МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» п.СПИРОВО
(МОУ СОШ № 8)
СОГЛАСОВАНО МО учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2019 г | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №8 п.Спирово ____________ Хисматулина Е.В. Приказ №1/40-р от 30.08. 2019 г. | | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №8 п.Спирово ____________ Хисматулина Е.В. Приказ № _______ от ________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 4 классе
Учитель:
Недодева Ольга Николаевна
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы Т.В Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа»
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Учебный план отводит на изучение курса «Музыка» в 4 классе по 1 уроку в неделю, что составляет 34 часа в учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Личностными результатами изучения музыки являются:
— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
— позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
II. Содержание курса «Музыка»
«Музыка мира»
1-я четверть — «Музыка моего народа»
Темы: Россия — Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа. .
2-я четверть — «Между музыкой моего народа и музыкой других пародов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы — до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.
3-я четверть ~ «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
7емы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
4-я четверть — «Композитор — исполнитель — слушатель»
Темы: Композитор — творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
4 класс
1-я четверть «Музыка моего народа»
«Музыка». Музыка Г. Струве, слова И. Исаковой.
«Русь». Музыка В. Голикова, слова Н. Мухина.
«Как у наших у ворот». Русская народная песня (с сопровождением на ложках и бубне).
«Ходит месяц над лугами». Из альбома фортепьянных пьес «Детская музыка». С. Прокофьев.
«Играй, гармонь». Музыка В. Голикова, слова А. Дитерихса.
«Как в лесу, лесу-лесочке». Русская народная песня. Запись и обработка С. Полонского.
«Вниз по матушке по Волге». Русская народная песня.
«Осенняя песня (Октябрь)» из фортепьянного цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
«Как во городе стольном киевском». Русская народная песня.
«Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Про Добрыню». Былинный напев.
«Ермак». Русская народная песня.
«Сусанин». Русская народная песня.
«Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром. А. Аренский.
«Вставайте, люди русские!». Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
«Парень с гармошкой». Г. Свиридов.
«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» из скерцо-фантазии «Баба-Яга». А.Даргомыжский.
«Кадриль». Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого.
«Прибаутки». Шуточные песенки для среднего голоса и восьми инструментов на русские народные тексты из собрания сказок Афанасьева. И.Ф. Стравинский.
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Исполняет В. Соколик.
«Частушки Бабок-Ежек». Музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина.
«Сны». Музыка Р. Бойко, слова И. Михайловой.
Фрагменты из балета «Чиполлино»: «Общий танец», «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Выход Помидора», «Погоня». Музыка К. Хачатуряна. Чтец В. Абдулов.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.
«Вы слышите голос детей» (вторая тема 1 -и части кантаты «Песня утра, весны и мира»). Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов.
«Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев.
«Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай.
«Зима». Музыка Ц. Кюи.
«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
«Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«На лужке». Марийская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
«Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст С. Болотина.
«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева.
«Озорные частушки». Р. Щедрин.
«Половецкие пляски с хором» из оперы «Князь Игорь». А.П. Бородин
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
«Бульба». Белорусская народная песня.
«Камертон». Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина.
«Ласточка» (в азербайджанском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Мавриги». Узбекский народный танец-марш (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями).
«Полонез». Ф. Шопен.
«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Заход солнца». Музыка Э. Грига, слова А. Мунка. Перевод с норвежского С. Свириденко.
«Веснянка». Украинская народная песня.
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» для фортепьяно. П. Чайковский.
«Маленький негритенок» из фортепьянного сборника «Детский уголок». К. Дебюсси.
«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Д, Гершвин. «Дело было в Каролине» (в американском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Танец черных» из балета «Тропою грома» (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями). К. Караев.
«Дружба». Попевка.
«Рондо в турецком стиле». В.А. Моцарт.
«Вариации на русскую тему». Л. ван Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка.
«Русская пляска», «Лезгинка» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
«Охотники» (французская народная сказка). Музыка А. Эшпая. Перевод С. Маршака.
«Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». 4-я часть симфонической сюиты «Шехеразада» (АПеяго). Н.А. Римский-Корсаков.
«Баллада о детях». Музыка Н. Финка, слова 3. Ямпольского.
«Не смейте трогать голубой глобус» (фрагменты кантаты). Музыка Э. Бальсиса, слова В. Пальчинскайте.
«Русская песня». С. Рахманинов. Переложение для оркестра русских народных инструментов В. Авророва.
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня (с сопровождением на баяне, ложках, бубне).
«Взял бы я бандуру». Украинская народная песня в исполнении капеллы бандуристов под управлением Г. Кулябы.
«Три хороводных наигрыша» Белгородской области. Исполняется на двойной жалейке.
«Плясовая» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Сцена на ярмарке» из кинофильма «Овод». Д. Шостакович. Солирует на домре В. Яковлев.
«Лявониха». Белорусский народный танец. Обработка для цим-Гал с оркестром. Н. Прошко. Солирует на цимбалах А. Славия.
«Джонни Гут». Музыка Чака Бери. Исполняет инструментальная группа «Кукуруза». Солирует на банджо А. Шепелев.
«Это для нас!». Музыка Т. Попатенко, слова М. Лаписовой.
«Ах маслинца, сметанница». Русская народная песня. •
«Февраль (Масленица)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.
«Проводы зимы». Музыка Н. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина.
«Рассвет» из балета «Дафнис и Хлоя». М. Равель.
«Наша весна» (главная мелодия 3-й части кантаты «Песня утра, весны и мира»). Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря.
«Свадьба Солнца и Весны». Музыкальная сказка в стихах. Стихи Поликсены Соловьевой. Музыка М. Кузмина.
4-я четверть «Композитор — исполнитель — слушатель»
«Маленькая двухголосная фуга». И. С. Бах.
Симфония № 40 (соль-минор) (экспозиция 1-й части). В. А. Моцарт.
«АVе Мапа!». Ф. Шуберт.
«Вальс». А. Грибоедов.
Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром (главная тема финала). П. Чайковский.
«Май» (в армянском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков:
(четвертая картина) — «Песня Варяжского гостя» (бас), «Песня Индийского гостя» (тенор), «Песня Веденецкого гостя» (баритон);
(шестая картина) — «Колыбельная Волковы» (сопрано). Исполняет Г. Олейниченко.
«Песня Леля» из оперы «Снегурочка» (альт, контральто). Н. Римский-Корсаков. Исполняет И. Архипова.
«Вокализ» (колоратура). С. Рахманинов. Исполняет А. Нежданова.
«Корабли уходят в плаванье». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.
«Весенний джаз». Исполняют Маша и Настя Толмачевы.
«Беловежская пуща». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: ВИА «Песняры», А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).
«До свиданья, Москва!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: Л. Лещенко и Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).
«Поклонимся великим тем годам». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова. Исполняют: Л. Зыкина, И. Кобзон, Н. Басков, Р. Ибрагимов.
«Хороводная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Баркарола (Июнь)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.
«Дом под крышей голубой». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.
«Славься!». Хор из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Музыка»
Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр.
Портреты композиторов.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Музыкальный центр
Интерактивная доска;
Персональный компьютер;
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт;
Детские музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчики, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольники.
III.Календарно-тематическое планирование
Музыка
Темы программы по четвертям | Смысловое содержание тем | Характеристика деятельности обучающегося | Дата |
план | факт |
1-я четверть «Музыка моего народа» (9ч) 1.Россия — Родина моя. 2.Музыка как энциклопедия жизни. 3. Музыка как энциклопедия жизни. 4.«Преданья старины глубокой». 5. «Преданья старины глубокой». 6.Музыка в народном духе. 7. Музыка в народном духе. 8.Сказочные образы в музыке моего народа. 9. Сказочные образы в музыке моего народа. | Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки. Народная песня — энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни—к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись. Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. | | |
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» ( 7 ч) 1.«От Москвы до самых до окраин». 2. .«От Москвы до самых до окраин». 3.Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. 4. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. 5.Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. 6. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. 7. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. | Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки. Музыка народов — субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Воспроизводить мелодии ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно - образное содержание, музыкальный язык произведений эазных народов. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных | | |
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10ч) 1.Выразительность и изобразительность музыки народов мира. 2. Выразительность и изобразительность музыки народов мира. 3.Своеобразие музыкальных интонаций в мире. 4. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. 5.Как музыка помогает народам дружить? 6. Как музыка помогает народам дружить? 7.Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? 8. Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? 9.Как прекрасен этот мир! 10. Как прекрасен этот мир! | Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразитель- ность. Музыкальные инструменты народов мира | Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Сольмизировать и соль- феджировать мелодии Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | | |
4-я четверть «Композитор — исполнитель — слушатель» (8ч) 1.Композитор — творец красоты. 2. Композитор — творец красоты. 3. Композитор — творец красоты. 4.Галерея портретов исполнителей. 5. Галерея портретов исполнителей. 6. Галерея портретов исполнителей. 7. Вслушивайся и услышишь! 8. Вслушивайся и услышишь! | Идея четверти: обобщение со- держания учебной программы по курсу«Музыка» для начальных классов. Триединство понятий «компо- зитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор — народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель - состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор — Исполнитель — Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов | Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и испол нительские коллективы(в пределах изученного). Узнавать и определять различные виды музыки(вокальная, инструмен- тальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации | | |