СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной согласно образовательной системе «Школа России».

Цели обучения литературному чтению на русском языке:

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  • формирование элементарной лингвистической компетенции.

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Курс литературного чтения на русском языке в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге.

  • овладение речевой и коммуникативной культурой.

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

«Литературное чтение на родном языке» обеспечивают:

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.




Место предмета в учебном плане

На предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» отводится по 0,5 ч в неделю, Курс рассчитан на 33 недели по 0.5ч.



2. Учебно- тематический план

п./п.

Наименования разделов

Всего часов

1.

Книги – мои друзья.

3

2.

Устное народное творчество.

3

3.

Здравствуй, сказка!

3

4.

О братьях наших меньших.

3

5.

Я и мои друзья.

2

6.

Край родной.

2


Итого:

16





3.Содержание тем учебного курса

Книги – мои друзья (3 часа)

Совершенствовать уровень читательской компетентности. Познакомить со стихотворениями С. Маршака «Новому читателю», «Как бы жили мы без книг?», с рассказом В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу».

Устное народное творчество (3 часа)

Ознакомятся с произведениями малых фольклорных жанров – пословицей, поговоркой, загадкой, считалкой; развивать интерес к произведениям народного творчества, отгадывать загадки. Познакомить с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Учить выразительно читать, понимать содержание произведений.

Здравствуй, сказка! (3 часа)

Познакомить со сказкой-стихотворением С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят»,

со сказкой Л. Пантелеева «Две лягушки», со сказкой С. Михалкова «Сами виноваты». Инсценировать сказку.Обмениваться мнениями.

О братьях наших меньших (3 часа)

Познакомить с произведением И.Токмаковой «Лягушки»,со стихотворением Е. Благининой «Котёнок», со стихотворением И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла». Отвечать на вопросы. Читать по ролям.

Я и мои друзья ( 2часа)

Познакомить со стихотворением А. Барто «Сонечка» и рассказом Э. Шим «Брат и младшая сестра», с произведением Е. Пермяка «Самое страшное» и В. Осеевой «Хорошее». Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах, давать оценку поступкам: хорошо, плохо, можно, нельзя.

Край родной (2 часа)

Познакомить с произведением П. Воронько «Лучше нет родного края», со стихотворением
В. Берестова «Моя Родина», со стихотворением Михаила Матусовского«С чего начинается Родина». Рассказывать о своей малой Родине. Выразительно читать. Отвечать на вопросы.



4. Требования к уровню подготовки учащихся

Первоклассник научится:

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всехвидов текстов).

Первоклассник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально«проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса«Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказыватьсвоѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре,группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса«Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение.




5.Перечень учебно-методического обеспечения

  • Книги советских писателей

  • Интернет ресурсы



6.Список литературы.

  • Произведения С.Я.Маршака, С. Михалкова, В.Осеевой, Л. Пантелеев И. Токмаковой Е. Благининой, А. Барто, Э. Шим , Е. Пермяк, П. Воронько, А. Плещеев , В. Берестова, М. Матусовского.

  • Малые произведения устного народного творчества

  • Русские народные сказки



7. Приложения к программе

Календарно-тематический план по литературному чтению на родном (русском) языке в 1 «Б» классе

п./п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Книги- мои друзья – 3 часа.

1.

С. Маршак «Новому читателю».


1 час

10.09.


2.

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?».

1 час

24.09.


3.

В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу».

1 час

08.10.


Устное народное творчество - 3 часа

4.

Малые произведения устного народного творчества

1 час

22.10.


5.

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»,

1 час

12.11


6.

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

1 час

26.11


Здравствуй, сказка! - 3 часа

7.

С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».

1 час

10.12


8.

«Две лягушки».

1 час

24.12


9.

С. Михалкова «Сами виноваты».

1 час

14.01


О братьях наших меньших - 3часа

10.

«Лягушки»

1 час

28.01


11.

«Котенок»

1 час

11.02


12.

И. Токмакова «Разговор синицы и дятла»

1 час

03.03


Я и мои друзья - 2часа

13.

А. Барто «Сонечка»;

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1 час

17.03


14.

Е. Пермяк «Самое страшное»;

В. Осеева «Хорошее»

1 час

07.04


Край родной – 2 часа.

15.

Стихотворение
Михаила Матусовского

«С чего начинается Родина»,

В. Берестова «Моя Родина»

1 час

21.04


16.

П. Воронько «Лучше нет родного края».


1 час

19.05



Ежедневно в соответствии с требованиями СанПиНа на уроках используются ИКТ и ЭОР

(видео, аудио-материалы, интернет- ресурсы и т. д.) по необходимости.


Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся.

В 1 классе безотметочное обучение.

Выполнено 100-80% заданий – высокий уровень.

Выполнено 79-50% заданий- средний уровень.

Выполнено менее 50% заданий – низкий уровень.





























12