Математика с элементами экономики 10 – 11 классы
Пояснительная записка.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.
Предложенные задачи направлены на:
Формирование экономических понятий на уроках математики
Развитие понятийного аппарата
Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
Овладение элементарными экономическими понятиями
Успешная адаптация в быту
Включение в производственную деятельность
Эти элементы должны помочь обучающимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить обучающихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности обучающихся.
Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность обучающихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
пояснительная записка;
содержание программы;
учебно - тематическое планирование образовательной области «Математика с элементами экономики»;
контрольно-измерительный материал;
мониторинг образовательной области
учебно - методический комплекс к программе.
Общая характеристика программы:
Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения обучающихся 10-11 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми обучающимися экономических и математических понятий; направлена на более осознанное овладение обучающимися профессиональными знаниями и их социализацию. Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Задачами программы являются:
формирование элементарных представлений об экономике;
выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки предмета «Математика с элементами экономики»:
В 10 классе- 1 час в неделю
В 11 классе- 1 час в неделю
Объём программного материала по математике не предполагает наращивание математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируется на них.
Основной целью курса является формирование у обучающихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Предполагается освоение обучающимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Курс построен на применении проблемно-поисковых методов обучения при ознакомлении умственно отсталых обучающихся с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. Учитель предлагает обучающимся наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора. Создание проблемных ситуаций на уроке направлено на то, чтобы стимулировать обучающихся к размышлениям, научить отбирать и комбинировать информацию для решения предложенной задачи, нахождения ответа. Наиболее целесообразно проблемные вопросы задавать перед изложением нового материала в целях стимулирования интереса к теме или на этапе обобщения- для проверки осмысления, понимания и уровня усвоения сведений, вновь воспринятыми обучающимися на уроке. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию, сколько пониманию причинно-следственных связей, рассуждениям обучающихся.
Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: “Семейный бюджет”,
Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.
Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода и направления расходов и достичь их соответствия.
Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.
Расходы - затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.
Услуга -действие, приносящее пользу, помощь другому.
Налог - государственный сбор с населения и предприятия
Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.
Льгота - уменьшение оплаты.
Счётчик - прибор для подсчёта чего-нибудь.
Субсидия - денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.
Коммунальные услуги -услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.
Планируемые результаты усвоения программы:
10 класс
Обучающиеся должны знать:
- Что такое «экономика»?
- Блага – всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.
- Экономика – наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
- Факторы производства- ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
- Основы хозяйственной жизни человечества.
- Даровые блага – блага, имеющийся объём которых, больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ на других.
- Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объёме меньшем, чем объём этих потребностей.
- Труд – использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.
- Специализация - сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.
- Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.
- Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- названия и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма;
- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, объёма;
- процентные соотношения;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
- свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;
- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа по его проценту;
- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;
-вычислять площадь и периметр прямоугольника;
- заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;
- производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
11 класс
Обучающиеся должны знать:
- Зачем нужна экономика?
- Цивилизация – уровень развития человеческого общества, который характеризуется высокой упорядоченностью организации его жизни, а также развитием науки, искусства и сопровождается созданием государства.
- Как устроена хозяйственная жизнь человечества.
- Как определяется уровень жизни (степень материального благополучия человека, определяемая объёмом благ всех типов, которые он может приобрести на свои заработки или получить иным образом)
- Что такое собственность и зачем она людям?
- Когда у людей появилась первая собственность?
- Почему люди начали воевать друг с другом?
- Какие виды собственности существуют сегодня?
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
- свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;
- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа по его проценту;
- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;
-вычислять площадь и периметр прямоугольника;
- заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;
- производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
Содержание программы
«Математика с элементами экономики».
10 класс
Понятие об экономике - как практической науке, позволяющей решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи. Экономика семьи. Значение математических знаний и умений их применять на практике для экономики семьи. Система производства и потребления, обмен и денежные сделки между людьми.
Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Задача на составление статей расходов на семью (определенного типа) на месяц, на день. (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления в Сбербанке). Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи, соответствующего типа (из предыдущего урока).
Управление семейной экономикой, поиск наиболее разумного способа использования доходов семьи для обеспечения более высокого уровня жизни. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Площади занимаемых квартир.
Экономика и математика. Совместная производительность труда. Оплата труда. Производительность труда. Нахождение 1% и нескольких процентов. Решение задач на нахождение 1% и нескольких. Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. Даровые блага- средства удовлетворения человечества. Экономические блага- средства удовлетворения человеческих потребностей. Труд- использование умственных и физических способностей людей. Специализация. Товар - материальный предмет, полезный людям. Услуга – нематериальное благо.
От экономической темы урока подбираются задания по математике в зависимости от уровня подготовленности по данному предмету того или иного класса: нумерация натуральных чисел: арабская и римская. Меры стоимости, действия с мерами стоимости. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Многозначные числа, действия с многозначными числами. Проценты и действия с ними. Нахождение части от числа. Решение задач на движении. Решение составных задач всех типов. Нахождение площади. Вычисление объёма.
Изучение большинства тем курса «Математика с элементами экономики» сопровождается выполнением расчётных заданий, решением задач экономического содержания.
Задачи, задания, игры, отражающие реальные аспекты и отношения окружающей экономики, вызывают эмоциональный отклик обучающихся, так как легко соотносятся с хозяйственной практикой их семей и личным опытом. Практическое содержание задач и заданий, взятое из окружающей действительности, стимулируют познавательную активность обучающихся, облегчает процесс формирования у них экономических умений, закрепления полученных знаний по математике.
Учитывая значительные погрешности обучающихся с умственной отсталостью в устных и письменных арифметических вычислениях (а также в целях экономии времени), расчёты на занятиях по курсу «Математика с элементами экономики» иногда осуществляется с помощью калькуляторов. Применение калькуляторов перспективно и полезно на уроках экономики, насыщенных математическими расчётами.
11 класс
Цели и задачи экономики. Цивилизация как уровень развития человеческого общества. Устройство хозяйственной жизни человека. Определение уровня жизни человека. Оптовая и розничная торговля. Собственность. Виды собственности.
От экономической темы урока подбираются задания по математике в зависимости от уровня подготовленности по данному предмету того или иного класса: Меры стоимости и действия с мерами стоимости. Десятичные дроби и действия с десятичными дробями. Многозначные числа и действия с многозначными числами. Проценты и действия с ними. Нахождение части от числа. Решение задач на движение. Решение составных задач всех типов. Нахождение площади. Соотношение мер площади. Преобразование мер площади. Меры объема. Способы измерения объема в быту. Вычисление объёма. Соотношение мер объема
Изучение большинства тем курса «Математика с элементами экономики» сопровождается выполнением расчётных заданий, решением задач экономического содержания.
Задачи, задания, игры, отражающие реальные аспекты и отношения окружающей экономики, вызывают эмоциональный отклик обучающихся, так как легко соотносятся с хозяйственной практикой их семей и личным опытом. Практическое содержание задач и заданий, взятое из окружающей действительности, стимулируют познавательную активность учащихся, облегчает процесс формирования у них экономических умений, закрепления полученных знаний по математике.
Учитывая значительные погрешности обучающихся с умственной отсталостью в устных и письменных арифметических вычислениях (а также в целях экономии времени), расчёты на занятиях по курсу «Математика с элементами экономики» иногда осуществляется с помощью калькуляторов. Применение калькуляторов перспективно и полезно на уроках экономики, насыщенных математическими расчётами.
Календарно-тематическое планирование «Математика с элементами экономики» 10 класс
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Коррек-тировка |
1 четверть (9 часов) | |
1 | Введение. Понятие об экономике по трафарету. | 02.09. | | |
2 | Экономика и математика. Математика вокруг нас | 09.09. | | |
3 | Экономика и математика. Математика вокруг нас | 16.09. | | |
4 | Проценты в нашей жизни | 23.09. | | |
5 | Семейный бюджет | 30.09. | | |
6 | Оплата жилищно-коммунальных услуг | 07.10. | | |
7 | Площади занимаемых квартир. | 14.10. | | |
8 | Контрольная работа | 21.10. | | |
9 | Анализ контрольной работы. | 04.11. | | |
2 четверть (8 часов) |
10 | Основа хозяйственной жизни человека | 11.11. | | |
11 | Вычисление площади фигур и помещений | 18.11. | | |
12 | Даровые блага- средства удовлетворения человечества | 25.11. | | |
13 | Все действия с целыми числами | 02.12. | | |
14 | Десятичные дроби | 09.12. | | |
15 | Нахождение одной или нескольких частей от числа | 16.12. | | |
16 | Контрольная работа | 23.12. | | |
17 | Анализ контрольной работы | 13.01. | | |
| 3 четверть (9 часов) | | | |
18 | Экономические блага- средства удовлетворения человеческих потребностей | 20.01. | | |
19 | Меры измерения | 27.01. | | |
20 | Проверочная работа | 03.02. | | |
21 | Анализ работы | 10.02. | | |
22 | Труд- использование умственных и физических способностей людей | 24.02. | | |
23 | Оплата труда | 03.03. | | |
24 | Объем, вычисление объема | 10.03. | | |
25 | Контрольная работа | 17.03. | | |
| | | | |
26 | Анализ контрольной работы | 07.04. | | |
| | | | |
4 четверть (8 часов) |
27 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000 Закраска фигур. | 14.04. | | |
28 | Деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000 | 21.04. | | |
29 | Деление на 3-х-значное число с проверкой | 28.04. | | |
30 | Товар - материальный предмет, полезный людям | 05.05. | | |
31 | Меры стоимости и действия с ними | 12.05. | | |
32 | Услуга – нематериальное благо | 19.05. | | |
33 | Итоговая контрольная работа | | | |
34 | Анализ контрольной работы | | | |
Календарно-тематическое планирование «Математика с элементами экономики» 11 класс
№ | Темы | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Цели и задачи экономики | | | |
2 | Математика вокруг нас | | | |
3 | Десятичные дроби | | | |
4 | Все действия с десятичными дробями | | | |
5 | Цивилизация как уровень развития человеческого общества | | | |
6 | Решение задач с десятичными дробями | | | |
7 | Решение задач с десятичными дробями | | | |
8 | Контрольная работа | | | |
9 | Анализ контрольной работы | | | |
1 четверть (9 часов) |
10 | Устройство хозяйственной жизни человека | | | |
11 | Уровень жизни | | | |
12 | Все действия с многозначными числами | | | |
13 | Все действия с многозначными числами | | | |
14 | Все действия с мерами измерения стоимости | | | |
15 | Все действия с мерами измерения стоимости | | | |
16 | Решение сложных задач | | | |
17 | Контрольная работа | | | |
18 | Анализ контрольной работы | | | |
2 четверть (9 часов) |
19 | Меры измерения | | | |
20 | Все действия с мерами измерения | | | |
21 | Товары. Торговля. Стоимость. | | | |
22 | Все действия с мерами стоимости | | | |
23 | Нахождение одной или нескольких частей от числа | | | |
24 | Вычисление площадей | | | |
25 | Контрольная работа | | | |
26 | Анализ контрольной работы | | | |
3 четверть (8 часов) |
27 | Собственность. Виды собственности | | | |
28 | Все действия с многозначными числами | | | |
29 | Все действия с многозначными числами | | | |
30 | Нахождение нескольких процентов от числа | | | |
31 | Решение сложных задач | | | |
32 | Оплата труда | | | |
33 | Итоговая контрольная работа. | | | |
34 | Анализ контрольной работы | | | |
4 четверть (8 часов) |
| Итого за год | | 34 часа | |
Контрольно-измерительный материал.
10 класс
Контрольные задания по теме: «Семейный бюджет»
Задача №1.
Посчитайте, чему равен доход семьи, если
Папа получает зарплату-
Мама получает зарплату-
Бабушка получает пенсию-
Задача№2
Зарплата папы и мамы-
Истратили на продукты-
Заплатили за квартиру, свет, телефон-
Пенсия бабушки-
Заплатили за ремонт холодильника-
Оплатили покупки в магазине-
Купили подарок сыну-
Сколько денег осталось ?
Задача№3
Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.
Наименование услуги | тариф | Кол-во | Стоимость |
Вывоз мусора | | | |
Холодная вода ( куб.м) | | | |
Горячая вода (куб.м) | | | |
Водоотведение ( куб.м) | | | |
Радио | | | |
Коллективная антенна | | | |
Всего | | | |
Задача№4
На 1 порцию салата необходимо взять ½ часть вареного яйца. Сколько надо сварить яиц на 10 порций?
Контрольные задания по теме: « Оплата труда »
Задача№1
Мастер за 8 часов обрабатывает 90 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 50 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?
Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?
(количество продукции; стаж работы (опыт))
Задача№2
За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?
Задача№3
Оклад дворника в месяц - 4425 руб. 13% с этой суммы он вернет государству в качестве подоходного налога. Чему равна заработная плата дворника?
Контрольные задания по теме: «Товар»
Задача№1
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?
Задача№2
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.
Задача №3
Минута разговора Курчатов - Москва стоит ….. руб.
Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.
11 класс
Контрольные задания по теме: «Семейный бюджет»
Задача №1
Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.
Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.
Задача №2
Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?
Чему равен один квартал?
Задача №3
Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, , 1 стакан молока (250 г)?
Задача №4
Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?
Задача №5
Доходы семьи в месяц составляют 16624 руб.. На приобретение одежды было израсходовано 10% этой суммы, на коммунальные услуги 5%. Сколько денег осталось на другие расходы?
Задача №6
У вкладчика на сберегательной книжке было 20500 руб. Он снял 50% суммы на покупку мебели и 1% на подарок сыну. Сколько денег осталось на книжке?
Контрольные задания по теме: «Собственность»
Задача №1
Из перечня различных объектов собственности, приведённого в таблице, необходимо выбрать те, которые, по мнению учащихся, могут быть в личной (частной) собственности и в государственной собственности (да, нет).
наименование | Частная собственность | Государственная собственность |
Продукты питания | | |
Одежда | | |
Ископаемые | | |
Леса | | |
Валюта | | |
Земельный участок | | |
Задача №2
Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?
Мониторинг образовательной области
«Математика с элементами экономики».
10 класс
ФИО Уч-ся | Критерии оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Условные обозначения:
1 - умение выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
2 - умение свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;
3 - умение решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа по его проценту;
4 - умение решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;
5 - умение рассчитывать семейный бюджет
6 – умение рассчитать заработную плату
7 - умение вычислять площадь и периметр прямоугольника, объём куба и параллелепипеда;
8 - заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;
9 - производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
нг- начало года
кг- конец года
Критерии:
1б. - отсутствие сформированных критериев;
2б. - слабо сформированные критерии;
3б. – неустойчиво сформированные критерии;
4б. – сформированные критерии;
5 б. – самостоятельно использует полученные знания , умения, навыки в повседневной жизни.
Уровни оценивания:
Высокий – 31-45 баллов;
Средний – 24-30 баллов;
Низкий – 16-23 баллов;
Несформированный – 15 баллов и меньше.
11 класс
ФИО Уч-ся | Критерии оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Условные обозначения:
1 - умение выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
2 - умение свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;
3 - умение решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа по его проценту;
4 - умение решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;
5 – умение определять разницу между оптовыми и розничными ценами;
6 – умение рассчитать заработную плату в зависимости от вида работ (повременная, сдельная …)
7 - умение вычислять площадь комнаты и периметр пола, объём комнаты;
8 – умение производить расчёты по оплате коммунальных платежей за месяц, квартал, год; рассчитывать семейный бюджет и планировать расходы;
9 – умение производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
нг- начало года
кг- конец года
Критерии:
1б. - отсутствие сформированных критериев;
2б. - слабо сформированные критерии;
3б. – неустойчиво сформированные критерии;
4б. – сформированные критерии;
5 б. – самостоятельно использует полученные знания , умения, навыки в повседневной жизни.
Уровни оценивания:
Высокий – 31-45 баллов;
Средний – 24-30 баллов;
Низкий – 16-23 баллов;
Несформированный – 15 баллов и меньше.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.
Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
Н.А. Зайченко. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Санкт-Петербург 1998 год.
Н.И.Романовская. Экономическая игротека. Москва 1994 год.
Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой . Методические рекомендации в помощь учителю экономики. (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) . Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах. – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
Б.А.Райзберг.“Твоя экономика” Москва 1996 год