Рабочая программа по русскому языку.
11 класс.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса « Русский язык 10-11 класс » составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной государственной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г. , - Москва «Русское слово», 2010 г.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Данная программа предполагает работу с учебником :
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык .Учебник для 10-11классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях. Часть 2. - М.: Русское слово, 2018.
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение
следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой Н.Г. предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе из регионального компонента учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 10-11-го классов к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой Н.Г.– 68 часов (2 часа в неделю).
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и
систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется
трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям,
направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи
обучающихся.
Формы организации образовательного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Виды и формы контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания
дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ
на вопрос о его содержании.
2.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа предназначена для изучения русского языка в 11
классе из расчёта 68 часов за год ( 2 часа в неделю ).
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии
норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно- бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
говорение и письмо:
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-
научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за
собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
4. Содержание учебного предмета
Повторение и обобщение пройденного.
Лексика. Фонетика. Морфемика. Морфология. Орфография.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных
членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные
дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных
конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним
придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной
речи.
СТИЛИСТИКА.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили
речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный
стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы
речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка
текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.
Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
5. Календарно – тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе ( 5 часов) |
1 | Лексика. | 1 | | | |
2 | Фонетика | 1 | | | |
3 | Морфемика. | 1 | | | |
4 | Морфология. Орфография. | 1 | | | |
5 | Итоговая контрольная работа по теме « Повторение и обобщение изученного в 10 классе». | 1 | | | |
Синтаксис и пунктуация (50 часов) |
6 | Основные принципы русской пунктуации. | 1 | | | |
7 | Рр. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. | 1 | | | |
8 | Рр. Написание сочинения. | 1 | | | |
9 | Словосочетание. Виды синтаксической связи. | 1 | | | |
10 | Повторение и обобщение по теме «Словосочетание». | 1 | | | |
11 | Готовимся к ЕГЭ. Тестирование | 1 | | | |
12 | Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. | 1 | | | |
13 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | | | |
14 | Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Предложения двусоставные и односоставные. | 1 | | | |
15 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | |
16 | Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Интонационное тире. | 1 | | | |
17 | Рр. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. | 1 | | | |
18 | Рр. Написание сочинения. | 1 | | | |
19 | Повторение и обобщение по теме «Простое предложение». | 1 | | | |
20 | Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. | 1 | | | |
21 | Простое осложненное предложение. | 1 | | | |
22 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 1 | | | |
23 | Рр. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | | | |
24 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами, повторяющимися и парными союзами. | 1 | | | |
25 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | | | |
26 | Повторение и обобщение по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | | | |
27 | Готовимся в ЕГЭ. Тестирование. | 1 | | | |
28 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | 1 | | | |
29 | Обособленные приложения. | 1 | | | |
30 | Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. | 1 | | | |
31 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | | | |
32 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | 1 | | | |
33 | Знаки препинания при обращениях. | 1 | | | |
34 | Вводные и вставные конструкции. | 1 | | | |
35 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 1 | | | |
36 | Повторение и обобщение по теме «Простое осложненное предложение ». | 1 | | | |
37 | Итоговая контрольная работа по теме: «Обособленные члены предложения » . | 1 | | | |
38 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | 1 | | | |
39 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | | | |
40 | Урок закрепление «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным». | 1 | | | |
41 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | | | |
42 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | | | |
43 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | | | |
44 | Рр. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему по заданному тексту. | 1 | | | |
45 | Рр. Написание сочинения. | 1 | | | |
46 | Период. Знаки препинания в периоде. | 1 | | | |
47 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | 1 | | | |
48 | Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. | 1 | | | |
49 | Способы передачи чужой речи. | 1 | | | |
50 | Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. | 1 | | | |
51 | Рр. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. | 1 | | | |
52 | Рр. Написание сочинения. | 1 | | | |
53 | Сочетание знаков препинания. | 1 | | | |
54 | Факультативные знаков препинания. Авторская пунктуация. | 1 | | | |
55 | Повторение и обобщение по теме « Предложение с чужой речью ». | 1 | | | |
Культура речи. ( 4 часа) |
56 | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. | 1 | | | |
57 | Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. | 1 | | | |
58 | Рр. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. | 1 | | | |
59 | Рр. Написание сочинения. | 1 | | | |
Стилистика. Функциональные стили. (6 часов) |
60 | Научный стиль. | 1 | | | |
61 | Официально-деловой стиль. | 1 | | | |
62 | Публицистический стиль. | 1 | | | |
63 | Разговорный стиль. | 1 | | | |
64 | Особенности литературно-художественного стиля. | 1 | | | |
65 | Из истории русского языкознания. | 1 | | | |
Повторение ( 3 часа) |
66 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | | |
67 | Написание итоговой контрольной работы. | 1 | | | |
68 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | | |
13