СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального образования и авторской рабочей  программой В. П. Канакиной «Русский язык» 2012 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 с.Снегуровка Черниговского района Приморского края


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО заместитель директора по УВР директор МБОУСОШ №7

________// МБОУСОШ № 7 ______ //

протокол №__1__ от ________// «31» 08 2018 г.

«31» 08 2018 г. «31» 08 2018г. Пр. № ___ от ___ ___ 2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По предмету «Русский язык» (базовый уровень)





Составители: учителя начальных классов






2018 – 2019 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального образования и авторской рабочей программой В. П. Канакиной «Русский язык» 2012 г.


Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3. Развитие коммуникативных умений.

4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.



Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и после букварного (заключительного).

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.


На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В 1 классе — 165 ч в год (5 ч в неделю): из них 115 часов отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч в год (5 ч в неделю)


Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России» Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. в 2-х ч.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты

1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • положительное отношение к урокам русского языка;

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

  • понимания связи русского языка с окружающей действительностью;

  • умения признавать свои ошибки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы)

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно

  • сообщать товарищу об ошибках;

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;

  • высказывать своѐ мнение при обсуждении задания.

  • 2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учѐбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

  • понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья

  • осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;

  • адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • самостоятельно организовывать своѐ рабочее место;

  • понимать цель выполняемых действий;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

  • понимать важность планирования работы;

  • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

  • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с

выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;

  • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном

(образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

  • понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья

  • понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);

  • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • осознавать цели и задачи раздела курса;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; намечать действия

  • при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

  • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития

  • языка с развитием культуры русского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и

  • письменной речи.

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при решении языковых задач;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим

стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и

пунктуационные ошибки.

  • формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе УУД.

Предметные результаты

Ученик 1 класса научится

«Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор.

Раздел «Орфоэпия»

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Лексика»

Ученик 1 класса научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

Ученик 1 класса получит возможность научиться

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

«Морфология»

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

  • определять грамматические признаки слов, отвечающих на вопросы: кто? что?

  • определять грамматические признаки слов, отвечающих на вопросы: какой ?....

  • определять грамматические признаки слов, отвечающих на вопросы: что делает?....

Раздел «Синтаксис»

Ученик 1 класса научится:

  • различать предложение, слово.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные вопросительные предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

Ученик 1 класса научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Раздел «Развитие речи»

Ученик 1 класса научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ на определенную тему;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.


Ученик 2 класса научится:

Раздел «Фонетика и орфоэпия»

  • ·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • ·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

  • .проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Графика»

  • Выпускник научится:

  • ·различать звуки и буквы;

  • ·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • ·выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • ·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • ·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • ·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • ·оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • ·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • ·находить в словах корень.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • ·определять грамматические признаки имён существительных — число;

  • ·определять грамматические признаки глаголов — число,

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — число;

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • ·находить в тексте такие части речи, местоимения, предлоги, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • ·различать предложение, словосочетание, слово;

  • ·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • ·находить повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения; ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения), оценивать правильность разбора;

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • ·применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • ·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; ·безошибочно списывать текст объёмом 35—52 слов;

  • ·писать под диктовку тексты объёмом 35—52 слова в соответствии с изученными правилами правописания;

  • ·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • ·подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • ·при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • ·при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Ученик научится:

  • ·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

  • ·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ·самостоятельно озаглавливать текст;

  • ·сочинять письма


Ученик получит возможность научиться:

  • ·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms‑сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

  • ·создавать тексты по предложенному заголовку;

  • ·подробно или выборочно пересказывать текст;

  • ·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • ·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • ·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений;

Ученик 3класса научится:

Фонетика и орфоэпия, графика

  • ·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

Выпускник получит возможность -

  • научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова; - самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов; -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Графика

Выпускник научится:

  • использовать на письме разделительный мягкий знак.

Состав слова

Выпускник научится:

  • ·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • ·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс

  • ·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

Выпускник получит возможность научиться

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,

  • оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Лексика (изучается во всех разделах курса)

Выпускник научится:

  • ·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • ·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • ·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • ·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • ·оценивать уместность использования слов в тексте;

  • ·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология

Выпускник научится:

  • ·определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж;

  • ·определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

  • ·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени);

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • ·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, частицу не при глаголах.

«Синтаксис»

Выпускник научится: · различать предложение, словосочетание, слово;

  • ·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • ·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • ·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·различать второстепенные члены предложения;

  • ·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения), оценивать правильность разбора;

  • ·различать простые и сложные предложения.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • ·применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • ·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

  • безошибочно списывать текст объёмом 65-70 слов;

  • ·писать под диктовку тексты объёмом 65-70 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • ·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • ·подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • ·при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • ·при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Развитие речи

Выпускник научится:

  • ·выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

  • ·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • .самостоятельно озаглавливать текст;

  • ·составлять план текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • ·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • ·создавать тексты по предложенному заголовку;

  • ·подробно или выборочно пересказывать текст;

  • ·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • ·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

Ученик 4 класса научится:

Раздел «Фонетика и графика»

  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имен существительных, склонение;

  • определять грамматические признаки имен прилагательных –, падеж;

  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как: личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.


Раздел «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Раздел «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

2. Содержание учебного предмета, курса

Обучение грамоте (письмо) – 115 часов.

Разделы программы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

итого

Фонетика и орфоэпия

6

9

4

1

20

Графика

2

1

1

1

5

Морфология

9

34

50

25

118

Синтаксис

5

12

10

20

47

Орфография

9

45

59

82

195

Развитие речи

8

27

19

21

75

Состав слова

-------

5

10

10

25

резерв

11

37

17

10

75

Итого

50

170

170

170

560


1класс

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • ·раздельное написание слов;

  • ·обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);

  • ·прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • ·перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • ·знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Систематический курс «Русский язык»

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Фонетический разбор слова.

Графика.

Различение звуков и букв. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса .Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

Лексика1. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Морфология Значение и употребление в речи, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Имя прилагательное. Глагол. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные.

Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Синтаксис.

Различение предложения, слова (осознание их сходства и различий).

Орфография и пунктуация.……………………………………………………… Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • ·сочетания жи—ши1, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • ·сочетания чк—чн,

  • ·перенос слов;

  • ·прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • . проверяемые безударные гласные в корне слова

  • ·парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • ·сочетания чк—чн

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность)

2класс

Фонетика и орфоэпия

Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: твёрдый — мягкий. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: согласный парный — непарный; звонкий — глухой.

Графика. Различение звуков и букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Лексика1 (изучается во всех разделах курса) Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Оценивать уместность использования слов в тексте.

Состав слова

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Умение опознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Местоимение. Общее представление о местоимении. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений: повествовательные, вопросительные восклицательные. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • ·сочетания жи—ши1, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • ·сочетания чк—чн, чт, щн;

  • ·перенос слов;

  • ·прописная буква, в именах собственных;

  • ·проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • ·парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • ·непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • ·разделительный ь;

  • ·не с глаголами;

Развитие речи Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений): сочинения‑повествования, сочинения‑описания. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений текста. Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): изложения выборочные. Знакомство с жанрами письма. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование частей текста (абзацев). Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

3 класс

Фонетика и орфоэпия

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Фонетический разбор слова

Графика

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Лексика1 (изучается во всех разделах курса.)

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Состав слова

Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Значение и употребление в речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имён существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Частица не, её значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Различение простых и сложных предложений. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Различение словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;·непроизносимые согласные;

разделительный ъ, раздельное написание предлогов с другими словами, мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь). не с глаголами.

Развитие речи

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: (обращение с просьбой). Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): выборочное.

Создание собственных текстов по предложенным планам. Составление планов к данным текстам. Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений):сочинения‑описания. сочинения‑повествования, сочинения‑рассуждения. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

4 класс

Фонетика и орфоэпия

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Фонетический разбор слова.

Графика

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Лексика1 (изучается во всех разделах курса.)

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Состав слова

Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Значение и употребление в речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имён существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Частица не, её значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Различение простых и сложных предложений. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Различение словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;·непроизносимые согласные;

разделительный ъ, раздельное написание предлогов с другими словами, мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь). не с глаголами.

Развитие речи

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: (обращение с просьбой). Знакомство с основными видами изложений (без заучивания определений): выборочное.

Создание собственных текстов по предложенным планам. Составление планов к данным текстам. Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений):сочинения‑описания. сочинения‑повествования, сочинения‑рассуждения. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Перечень количества работ

1 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

КОД


Проверочные диктанты,


тесты

Проекты

1

Фонетика и орфоэпия

6


1




2

Графика

2






3

Морфология

9






4

Синтаксис

5






5

Орфография и пунктуация

9


1


2

1

6

Развитие речи

8


1




1

7

Состав слова

-





2

8

Резерв

11







Итого

50


3



2


2 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

КОД

Контрольные

диктанты

Проверочные работы, тесты

Контр. списыв.

Сочинения

изложения

Проекты

1

Фонетика и орфоэпия

9


1




2

Графика

1






3

Морфология

34

2

1

1



4

Синтаксис

12

1

1




5

Орфография и пунктуация

45

2

2

1


2

6

Развитие речи

27





10

1

7

Состав слова

5

1

1




8

Резерв

37







Итого

170

6

6

2

10

3


3 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

КОД

Контрольные

диктанты

Проверочные работы, тесты

Контр. списыв.

Сочинения

изложения

Проекты

1

Фонетика и орфоэпия

4


1



1

2

Графика

1






3

Морфология

50


2

1


2

4

Синтаксис

10






5

Орфография и пунктуация

59

9

3

2



6

Развитие речи

19





8


7

Состав слова

10


1




8

Резерв

17







Итого

170

9

7

3

8

3


4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

КОД

Контрольные

диктанты

Проверочные работы, тесты

Контр. списыв.

Сочинения

изложения

Проекты

1

Фонетика и орфоэпия

1


1




2

Графика

1






3

Морфология

25


2




4

Синтаксис

20

1




1

5

Орфография и пунктуация

82

8

1

2



6

Развитие речи

21





12


7

Состав слова

10


1



2

8

Резерв

10







Итого

170

9

5

2

12

3



3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обучение грамоте (письмо) 1 класс



Раздел программы (темы)

Количество часов

1

Письмо. Подготовительный период

20часов

2

Письмо. Буквенный период

82часа

3

Письмо. Послебукварный период

13 часов


Итого 115 ч


Русский язык 1 класс

Раздел программы (темы)

Количество часов

1

Фонетика и орфоэпия

6

2

Графика

2

3

Морфология

9

4

Синтаксис

5

5

Орфография

9

6

Развитие речи

8

7

Резерв

11

Итого 50 часов


2 класс


Разделы программы

Количество часов


Фонетика и орфоэпия

9


Графика

1


Морфология

34


Синтаксис

12


Орфография

45


Развитие речи

27


Состав слова

5


резерв

37


Итого

170


3 класс



Разделы программы

Количество часов


Фонетика и орфоэпия

4


Графика

1


Морфология

50


Синтаксис

10


Орфография

59


Развитие речи

19


Состав слова

10


резерв

17


Итого

170


4 класс


Разделы программы

Количество часов

1

Фонетика и орфоэпия

1

2

Графика

1

3

Морфология

25

4

Синтаксис

20

5

Орфография

82

6

Развитие речи

21

7

Состав слова

10

8

резерв

10


Итого

170