СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10-11 класс» С.В.Ким, М.:  Вентана -Граф, 2019

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 11 класс»

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края


Рассмотрено на заседании

УМО естественных дисциплин МБОУ «Лицей №17» протокол от августа 2022 г. №

Согласовано на заседании научно-методического

совета МБОУ «Лицей №17» протокол от августа

2022 г. №

Утверждено приказом

МБОУ «Лицей №17»

№ от августа 2022 г.











Рабочая программа

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

среднего (полного) образования для 11 класса

на 2022 -2023 учебный год

Рабочая программа разработана на основе

Рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности.

Базовый уровень. 10-11 класс»

С.В.Ким М.: Вентана -Граф, 2019









Составитель: Калинин Николай Николаевич,

учитель основ безопасности жизнедеятельности

высшей квалификационной

категории

Славгород

2022

Пояснительная записка к рабочей программе для учащихся 11 класса

Рабочая программа разработана на основе Рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10-11 класс» С.В.Ким, М.: Вентана -Граф, 2019


Основные цели изучения предмета ОБЖ:

— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;

— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;

— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;

— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.



Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе:

обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;

воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;

развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.


Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

• развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;

• формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;

• развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;

• формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают:

умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);

• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;

• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни; умения коммуникативные:

• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;

• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства; умения регулятивные (организационные):

• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;

• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;

• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.

Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;

в ценностно-ориентационной сфере:

• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;

• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;

в коммуникативной сфере:

• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;

• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;

• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;

в эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;

• умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности);

в бытовой, трудовой и досуговой сфере:

• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;

• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;

• соблюдение правил отдыха в загородной зоне;

• знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;

• умение оказывать первую помощь;

• правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;

в сфере физической культуры и здорового образа жизни:

• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;

• выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;

• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;

• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.


Содержание курса.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы формирования

культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания


Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».


Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности



Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека

Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.


Раздел 2. Военная безопасность государства


Глава 4. Воооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.


Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии


Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.


Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Глава 6. Основы здорового образа жизни


Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.


Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях


Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.




Календарно-тематическое планирование для 11 класса

(составлено на основе Рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10-11 класс» С.В.Ким М.: Вентана -Граф, 2019



№ п.п.

Тема

Дата проведения

планируемая

фактическая

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч)

Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч)

1.

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.



2.

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.



3.

Общенаучные методологические подходы

к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.



4.

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.



5.

Основы управления безопасностью в системе

«человек — среда обитания».



Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч)

6.

Обеспечение национальной безопасности России.



7.

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.



8.

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.



9.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная

служба МЧС России.



10.

Международное сотрудничество России

по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.



Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч)

11.

Экстремальные ситуации криминогенного характера.



12.

Экстремизм, терроризм и безопасность человека.



13.

Наркотизм и безопасность человека.



14.

Дорожно-транспортная безопасность.



15.

Вынужденное автономное существование в природных условиях.



Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч)

Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч)

16.

Основные задачи Вооруженных Сил.



17.

Правовые основы воинской обязанности.



18.

Правовые основы военной службы.



19.

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.



20.

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.



Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч)

21.

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.



22.

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.



23.

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.



24.

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.



25.

Боевая слава российских воинов.



Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Основы здорового образа жизни (5 ч)

26.

Демографическая ситуация в России.



27.

Культура здорового образа жизни.



28.

Культура питания.



29.

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.



30.

Вредные привычки. Культура движения.



Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч)

31.

Медико-психологическая помощь.



32.

Первая помощь при ранениях.



33.

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.



34.

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.



35.

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.



Всего – 35 часов