Комитет по образованию Администрации Г.о.Подольск
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «Лицей № 5» Протокол № 1 от « 27 » августа 2022г. Руководитель ШМО _________________ | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________________ « 30 » августа 2022г. | Утверждаю Приказ № от 30.08.2022 г. Директор ____________/_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
10 Б-11Б классы
2022 - 2023 учебный год
Составила
учитель русского языка
и литературы
Архипова М.В.
Г.о.Подольск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы курса: «Русский язык».10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2020. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение 34 учебных недель (1 час в неделю).
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 10-11 классах
ЛИЧНОСТНЫЕ отражают сформированность воспитания : гражданского, патриотического,духовно-нравственного,эстетического,физического,трудового, экологического и ценности научного познания.
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни
уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД:
выпускник научится
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
выпускник научится
искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
выпускник научится
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык» для 10 класса (базовый уровень)
1. Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
2. Лексика. Фразеология – 5 часов
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2часа
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
4. Морфемика и словообразование – 2 часа
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
5. Морфология и орфография – 3 часа
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок -МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
6. Части речи. Имя существительное – 2 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -
ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
7. Части речи. Имя прилагательное – 2 часа
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.
Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
8. Части речи. Имя числительное – 1час
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Особенности употребления собирательных числительных.
9. Части речи. Местоимение – 1 час
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
10. Части речи. Глагол – 3 час
Глагол как часть речи. Определение. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.
11. Части речи. Причастие – 2 час
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
12. Части речи. Деепричастие – 1 час
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
13. Части речи. Наречие. Категория состояния – 1 час
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
14. Служебные части речи – 4 часа
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
15.Повторение – 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык (Гольцова – базовый уровень)
10Б класс Учитель Архипова М.В.
№ | Название раздела Тема урока | Часы | ИКТ-ресурсы | Дата план | Дата факт |
| Слово о русском языке (1ч) | | | | |
1.1 | Слово о русском языке | 1 | http://rus.1september.ru | 1н. | |
| Лексика. Фразеология. Лексикография (5 ч) | | | | |
2.1 | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов | 1 | http://rus.1september.ru | | |
3.2 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | | http://slova.ndo.ru | 2н. | |
4.3 | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Употребление в речи. Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 | http://slova.ndo.ru | | |
5.4 | Проверочная работа: решение практических задач по лексикологии в формате ЕГЭ. | 1 | http://slova.ndo.ru | 3н. | |
6.5 | Фразеология. Лексикография | 1 | http://slova.ndo.ru | | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2) | | | | |
7.1 | Фонетика. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор | 1 | http://likbez.spb.ru | 4н. | |
8.2 | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Решение практических задач по орфоэпии в формате ЕГЭ | 1 | http://likbez.spb.ru | | |
Морфемика и словообразование (2 ч) | | | | |
9.1 | Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Решение практических задач по морфемике в формате ЕГЭ | 1 | | 5н. | |
10.2 | Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. Решение практических задач по словообразованию в формате ЕГЭ | 1 | | | |
| Морфология и орфография (22 ч) | | | |
| Орфография (3 ч) | | | |
11.1 | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ц | 1 | http://likbez.spb.ru | 6н. | |
12.2 | Правописание звонких и глухих непроизносимых и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Гласные ы - и после приставок. Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. Решение практических задач по орфографии в формате ЕГЭ. | 1 | http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | | |
13.3 | Контрольная работа | 1 | http://likbez.spb.ru | 7н. | |
Самостоятельные части речи Имя существительное (2 ч) | | | | |
14.1 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных | 1 | | | |
15.2 | Проверочная работа: решение практических задач в формате ЕГЭ | 1 | http://www.saharina.ru/ | 8н. | |
| Имя прилагательное (2 ч) | | | | |
16.1 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен существительных и прилагательных. Решение практических задач в формате ЕГЭ | 1 | http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | | |
17.2 | Контрольный диктант | 1 | http://www.saharina.ru/ | 9н. | |
| Имя числительное (1 ч) | | | | |
18.1 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Морфологический разбор имён числительных. Употребление имен числительных в речи. Решение практических задач в формате ЕГЭ | 1 | http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | | |
| Местоимение (1ч) | | | | |
19.1 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Решение практических задач в формате ЕГЭ | 1 | http://www.saharina.ru/ | 10н. | |
| Глагол (3ч) | | | | |
20.1 | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Правописание глагола Решение практических задач по правописанию глаголов в формате ЕГЭ | 1 | http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | | |
21.2 | Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы | 1 | | 11н. | |
22.3 | Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Спряжение. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов | 1 | | | |
| Причастие (2ч) | | | | |
23.1 | Причастие как особая глагольная форма. Морфологический разбор причастий | 1 | | 12н. | |
24.2 | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Решение практических задач по правописанию суффиксов причастий в формате ЕГЭ | 1 | http://www.saharina.ru/ | | |
| Деепричастие (1ч) | | | | |
25.1 | Деепричастие как особая глагольная форма. Морфологический разбор деепричастий Решение практических задач по правописанию суффиксов деепричастий в формате ЕГЭ | 1 | http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | 13н. | |
| Наречие (1 ч) | | | | |
26.1 | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий Решение практических задач по правописанию наречий в формате ЕГЭ | 1 | | | |
| Слова категории состояния (1 ч) | | | | |
27.1 | Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о,-е и кратких прилагательных ср. рода ед. ч. | 1 | | 14н. | |
| Служебные части речи Предлог (1 ч.) | | | | |
28.1 | Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлогов. Особенности употребления и правописания предлогов Решение практических задач по правописанию и употреблению предлогов в формате ЕГЭ | 1 | http://www.saharina.ru/ | | |
| Союзы и союзные слова (2 ч) | | | | |
29.1 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. | 1 | http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | 15н. | |
30.2 | Проверочная работа: Решение практических задач по правописанию и употреблению союзов в формате ЕГЭ | 1 | | | |
| Частицы (1 ч) | | | | |
31.1 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц, их значение и употребление Решение практических задач по правописанию и употреблению частиц в формате ЕГЭ | 1 | | 16н. | |
| Междометия. Звукоподражательные слова (1 ч) | | | | |
32.1 | Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометий. Звукоподражательные слова. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Решение практических задач по употреблению междометий и их пунктуационному оформлению на письме в формате ЕГЭ | 1 | | | |
Повторение и обобщение пройденного (2 ч) | | |
33.1 | Контрольный тест в формате ЕГЭ | 1 | | 17н. | |
34.2 | Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические признаки. Правописные нормы и стилистические возможности употребления частей речи. | 1 | | | |
Содержание учебного предмета «Русский язык»
11 класс (базовый уровень)
1. Синтаксис и пунктуация - 1 час
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
2. Словосочетание - 1 час
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
3. Предложение - 1 час
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
4. Простое неосложненное предложение - 5 часов
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
5. Простое осложненное предложение - 11 часов
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
6. Сложное предложение - 6 часов
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
7. Речь. Речевое общение. Культура речи – 1 час
8. Стилистика - 5 часов
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
9. Из истории русского языкознания – 1 час
М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(уч.Н.Г.Гольцовой)
11 Б КЛАСС Учитель Архипова М.В.
№ | Тема урока | Часы | Дата план | Дата факт |
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | | | |
| Синтаксис и пунктуация- 2 часа | | | |
1 | Основные принципы русской пунктуации. | 1 | | |
2 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. | 1 | | |
| Предложение- 1 час | | | |
3 | Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | | |
| Простое неосложненное предложение- 5 часов | | | |
4 | Двусоставные предложения и их предикативная основа. | 1 | | |
5 | Односоставные предложения и их предикативная основа. | 1 | | |
6 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | |
7 | Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. | 1 | | |
8 | Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационно тире.Решение практических задач постановки тире в формате ЕГЭ. | 1 | | |
| Простое осложненное предложение – 11+4Р.Р. часов | | | |
9 | Р.Р. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте. | 1 | | |
1011 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. | 2 | | |
11 | Ошибки при построении предложений с однородными членами | 1 | | |
12 | Р.Р. Работа с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. | 1 | | |
13 | Р.Р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции. | 1 | | |
14 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений и приложений. | | | |
15 | Обособление обстоятельств и дополнений | 2 | | |
16 | Проверочная работа: Решение практических задач постановки знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях в формате ЕГЭ. | 1 | | |
17 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 1 | | |
18 | Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами. | | | |
19 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова-предложения да и нет. | 2 | | |
20 | Самостоятельная работа: Решение практических задач постановки знаков препинания в формате ЕГЭ. | 1 | | |
21 | Р.Р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту. | 1 | | |
| Сложное предложение - 6 часов | | | |
22 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Решение практических задач постановки знаков препинания в формате ЕГЭ. | 1 | | |
23 | Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Решение практических задач постановки знаков препинания в формате ЕГЭ. | 1 | | |
24 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Решение практических задач постановки знаков препинания в формате ЕГЭ. | 1 | | |
25 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Решение практических задач постановки знаков препинания в формате ЕГЭ. | 1 | | |
26 | Сложные предложения с разными видами связи. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. | 1 | | |
27 | Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Решение практических задач постановки знаков препинания в формате ЕГЭ. | 1 | | |
| Речь. Речевое общение. Культура речи – 1 час | | | |
28 | Речь. Речевое общение. Культура речи . Типы норм литературного языка | 1 | | |
| Стилистика - 6 часов | | | |
29 | Классификация функциональных стилей. | 1 | | |
30 | Типы текстов и их признаки. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
31 | Выразительные средства. | | | |
3233 | Тест в формате ЕГЭ и его анализ | 2 | | |
| Из истории русского языкознания – 1 час | | | |
34 | М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов. | 1 | | |
16