СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 3 класса  по предмету "Мир природы и человека" для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека", 3 класс»






Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»


«Рассмотрено»


«Согласовано»

на заседании МО


зам. директора по УВР

учителей начальных классов


____________Е.В. Зубрилова

протокол №___ от


«__» августа 2024 года

«__» августа 2024 года




«Утверждено»


«Введено в действие»

на заседании МС


приказом ____ от

ОКОУ «Курская школа «Ступени»


«__» августа 2024 года

протокол


Директор ОКОУ

« » августа 2024 года


«Курская школа «Ступени»



_____________ О.А. Фатеева



Рабочая программа

учебного предмета

«Мир природы и человека»

3 А класс

на 2024-2025 учебный год



Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Багликова Марина Марленовна



Курск – 2024



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 3 класса разработана на основании: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); АООП образования обучающихся с УО, вариант 1 (1-4 класс) ОКОУ «Курская школа «Ступени».

Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочих программ по учебным предметам обучающихся с интеллектуальными нарушениями предусматривает решение следующих основных задач:

- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося и особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками;

- формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;

- формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

- обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности;

- овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование основ элементарных знаний по учебным предметам;

- достижение планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями программ учебных предметов 3 класса с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.


2. Общая характеристика учебного предмета

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.


В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников. Урок длится 40 минут при 5-ти дневной учебной неделе.

Форма организации учебной деятельности обучающихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников с интеллектуальными нарушениями целесообразно использовать следующие методы и приемы:

- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

- практический метод (упражнения, практическая работа);

- репродуктивный метод (работа по алгоритму);

- коллективный, индивидуальный;

- творческий метод;

- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

- рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» относится к образовательной области «Естествознание».

Количество часов на изучение в неделю – 2 часа, по четвертям (1 четверть – 16 часов, 2 четверть – 16 часов, 3 четверть – 20 часов,

4 четверть – 16 часов), за год – 68 часов.



4. Система оценки планируемых результатов

Предметные результаты


Минимальный уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;

- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;

- соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;

- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

Достаточный уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

- соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- определять по сезонным изменениям время года;

- определять направления ветра;


Базовые учебные действия, их мониторинг

Функции БУД:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

БУД, формируемые у младших обучающихся I - IV и дополнительный классы, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность обучающегося к принятию новой роли "ученика", понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей, самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - класс", "учитель - класс");

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);

- выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.



В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.


Критерии оценки достижения планируемых результатов


Отметка «5» ставится, если обучающийся понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы по возможности более полными распространенными предложениями. Соблюдает связность слов в предложении, приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение. Классифицирует объекты на группы по существенным признакам. Дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства. Правильно устанавливает причинно-следственные связи. В полном объеме (80%-100%) выполняет самостоятельно тестовые задания, иллюстративные материалы (рисунки, схемы, таблицы).

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает полные ответы, но нарушена связность слов в предложении. Существенные признаки объекта выделяет не в полном объеме, нарушена последовательность в описании объекта или явления. При выполнении практических заданий объем сохранен, но имеются неточности и исправления.

Отметка «3» ставится, если обучающийся дает неточные и неполные ответы на поставленные вопросы, недостаточно полно и последовательно излагает программный материал, постоянно нуждается в помощи учителя. Испытывает трудности в сравнении, классификации предметов и объектов, самостоятельно не обобщает полученные сведения и не устанавливает причинно-следственные связи. Практические задания выполняет небрежно, не в полном объеме (50%-65%)

Оценка в обучении детей с интеллектуальными нарушениями должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех.



5. Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе (11 ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года


Неживая природа (4 ч)

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.


Живая природа (19 ч)

Растения (7 ч)

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.


Животные (5 ч)

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различие: кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.


Человек. Безопасное поведение (7 ч)

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фрук­тов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.



6. Календарно-тематическое планирование

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

1 четверть

Тема урока

К-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Методы, формы, приёмы работы

Оборудование и наглядность

Коммуникативная деятельность (словарь)

Раздел

Неживая природа









1.

Солнце в разные времена года.

1


Повторение изученного материала

Создать условия для преодоления речевой замкнутости. Формировать представление, что изменения в природе зависят от деятельности солнца. Совершенствовать знания времён года.

Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы.

Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна».

Методы: беседа, рассказ, показ.

Формы: фронтальная, индивидуальная работа.

Мотивационное поощрение.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

2.

Восход и закат солнца.

1


Комбинированный урок

Формировать понятие «сутки». Создать условия для преодоления речевой замкнутости. Знакомство с понятиями «сутки», «восход», «закат», употребление этих слов в речи. Выяснение с помощью сюжетных картинок, чем занимаются люди в разное время суток.

Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы.

Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна».

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки с изображением Солнца, планет, сюжетные картинки, изображающие разное время суток.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

3.

Календарь.

1


Комбинированный урок

Работа с календарем. Нахождение дат, месяцев, дней недель Умение устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, различные календари.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

4.

Воздух. Значение воздуха.

1


Комбинированный урок

Формирование представлений о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека.

Проведение опытов по обнаружению воздуха: дыхание, свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя свечи. Чтение текста, ответы на вопросы.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, воздушные шарики, пустые бутылочки, баночки с водой.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

5.

Термометр.

1


Усвоение новых знаний

Чтение показаний термометра, различение термометров по назначению.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, термометры.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

6.

Ветер. Направление ветра.

1


Комбинированный урок

Слушание и рассказ прогноза погоды. Разучивание правил поведения при различных стихийных явлениях (сильный ветер, ураган).

Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас.

Выработка правил поведения во время урагана. Запись правил поведения в тетрадь.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, компас, веер, вентилятор, иллюстрации, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Живая природа









7.

Сравнение растений.

1


Комбинированный урок

Дальнейшее формирование понятий о таких группах растений как деревья, кустарники, травы. Определение растений по внешним признакам.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние.

Методы: беседа, рассказ, показ.

Формы: фронтальная, индивидуальная работа.

Мотивационное поощрение.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

8.

Части растений (корни, стебли, стволы).

1


Комбинированный урок

Формировать представление о многообразии растений, их приспособлении к разным условиям жизни. Дать представление о различии растений: дерево, кустарник, цветы, травы. Использовать игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние. Чтение стихотворения.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

9.

Части растений (листья, цветы).

1


Комбинированный урок

Формировать представление о многообразии растений, их приспособлении к разным условиям жизни. Дать представление о различии растений: дерево, кустарник, цветы, травы. Использовать игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Сезонные изменения в природе









10.

Осень. Признаки осени.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Составление рассказа о сезонных признаках погоды, о своих ощущениях при этих признаках. Работа с календарём. Нахождение дат, месяцев, дней, недель.

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.

Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, сюжетные картины («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), раздаточный материал.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

11.

Растения осенью.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Наблюдение за различными природными явлениями, погодой на текущий момент.

Рассматривают иллюстрации. Рассказывают, как изменяются растения в зависимости от времени года. Игра «Четвёртый лишний»:

Тополь, берёза, сосна, рябина.

Берёза, осина, подберёзовик, ива.

Дуб, рябина, осень, осина.

Одуванчик, ель, тополь, липа.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Живая природа









12.

Растения сада.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Актуализация имеющихся знаний (выявление знаний о фруктах – цвет, форма, вкус, употребление в пищу). Знакомство с тем, где и как растут фрукты.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (фрукты), разрезные картинки, овощи, индивидуальные карточки для раскрашивания, цветные карандаши.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

13.

Лес.

1


Комбинированный урок

Формирование понятия леса, как целого природного сообщества. Дать понятие «этажность» леса, не вводя специальной терминологии. На доступном детям уровне возможно объяснение ярусного строения лесов с точки зрения стремления каждого растения находиться ближе к источнику света: вверху самые сильные и светолюбивые, ниже – приспособившиеся к меньшему количеству света, внизу – травы. Учить различать лиственные и хвойные деревья. Сравнение этих деревьев с елью и сосной обнаружит, что у этих деревьев листья в привычном виде отсутствуют, они превратились в иголки – хвою, следовательно, такие деревья получат название хвойные.


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение стихотворений.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, сюжетная картина «Лес», изображения лиственных и хвойных деревьев.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

14.

Плоды и семена.

1


Усвоение новых знаний

Формирование представлений о плодах, семенах. Рассматривание процесса образования плодов и семян (в упрощенном виде).

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации

Зарисовка объекта природы в тетрадь.

Нахождение и называние объекта природы по описанию.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, натуральные плоды и семена.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

15.

Лесные ягоды, грибы.

1


Усвоение новых знаний

Разучивание правил сбора грибов и ягод, правил поведения при отравлениях.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида.

Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, изображения лесных ягод и грибов, карточки с названиями грибов и ягод, сюжетные картины.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

16.

Травы.

1


Комбинированный урок

Сформировать представления о жизни растений в разных климатических условиях. Фиксировать умение видеть различие. Отрабатывать умение составлять предложения. затем рассказ об изучаемом объекте.

Слушают учителя. Лексические упражнения (изменения слов по образцу: один-много, назови ласково, подбор действий, признаков). Рассматривают иллюстрации с разными видами растений. Просматривают ролик о растениях, которые любят свет, и, которые любят тень.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.



2 четверть

Тема урока

К-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Методы, формы, приёмы работы

Оборудование и наглядность

Коммуникативная деятельность (словарь)

Раздел

Сезонные изменения в природе









1.

Изменения осенью в жизни растений.

1


Повторение изученного материала

Составление рассказа о сезонных признаках погоды, о своих ощущениях при этих признаках. Работа с календарём. Нахождение дат, месяцев, дней, недель.

Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.

Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

2.

Животные осенью.

1


Комбинированный урок

Закрепить знание признаков ранней и поздней осени. Выяснение изменений в жизни животных, птиц в осенние месяцы. Преодоление речевой замкнутости. Учить сравнивать и сопоставлять.

Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, ёж, лиса, волк, медведь) и птиц (ласточка, скворец, синица, сорока и т.п.).

Слушание рассказа учителя об образе жизни животных и птиц. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни осенью.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (животные), сюжетные картины «Осень в лесу».

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

3.

Занятия людей осенью.

1


Комбинированный урок

Выбор сезонной одежды в зависимости от погодных условий. Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, дифференциация предметов одежды, обуви, головных уборов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Живая природа









4.

Дикие животные (лось).

1


Усвоение новых знаний

Расширить представление о различных животных. Формировать представление о диких животных, способных жить самостоятельно. Выделение главных условий существования: тепло, свет, вода, воздух.

Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (лось, лосиха, лосёнок), сюжетные картины (лоси в разное время года).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

5.

Дикие животные (кабан).

1


Усвоение новых знаний

Расширить представление о различных животных. Формировать представление о диких животных, способных жить самостоятельно. Выделение главных условий существования: тепло, свет, вода, воздух.

Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (кабан, поросята), сюжетные картины (кабаны в разное время года).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

6.

Дикие животные (заяц).

1


Комбинированный урок

Актуализация имеющихся знаний о временах года. Знакомство с умением животных приспосабливаться к временам года.

Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (заяц серый и белый), сюжетные картины (зайцы в разное время года).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

7.

Домашние животные (корова).

1


Комбинированный урок

Актуализация имеющихся знаний о корове (внешний вид, повадки, питание, уход за животными, использование их человеком).


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок

Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь

Зарисовка объекта.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (корова, бык, телёнок), сюжетные картины, молочные продукты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

8.

Домашние животные (свинья).

1


Комбинированный урок

Актуализация имеющихся знаний о свинье (внешний вид, повадки, питание, уход за животными, использование их человеком).


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок

Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь

Зарисовка объекта

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные и сюжетные картинки.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

9.

Домашние животные (кролики).

1


Комбинированный урок

Актуализация имеющихся знаний о кроликах (внешний вид, повадки, питание, уход за животными, использование их человеком).


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок

Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь

Зарисовка объекта.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные и сюжетные картинки.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

10.

Сравнение домашних и диких животных (свинья и кабан).

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Выявление сходства и различия между домашними и дикими животными. Сравнить домашнее и дикое животное по внешнему виду, повадках, образе жизни.

Составление рассказа о домашних и диких животных после анализа. Называют детёнышей свиньи и кабана (и других животных). Ответы на вопросы.

Сравнение объектов на рисунке. Беседа о повадках зверей дома и в природе.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, предметные и сюжетные картинки.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

11.

Сравнение домашних и диких животных (кролик и заяц).

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Выявление сходства и различия между домашними и дикими животными. Сравнить домашнее и дикое животное по внешнему виду, повадках, образе жизни.

Составление рассказа о домашних и диких животных после анализа. Называют детёнышей кролика и зайца (и других животных). Ответы на вопросы.

Сравнение объектов на рисунке. Беседа о повадках зверей дома и в природе.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Текущий контроль.

Учебник, предметные и сюжетные картинки.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Сезонные изменения в природе









12.

Зима. Признаки зимы.

1


Комбинированный урок

Вспомнить признаки осени. Формирование представлений о смене времён года в связи с

изменением положения солнца. Обсудить первые признаки зимы. Запомнить зимние месяцы. Обогащать активный и пассивный словарь.

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Сюжетные картины на тему «Зима», учебник.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

13.

Растения зимой.

1


Комбинированный урок

Закрепить знание признаков зимы, деятельности солнца в зимнее время. Сформировать представления о жизни растений в зимний период. Тренировать умение составлять описательный рассказ.

Слушают учителя. Характеризуют погоду на день урока. Рассматривают иллюстрацию: земля покрыта снегом, морозы (метель, пурга). Рассматривают иллюстрации и дают свою характеристику растениям в зимнее время года.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Сюжетные картины на тему «Зима», учебник.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

14.

Животные зимой.

1


Комбинированный урок

Закрепить знание признаков зимы, деятельности солнца в зимнее время. Сформировать представления о жизни животных в зимний период. Тренировать умение составлять описательный рассказ.

Слушают учителя. Характеризуют погоду на день урока. Рассматривают иллюстрацию: земля покрыта снегом, морозы (метель, пурга). Рассматривают иллюстрации и дают свою характеристику животным в зимнее время года.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Сюжетные картины на тему «Зима», учебник.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

15.

Занятия людей зимой.

1


Комбинированный урок

Актуализация имеющихся знаний (название предметов одежды, виды одежды, различение мужской, женской, детской одежды). Уточнение занятий детей зимой.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Сюжетные картины на тему «Зима», учебник.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

16.

Правила безопасного поведения на водоёмах в зимний период.

1


Комбинированный урок

Закрепить знания детей о признаках зимы. Вспомнить о зимующих птицах, помощи птицам. Закрепить знания о жизни животных в зимнее время года. Уточнить представления об играх в зимнее время года, о безопасном поведении на водоёмах. Учить, грамматически правильно, строить свои ответы.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Сюжетные картины на тему «Зима», учебник, презентация на тему «Правила безопасного поведения в зимний период».

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.



3 четверть

Тема урока

К-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Методы, формы, приёмы работы

Оборудование и наглядность

Коммуникативная деятельность (словарь)

1.

Изменения в природе зимой.

1


Повторение изученного материала

Закрепить знание признаков зимы, деятельности солнца в зимнее время. Сформировать представления о жизни растений и животных в зимний период. Тренировать умение составлять описательный рассказ.

Слушают учителя. Характеризуют погоду на день урока. Рассматривают иллюстрацию: земля покрыта снегом, морозы (метель, пурга). Рассматривают иллюстрации и дают свою характеристику растениям и животным в зимнее время года.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Сюжетные картины на тему «Зима», учебник.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Живая природа









2.

Человек. Дыхание человека.

1


Усвоение новых знаний

Знакомство с работой дыхательной системы, органами дыхания, значением дыхания для жизни человека. Расширение представлений о создании условий для дыхания. Разучивание правил гигиены дыхания, помещений.

Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, таблица «Органы дыхания».

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

3.

Профилактика простудных заболеваний.

1


Комбинированный урок

Практическая отработка навыков пользования термометром. Уточнение представлений о простудных заболеваниях, об их предотвращении. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Беседа по иллюстрациям учебника. Составление рассказа о режиме дня.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, таблица «Органы дыхания», термометр.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

4.

Птицы (части тела, питание, польза).

1


Усвоение новых знаний

Выяснение строения птицы, называние частей тела, используя учебник. Знакомство с особенностями питания, мест обитания и пользы птиц.

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, изображения птиц, сюжетные картины, разрезные картинки.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

5.

Перелётные птицы.

1


Усвоение новых знаний

Выяснение строения птицы, называние частей тела, используя учебник. Знакомство с особенностями питания, мест обитания и пользы перелётных птиц.

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану)

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, изображения птиц, сюжетные картины, разрезные картинки, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

6.

Зимующие птицы.

1


Усвоение новых знаний

Выяснение строения птицы, называние частей тела, используя учебник. Знакомство с особенностями питания, мест обитания и пользы зимующих птиц. Роль человека в жизни птиц.

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану).

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, изображения птиц, сюжетные картины, разрезные картинки, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

7.

Хищные птицы.

1


Усвоение новых знаний

Выяснение строения птицы, называние частей тела, используя учебник. Знакомство с особенностями питания, мест обитания и пользы хищных птиц.

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану).

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, изображения птиц, сюжетные картины, разрезные картинки, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

8.

Певчие птицы.

1


Усвоение новых знаний

Познакомить учащихся с певчими птицами, особенностями их жизни. Сформировать представление о связи певчих птиц с окружающим миром.

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану).

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, изображения птиц, сюжетные картины, разрезные картинки, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

9.

Обобщающий урок по теме: «Птицы».

1


Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить полученные знания о птицах, где обитают, чем питаются, как приспосабливаются к различным условиям жизни. Выяснить, какую роль в жизни птиц играет человек, и значение птиц для человека.

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану).

Методы: беседа,

Объяснительно - иллюстратив-ный, практический.

Формы:

Коллективная. Текущий контроль.

Учебник, изображения птиц, сюжетные картины, разрезные картинки, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

10.

Изменения в природе в феврале.

1


Комбинированный урок

Формирование временных представлений. Учить вести элементарные наблюдения, анализировать их результаты; работать с календарём природы; пользоваться условными обозначениями; отмечать погоду.

Формировать умение определять признаки времени года; знать последовательность зимних месяцев, признаки февраля. Формирование представлений о влиянии солнца на сезонные изменения в природе.

Работа с календарём природы. Отгадывание и составление загадок-описаний. Участие в беседе по картине «зима». Составление рассказа с опорой на слова и план. Отгадывание загадок о зиме. Слушание рассказа учителя о зиме. Называть и знать последовательность зимних месяцев, времён года. Уметь описывать состояние неживой природы: неба, солнца, осадков, почвы, воды. Уметь описывать состояние живой природы: растений, животных. Уметь описывать занятия людей зимой, их одежду, игры детей.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник. Иллюстрации с изображением времён года. Таблица «Времена года». Календарь природы. Рисунки о зиме.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

11.

Человек. Кровеносная система.

1


Усвоение новых знаний

Знакомство с работой сердечно-сосудистой системы. Практическая значимость данного материала. Формирование представлений об оказании первой медицинской помощи.

Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, средства для оказания первой помощи.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

12.

Сердце человека.

1


Усвоение новых знаний

Формирование представлений о работе и значении сердца.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, средства для оказания первой помощи.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

13.

Человек (сердце, пульс).

1


Усвоение новых знаний

Определение пульса (у себя, у товарища).

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки.

Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, средства для оказания первой помощи.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

14.

Окружающая среда и здоровье человека.

1


Комбинированный урок

Сформировать представления о человеке, как части природы. Познакомить с экологическими проблемами, с мерами по охране природы.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, презентация, видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Сезонные изменения в природе









15.

Весна. Признаки весны.

1


Комбинированный урок

Формирование временных представлений. Учить вести элементарные наблюдения, анализировать их результаты; работать с календарём природы; пользоваться условными обозначениями; отмечать погоду.

Формировать умение определять признаки времени года; знать последовательность весенних месяцев, признаки марта. Формирование представлений о влиянии солнца на сезонные изменения в природе.


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

16.

Растения весной.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Уточнить признаки весны, изменениях в жизни растений. Расширить представления о первоцветах, цветении деревьев.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

17.

Животные весной (изменения в жизни птиц).

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Уточнить знания обучающихся об изменениях в жизни животных весной; учить детей рассматривать особенности внешнего вида животных. Формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ о животных.

Работа с календарём природы. Отгадывание загадок. Сравнительное описание животных (работа с опорой на схемы). Составление предложений. Лексические упражнения, составление словосочетаний, составление рассказа описания по графической схеме, составление рассказа-повествования, составление сюжетного рассказа по схеме.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

18.

Животные весной (изменения в жизни насекомых).

1


Усвоение новых знаний

Уточнить знания обучающихся об изменениях в жизни животных весной; учить детей рассматривать особенности внешнего вида животных. Формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ о животных.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов.

Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

19.

Животные весной (изменения в жизни зверей).

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Уточнить знания обучающихся об изменениях в жизни животных весной; учить детей рассматривать особенности внешнего вида животных. Формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ о животных.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.

Объяснение, рассказ, беседа, показ, демонстрация, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

20.

Занятия людей весной.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Уточнить изменения в жизни людей (одежда, обувь, игры детей). Расширить представления о труде людей в полях, садах и огородах.

Чтение текста, ответы на вопросы. Подбор одежды по сезону. Прогноз возможных работ в саду и огороде.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, предметные картинки, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.



4 четверть

Тема урока

К-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Методы, формы, приёмы работы

Оборудование и наглядность

Коммуникативная деятельность (словарь)

1.

Изменения в природе весной.

1


Повторение изученного материала

Уточнить знания обучающихся об изменениях в жизни растений и животных весной. Формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ о весне.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов.

Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, предметные картинки, сюжетные картины на тему «Весна», видеосюжет.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Живая природа









2.

Питание человека (молочные продукты).

1


Усвоение новых знаний

Отработка навыков размещения продуктов питания (в холодильнике, в шкафу).

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, предметные картинки (бытовая техника, молочные продукты).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

3.

Питание человека (мясные продукты).

1


Комбинированный урок

Отработка навыков размещения продуктов питания (в холодильнике, в шкафу).

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, предметные картинки (бытовая техника, молочные и мясные продукты).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

4.

Питание человека (сухие продукты.

1


Комбинированный урок

Отработка навыков размещения продуктов питания (в холодильнике, в шкафу).

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, предметные картинки (бытовая техника, молочные и мясные продукты), сухие продукты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

5.

Продукты (дата изготовления, срок хранения).

1


Усвоение новых знаний

Чтение информации на продуктах питания (сроки хранения и дата изготовления).

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, предметные картинки (бытовая техника, молочные и мясные продукты), сухие продукты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Сезонные изменения в природе









6.

Лето. Признаки лета.

1


Комбинированный урок

Вспомнить признаки весны. Формирование представлений о смене времён года в связи с

изменением положения солнца. Обсудить первые признаки лета. Запомнить летние месяцы. Выяснить признаки лета. Обогащать активный и пассивный словарь.

Рассматривают картины двух времён года весны и лета. По схеме выясняют причину сезонного изменения. Выучить названия летних месяцев. Игра «Расставь месяцы по порядку». Используя опыт детей выяснить, какие признаки лета они знают. Рассматривают рисунки и выясняют, что летом делают дети. Поговорить о безопасности в летнее время года. На заготовку приклеить вырезанные цветы.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

7.

Растения летом.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Закрепить знание летних признаков. сформировать представления о жизни растений в летний период. Учить самостоятельно строить грамотные ответы, высказывания по теме урока. Использовать игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Рассматривают образцы (картинки – наборы) летних растений. Дают свою характеристику им (на основе своих впечатлений).

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

8.

Животные летом.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Закрепить знание летних признаков. сформировать представления о жизни животных в летний период. Учить самостоятельно строить грамотные ответы, высказывания по теме урока.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

9.

Занятия людей летом (работа в саду и огороде).

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Уточнить представления о занятиях людей в саду и огороде в летний период. Составление рассказа «Как я помогаю маме».

Слушают учителя. Составляют ответы на вопросы по поведению во время каникул. Игра «Правильно-неправильно». разрезными картинками, учебником.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, сюжетные картины «Сад», «Огород», предметные картинки (овощи, фрукты, ягоды, инструменты).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

10.

Занятия людей летом (отдых).

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Уточнить представления о летнем отдыхе. Повторить правила безопасного поведения во время летних каникул.

Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом.

Методы: словесные, наглядные, игровые, организация репродуктивной и самостоятельной деятельности.

Мотивационное поощрение.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник, наглядные и дидактические пособия, картинки или иллюстрации, альбом, карандаши, по необходимости набор для аппликации.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

11.

Правила безопасного поведения на водоёмах в летний период.

1


Урок применения знаний, умений и навыков

Знакомство с правилами безопасного поведения на водоёме, когда остаёшься дома один.

Слушают учителя. Составляют ответы на вопросы по поведению во время каникул. Игра «Правильно-неправильно». разрезными картинками, учебником.

Методы: беседа, рассказ, показ.

Формы: фронтальная, индивидуальная работа.

Мотивационное поощрение.

Разрезные картинки (опасные ситуации), учебник, индивидуальные карточки.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

Раздел

Повторение









12.

Повторение по теме: «Сезонные изменения в природе».

1


Повторение изученного материала

Закрепить представления о влиянии солнца на сезонные изменения в природе. Выявить знания о жизни животных. птиц, растений в осеннее, зимнее, весеннее, летнее время. Закрепить знания о детских играх в разное время года.

Ответы на вопросы, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением.

Рассказ, беседа, практическая деятельность.

Учебник, сюжетные картины «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», изображения животных в разное время года.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

13.

Повторение по теме: «Неживая природа».

1


Повторение изученного материала

Повторить сведения о солнце, воздухе, ветре, об их роли в жизни человека.

Ответы на вопросы учителя (составление предложений, небольших рассказов), работа с учебником, сюжетными картинами, раздаточным материалом.

Рассказ, беседа, практическая деятельность.

Учебник, видеосюжеты.

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

14.

Повторение по теме: «Растения».

1


Повторение изученного материала

Повторение имеющихся знаний о растениях, их сходстве и различии, об их приспособлении с сезонным изменениям и разным условиям жизни.

Ответы на вопросы учителя (составление предложений, небольших рассказов), работа с учебником, сюжетными картинами, раздаточным материалом.

Рассказ, беседа, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (деревья, кустарники, цветы, ягоды, овощи, фрукты), сюжетные картины (лес, сад, огород).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

15.

Повторение по теме: «Животные».

1


Повторение изученного материала

Повторение имеющихся знаний о животных. Сравнение домашних и диких животных.

Ответы на вопросы учителя (составление предложений, небольших рассказов), работа с учебником, сюжетными картинами, раздаточным материалом.

Рассказ, беседа, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (домашние и дикие животные), сюжетные картины (лес, сад, огород).

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.

16.

Повторение по теме: «Человек».

1


Повторение изученного материала

Повторение имеющихся знаний о человеке.

Ответы на вопросы учителя (составление предложений, небольших рассказов), работа с учебником, сюжетными картинами, раздаточным материалом.

Рассказ, беседа, практическая деятельность.

Учебник, предметные картинки (продукты), сюжетные картины «Магазин».

Участие в диалоге и общей беседе по теме урока. Обогащение словаря. Учить правильно строить речевые конструкции.



7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018.

  2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

  3. Таблицы, предметные картинки, сюжетные картины, муляжи, натуральные объекты.

  4. Технические средства обучения.



2