СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО «Начальная школа» ______________И.И.Мазитова протокол №___ от «___»________2019 г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР: ____________________ Р.Р.Валиев «____»_______________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______________Л.Ф.Сафиуллин приказ №_________ от «____»__________2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 3 классе
Принято на заседании
педагогического Совета
протокол № _____
от «____»______________2019 г.
Составитель: учитель начального класса
Муртазина Р.Р.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, к предметной линии учебников «Русский язык» системы учебников «Школа России» (Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3класс, в 2 ч.), планируемых результатов начального общего образования и учебного плана МБОУ «Петровскозаводская СОШ» на 2019-2020 учебный год
Данная программа является программой среднего уровня. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы. Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности, научности и перспективности между различными разделами курса.
Цель курса
– открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности,
уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Основная задача курса
— открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать способность слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.
Курс направлен:
на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками 3 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса:
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
•Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
•осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
•становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
•развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
•формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
•развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
•ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
•развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
•понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
•осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
•осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
•развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные ууд
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные ууд
•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные ууд
•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
•Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
•понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
проявление собственного уровня культуры;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
•овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
•разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;
находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
•распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часа 5 часа в неделю (34 учебные недели). В случае совпадения некоторых уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы за счёт:
1.За счет часов выделенных на повторение материала;
2.За счет объединения уроков по одной теме
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:
- Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
- Концепция и программы для начальных классов «Школа России» 1 часть– М.: «Просвещение», 2008.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Язык и речь | Наша речь и наш язык.
| 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Упражнение в разборе предложений по членам предложений Простое и сложное предложение .Словосочетание | 13
|
3 | Слово и его лексическое значение | Слово и его лексическое значения. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Слово и словосочетание. Фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов. | 18
|
4 | Состав слова | Общее понятие о значимых частях слова Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов, о сложных словах с двумя корнями. Части слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразованием слова. | 17 |
5 | Правописание частей слова | Общее представление о правописании частей слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми ударением безударными гласными, с двумя безударными гласными. Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне, с непроверяемым согласным в корне.Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова и подбором однокоренных слов.Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок (общее представление).Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками.Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными.Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком. Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. | 29 |
6 | Части речи | Общее представление о частях речи. Части речи. | 1 |
7 | Имя существительное | Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного, множественного. Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). | 32 |
8 | Имя прилагательное | Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании. Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения). | 18 |
9 | Местоимение | Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). | 5 |
10 | Глагол | Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам. Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое). | 20 |
11 | Повторение изученного за год | Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи | 15 |
| Всего |
| 170 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся
| |||
план | факт | |||||
Язык и речь (2 ч) | ||||||
1/1
|
|
| Инструктаж по ТБ. Наша речь. Виды речи. | Умение различать виды речи, выяснять значение слова язык, размышление о языке; анализировать высказывания о русском языке, формировать навык общения | ||
2/2 |
|
| Наш язык | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализироватьвысказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания | ||
Текст. Предложение. Словосочетание (13 ч) | ||||||
3/1 |
|
| Текст. Типы текстов | Определять типы текстов, признаки текста, составление текста из деформированных предложений, составление текста по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений | ||
4/2
|
|
| Предложение. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения.Составлять предложения из слов на определённую тему. Выделять в письменном тексте диалог. Оценивать результаты своей деятельности | ||
5/3 |
|
| Виды предложений по цели высказывания | Научатся различать предложения, устанавливать правильную интонацию, Постановка знаков препинания в конце предложений
| ||
6/4 |
|
| Виды предложений по интонации | Научатся анализировать таблицу, определять предложения в устной и письменной речи, правильно находить восклицательные и невосклицательные предложения и ставить знак в конце предложений | ||
7/5 |
|
| Предложения с обращением | Научатся находить в тексте обращение. Ставить знаки препинания в предложения с обращениями, работа с текстом, составление диалогов, включающих обращение | ||
8/6 |
|
| Входной диктант | Проверка знаний | ||
9/7 |
|
| Работа над ошибками. Упражнение в разборе предложений по членам предложений | Устанавливать связь слов в предложении, находить грамматическую основу предложения, соотнесение предложений со схемой | ||
10/8 |
|
| Главные и второстепенные члены предложений | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения, обосновывать постановку знаков препинания в конце предложения. Работать со схемой «Члены предложения», составлять сообщение по информации, представленной в схеме. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Распознавать распространённые и нераспространённые предложения, определять роль второстепенных членов в распространённом предложении. Составлять из данных слов распространённое предложение по заданному алгоритму. Оценивать результаты своей деятельности | ||
11/9 |
|
| Главные и второстепенные члены предложений | Составление предложений их группы слов , распознавать предложения распространенные и нераспространенные, выработать умение определять главные и второстепенные члены предложений | ||
12/10 |
|
| Простое и сложное предложение | Различать простое и сложное предложения, находить грамматическую основу сложного предложения | ||
13/11 |
|
| Словосочетание | Находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний, | ||
14/12 |
|
| Текст. Предложение. Словосочетание | Определять тип текста, цель высказывания и интонацию предложения, разбор предложений по членам | ||
15/13 |
|
| Контрольный диктант по теме «Предложение». | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами (а, и, но).Объяснять знаки препинания между частями сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. | ||
Слово, его лексическое значение (18 ч) | ||||||
16/1 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | Определять лексическое значение слов, распознавать однозначные и многозначные слова, работа со схемой | ||
17/2 |
|
| Синонимы и антонимы | Распознавать в речи синонимы и антонимы, подбирать необходимые слова | ||
18/3 |
|
| Омонимы | Находить омонимы в устной и письменной речи, выяснять лексической значение слов | ||
19/4 |
|
| Слово и словосочетание | Находить в словосочетании главное и зависимое слово | ||
20/5 |
|
| Фразеологизмы | Что такое фразеологизмы, соотнесение их с рисунками, замечать в речи фразеологизмы | ||
21/6 |
|
| Обучающее изложение | Определение темы частей, нахождение фрагментов частей текста, составление текста и его проверка | ||
22/7 |
|
| Части речи. | Распознавать части речи с опорой на таблицу, разбор предложений по членам предложений, по частям речи | ||
23/8 |
|
| Имя существительное. | Классификация частей речи, определять грамматические признаки частей речи, замена имен существительных местоимением | ||
24/9 |
|
| Имя прилагательное | Устанавливать связь им. Прил с именами сущ, различать оттенки значений имен прилагательных | ||
25/10 |
|
| Глагол. | Определение роли глаголов в тексте, определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению | ||
26/11 |
|
| Имя числительное как часть речи. | Определять имена числительные по обобщенному лексическому значению | ||
27/12 |
|
| Однокоренные слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать , различать, сравнивать однокор. слова и слова-синонимы | ||
28/13 |
|
| Слово и слог. Гласные звуки и буквы. | Различать слово и слог, букву и звук, правильно определять количество слогов в словах, определение буквы для обозначения безударного гласного звука в словах. | ||
29/14 |
|
| Согласные звуки и буквы. | Распознавать согласные звуки и буквы | ||
30/15 |
|
| Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Писать слова с разделительным мягким знаком, перенос слов с разделительным мягким знаком | ||
31/16 |
|
| Звонкие и глухие согласные звуки. | Определение согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные звуки | ||
32/17 |
|
| Обучающее изложение. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану). Оценивать результаты своей деятельности | ||
33/18 |
|
| Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове». | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Оценивать результаты своей деятельности | ||
Состав слова (17 ч) | ||||||
34/1 |
|
| Однокоренные слова. Корень слова. | Общее лексическое значение слов, различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, работа со словарем однокоренных слов |
| |
35/2 |
|
| Сложные слова | Чередование согласных в корне, одинаково писать гласные и согласные в корне однокоренных слов |
| |
36/3 |
|
| Формы слова. Окончание . | При изменении формы слова лексическое значение остается без изменения, изменять форму слова, связь слов в словосочетании и предложении |
| |
37/4 |
|
| Контрольный диктант за 1 четверть. | Безошибочное написание работы, проверять результаты своей работы |
| |
38/5 |
|
| Работа над ошибками. Упражнение в нахождении окончаний | Умение выделять окончание, нулевое окончание, нахождение в слове окончания |
| |
39/6 |
|
| Приставка (общее понятие). | Приставка, ее значение в слове, нахождение приставок в словах, образование новых глаголов с помощью различных приставок |
| |
40/7 |
|
| Приставка – значимая часть слова. | Находить приставку в слове, выделять изучаемые части в слове |
| |
41/8 |
|
| Значение приставок. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Правильноупотреблять в речи слова с приставками. Составлять предложения или рассказ по рисунку. Оценивать результаты своей деятельности |
| |
42/9 |
|
| Суффикс (общее понятие) | Находить в словах суффиксы |
| |
43/10 |
|
| Суффикс – значимая часть слова. Значение суффиксов. | Уменьшительно-ласкательные, увеличительные и др. значения суффиксов |
| |
44/11 |
|
| Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | Анализ содержания картины, высказывать свое отношение к картине, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст, безошибочное написание сочинения, умение работать со словарем |
| |
45/12 |
|
| Работа над ошибками. Основа слова | Находить и выделить основу слова, работать со словообразовательным словарем, написание слов с непроверяемыми орфограммами |
| |
46/13 |
|
| Обобщение изученного по теме «Состав слова» | Слова с непроверяемым написанием, проводить разбор слов по составу, пользуясь памяткой, формирование навыка моделирования слов |
| |
47/14 |
|
| Диктант по теме «Состав слова» | Безошибочное написание работы, проверять результаты своей работы |
| |
48/15 |
|
| Работа над ошибками. Упражнения в нахождении частей слова. | Написание орфограммы в любой части слова, выделять части слова, умение пользоваться таблицей для нахождения орфограммы и ее проверки, воспроизвести знания об изученных правилах письма |
| |
49/16 |
|
| Обучающее изложение | Использование авторских средств, записывать слова и предложения после их предварительного разбора последовательно и подробно излагать мысль, грамотное написание текста и проверка трудных слов |
| |
50/17 |
|
| Проект «Семья слов» | Умение работать над проектом | ||
Правописание частей слова (29 ч) | ||||||
51/1 |
|
| В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Подбирать проверочные слова с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой, | ||
52/2 |
|
| Два способа проверки слов с безударными гласными в корне | Подбор проверочных слов, ударение в слове | ||
53/3 |
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне | Подбирать проверочные слова с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой, | ||
54/4 |
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне | Подбирать проверочные слова с заданной орфограммой, объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой, | ||
55/5 |
|
| Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | Подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне | ||
56/6 |
|
| Правописание слов с парными согласными в корне | Знания о парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова, писать слова на изучаемое правило, | ||
57/7 |
|
| Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | Группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове, находить изученные орфограммы и безошибочно написание слов | ||
58/8 |
|
| Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне | Обозначение буквой непроизносимого согласного в слове | ||
59/9 |
|
| Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне | Группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове, находить изученные орфограммы и безошибочно написание слов | ||
60/10 |
|
| Правописание слов с непроверяемой согласной в корне | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове, контролировать | ||
61/11 |
|
| Двойные согласные
| Научатся писать слова с удвоенными согласными, контролировать правильность записи текста, сопоставление слов, различных по смыслу, но сходных в произношении, работа с орфографическим словарем | ||
62/12 |
|
| Правописание слов в удвоенными согласными | Образование однокоренных слов с суффиксом –н-, распределение слов по группам в зависимости от места нахождения двойных согласных в слове | ||
63/13 |
|
| Диктант по теме «Правописание частей слова» | Определять наличие в словах изучаемых и изученных орфограмм, находить и отмечать орфограммы в словах, подбирать поверочные слова, определение значений слова
| ||
64/14 |
|
| Работа над ошибками, Правописание суффиксов и приставок | Писать слова с суффиксами, группировать слова по типу орфограммы, различать значение слов с различными суффиксами
| ||
65/15 |
|
| Правописание суффиксов и приставок | Писать слова с суффиксами, группировать слова по типу орфограммы, различать значение слов с различными суффиксами | ||
66/16 |
|
| Правописание суффиксов и приставок | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания приставок. Наблюдать над правописанием в словах приставок, писать слова с приставками. Образовывать слова с заданными приставками, выделять приставки, объяснять их написание.Определять значение слов с приставками | ||
67/17 |
|
| Упражнение в правописании суффиксов и приставок | Писать слова с суффиксом –ок- после шипящих, употреблять изученные правила письма | ||
68/18 |
|
| Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | Высказывать свое отношение к картине, воспроизвести содержание картины, высказать впечатление, запись самостоятельно составленного текста с использованием опорных слов, проверка написанного | ||
69/19 |
|
| Правописание приставок и предлогов | Писать слова приставками и предлогами, различать на слух приставки и предлоги, умение находить их в тексте | ||
70/20 |
|
| Правописание приставок и предлогов | Упражнение в написание приставок и предлогов | ||
71/21 |
|
| Контрольный диктант | Знание изученных орфограмм, применять знания при написании под диктовку, контролировать этапы своей работы, безошибочное написание под диктовку | ||
72/22 |
|
| Работа над ошибками. Слова с разделительным твердым знаком | Определение роли, которую выполняет разделительный твердый знак
| ||
73/23 |
|
| Написание слов с разделительным «ъ» знаком | Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания, выполнять звукобуквенный анализ слов, употреблять изученные правила, написание слов с разделительными знаками | ||
74/24 |
|
| Разделительный твердый и мягкий знаки | Писать слова с разделительным твердым знаком, сопоставлять с разделительным мягким знаком, анализировать и записывать слова с изученными правилами | ||
75/25 |
|
| Упражнения в написании разделительный твердый и мягкий знаки | Писать слова с разделительным твердым знаком, сопоставлять с разделительным мягким знаком, анализировать и записывать слова с изученными правилами | ||
76/26 |
|
| Упражнение в написании слов с разделительным «ь», «ъ» | Писать слова с разделительным твердым знаком, сопоставлять с разделительным мягким знаком, анализировать и записывать слова с изученными правилами
| ||
77/27 |
|
| Обучающее изложение | Использование авторских средств, записывать слова и предложения после их предварительного разбора последовательно и подробно излагать мысль, грамотное написание текста и проверка трудных слов | ||
78/28 |
|
| Работа над ошибками. Упражнения в правописании корней слова. | Научатся употреблять изученные правила, контролировать этапы своей работы, применение правила правописания слов | ||
79/29 |
|
| Проект «Составляем орфографический словарь» | Умение работать над проектом | ||
Части речи (1 ч) | ||||||
80/1 |
|
| Части речи | Воспроизведение знаний о частях речи, распознавание частей речи по лексическим значениям, классифицировать слова по частям речи
| ||
Имя существительное (32ч.) | ||||||
81/1 |
|
| Имя существительное как часть речи | Воспроизведение знаний об им. сущ. как части речи, анализ и синтез определения , подбирать примеры им. сущ-ых по родовым признакам, распознавание имен сущ-ых среди однокоренных слов | ||
82/2 |
|
| Значение и употребление имен существительных в речи | Начальная форма имени существительного, распознавать имена существительные среди слов других частей речи | ||
83/3 |
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Выделять среди имен существительных одушев. и неодушев. (по вопросу и значению), знакомство с словами-архаизмами, распознавание и классификация имен сущ-х по вопросам и признакам
| ||
84/4 |
|
| Упражнения с одушевленными и неодушевленными именами существительными | Выделять среди имен существительных одушев. и неодушев. (по вопросу и значению) | ||
85/5 |
|
| Обучающее изложение повествовательного текста | Письменное изложение повествовательного текста-образца по самостоятельно составленному плану, написание изложения, проверка написанного
| ||
86/6 |
|
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные | Воспроизведение знаний об именах собственных и нарицательных, заглавная буква в написании имен собственных | ||
87/7 |
|
| Проект «Тайны имен». | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.Распознавать собственные и нарицательные имена существительные,определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. | ||
88/8 |
|
| Число имен существительных | Число имен сущ-х, изменение формы числа имен сущ-х, распознавание имен сущ-х, имеющих форму ед. числа | ||
89/9 |
|
| Изменение имен существительных по числам. | Классификация имен существительных по родам, родовые окончания имен существительных, обосновывать правильность определения рода имен существительных, определение рода однокоренных имен существительных | ||
90/10 |
|
| Род имен существительных | Классификация имен существительных по родам, родовые окончания имен существительных, обосновывать правильность определения рода имен существительных, определение рода однокоренных имен существительных | ||
91/11 |
|
| Определение рода имен существительных в косвенных падежах | Определение рода имен существительных в косвенных падежах | ||
92/12 |
|
| Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | Роль мягкого знака (как показатель мягкости согласного звука), как показатель женского рода имен существительных, различать род имен существительных,
| ||
93/13 |
|
| Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | Развитие умения в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | ||
94/14 |
|
| Диктант по теме «Имя существительное» | Записывать текст под диктовку и проверять написанное | ||
95/15 |
|
| Работа над ошибками, допущенными. Имя существительное. | Устанавливать связь между предложениями и частями текста, определение роли местоимений в предложениях.
| ||
96/16 |
|
| Склонение имен существительных | Изменение имен существительных по вопросам (падежам), запоминание падежей
| ||
97/17 |
|
| Падеж имен существительных | Изменение имен существительных по падежам, определение падежа, в которых употреблено имя существительное, работать с памяткой учебника | ||
98/18 |
|
| Упражнения в определении падежей | Изменение имен существительных по вопросам (падежам), запоминание падежей
| ||
99/19 |
|
| Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Составление текста по репродукции картины, ответы на вопросы, написание сочинения, проверка написанного | ||
100/20 |
|
| Именительный падеж имен существительных | Распознавание им. падежа по вопросу и роли существительного в предложении, определять имена существительное в именительном падеже | ||
101/21 |
|
| Родительный падеж имен существительных | Распознавание родительного падежа по вопросу и предлогам, определять имена существительные в род. падеже в предложении | ||
102/22 |
|
| Дательный падеж имен существительных | Признаки имен существительных в дательном падеже, вопросы, предлоги, определять имена существительные в дательном падеже в словосочетании и предложении | ||
103/23 |
|
| Винительный падеж имен существительных | Признаки имен существительных в винительном падеже, вопросы, предлоги, определять имена существительные в винительном падеже в словосочетании и предложении | ||
104/24 |
|
| Творительный падеж имен существительных | Признаки имен сущ-х в творительном падеже, вопросы, предлоги, распознавать имена сущ-е в творительном падеже | ||
105/25 |
|
| Предложный падеж имен существительных | Признаки имен существительных в предложном падеже, предлоги, вопросы, распознавать имена существительные в предложном падеже | ||
106/26 |
|
| Обучающее изложение повествовательного текста | Самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с авторскими словами . | ||
107/27 |
|
| Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имен существительных | Распознавать изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму, обосновать правильность определения падежей имен существительных, морфологический разбор имен существительных пользуясь памяткой учебника | ||
108/28 |
|
| Все падежи | Распознавать изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму | ||
109/29 |
|
| Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | Обсуждение возможных вариантов начала сочинения, его структуры, использовать лексико-орфографическую работу, оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы, написание и проверка сочинения | ||
110/30 |
|
| Работа над ошибками. Упражнения в распознавании падежей имен существительных. | Проверки написания различных орфограмм, подбирать проверочное слово, обосновывая написание, контролировать и оценивать этапы своей работы. | ||
111/31 |
|
| Диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | Обобщение знаний, умений, навыков об именах существительных | ||
112/32 |
|
| Проект. Зимняя страничка | Умение работать над проектом | ||
Имя прилагательное (18 ч.) | ||||||
113/1 |
|
| Понятие об имени прилагательном как части речи | Признаки имен прилагательных, распознавание имен прилагательных в тексте среди других частей речи, устанавливать связь имен существительных с именами прилагательными. | ||
114/2 |
|
| Связь имен прилагательных с именами существительными. | Научатся распознавать и писать сложные имена прилагательные, распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов | ||
115/3 |
|
| Роль прилагательных в тексте | Признаки имен прилагательных, распознавание имен прилагательных в тексте среди других частей речи, устанавливать связь имен существительных с именами прилагательными. | ||
116/4 |
|
| Художественное описание (общее знакомство). Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» | Сравнение научного и художественного описания предмета, наблюдать над употреблением имен прилагательных в текстах, выделять выразительные средства языка, формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами | ||
117/5 |
|
| Род имен прилагательных | Как определить род имен прилагательных в единственном числе, установить зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного | ||
118/6 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам. | Классификация имен прилагательных по роду, признаки имен прилагательных для определения рода, ставить вопросы от имен существительных к именам прилагательных для правильной записи окончания | ||
119/7 |
|
| Правописание родовых окончаний имен прилагательных | Родовые окончания имен прилагательных | ||
120/8 |
|
| Контрольный диктант за 3 четверть | Обобщение знаний, умений, навыков | ||
121/9 |
|
| Число имен прилагательных | Определять форму числа имени прилагательного, правильно писать родовые окончания имен прилагательных , изменять имен прилагательные по числам, составление и запись предложений | ||
122/10 |
|
| Изменение имен прилагательных по числам | Зависимость числа имени прилагательного от числа имени существительного, развивать умения писать родовые окончания имен прилагательных, признаки имен прилагательных, нахождение имен прилагательных в тексте | ||
123/11 |
|
| Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) | Осознавать, что падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному, работа с таблицей учебника | ||
124/12 |
|
| Упражнение в определении падежа имен прилагательных | Зависимость падежа имен прилагательных от падежа имен существительных, ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному, определение вида предложений по цели высказывания, письмо по памяти | ||
125/13 |
|
| Упражнения в определении рода и числа имен прилагательных. | Распознавать род, число, падеж имени прилагательного, разбор слов по составу и подбор слов по заданной схеме
| ||
126/14 |
|
| Обобщение изученного | Обобщение знаний, умений, навыков | ||
127/15 |
|
| Отзыв по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | Использование имен прилагательных при описании портрета, составление и запись текста, используя опорные слова, самостоятельная запись текста, работа со словарем, проверка написанного | ||
128/16 |
|
| Проект «Имена прилагательные в загадках» | Умение работать над проектом | ||
129/17 |
|
| Диктант по теме «Имя прилагательное» | Знания, умения, навыки по теме «Имя прилагательное» | ||
130/18 |
|
| Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном | Пользование памяткой при выполнении работы над ошибками, исправлять ошибки, классифицировать их, подбирать проверочные слова | ||
Местоимение (5 ч) | ||||||
131/1 |
|
| Личные местоимения (общее представление) | Лексические значения в распознавании и определении местоимений, работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями | ||
132/2 |
|
| Изменение личных местоимений по родам | Распознавание личных местоимений среди других частей речи, Определять грамматические признаки личных местоимений, изменений по родам местоимений 3-го лица ед.ч. | ||
133/3 |
|
| Местоимение | Распознавание и определение местоимений, работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями | ||
134/4 |
|
| Определение местоимений | Лексические значения в распознавании и определении местоимений | ||
135/5 |
|
| Наблюдение над употреблением в тексте местоимений | Распознавать личные местоимения, обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений, правильно употреблять местоимения в речи
| ||
Глагол (20 ч) | ||||||
136/1 |
|
| Понятие о глаголе как части речи | Формирование знаний о глаголе как части речи, распознавать глаголы среди других частей речи, функции глаголов, лексическое значение слов | ||
137/2 |
|
| Значение и употребление глаголов в речи | Синтаксическая роль глаголов , Определять роль глаголов в тексте, умение ставить к ним вопросы | ||
138/3 |
|
| Глаголы в неопределенной форме | Особенности глаголов в неопределенной форме, распознавание этих глаголов | ||
139/4 |
|
| Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме | Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам, Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы | ||
140/5 |
|
| Число глаголов. | Глаголы изменяются по числам, ставить вопросы к глаголам ед. и мн. определение признаков глаголов | ||
141/6 |
|
| Изменение глаголов по числам | Определение роли глаголов в тексте по числам, определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению | ||
142/7 |
|
| Времена глаголов | Глаголы изменяются по временам, особенности каждой временной формы, | ||
143/8 |
|
| Упражнение в определении времени глагола. 2-е лицо глаголов | Различать время глагола по вопросу и по лексическому значению, написание глаголов с окончаниями –ешь, -ишь,
| ||
144/9 |
|
| Изменение глаголов по временам | Сохранение вида глаголов (совершенный, несовершенный) при изменении по временам, распознавать время глаголов | ||
145/10 |
|
| Упражнения в определении времени глагола | Глаголы изменяются по временам, особенности каждой временной формы, | ||
146/11 |
|
| Обучающее изложение повествовательного текста | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, грамотно излагать составленный текст, запись и проверка написанного | ||
147/12 |
|
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении | Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, образовывать от глаголов неопределенной формы всех форм прошедшего времени | ||
148/13 |
|
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам | ||
149/14 |
|
| Частица не с глаголами | Раздельное написание частицы не с глаголами | ||
150/15 |
|
| Упражнение в распознавании частицы не с глаголами | Раздельное написание частицы не с глаголами | ||
151/16 |
|
| Обобщение знаний о глаголе | Систематизирование знаний о глаголе как части речи | ||
152/17 |
|
| Обобщение изученного | Участвовать в устном общении на уроке, выражать собственное мнение , обосновывать его с учетом ситуации общения | ||
153/18 |
|
| Разбор глагола как части речи | Определение роли глаголов в тексте, определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению | ||
154/19 |
|
| Диктант по теме «Глагол» | обобщить умения навыки по теме «Глагол» | ||
155/20 |
|
| Работа над ошибками. Упражнения в определении времени и числа у глаголов. | Написание слов с непроверяемыми орфограммами, проверка написанного, работа со словарем | ||
Повторение (15 ч) | ||||||
156/1 |
|
| Обобщение о частях речи. | Распознавать части речи на основе усвоенных признаков | ||
157/2 |
|
| Части речи | Распознавать части речи с опорой на таблицу, разбор предложений по членам предложений, по частям речи | ||
158/3 |
|
| Обучающее изложение | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, грамотно излагать составленный текст, запись и проверка написанного | ||
159/4 |
|
| Обобщение изученного о слове, предложении. | Применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, оценивать мысли, советы, предложения др.людей | ||
160/5 |
|
| Правописание окончаний имен прилагательных. | Определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного | ||
161/6 |
|
| Правописание приставок и предлогов. | Устанавливать отличие приставок от предлогов | ||
162/7 |
|
| Правописание безударных гласных. | Применять правила правописания | ||
163/8 |
|
| Правописание безударных гласных. | Применять правила правописания | ||
164/9 |
|
| Правописание значимых частей слов. | Применять правила правописания | ||
165/10 |
|
| Итоговый контрольный диктант. | Применять правила правописания | ||
166/11 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | Написание слов с непроверяемыми гласными, проверка написанного, работа со словарем | ||
167/12 |
|
| Обобщение знаний о тексте. | Участвовать в устном общении на уроке, выражать собственное мнение , обосновывать его с учетом ситуации общения | ||
168/13 |
|
| Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | Обсуждение возможных вариантов начала сочинения, его структуры, использовать лексико-орфографическую работу, оформлять предложения на письме в соответствии с изученными правилами, контролировать и оценивать этапы своей работы, написание и проверка сочинения | ||
169/14 |
|
| Подведение итогов по изученному материалу. | Обобщение знаний, умений, навыков | ||
170/15 |
|
| КВН «Знатоки русского языка» | Участвовать в устном общении на уроке, выражать собственное мнение , обосновывать его с учетом ситуации общения |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
Учебные пособия
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. ГГорецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2011.
2.Канакина, В. П. Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. / – М.: Просвещение, 2013.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 3 класс» (CD)