СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные результаты:

  • умение понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах,в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты:

  • умение формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • умение составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урок;

  • умение выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • умение оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • умение определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • умение фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);

  • умение анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?»);

  • умение фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • умение предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • умение осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

  • умение определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • умение сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • умение находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • умение определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • умение понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • умение проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений;

  • басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • умение предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • умение определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, умение выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • умение создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • умение сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • умение соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

  • умение определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • умение высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • умение понимать цель своего высказывания;

  • умение пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • умение участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы умение примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • умение объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • умение отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • умение формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • умение определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • умение определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • умение находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • умение готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;

  • умение использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • умение озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные результаты:

  • умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, вы- разительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • умение осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • умение употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • умение наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • умение рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, те ма книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • умение осуществлять переход от восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • умение делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • умение находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • умение пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • умение сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • умение писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

  • умение пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя;

  • умение сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, знать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках;

  • умение понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • умение определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • умение понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

  • умение осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • умение находить в произведении средства художественной выразительности

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Вводный урок по курсу литературного чтения

Введение. Знакомство с учебником

Устное народное творчество.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Волшебная сказка. Русские народные песни.

Народные промыслы: хохломская посуда, дымковская игрушка.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Сказки. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Как хорошо уметь читать. Сивка-бурка. Поговорим о самом главном. Проект «Сочиняем волшебную сказку. Проверим себя. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь .

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья.

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство» , «Зима». Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором». Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь») Проверим себя. Оценка достижений.

Великие русские писатели.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Развитие речи: как рассказать о герое. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А. Пушкин «Зимнее утро», А. Пушкин «Зимний вечер»,

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И.Крылов «Мартышка и очки, «Ворона и лисица». М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес». Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о писателе. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Поговорим о самом главном. Л.Толстой «Акула». Л.Толстой «Прыжок». Произведения Л.Н. Толстого. Проверим себя. Оценка достижений.

Литературные сказки.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Д. Мамин-Сибиряк. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Д. Мамина-Сибиряка». Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Поговорим о самом главном. В.Одоевский «Мороз Иванович». Как хорошо уметь читать. В.Гаршин «Лягушка – путешественница». Проверим себя. Оценка достижений.

Были – небылицы.

Что уже знаем и умеем. Как подробно пересказать произведение с помощь плана. В мире книг. М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Паустовский «Растрепанный воробей». Поговорим о самом главном. Что побеждает? Как хорошо уметь читать. А.Куприн «Слон». Проверим себя. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь.

Что уже знаем и умеем. Как выучить стихотворение наизусть. В мире книг. С.Черный «Воробей», «Слон», « Что ты тискаешь утенка?». А.Блок «Сны», «Ворона». Поговорим о самом главном. Пришвин М. «Моя Родина». М. Пришвин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни и творчестве М. Пришвина». Как хорошо уметь читать. С.Есенин «Черемуха». Проверим себя. Оценка достижений.

Люби всё живое.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. И.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В.Драгунский «Он живой и светится». Поговорим о самом главном. В.Астафьев «Капалуха». Как хорошо уметь читать. Б.Житков «Про обезьянку». Проверим себя. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь.

Что уже знаем и умеем. Как сочинить стихотворение. В мире книг. С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». А.Барто «Разлука», «В театре». С.Михалков «Если». Поговорим о самом главном. Дружинина М. «Мамочка- мамуля...», Бокова Т. «Родина слово большое, большое !». Как хорошо уметь читать. Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок». Наши проекты. Проверим себя. Оценка достижений .

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача». Поговорим о самом главном. Платонов А. Цветок на земле». Как хорошо уметь читать.Н.Носов «Телефон». Проверим себя. Оценка достижений.

Зарубежная литература.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». Проверим себя. Оценка достижений.






















III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ


п/п

Тема

Кол-во часов

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)


1

Введение. Знакомство с учебником.

1

Устное народное творчество (18 ч)

2

Что уже знаем и умеем.

1

3

В мире книг. Волшебная сказка.

1

4

Русские народные песни.

1

5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

6

Произведения прикладного искусства: хохломская и гжельская посуда, дымковская и богородская игрушка.Входной контроль (проверка техники чтения).

1

7,8

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2

9-11

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

3

12

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

1

13-15

Как хорошо уметь читать. Русская народная сказка «Сивка-бурка».

3

16

Поговорим о самом главном.

1

17

Проект «Сочиняем волшебную сказку.

1

18

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

1

19

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Устное народное творчество».


1

Поэтическая тетрадь (10 ч.)

20

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1

21

«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).

1

22

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1

23

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

1

24

И. Никитин «Встреча зимы».

1

25

И. Суриков «Детство».

1

26

И. Суриков «Зима»». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

27

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

1

28

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»)

1

29

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Поэтическая тетрадь».

1

Великие русские писатели (24 ч.)

30

Что уже знаем и умеем. Как рассказать о герое.

1

31

В мире книг.

1

32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

1

33

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...».

1

34

А. Пушкин «Зимнее утро».

1

35

А. Пушкин «Зимний вечер».

1

36-39

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

4

40

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

41

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

42

И.Крылов «Мартышка и очки».

1

43

И.Крылов «Ворона и лисица».

1

44

Басни И. Крылова

1

45

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

46

М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес».

1

47

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о писателе.

1

48

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».

1

49

Л. Толстой «Куда девается вода из моря?».

1

50

Поговорим о самом главном. Л.Толстой «Акула».

1

51

Как хорошо уметь читать. Л.Толстой «Прыжок».

1

52

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». Рубежный контроль (проверка техники чтения)

1

53

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Великие русские писатели»

1

Литературные сказки (9 ч.)

54

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1

55,56

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

2

57,58

Поговорим о самом главном. В.Одоевский «Мороз Иванович».

2

59,60

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

2

61

Обобщающий урок по теме « Литературные сказки».

1

62

Оценка достижений. Тест по теме «Литературные сказки»

1

Были – небылицы (13 ч.)

63

Что уже знаем и умеем. Как подробно пересказать произведение с помощь плана.

1

64

В мире книг.

1

65,66

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2

67-69

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

3

70

Поговорим о самом главном. Что побеждает?

1

71-73

Как хорошо уметь читать. А.Куприн «Слон».

3

74

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

1

75

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Были-небылицы».

1

Поэтическая тетрадь (12 ч.)

76

Что уже знаем и умеем. Как выучить стихотворение наизусть.

1

77

В мире книг.

1

78

С.Черный «Воробей».

1

79

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?».

1

80

С.Черный «Слон».

1

81

А.Блок «Сны».

1

82

А.Блок «Ворона».

1

83

Поговорим о самом главном. Пришвин М. «Моя Родина».

1

84

М. Пришвин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни и творчестве М. Пришвина».

1

85

Как хорошо уметь читать. С.Есенин «Черемуха».

1

86

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

87

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Поэтическая тетрадь».

1

Люби всё живое (12 ч.)

88

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1

89,90

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

2

91

В.Белов «Малька провинилась».

1

92

В.Белов «Ещё про Мальку».

1

93

В.Драгунский «Он живой и светится».

1

94

Поговорим о самом главном. В.Астафьев «Капалуха».

1

95-97

Как хорошо уметь читать. Б.Житков «Про обезьянку».

3

98

Обобщающий урок по разделу «Люби живое» .

1

99

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Люби всё живое».

1

Поэтическая тетрадь (11 ч.)

100

Что уже знаем и умеем. Как сочинить стихотворение.

1

101

В мире книг.

1

102

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

1

103

А.Барто «Разлука».

1

104

А.Барто «В театре».

1

105

С.Михалков «Если».

1

106

Поговорим о самом главном. Дружинина М. «Мамочка- мамуля...», Бокова Т. «Родина слово большое, большое!»

1

107

Как хорошо уметь читать. Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».

1

108

Наши проекты «В мире детской поэзии»

1

109

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

110

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме « Поэтическая тетрадь».

1

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (15 ч)

111

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1

112

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

113-115

М.Зощенко «Золотые слова».

3

116-118

М.Зощенко «Великие путешественники».

3

119

Н.Носов «Федина задача».

1

120-122

Поговорим о самом главном. Платонов А. Цветок на земле».

3

123

Как хорошо уметь читать. Н.Носов «Телефон».

1

124

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» .

1

125

Проверим себя. Оценка достижений.

Итоговый контроль (проверка техники чтения)

1

Зарубежная литература (7 ч)

126

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

1

127

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок».

1

128

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

1

129

Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Зарубежная литература»

1

130-132

Резервный урок

3