый ответ на поставленный вопрос;
Участвовать в инсценировании басни;
Использовать понятие «Эзопов язык».
РУССКАЯ БАСНЯ – 6ч.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII -XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
В.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сравнение басен с близким сюжетом); изобразительное искусство (иллюстрации Ф.Д. Константинов, В.А. Серова; портреты В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова, С.А. Михалкова); басни И.А. Крылова в мультипликации.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Творческая работа: подготовка заочной экскурсии; разработка одной из страниц устного журнала.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» - конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Внедрение: создание и тиражирование компьютерной презентации «У памятника И.А. Крылову».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- рассказывать об истории возникновения басни в России;
- определять проблематику басен;
- сопоставлять русские и зарубежные басни со схожим сюжетом, находить в них различия и комментировать их;
- характеризовать образы басенных персонажей у И.А. Крылова и С.В. Михалкова в процессе сопоставления произведений;
- формулировать выводы о морали в баснях со схожим сюжетом;
- выразительно читать басню (в том числе по ролям) и участвовать в инсценировании;
- готовить сообщение об одном из баснописцев;
- участвовать в КТД;
- подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН – 6ч.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (фольклорная и авторская сказка); изобразительное искусство (иллюстрации, портреты поэта и Арины Родионовны); кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Метапредметные ценности: формирование представлений о добре, подлинной красоте, человеческих достоинствах, жизненных ценностях.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Творческая работа: составление вопросов к викторине; написание сценария для вечера сказок; устное сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Внедрение: театральная постановка сказки А.С. Пушкина.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- составлять устный рассказ-сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина»;
- выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина;
- применять полученные сведения о выразительных средствах для характеристики лирического стихотворения поэта;
- находить сказочные элементы в пушкинском произведении и определять их роль;
- характеризовать героев и персонажей «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»;
- выявлять отличия сказки А.С. Пушкина от народной волшебной сказки;
- сопоставлять образно-выразительные средства в народной сказке и сказке А.С. Пушкина;
- определять гуманистическую направленность пушкинской сказки;
- составлять таблицы и пользоваться ими во время работы на уроке;
- участвовать в КТД на различных его этапах (сценарий, реализация).
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ – 2ч.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет «Чудная картина...»
Теория литературы: лирика природы, образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление поэтических текстов); музыка (романсы на стихи Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, К.Е. Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование этических и эстетических представлений на материале русской лирики о природе.
Краеведение: стихи о природе поэтов родного края (XIX век).
Творческая работа: устная иллюстрация; рассуждение «Почему я выбрал это стихотворение».
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной
Внедрение: рукописный сборник стихотворений о природе родного края.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- выбирать из предложенных произведений стихотворение, наиболее соответствующее собственному мироощущению и объяснять свой выбор;
- подбирать ключевые слова, сочетания слов и составлять небольшие тезисы для рассуждения;
- выразительное чтение стихотворения о природе;
- находить в тексте стихотворения образно-выразительные средства и определять их роль;
- передать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту;
- сопоставлять несколько лирических стихотворений о природе;
- работать с библиотечными фондами;
- составлять тематическую картотеку «Стихи поэтов нашего края о природе XIXвек».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 4ч.
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихотворения об Отечественной войне 1812 года); изобразительное искусство (портрет М,Ю. Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф. Рубо «Бородинская битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.
Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств на примере героического сражения при Бородине, нашедшем отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова
Краеведение: жители нашего края – участники Отечественной войны 1812 года.
Творческая работа: подбор вопросов для литературной игры или викторины; сценарий компьютерной презентации (или мультфильма) «Поле славы в поэзии и живописи» или сочинение «Путешествие на поле славы».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы – Москва»; «На поле Бородина» и др.); заочная экскурсия «Панорама Ф. Рубо «Бородинская битва».
Внедрение: составление и тиражирование презентации «Поле русской славы».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- подбирать ключевые слова и сочетания слов для рассказа о М.Ю. Лермонтове и характеристики стихотворения «Бородино»;
- характеризовать образы молодого и старого солдата, участника сражения;
- находить и определять тропы в стихотворении «Бородино»;
- объяснять значение военных терминов с помощью толкового словаря;
- выразительно читать стихотворения, посвященные Отечественной войне 1812 года;
- находить (в том числе и в Интернете) материалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Бородинскому сражению;
- составлять заочную экскурсию по панораме Ф. Рубо «Бородинская битва»;
- придумывать кадры мультфильма (слайды компьютерной презентации) по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова;
- подбирать строки стихотворения «Бородино» для составления подписей к презентации или мультфильму;
- участвовать в дискуссии «Верность долгу».
Н.В. ГОГОЛЬ – 5ч.
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.
Внутрипредметные и межпредметные связи: книговедение (различные издания повести Н.В. Гоголя); лингвистика (малороссийский язык); изобразительное искусство (портреты; репродукции картин К.А. Трутовского, А.Г. Веницианова, Ф.Моллера, А.А. Иванова, М.Е. Маковского, А.М. Каневского, А.П. Бубнова); скульптура (памятник Н.В. Гоголю скульптора Н.А. Андреева).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о значении малой родины в жизни человека, о вере и о победе добра над злом.
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Творческая работа: изложение с творческим заданием; словесное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Внедрение: книжная выставка.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- составлять рассказ о малой родине Н.В. Гоголя;
- находить в гоголевском тексте элементы преданий и легенд;
- характеризовать образы повести по цитатному плану;
- характеризовать юмористические эпизоды;
- дать речевую характеристику персонажей повести;
- составлять портрет персонажа (словесное рисование);
- находить и определять фольклорные и мифологические мотивы в художественном тексте;
- готовить художественный пересказ фрагмента или эпизода;
- составлять вопросы для литературной викторины;
- сопоставлять литературное произведение и картину художника и формулировать вывод;
- участвовать в КТД.
И.С. ТУРГЕНЕВ – 7ч.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; тема (углубление представлений); образ; прототип; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Куликова, И.И. Пчелко; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся); кино (экранизация рассказа И.С. Тургенева); история (крепостное право).
Метапредметные ценности: формирование представлений о положении крестьян в период крепостного права.
Краеведение: тургеневские места России.
Творческая работа: создание устного портрета героя; иллюстрации учащихся; викторина; письменный рассказ о герое; творческий проект.
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия в Спасское-Лутовиново.
Внедрение: создание компьютерной презентации для заочной экскурсии «Спасское-Лутовиново».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- выполнять краткий выборочный пересказ текста;
- готовить художественный пересказ эпизода или фрагмента;
- сопоставлять характеры персонажей по заранее составленному плану;
- создавать устный портрет героя;
- давать письменный отзыв на эпизод;
- участвовать в дискуссии «Мог ли Герасим поступить иначе?»;
- читать наизусть стихотворение в прозе;
- готовить вопросы для литературной викторины;
- характеризовать историческое прошлое России, с опорой на произведения И.С. Тургенева;
- отбирать необходимый материал для компьютерной презентации;
- участвовать в проведении заочной литературной экскурсии;
- сопоставлять рассказ И.С. Тургенева с тематически близкой картиной;
- формулировать выводы на основе сопоставления.
Н.А. НЕКРАСОВ – 3ч.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение, риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие представление); ритм, рифма, стих, строфа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Лебедева и эскиз иллюстрации В.А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети»; репродукции картин А.Г. Венецианова «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е. Маковского «Игра в бабки», И.С. Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»); музыка (народная песня «Вот мчится тройка почтовая…»; А.И. Дюбуа «Тройка»; М.В. Коваль «Тройка»); история (1861 год).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о жизни и судьбе детей и женщин в дореформенной России XIX века.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево – Карабиха»).
Творческая работа: исследовательская работа с текстом; коллективный творческий проект; подбор иллюстративных материалов для устного журнала.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- соотносить представления, полученные при чтении художественного произведения, со сведениями по истории;
- сопоставлять иллюстрации и картину художника, тематически близкую стихотворению, формулировать вывод;
- определять лексическое значение непонятных слов по контексту и словарям;
- с помощью самостоятельно подобранных ключевых слов составлять рассказ о герое;
- определять отношение автора к изображаемым событиям и героям;
- придумывать идею и разрабатывать содержание устного журнала;
- находить, в том числе и в Интернете, необходимую информацию и иллюстративный материал для реализации творческого проекта;
- готовить сообщение о роли образно-выразительных средств в произведении.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 6ч.
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула; фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Ю.Н. Петрова, М.С. Родионова, А.В. Кокорина; выставка-конкурс рисунков учащихся); история (присоединение Кавказа к России).
Метапредметные ценности: формирование этических представлений, связанных с темой, проблематикой и идеей рассказа «Кавказский пленник».
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Тостом («Ясная Поляна»).
Творческая работа: сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?); индивидуальный творческий проект: составление словарной статьи «Творческая история произведения».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне»
Внедрение: создание электронного словаря литературоведческих терминов на основе словарных статей учащихся.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- характеризовать творческую историю произведения;
- формулировать микровыводы и выводы об основных проблемах, поставленных в рассказе: о смысле жизни, справедливости, свободе, неволе;
- сопоставлять характеры центральных героев рассказа и письменно формулировать выводы;
- создавать устный портрет героя (словесное рисование);
- составлять и произносить по правилам риторики рассказа о герое на основе личных впечатлений;
- формулировать идею произведения;
- готовить сообщение о роли образно-выразительных средств в произведении («Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу»);
- выявлять проблематику произведения;
- определять способы выражения авторского отношения к событиям и героям.
А.П. ЧЕХОВ – 5ч.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация, диалог.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (типы комических персонажей); изобразительное искусство (О.Э. Браз. Портрет А.П. Чехова; иллюстрации К. Ротова к рассказу «Злоумышленник»; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлении о человеке и его поступках.
Краеведение: «По чеховским местам (Мелихово)».
Творческая работа: написание словарных статей «Ирония», «Юмор».
Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.
Внедрение: создание компьютерной презентации «Чеховское Мелихово»; включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- готовить рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала;
- готовить сообщение о роли книги в жизни А.П. Чехова;
- определять тематику юмористических рассказов писателя;
- характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказах Чехова;
- составлять письменный отзыв об эпизоде;
- формулировать микровыводы и выводы по содержанию произведения;
- рассказывать о личных впечатлениях;
- совершенствовать умение составлять словарную статью;
- выявлять и характеризовать жанровое своеобразие юмористических рассказов Чехова;
- находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль;
- подбирать материал для проведения экспресс-опроса.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И.А. БУНИН – 3ч.
Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (главные и второстепенные персонажи, первый и второй планы в художественном произведении); изобразительное искусство (репродукции картин К. Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», Б.М. Кустодиев «Масленица»).
Метапредметные ценности: формирование представлений о семье, о роли книги в духовной жизни семьи; о человеке и природе.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Творческая работа: написание словарных статей «Образ-пейзаж», «Образ-персонаж», «Образы животных»; коллективный творческий проект.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; создание компьютерной презентации «Литературный Орел».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- характеризовать образ-пейзаж;
- определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей;
- определять характеры главных героев произведения;
- составлять цитатный план;
- составлять письменный ответ на вопрос;
- проводить заочную экскурсию по литературным местам («Литературный Орел»);
- определять особенности стихотворения-размышления;
- составлять словарные статьи для электронного словаря литературоведческих терминов;
- проводить исследовательскую работу с текстом;
- подбирать материал и иллюстративный ряд для компьютерной презентации.
Л.Н. АНДРЕЕВ – 2ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Л.Н. Андреев «Татьянин день» (отрывок); В.А. Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н. Андреева работы И.Е. Репина, В.А. Серова; репродукция картины В.Е. Маковского «Свидание»; иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлении о добре, доброте, сострадании, чуткости.
Творческая работа: словесное рисование; составление словарных статей («Тема», «Эпизод», «Финал»).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия в музей писателя.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- характеризовать тематику и проблематику рассказа;
- формулировать выводы на основе личных впечатлений от прочитанного;
- создавать устный портрет героя (словесное рисование);
- находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героев;
- определять художественную идею рассказа;
- составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое;
- воссоздавать портрет героя с элементами психологической характеристики;
- выявлять скрытую авторскую позицию (авторское отношение).
А.И. КУПРИН – 3ч.
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление представлений).
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (статья А.И. Куприна «Памяти Чехова»); русский язык; изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности: формирование представлений о природе и человеке.
Творческая работа: устный портрет героя (словесное рисование); отзыв-впечатление.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- пересказывать произведение с заменой лица;
- характеризовать образы и сюжет рассказа;
- создавать устный портрет персонажа (словесное рисование);
- определять значение слов по контексту и с помощью словарей;
- готовить устный ответ по цитатному плану;
- выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе;
- определять неочевидные смысловые связи в произведении (микромотивы и их роль в формировании темы рассказа).
А.А. БЛОК – 2ч.
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин И.И. Левитана «Стога. Сумерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлении о семье, о роли книги в жизни человека, о природе.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
Творческая работа: составление словарной статьи «Антитеза»; творческий проект «Блоковские места России».
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи; компьютерная презентация «Петербург Александра Блока» или «В блоковском Шахматове».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- выразительно читать стихи А.А. Блока о природе;
-давать письменный отзыв о поэтическом тексте;
- подбирать ключевые слова для отзыва;
- определять идею стихотворения;
- создавать компьютерную презентацию «Блоковские места России»;
- выявлять художественный прием и характеризовать его роль в тексте;
- составлять письменный отзыв с элементами характеристики образно-выразительных средств поэтического языка;
- сопоставлять два блоковских стихотворения;
- подбирать краеведческий материал о Блоке;
- готовить материал для КТД.
С.А. ЕСЕНИН – 2ч.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины И.И. Шишкина «Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о малой и большой Родине, о природе.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».
Возможные виды внеурочной деятельности: поэтическая гостиная; стихи о природе.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; оформление и проведение заочной экскурсии «Константиново-Москва».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- выразительно читать стихи С.А. Есенина;
- составлять цитатный план рассказа на тему «Это все о России»;
- сопоставлять два стихотворения С.А. Есенина и формулировать вывод;
- характеризовать образно-поэтический язык одного стихотворения С.А. Есенина;
- участвовать в коллективном исследовательском проекте «Константиново – Москва»;
- высказывать предложения по оформлению компьютерной презентации;
- участвовать в оформлении поэтической гостиной.
А.П. ПЛАТОНОВ – 3ч.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Теория литературы: тема, идея; фантастика (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А. Пластова «Сенокос»; иллюстрации Л.П. Дурасова; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о мире и человеке (радость и беда; добро и зло).
Творческая работа: устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты»; написание словарной статьи «Идея» для электронного словаря литературоведческих терминов.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи..
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- рассказать о детстве писателя;
- сопоставлять образы героев двух произведений;
- составлять словарь предметов и явлений, воссозданных в художественном произведении;
- писать словарную статью; работать с рефлексивной таблицей;
- готовить художественный пересказ фрагмента;
- характеризовать своеобразие языка произведения;
- готовить устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты».
П.П. БАЖОВ – 3ч.
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П. Панова к сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В. Переплетчикова «Урал»; рисунки учащихся).
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- составлять письменный отзыв об эпизоде;
- работать с рефлексивной таблицей;
- пересказывать текст от другого лица;
- отличать сказ от сказки;
- читать сказ выразительно (интонировать сказ);
- сопоставлять сказ и сказку и формулировать выводы о сходствах и различиях.
Н.Н. НОСОВ – 2ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации И.М. Семенова и А.М. Лаптева: репродукция картины В.Г. Перова «Охотники на привале; рисунки учащихся).
Творческая работа: викторина; создание мультфильма.
Возможные виды внеурочной деятельности: книжная выставка; творческий проект; создание мультфильма.
Внедрение: показ мультфильмов на родительском собрании.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- составление плана статьи учебника;
- готовить комментарий к книжной выставке;
- готовить аннотации к представленным на выставке книгам;
- выразительно читать по ролям;
- сопоставлять текст художественного произведения с картиной, имеющей относительную тематическую близость с произведением;
- выбирать форму участия в творческом конкурсе.
В.П. АСТАФЬЕВ – 4ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»); изобразительное искусство (иллюстрации С.Н. Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.
Метапредметные ценности: формирование представлений о необходимости естественной связи с природой, умения чувствовать природу и понимать ее, не теряться в трудных жизненных ситуациях, бороться за жизнь.
Краеведение: «В Овсянке В.П. Астафьева».
Творческая работа: иллюстрации учащихся; рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной».
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.
Внедрение: создание слайдовой презентации к заочной экскурсии для учащихся школы; издание сборника рассказов учащихся «Это было со мной».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- составлять развернутые тезисы;
- готовить художественный пересказ текста;
- характеризовать образ героя;
- сопоставлять два рассказа;
- определять образно-выразительные средства произведения;
- включать в слайдовую презентацию рисунки учащихся и иллюстрации художников;
- понимать важность внимательного отношения к природе;
- понимать необходимость принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, не теряться в минуты опасности, бороться за жизнь.
Е.И. НОСОВ – 1ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений), противоречия, синонимы; сравнение, эпитет.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения Ж.Верна, М. Рида; мир детей и детства в изученных произведениях).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование; диспут «Что есть добро?»
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- участвовать в диспуте;
- выразительно читать текст по ролям;
- проводить исследовательскую работу с текстом;
- самостоятельно сопоставлять изучаемое произведение с ранее прочитанными и формулировать выводы;
- давать письменный ответ на вопрос;
- участвовать в инсценировании;
- оформлять рефлексивную таблицу и формулировать на ее основе выводы.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА – 4ч.
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья» ;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы: лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений); повесть.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.И. Тютчев «Видение»; лирика природы в русской литературе); изобразительное искусство (пейзажи русских художников XX века).
Краеведение: стихи и лирическая проза писателей родного края о природе.
Творческая работа: творческий исследовательский проект «Красота земли» (создание компьютерной презентации к устному журналу); сообщение о поэтах и прозаиках родного края – авторах произведений о природе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии; устный журнал.
Внедрение: составление и тиражирование сборника «Красота земли».
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- самостоятельно находить произведения писателей родного края о природе;
- выразительно читать наизусть стихи и фрагменты прозы о природе;
- готовить сообщение о творчестве писателя, автора произведений о природе;
- формулировать вывод о богатстве изображения природы в творчестве писателей России XX века;
- характеризовать основные признаки лирической прозы;
- участвовать в коллективном творческом проекте «Красота земли»;
- участвовать в написании сценария к устному журналу.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Д. ДЕФО – 2ч.
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествия; сюжетные линии.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ж. Верн «Таинственный остров»; Р. Киплинг «Маугли»); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, рисунки учащихся).
Творческая работа: организация книжной выставки.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- выявлять и характеризовать сюжетные линии произведения;
- выполнять художественный пересказ фрагмента;
- давать оценку характеров персонажей; писать изложение с элементами сочинения;
- готовить книжную выставку по произведениям зарубежных писателей;
- давать комментарий к разделам книжной выставки;
- создавать иллюстрации к эпизодам романа.
Х.К. АНДЕРСЕН – 3ч.
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки Ч.К. Андерсена; И.С. Тургенев «О соловьях», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»); изобразительное искусство (иллюстрации В. Педерсена, Л. Флюриха, М.П. Клодта, Н. Гольца, К.А. Джексона и др.; рисунки учащихся); кино (написание сценария мультфильма); театр (инсценирование сказки).
Метапредметные ценности: формирование представлений об истиной и ложной красоте, о всепобеждающей силе искусства, добра, красоты.
Творческая работа: письменный отзыв об эпизоде.
Возможные виды внеурочной деятельности: постановка спектакля по мотивам сказки Х.К. Андерсена на школьной сцене.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- готовить различные виды пересказа текста, в том числе художественный пересказ;
- создавать письменный отзыв об эпизоде;
- характеризовать иллюстрации к произведениям и подбирать к ним подписи из текста;
- заполнять и характеризовать рефлексивную таблицу;
- участвовать в написании сценария для мультфильма;
- участвовать в инсценировании сказки.
М. ТВЕН – 2ч.
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Р. Гуд в литературе); изобразительное искусство (иллюстрации Г.П. Фитингофа; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование у школьников способности к самоанализу, умения относиться к себе с юмором.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- соотносить характер персонажа с собственными чертами;
- выразительно читать по ролям;
- определять художественные детали, с помощью которых создается комическая ситуация;
- характеризовать роль фантазии юных героев в развитии сюжета;
- рассказать о приключениях героев;
- сопоставлять мир детства и мир взрослых.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ – 1ч.
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Теория литературы: художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Л.П. Дурасова).
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- составлять цитатный план по материалам отдельных глав книги;
- устно и письменно характеризовать героя;
- комментировать иллюстрации в учебнике;
- готовить сообщение о писателе по материалам учебника и по сведениям, самостоятельно найденным (в том числе в Интернете);
- вырабатывать в себе гуманистические представления о мире и человеке.
ДЖ. ЛОНДОН – 1ч.
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни: добро и зло, благородство, уважение взрослых.
Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И. Стоун «Моряк в седле»); изобразительное искусство (репродукции картин Р. Кента «Охотники на тюленей. Северная Гренландия.», «Замерзший фьорд», «Собаки в фьорде»).
Метапредметные ценности: формирование веры в справедливость, в высокие нравственные законы, в дружбу, любовь.
Творческая работа: устный и письменный портрет героя.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- создавать устный и письменный портрет героя;
- находить в тексте нужный эпизод и выразительно его читать; подбирать тексты к иллюстрациям;
- готовить сообщение о книге И. Стоуна «Моряк в седле»;
- давать оценку обстоятельствам и поступкам героев;
- формировать в себе высокие нравственные качества.
А. ЛИНДГРЕН – 3ч.
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения А. Линдгрен); изобразительное искусство (подбор иллюстраций к рассказу, в том числе в Интернете); кино (мультипликационные фильмы по мотивам произведений А. Линдгрен)..
Метапредметные ценности: формирование умений выделять главное в прослушанном сообщении; актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины.
Творческая работа: литературная викторина; подготовка книжной выставки для урока.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- готовить сообщение на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений;
- составлять вопросы для литературной викторины;
- готовить книжную выставку к уроку;
- выделять главное в прослушанном сообщении;
- актуализировать знания в ходе проведения викторины;
- готовить сообщение о мультипликационных фильмах, созданных на основе произведений А. Линдгрен.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 5 КЛАССЕ
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов Х!Х века (по выбору).
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века (по выбору).
Раздел 4.
«Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Литература»
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; | • сравнивая былины, народные песни, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
осуществлять расширенный поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, библиотеках и Интернет ресурсах; основам реализации проектно - исследовательской деятельности; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям). | - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умению смыслового восприятия текста; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ставить проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстовое высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений; |
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; удерживать цель деятельности до получения её результата; анализу достижения цели; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Личностные универсальные учебные действия
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться: |
- уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов; -различать основные нравственно-эстетические понятия; - выражать положительное отношение к процессу познания; - понимать значение литературы в процессе получения школьного образования. | - понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей; - оценивать свои и чужие поступки. |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
2021 – 2022 учебный год по предмету «Литература»
5 «А», 5 «Б» классах
№ п/п | Дата проведения | Название раздела Тема урока | колво часов |
5 А | 5 Б |
| | 1.09 | Введение. Книга – твой друг. Литература как искусство слова. Проверка техники чтения. | 1 |
Из мифологии |
| | 3.09 | Мифы и мифология. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека. Герои и сюжеты мифов. | 1 |
| | 7.09 | Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». | 1 |
| | 8.09 | Гомер – легенда Древней Греции. Мифологические сюжеты в поэме «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | 1 |
| | 10.09 | Миф «Яблоки Гесперид» | |
| | 14.09 | В/Ч. «12 подвигов Геракла». Древнеегипетские и древнескандинавские мифы. | 1 |
Из устного народного творчества |
| | 15.09 | Истоки УНТ, его основные виды. Загадки. | 1 |
| | 17.09 | «Великая мудрость народа». Пословицы и поговорки. Литературная игра «Мир пословиц и поговорок» | 1 |
| | 21.09 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок и их художественные особенности. | 1 |
| | 22.09 | Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». | 1 |
| | 24.09 | Образы сказки. Иван-царевич и его помощники. Нравственная проблематика сказки: добрые и злые сказки. | 1 |
| | 28.09 | Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики. | 1 |
| | 29.09 | Р/К. Сказки Тихого Дона. | 1 |
| | 1.10 | Р/Р. Творческая работа «Сочини сказку» | 1 |
Из древнерусской литературы |
| | 5.10 | Возникновение древнерусской литературы. Летопись – жанр древнерусской литературы. | 1 |
| | 6.10 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян», «Кий…» История и вымысел в летописи, образ автора. | 1 |
| | 8.10 | История книгопечатания на Руси. Вклад братьев Кирилла и Мефодия в развитие славянской письменности. | 1 |
Басни |
| | 12.10 | Истоки басенного жанра. Эзоп и Лафонтен. | 1 |
| | 13.10 | Русская басня 18 века. «Бродячий сюжет» в баснях. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 |
| | 15.10 | И.А.Крылов: слово о баснописце. Тематика и мораль басен. «Свинья под дубом» - обличение человеческих пороков в баснях. | 1 |
| | 19.10 | «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Волк и ягненок» - обличение человеческих пороков в баснях. | 1 |
| | 20.10 | Тестирование по басням И.А.Крылова. Выразительное чтение басен. | 1 |
| | 22.10 | Выразительное чтение басен. | 1 |
| | 26.10 | Русская басня в 20 веке. Разоблачение пороков в баснях С.В.Михалкова. | 1 |
| | 27.10 | Р/К. Донские басни и побасенки. | |
Из русской литературы 19 века |
| | 29.10 | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в судьбе А. С. Пушкина. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 |
| | 9.11 | Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога». | 1 |
| | 10.11 | «Сказка о мертвой царевне…»: «бродячий сюжет» сказки, герои и персонажи, добро и зло. Герои и персонажи | 1 |
| | 12.11 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | 1 |
| | 16.11 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сказок. Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина. | 1 |
| | 17.11 | В/Ч. Литературная сказка. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке», П. Ершов «Конек-Горбунок» | 1 |
| | 19.11 | Час поэзии «Родная природа в стихотворениях авторов 19 века». Обучение анализу поэтического текста. | 1 |
| | 23.11 | М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение Лермонтова «Бородино». | 1 |
| | 24.11 | Историческая основа и прототипы героев. | 1 |
| | 26.11 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | 1 |
| | 30.11 | Р/Р. Сочинение в жанре путевого очерка «Путешествие на поле Русской славы» | 1 |
| | 1.12 | Н.В.Гоголь. Детство писателя в Малороссии. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство со сборником повестей. | 1 |
| | 3.12 | «Ночь перед Рождеством»: отражение славянских преданий и легенд в повести. | 1 |
| | 7.12 | Образы и события в повести. Добро и зло, фантастика и реальность. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
| | 8.12 | Добро и зло, фантастика и реальность. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
| | 10.12 | В/Ч. Романтика украинских сказаний и легенд в повестях Н.В.Гоголя | 1 |
| | 14.12 | И.С.Тургенев. Детство писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново. Биографическая основа рассказа «Муму» | 1 |
| | 15.12 | «Муму»: жизнь в доме барыни, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна. Социальная проблематика рассказа. | 1 |
| | 17.12 | Герасим и Муму. | 1 |
| | 21.12 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима. Отношение автора к герою. | 1 |
| | 22.12 | Отношение автора к герою. | 1 |
| | 24.12 | Р/Р. Сочинение по рассказу «Муму» в жанре «Анализ эпизода» | 1 |
| | 28.12 | Р/К. Б.Н. Куликов. | |
| | 29.12 | И.С.Тургенев о родине, народе, родном языке. Стихотворения в прозе «Два богача», «Русский язык» и «Воробей» | 1 |
| | 11.01 | Стихотворение в прозе «Русский язык»- наизусть. | 1 |
| | 12.01 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети»: особенности композиции произведения. | 1 |
| | 14.01 | «Крестьянские дети»: тема, персонажи и авторское отношение к ним. | 1 |
| | 18.01 | Н.А.Некрасов «Тройка» - судьба русской женщины. | 1 |
| | 19.01 | Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Толстой-учитель. Рассказы для детей. | 1 |
| | 21.01 | Историческая основа повести «Кавказский пленник». «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 |
| | 25.01 | «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 |
| | 26.01 | Жилин и Костылин: две жизненные позиции. Сравнительная характеристика. Авторское отношение к героям. | 1 |
| | 28.01 | Жилин и Дина в повести «Кавказский пленник». | 1 |
| | 1.02 | Р/Р. Сочинение по рассказу «Кавказский пленник» в жанре рассуждения: «Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник» | 1 |
| | 2.02 | А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Чехов-врач и Чехов-писатель. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 |
| | 4.02 | А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа | 1 |
| | 8.02 | «Пересолил» - осмеяние страха, трусости в рассказе. Мастерство Чехова-сатирика. | 1 |
| | 9.02 | Мастерство Чехова-сатирика. Подготовка к вн./чт. | 1 |
| | 11.02 | Р/К. Рассказы А.П. Чехова в жанре анекдота. | 1 |
Из русской литературы 20 века |
| | 15.02 | И.А.Бунин: детские годы, семья и ее влияние на становление личности. Книга в жизни И.А.Бунина | 1 |
| | 16.02 | Тема природы » и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…» | 1 |
| | 18.02 | Слияние человека и природы в рассказах «В деревне» и «Подснежник». | 1 |
| | 22.02 | Л.Андреев о детях и детстве. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче». | 1 |
| | 25.02 | Мир города в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Роль контраста. | 1 |
| | 1.03 | А.И.Куприн: детские впечатления и их отражение в творчестве. | 1 |
| | 2.03 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух»: удивительный мир природы. | 1 |
| | 4.03 | В/Ч Рассказы А.Куприна и Л.Андреева «Детский сад», «Баргамот и Гараська» - сила добра и света. | 1 |
| | 9.03 | А.А.Блок. Детские впечатления. Книга в жизни юного Блока. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей в стихотворении «Летний вечер». | 1 |
| | 11.03 | А.А.Блок. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей в стихотворении «Полный месяц встал над лугом…». | 1 |
| | 15.03 | С.А.Есенин: детские годы в с. Константиново. Малая и большая родина в творчестве. Единство человека и природы в стихотворении «Поет зима - аукает…». | 1 |
| | 16.03 | Малая и большая родина в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 |
| | 18.03 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». | 1 |
| | 29.03 | А.П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита». | 1 |
| | 30.03 | «Формула жизни» и её составляющие в рассказе А.П. Платонова «Цветок на земле». | 1 |
| | 1.04 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Знакомство с жанром сказа и сборником «Уральские сказы». | 1 |
| | 5.04 | Человек труда в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок». Тема таланта и трудолюбия в сказе. | 1 |
| | 6.04 | Тема таланта и трудолюбия в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок». Литературная викторина по сказам П.Бажова. | 1 |
| | 8.04 | Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: юмор в рассказе. В/Ч по рассказам Н.Носова. | 1 |
| | 12.04 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро» - сибирская «робинзонада». | 1 |
| | 13.04 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера главного героя и его поведения в лесу. Приметы. | 1 |
| | 15.04 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».Письменные ответы на вопросы. | 1 |
| | 19.04 | Е.Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | 1 |
Родная природа в произведениях русских писателей и поэтов 20 века |
| | 20.04 | Поэзия 20 века о родной природе. В. Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р. Гамзатов «Песня соловья» | 1 |
| | 22.04 | Писатели 20 века о родной природе. «Природа родина всех талантов». Рассказ В. И. Белова «Весенняя ночь». | 1 |
| | 26.04 | Рассказ В. Г. Распутина «Век живи – век люби». Р/Р. Сочинение-миниатюра по личным наблюдениям «Удивительное – рядом» | 1 |
| | 27.04 | Р/К. Родная природа в стихотворениях поэтов Дона. | |
Из зарубежной литературы |
| | 29.04 | Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Робинзонада. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо..» (отрывки) | 1 |
| | 4.05 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве. Сказки Андерсена. | 1 |
| | 6.05 | Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота. | 1 |
| | 11.05 | Противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве. | 1 |
| | 13.05 | М.Твен. Автобиографические мотивы в произведениях Твена.«Приключения Тома Сойера»(отрывок): мир детей и взрослых. | 1 |
| | 17.05 | Жизнерадостность и неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (обзор глав). | 1 |
| | 18.05 | Ж. Рони-Старший. «Борьба за огонь». Изображение древнего человека, его борьба за выживание и любовь. | 1 |
| | 20.05 | Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»: тема взросления в произведении. | 1 |
| | 24.05 | Астрид Линдгрен. Источник великолепного настроения и погружение в мир детства – повесть «Приключения Эмиля из Лённеберги» (обзор глав). | 1 |
| | 25.05 | Астрид Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги» (обзор глав). | 1 |
| | 27.05 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
1