I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностные результаты:
умение понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах,в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты:
умение формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
умение составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урок;
умение выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
умение оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
умение определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
умение фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);
умение анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?»);
умение фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
умение предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
умение осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
умение определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
умение сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
умение находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
умение определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
умение понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
умение проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений;
басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
умение предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
умение определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, умение выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
умение создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
умение сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
умение соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
умение определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
умение высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
умение понимать цель своего высказывания;
умение пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
умение участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы умение примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
умение объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
умение отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
умение формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
умение определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
умение определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
умение находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
умение готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;
умение использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
умение озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные результаты:
умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, вы- разительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
умение осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
умение употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
умение наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
умение рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, те ма книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
умение осуществлять переход от восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
умение делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
умение находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
умение пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
умение сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
умение писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
умение пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя;
умение сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, знать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках;
умение понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
умение определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
умение понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
умение осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
умение находить в произведении средства художественной выразительности
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Вводный урок по курсу литературного чтения
Введение. Знакомство с учебником
Устное народное творчество.
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Волшебная сказка. Русские народные песни.
Народные промыслы: хохломская посуда, дымковская игрушка.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Сказки. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Как хорошо уметь читать. Сивка-бурка. Поговорим о самом главном. Проект «Сочиняем волшебную сказку. Проверим себя. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь .
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство» , «Зима». Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором». Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь») Проверим себя. Оценка достижений.
Великие русские писатели.
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Развитие речи: как рассказать о герое. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А. Пушкин «Зимнее утро», А. Пушкин «Зимний вечер»,
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И.Крылов «Мартышка и очки, «Ворона и лисица». М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес». Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о писателе. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Поговорим о самом главном. Л.Толстой «Акула». Л.Толстой «Прыжок». Произведения Л.Н. Толстого. Проверим себя. Оценка достижений.
Литературные сказки.
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Д. Мамин-Сибиряк. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Д. Мамина-Сибиряка». Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Поговорим о самом главном. В.Одоевский «Мороз Иванович». Как хорошо уметь читать. В.Гаршин «Лягушка – путешественница». Проверим себя. Оценка достижений.
Были – небылицы.
Что уже знаем и умеем. Как подробно пересказать произведение с помощь плана. В мире книг. М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Паустовский «Растрепанный воробей». Поговорим о самом главном. Что побеждает? Как хорошо уметь читать. А.Куприн «Слон». Проверим себя. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь.
Что уже знаем и умеем. Как выучить стихотворение наизусть. В мире книг. С.Черный «Воробей», «Слон», « Что ты тискаешь утенка?». А.Блок «Сны», «Ворона». Поговорим о самом главном. Пришвин М. «Моя Родина». М. Пришвин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни и творчестве М. Пришвина». Как хорошо уметь читать. С.Есенин «Черемуха». Проверим себя. Оценка достижений.
Люби всё живое.
Что уже знаем и умеем. В мире книг. И.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В.Драгунский «Он живой и светится». Поговорим о самом главном. В.Астафьев «Капалуха». Как хорошо уметь читать. Б.Житков «Про обезьянку». Проверим себя. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь.
Что уже знаем и умеем. Как сочинить стихотворение. В мире книг. С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». А.Барто «Разлука», «В театре». С.Михалков «Если». Поговорим о самом главном. Дружинина М. «Мамочка- мамуля...», Бокова Т. «Родина слово большое, большое !». Как хорошо уметь читать. Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок». Наши проекты. Проверим себя. Оценка достижений .
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача». Поговорим о самом главном. Платонов А. Цветок на земле». Как хорошо уметь читать.Н.Носов «Телефон». Проверим себя. Оценка достижений.
Зарубежная литература.
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». Проверим себя. Оценка достижений.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.) |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
Устное народное творчество (18 ч) |
2 | Что уже знаем и умеем. | 1 |
3 | В мире книг. Волшебная сказка. | 1 |
4 | Русские народные песни. | 1 |
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
6 | Произведения прикладного искусства: хохломская и гжельская посуда, дымковская и богородская игрушка.Входной контроль (проверка техники чтения). | 1 |
7,8 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 |
9-11 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | 3 |
12 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | 1 |
13-15 | Как хорошо уметь читать. Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 3 |
16 | Поговорим о самом главном. | 1 |
17 | Проект «Сочиняем волшебную сказку. | 1 |
18 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | 1 |
19 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Устное народное творчество». | 1 |
Поэтическая тетрадь (10 ч.) |
20 | Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 |
21 | «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | 1 |
22 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | 1 |
23 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1 |
24 | И. Никитин «Встреча зимы». | 1 |
25 | И. Суриков «Детство». | 1 |
26 | И. Суриков «Зима»». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 |
27 | Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 |
28 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь») | 1 |
29 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Поэтическая тетрадь». | 1 |
Великие русские писатели (24 ч.) |
30 | Что уже знаем и умеем. Как рассказать о герое. | 1 |
31 | В мире книг. | 1 |
32 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 |
33 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...». | 1 |
34 | А. Пушкин «Зимнее утро». | 1 |
35 | А. Пушкин «Зимний вечер». | 1 |
36-39 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 4 |
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 |
41 | И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 |
42 | И.Крылов «Мартышка и очки». | 1 |
43 | И.Крылов «Ворона и лисица». | 1 |
44 | Басни И. Крылова | 1 |
45 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
46 | М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес». | 1 |
47 | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о писателе. | 1 |
48 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 |
49 | Л. Толстой «Куда девается вода из моря?». | 1 |
50 | Поговорим о самом главном. Л.Толстой «Акула». | 1 |
51 | Как хорошо уметь читать. Л.Толстой «Прыжок». | 1 |
52 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». Рубежный контроль (проверка техники чтения) | 1 |
53 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Великие русские писатели» | 1 |
Литературные сказки (9 ч.) |
54 | Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 |
55,56 | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 2 |
57,58 | Поговорим о самом главном. В.Одоевский «Мороз Иванович». | 2 |
59,60 | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | 2 |
61 | Обобщающий урок по теме « Литературные сказки». | 1 |
62 | Оценка достижений. Тест по теме «Литературные сказки» | 1 |
Были – небылицы (13 ч.) |
63 | Что уже знаем и умеем. Как подробно пересказать произведение с помощь плана. | 1 |
64 | В мире книг. | 1 |
65,66 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 2 |
67-69 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». | 3 |
70 | Поговорим о самом главном. Что побеждает? | 1 |
71-73 | Как хорошо уметь читать. А.Куприн «Слон». | 3 |
74 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». | 1 |
75 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Были-небылицы». | 1 |
Поэтическая тетрадь (12 ч.) |
76 | Что уже знаем и умеем. Как выучить стихотворение наизусть. | 1 |
77 | В мире книг. | 1 |
78 | С.Черный «Воробей». | 1 |
79 | С.Черный «Что ты тискаешь утенка?». | 1 |
80 | С.Черный «Слон». | 1 |
81 | А.Блок «Сны». | 1 |
82 | А.Блок «Ворона». | 1 |
83 | Поговорим о самом главном. Пришвин М. «Моя Родина». | 1 |
84 | М. Пришвин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни и творчестве М. Пришвина». | 1 |
85 | Как хорошо уметь читать. С.Есенин «Черемуха». | 1 |
86 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 |
87 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Поэтическая тетрадь». | 1 |
Люби всё живое (12 ч.) |
88 | Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 |
89,90 | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 2 |
91 | В.Белов «Малька провинилась». | 1 |
92 | В.Белов «Ещё про Мальку». | 1 |
93 | В.Драгунский «Он живой и светится». | 1 |
94 | Поговорим о самом главном. В.Астафьев «Капалуха». | 1 |
95-97 | Как хорошо уметь читать. Б.Житков «Про обезьянку». | 3 |
98 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое» . | 1 |
99 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Люби всё живое». | 1 |
Поэтическая тетрадь (11 ч.) |
100 | Что уже знаем и умеем. Как сочинить стихотворение. | 1 |
101 | В мире книг. | 1 |
102 | С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | 1 |
103 | А.Барто «Разлука». | 1 |
104 | А.Барто «В театре». | 1 |
105 | С.Михалков «Если». | 1 |
106 | Поговорим о самом главном. Дружинина М. «Мамочка- мамуля...», Бокова Т. «Родина слово большое, большое!» | 1 |
107 | Как хорошо уметь читать. Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок». | 1 |
108 | Наши проекты «В мире детской поэзии» | 1 |
109 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
110 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме « Поэтическая тетрадь». | 1 |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (15 ч) |
111 | Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 |
112 | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 |
113-115 | М.Зощенко «Золотые слова». | 3 |
116-118 | М.Зощенко «Великие путешественники». | 3 |
119 | Н.Носов «Федина задача». | 1 |
120-122 | Поговорим о самом главном. Платонов А. Цветок на земле». | 3 |
123 | Как хорошо уметь читать. Н.Носов «Телефон». | 1 |
124 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» . | 1 |
125 | Проверим себя. Оценка достижений. Итоговый контроль (проверка техники чтения) | 1 |
Зарубежная литература (7 ч) |
126 | Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 |
127 | Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». | 1 |
128 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература» | 1 |
129 | Проверим себя. Оценка достижений. Тест по теме «Зарубежная литература» | 1 |
130-132 | Резервный урок | 3 |