Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Обсуждена Согласована Утверждаю
на заседании МО на совете МС директор школы
_____________ ____________ __________Ринчиндоржиева Е.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
1 класс А
УМК «Школа России»
( 4 часа в неделю
всего 136 часов)
Составила
учитель начальных классов
первой категории
Рожкова Н. И.
2019-2020гг.
Аннотация к рабочей программе
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 1 А |
Учитель | Рожкова Наталья Ивановна |
Срок реализации программы | 2019-2020 учебный год |
Место в учебном плане ОО | ФГОС (1класс) Обязательная часть: 132 ч. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 132 ч. Итого: количество часов в неделю 4, в год 132 часов |
УМК | Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Азбука» в 2–х частях. М. «Просвещение», 2019 г., Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».- в 2 частях, М. «Просвещение», 2019 г, CD- электронное приложение к учебнику «Азбука», «Литературное чтение 1 класс» |
Цели и задачи | Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. |
| |
Общая характеристика учебного предмета | Существенная особенность курса состоит в том, что «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине. |
Основные образовательные технологии | 1 технология работы с текстом; 2 технология уровней дифференциации; 3 технология формирования у детей типа правильной читательской деятельности; 4 технология индивидуализации обучения; 5 здоровье сберегающие технологии; 6 технология проблемно-поисковой работы; технология оценивания образовательных достижений; 8 технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе; | |
| |
Планируемые результаты
Личностные
Учащиеся научатся:
- с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
- отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
- проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других
народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
- принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
- понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно от-
носиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини группе или паре;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини группе или паре;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
- сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
- сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
- определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
- отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
- отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя по теме урока;
- создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
- находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
- готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
- оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно познавательные, учебные, справочные);
- осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
- читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
- различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
- отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц
и поговорок о дружбе и семейных ценностях; - употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
- отличать прозаический текст от поэтического;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
- называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
- находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
- использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
В целях удовлетворения социальных, творческих потребностей учащихся в рамках учебной программы по предмету (обеспечения формирования, главным образом, личностных и метапредметных результатов) 10 - 15% выделяется на неурочные занятия: Урок- исследование, Виртуальное путешествие, Урок – зачёт, Виртуальная экскурсия , КВН, Библиотечный урок , Урок – проект, Урок – диспут, Урок-игра, Практикум, Урок -смотр знаний, Урок-сочинение, Урок-театрализованная игра, Урок в мире искусства, Урок-экскурсия, Театральный урок, Создание выставки.
Содержание учебного предмета
Раздел учебного курса, количество часов | Краткая характеристика учебного курса |
Блок «Литературное чтение. Обучение чтению» (92 часа) |
1.Добукварный период (17часов) | Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. |
2.Букварный период (55 часов) | Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями. |
3.Послебукварный период (20 часов) | Послебукварный (заключительный)- повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. |
Блок «Литературное чтение» (40 часов) |
1. Вводный урок (1 ч) | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
2.Жили-были буквы (7 ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. |
3. Сказки, загадки, небылицы (7 ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений. |
4. Апрель, апрель. Звенит капель… (6 ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Бе- лозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. |
5.И в шутку и всерьёз (7 ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева,Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений. |
6. Я и мои друзья (6 ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В.Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект «Наш класс — дружнаясемья». Создание летописикласса.Оценка достижений |
7. О братьях наших меньших (6 ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | Дата |
план | факт |
Раздел 1.Добукварный период (17 часов) |
1 | «Азбука» — первая учебная книга (с. 2—3) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
2 | Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение (с. 4—5) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
3 | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово (с. 6—7) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
4 | Люби всё живое. Слово и слог (с. 8—9) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
5 | Письменная речь | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
6 | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение (с. 10—11) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
7 | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи (с. 12—13) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
8 | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки (с. 14—15) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
9 | Век живи, век учись. Как образуется слог? (с. 16—17) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
10 | Повторение — матьучения(с. 18) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
11 | Звуки и буквы (с. 19) | 1 | УОРК | Фронтальная беседа | | |
12 | Азбука — к мудрости ступенька. Звук [а]. БуквыА, а; их функции (с. 20—23) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
13 | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. БуквыО, о; их функция в слоге-слиянии (с. 24—27) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
14 | Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Звук [и]. БуквыИ, и; их функция в слоге-слиянии (с. 28—31) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
15 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии (с. 32—35) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
16 | Ученье — путь к уменью. Гласный звук [у]. БуквыУ, у, их функция в слоге-слиянии (с. 36—39) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
17 | Гласные звуки и буквы (с.39) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
Раздел 2. Букварный период (55 часов) |
18 | Труд кормит, а лень портит. Звуки [н],[н’]. Буквы Н, н (с. 40—42) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
19 | Старый друг лучше новых двух. Звуки[с], [с’]. БуквыС, с (с. 43—47) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
20 | Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к’]. БуквыК, к (с. 48—51) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
21 | А. С. Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т’] (с. 52—54) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
22 | Согласные звуки [т], [т’]. БуквыТ, т(с. 55—57) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
23 | К. И. Чуковский. «Сказки». Звуки [л],[л’]. Буквы Л, л (с. 58—60) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
24 | Чтение слов с Л (с.61-63) | 1 | УОУР | Индивидуальный опрос | | |
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р’]. БуквыР, р(с. 64—67) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
26 | Век живи, век учись. Звуки [в], [в’]. БуквыВ, в (с. 68—71) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
27 | Русская народная сказка. Звуки [й’э], [’э]. БуквыЕ, е (с. 72—75) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
28 | Чтение слов с Е (с.75-77) | 1 | УОУР | Индивидуальный контроль | | |
29 | Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п’]. БуквыП, п (с. 78—80) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
30 | Чтение слов с П (с.81-83) | 1 | УОУР | Беседа по вопросам | | |
31 | Москва — столица России. Звуки [м], [м’]. БуквыМ, м (с. 84—86) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
32 | Чтение слов с М (с.87-89) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
33 | О братьях наших меньших. Звуки [з], [з’]. Буквы З, з (с. 90—93) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
34 | Чтение слов с З (с.93-95) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
35 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Звуки [б], [б’]. БуквыБ, б (с. 96—99) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
36 | Чтение слов с Б (с.100-103) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
37 | Терпение и труд все перетрут. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Дд (с.104-106) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
38 | Чтение слов с Д (с.107-109) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
39 | Россия — Родина моя. Звуки [й’а], [’а]. БуквыЯ, я. Двойная роль буквЯ, я(с. 110—112) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
40 | Чтение слов с Я (с.113-114, 117) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
41 | Чтение слов с Е и Я (с.115-117) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
42 | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г’]. БуквыГ, г. (с. 118—120) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
43 | Закрепление знаний о буквахГ, г. Смысловая связь слов в предложении (с. 121—123) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
44 | Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Ч ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ (ч. I, с.124-126, ч. II, с.4-6) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
45 | Чтение слов с Ч (с.7-9) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
46 | Красна птица опереньем, а человек уменьем. БукваЬ как показатель мягкости согласных звуков (с. 10—12) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
47 | Ь как показатель мягкости согласных звуков (с. 13—15) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
48 | Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш Правописание сочетаний ШИ (с.16-17) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
49 | Чтение слов с Ш (с.18-20) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
50 | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж] – всегда твердый согласный звук. Буква Жж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (с.24-27) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
51 | Чтение слов с Ж и Ш (с.19-22). | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
52 | Чтение слов с Ж и Ш. Закрепление (с.28-29) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
53 | Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ёё. Двойная роль буквы Ё (с.30-31) | 1 | УОУР | Индивидуальный опрос | | |
54 | Чтение слов с Ё (с.32-33). | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
55 | Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Й й (с.34-35) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
56 | Чтение слов с Й (с.36-37). | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
57 | Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х,]. Буква Х х (с.38-40). | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
58 | Чтение слов с Х (с.41-43). | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
59 | Твёрдые и мягкие согласные (с.44-45) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
60 | С.Я. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Звуки [й,у],[ ,у]. Буква Юю. Двойная роль буквы Ю (с.46-48) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
61 | Чтение слов с Ю (с.48-49) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
62 | Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук (с.50-52) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
63 | Чтение слов с Ц (с.53-55) | 1 | УОУР | Фронтальная беседа | | |
64 | Как человек научился летать. Гласный звук [э]. Буква Ээ (с.56-58). | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
65 | Чтение слов с Э (с.59-61) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
66 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Щщ. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с.62-65) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
67 | Чтение слов с Щ (с.66-69) | 1 | УОУР | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
68 | Играют волны, ветер свищет. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буква Ф ф (с.70-71) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
69 | Чтение слов с Ф (с.72-73) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
70 | Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ (с.74-77) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
71 | Буквы Ь и Ъ (с.78-81) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
72 | Разделительные Ь и Ъ (с.78-79) | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
Раздел 3.Послебукварный период (20 часов) | | | | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль |
73 | Как хорошо уметь читать! В. Д. Берестов. «Читалочка». (с.82-83) | | | | | |
74 | Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» (с. 83—85) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
75 | «Наше Отечество» К. Д. Ушинского (с. 86—87). | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
76 | Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские» (с. 88—89) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
77 | «Первый букварь» В. Н. Крупина (с. 90—91) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
78 | А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказка о мёртвой царевне» (с. 92—93) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
79 | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
80 | Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» (с. 95) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
81 | Сказка К. И. Чуковского «Телефон» (с. 96)К. И. Чуковский. «Путаница» (с. 97) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
82 | В. В. Бианки. «Первая охота» (с. 98—99) | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
83 | С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» (с. 100—101) | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
84 | М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока» (с. 102—103) | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
85 | А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка» (с. 104)А. Л. Барто. «Игра в слова» (с. 105) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
86 | С. В. Михалков. «Котята». (с.106) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
87 | Б. В. Заходер «Два и три». ( с. 107) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
88 | В. Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом» (с. 108) | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
89 | Наши проекты. Живая азбука | 1 | УРК | Беседа по вопросам | | |
90 | Защита творческого проекта «Живая азбука» | 1 | УРК | Беседа по вопросам | | |
91 | Конкурс чтецов | 1 | УРК | Индивидуальныйконтроль | | |
92 | Прощание с «Азбукой»! | 1 | УРК | Индивидуальныйконтроль | | |
Календарно – тематическое планирование уроков блока «Литературное чтение»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Вводный урок (1 ч) |
1 | Знакомство с учебником «Литера- турное чтение. 1 класс» в 2 частях. Система условных обозначений. Содержаниеучебника. «Словарь» | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
Раздел 2.Жили-были буквы (7 ч) |
2 | В. Данько. «Загадочные буквы» (Работа со шмуцтитулом.Рубрика «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
3 | И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А» (Рубрика «Разноцвет-ные страницы») | 1 | УОНЗ | Индивидуальный опрос | | |
4 | С. Чёрный. «Живая азбука», Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
5 | Г. Сапгир. «Про Медведя». Проект «Создаём музей «Город букв» (Рубрика «Наши проекты») | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
6 | М. Бородицкая. «Разговор с пче- лой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?» (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
7 | Рассказы и стихи о буквах (Рубрики «Из старинных книг»1 , «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
8 | Завершение проекта «Создаём му- зей «Город букв». Обобщение и проверка знаний по разделу «Жи- ли-были буквы» (Рубрика «Проверим себя») | 1 | УОУР | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
Раздел 3.Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
9 | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин. «Теремок» (Работа со шмуцтитулом.Рубрика «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
10 | Е. Чарушин. «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
11 | Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. Потешки и небылицы. | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
12 | «Рифмы Матушки Гусыни». Ан- глийские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек» | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | | |
13 | А. Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский. «Гусь и журавль». Л. Толстой. «Зайцы и лягушки» (Рубрика «Из старинных книг») | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | | |
14 | Сказка «Петух и собака» (Рубрики «Твоя библиотека», «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | | |
15 | Обобщение и проверка знаний по теме «Сказки, загадки, небылицы» (Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения») | 1 | УОУР | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | | |
Раздел 4.Апрель, апрель. Звенит капель… (6 ч) |
16 | Стихотворения русских поэтов о природе. А. Майков. «Ласточка примчалась из-за бела моря…», А. Плещеев. «Травка зеленеет, солнышко блестит…» (Работа со шмуцтитулом.Рубрика «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Самостоятельная работа | | |
17 | Лирические стихотворения поэ- тов. А. Майков. «Весна», Т. Бело- зёров. «Подснежники», С. Мар-шак. «Апрель» | 1 | УОНЗ | Фронтальный опрос | | |
18 | Стихотворения о весне. И. Токмакова. «Ручей», «К нам весна шагает…», Е. Трутнева. «Голубые, синие небо и ручьи…», Л. Ульяницкая. «Горел в траве росистой…», Л. Яхнин. «У дорожки…». Сочинение загадок.Проект «Составляем азбуку загадок» (Рубрика «Наши проекты») | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа, индивидуальный контроль | | |
19 | Стихотворения. В. Берестов. «Во- робушки», Р. Сеф. «Чудо» (Рубрики «Твоя библиотека», «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
20 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…». (Рубрики «Из старин- ных книг», «Проверим себя и оценим свои достижения») | 1 | УОУР | Текущий контроль | | |
21 | Завершение проекта «Составляем азбуку загадок». Представление результатов проекта. | 1 | УРК | Проектная работа, индивидуальный контроль | | |
Раздел 5.И в шутку и всерьёз (7 ч) |
22 | И. Токмакова. «Мы играли в хохо- тушки», Я. Тайц. «Волк» (Работа со шмуцтитулом.Рубрика «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
23 | Г. Кружков. «РРРЫ!», Н.Артюхова. «Саша-дразнилка» | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
24 | К. Чуковский. «Федотка», О. Дриз. «Привет», О. Григорьев. «Стук», И. Токмакова. «РазговорЛютика и Жучка», И. Пивоварова. «Кулина- ки-пулинаки» | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
25 | К. Чуковский. «Телефон» | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
26 | М. Пляцковский. «Помощник» (Рубрика «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
27 | К. Ушинский. «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 | УОУР | Беседа по вопросам, работа в ТПО | | |
28 | Обобщение и проверка знаний по разделу «И в шутку и всерьёз» (Рубрики «Из старинных книг», «Проверим себя и оценим свои достижения») | 1 | УРК | Проверочная работа, индивидуальный контроль | | |
Раздел 6.Я и мои друзья (6 ч) |
29 | Ю. Ермолаев. «Лучший друг». Е. Благинина. «Подарок». Проект «Наш класс — дружная семья» (Работа со шмуцтитулом.Рубрики «Твоя библиотека», «Наши проекты») | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам, индивидуальный контроль | | |
30 | В. Орлов. «Кто первый?», С. Михалков. «Бараны», С. Маршак. «Хороший день» (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
31 | Р. Сеф. «Совет», В. Берестов. «В магазине игрушек», В. Орлов. «Если дружбой дорожить…», «Сердитый дог Буль» (по М. Пляцковскому) (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
32 | И. Пивоварова. «Вежливый ослик», Я. Аким. «Моя родня», Ю. Энтин. «Про дружбу» (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Текущий контроль | | |
33 | Д. Тихомиров. «Мальчики и ля- гушки», «Находка». | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
34 | Обобщение и проверка знаний по разделу «Я и мои друзья» (Рубрики «Твоя библиотека», «Из старинных книг», «Проверим себя и оценим свои достижения») | 1 | УРК | Текущий контроль, беседа по вопросам | | |
Раздел 7.О братьях наших меньших (6 ч) |
35 | С. Михалков. «Трезор», Р. Сеф. «Кто любит собак» (Работа со шмуцтитулом.Рубрика «Твоя библиотека») | 1 | УОНЗ | Индивидуальный контроль | | |
36 | В. Осеева. «Собака яростно лая- ла», В. Лунин. «Никого не обижай» (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Фронтальная беседа | | |
37 | И. Токмакова. «Купите собаку». Научно-познавательный текст о собаках. С. Михалков. «Важный совет» (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Работа в ТПО | | |
38 | М. Пляцковский. «Цап Царапыч», Г. Сапгир. «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках. Д. Хармс. «Храбрый ёж», Н. Слад- ков. «Лисица и ёж» (Рубрика «Как хорошо уметь читать») | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
39 | В. Берестов «Лягушата». Научно- познавательный текст о лягушках. С. Аксаков. «Гнездо». Обобщение и проверка знаний по разделу «О братьях наших меньших» (Рубрики «Из старинных книг», «Твоя библиотека», «Проверим себя и оценим свои достижения») | 1 | УОНЗ | Беседа по вопросам | | |
40 | Завершение проекта «Наш класс — дружная семья». Представление результатов проек- та учащимися | 1 | УРК | Фронтальный опрос, индивидуальный контроль | | |
Учебно – методические материалы
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 —4 классы.
Учебник «Литературное чтение» / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. В 2 ч. Ч. 1,2
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.Бойкина М. В., Виноградская Л. А.
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс.
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений, видеофильмы, соответствующие содержанию обучения, аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 1, 2, 3, 4 классы.
ИКТ
http://school-collection.edu.ru/
Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.HYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"infoHYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"/HYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"aboutHYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"/193
Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD)
. Электронное приложение к газете «Начальная школа» nsc .1september.ru (CD)