Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор МБОУ Наро-Фоминской
сош № 5 СУИОП
_______________Т.А. Подгорная
Приказ №____от«___»_______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
3Акласс
(базовый уровень)
Составитель: учитель начальных классов
Абрамова Марина Евгеньевна
г. Наро-Фоминск
2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающийся научится:
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
определять цель высказывания и интонацию предложения;
находить в предложении обращения;
различать простые и сложные предложения;
выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения;
грамотно расставлять знаки препинания;
определять лексическое значение слов;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и наблюдать ,как они используются в тексте;
находить в тексте однокоренные слова;
определять часть речи данного слова
работать со словарями русского языка;
грамотно писать слова с изученными орфограммами;
находить в слове значимые части: корень, приставку, суффикс, окончание, а также основу;
сравнивать состав слов составлять схему слова, разбирать слова по составу,различать,в какой части слова находится орфограмма;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
определять род, число и падеж имён существительных и имён прилагательных;
изменять имена существительные и имена прилагательные по числам и падежам;
определять роль имён существительных, имён прилагательных, глаголов и личных местоимений в тексте;
грамотно писать имена существительные, имена прилагательные, нес глаголами, личные местоимения;
определять время ,число и род глаголов (в прошедшем времени);
изменять глаголы по временам и числам;
разбирать имя существительное, имя прилагательное , глагол и личные местоимения как части речи;
распознавать личные местоимения;
определять лицо, число и род (3-е л. ед. ч.) личных местоимений.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Содержание учебного предмета
Учебник "Русский язык" Л. Ф. Канакина, Москва, Просвещение, 2016 г.
Язык и речь. Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание. Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова. Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком.Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Имя существительное. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и речь ( 3ч) |
1 | Наша речь. Виды речи. | 03.09 | |
2 | Наш язык | 04.09 | |
3 | Обобщение знаний по разделу "Язык и речь" | 05.09 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) |
4 | Текст как единица языка речи. | 06.09 | |
5 | Текст. Типы текстов. | 07.09 | |
6 | Предложение | 10.09 | |
7 | Виды предложений по цели высказывания. | 11.09 | |
8 | Виды предложений по интонации | 12.09 | |
9 | Входной контрольный диктант | 13.09 | |
10 | Предложение с обращением | 14.09 | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения | 17.09 | |
12 | Главные и второстепенные члены предложения | 18.09 | |
13 | Простое и сложное предложение | 19.09 | |
14 | Проверочный диктант по теме "Текст. Предложение. Словосочетание" | 20.09 | |
15 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложение. | 21.09 | |
16 | Словосочетание | 24.09 | |
17 | Словосочетание | 25.09 | |
Слово в языке и речи (18 ч) |
18 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 26.09 | |
19 | Синонимы и антонимы | 27.09 | |
20 | Омонимы | 28.09 | |
21 | Слово и словосочетание. | 01.10 | |
22 | Фразеологизмы | 02.10 | |
23 | Обучающее изложение. | 03.10 | |
24 | Анализ изложений. Части речи. | 04.10 | |
25 | Имя существительное. Местоимение. | 05.10 | |
26 | Имя прилагательное. | 15.10 | |
27 | Глагол. | 16.10 | |
28 | Имя числительное | 17.10 | |
29 | Однокоренные слова | 18.10 | |
30 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы. | 19.10 | |
31 | Согласные звуки и буквы для их обозначения | 22.10 | |
32 | Звонкие и глухие согласные. | 23.10 | |
33 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. | 24.10 | |
34 | Обучающее изложение. | 25.10 | |
35 | Анализ изложений. Проект «Рассказ о слове» | 26.10 | |
Состав слова (21 ч) |
36 | Корень слова. Однокоренные слова. | 29.10 | |
37 | Корень слова. | 30.10 | |
38 | Сложные слова | 31.10 | |
39 | Формы слова. Окончание. | 01.11 | |
40 | Формы слова. Окончание. | 02.11 | |
41 | Приставка Приставка | 06.11 | |
42 |
43 | Значения приставок | 07.11 | |
44 | Суффикс. | 08.11 | |
45 | Суффикс. | 09.11 | |
46 | Значение суффикса. | 12.11 | |
47 | Списывание с печатного текста. | 13.11 | |
48 | Разбор слова по составу. | 14.11 | |
49 | Составление текста- описания | 15.11 | |
50 | Основа слова | 16.11 | |
51 | Обобщение знаний о составе слова | 26.11 | |
52 | Обучающее изложение | 27.11 | |
53 | Проверочный диктант по теме "Состав слова" | 28.11 | |
54 | Анализ проверочного диктанта. Обобщение знаний о составе слов. | 29.11 | |
55 | Проект «Семья слов» | 30.11 | |
56 | Проект «Семья слов» | 03.12 | |
Правописание частей слова (29 ч) |
57 | Правописание частей слова | 04.12 | |
58 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 05.12 | |
59 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 06.12 | |
60 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 07.12 | |
61 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 10.12 | |
62 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 11.12 | |
63 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 12.12 | |
64 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 13.12 | |
65 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 14.12 | |
66 | Правописание слов с непроизносимым согласным в корне | 17.12 | |
67 | Правописание слов с непроизносимым согласным в корне | 18.12 | |
68 | Правописание слов с непроизносимым согласным в корне | 19.12 | |
69 | Правописание слов с удвоенными согласными | 20.12 | |
70 | Правописание слов с удвоенными согласными | 21.12 | |
71 | Правописание слов с удвоенными согласными | 24.12 | |
72 | Правописание суффиксов и приставок | 25.12 | |
73 | Правописание суффиксов и приставок. | 26.12 | |
74 | Правописание суффиксов и приставок. | 27.12 | |
75 | Правописание суффиксов и приставок | 28.12 | |
76 | Правописание предлогов и приставок | 09.01 | |
77 | Правописание предлогов и приставок | 10.01 | |
78 | Правописание предлогов и приставок | 11.01 | |
79 | Правописание предлогов и приставок | 14.01 | |
80 | Правописание слов с разделительным твердым знаком ъ | 15.01 | |
81 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 16.01 | |
82 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 17.01 | |
83 | Проверочный диктант по теме «Правописание частей слова» | 18.01 | |
84 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | 21.01 | |
85 | Обучающее изложение. | 22.01 | |
Имя существительное (30 ч) |
86 | Части речи | 23.01 | |
87 | Имя существительное и его роль в речи | 24.01 | |
88 | Имя существительное | 25.01 | |
89 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 28.01 | |
90 | Обучающее изложение | 29.01 | |
91 | Собственные и нарицательные имена существительные | 30.01 | |
92 | Проект «Тайна имени» | 31.01 | |
93 | Число имен существительных | 01.02 | |
94 | Число имен существительных | 04.02 | |
95 | Род имен существительных | 05.02 | |
96 | Род имен существительных | 06.02 | |
97 | Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих | 07.02 | |
98 | Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих | 08.02 | |
99 | Обучающее изложение | 11.02 | |
100 | Падеж имен существительных | 12.02 | |
101 | Падеж имен существительных | 13.02 | |
102 | Составление текста по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 14.02 | |
103 | Именительный падеж | 15.02 | |
104 | Родительный падеж | 25.02 | |
105 | Дательный падеж | 26.02 | |
106 | Винительный падеж | 27.02 | |
107 | Винительный падеж | 28.02 | |
108 | Творительный падеж | 01.03 | |
109 | Предложный падеж | 04.03 | |
110 | Обучающее изложение | 05.03 | |
111 | Все падежи. | 06.03 | |
112 | Обобщение знаний по теме "Падеж имен существительных" | | |
113 | Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 07.03 | |
114 | Проверочный диктант по теме «Падеж имен существительных» | 11.03 | |
115 | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» | 12.03 | |
Имя прилагательное (15 ч) |
116 | Имя прилагательное как часть речи | 13.03 | |
117 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 14.03 | |
118 | Роль имен прилагательных в тексте | 15.03 | |
119 | Отзыв по картине М. А. Врубеля "Царевна - Лебедь" | 18.03 | |
120 | Род имен прилагательных | 19.03 | |
121 | Изменение имен прилагательных по родам | 20.03 | |
122 | Изменение имен прилагательных по родам | 21.03 | |
123 | Число имен прилагательных | 22.03 | |
124 | Изменение имен прилагательных по падежам | 25.03 | |
125 | Изменение имен прилагательных по падежам | 26.03 | |
126 | Изменение имен прилагательных по падежам | 27.03 | |
127 | Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное" | 28.03 | |
128 | Отзыв по картине В. А. Серова "Девочка с персиками" | 29.03 | |
129 | Проверочный диктант по теме "Имя прилагательное" | 01.04 | |
130 | Работа над ошибками. Проект "Имена прилагательные в загадках" | 02.04 | |
Местоимение (5 ч) |
131 | Личные местоимения | 03.04 | |
132 | Личные местоимения | 04.04 | |
133 | Изменение личных местоимений по родам | 05.04 | |
134 | Редактирование текста Г. Снегирева | 15.04 | |
135 | Обобщение знаний по теме "Местоимение" | 16.04 | |
Глагол (21 ч) |
136 | Глагол как часть речи. Значение и употребление глаголов в речи | 17.04 | |
137 | Глагол как часть речи. Значение и употребление глаголов в речи | 18.04 | |
138 | Сочинение - рассказ по серии рисунков | 19.04 | |
139 | Неопределенная форма глагола | 22.04 | |
140 | Неопределенная форма глагола | 23.04 | |
141 | Сочинение по рисунку и плану | 24.04 | |
142 | Число глаголов | 25.04 | |
143 | Число глаголов | 26.04 | |
144 | Времена глаголов | 29.04 | |
145 | Времена глаголов | 30.04 | |
146 | Изменение глаголов по временам | 02.05 | |
147 | Изменение глаголов по временам | | |
148 | Обучающее изложение | 03.05 | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени | 06.05 | |
150 | Род глаголов в прошедшем времени | 07.05 | |
151 | Правописание частицы не с глаголами | 08.05 | |
152 | Правописание частицы не с глаголами | | |
153 | Списывание с печатного текста | 10.05 | |
154 | Обобщение знаний по теме "Глагол" | 13.05 | |
155 | Закрепление изученного материала | 14.05 | |
156 | Итоговый контрольный диктант. | 15.05 | |
Повторение (14ч) |
157 | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала | 16.05 | |
158 | Обучающее изложение | 17.05 | |
159 | Работа над ошибками. Части речи. Повторение. | 20.05 | |
160 | Части речи. Повторение. | 21.05 | |
161 | Обобщение изученного о слове, предложении, тексте | 22.05 | |
162 | Обобщение изученного о слове, предложении, тексте | 23.05 | |
163 | Правописание значимых частей слов. | 24.05 | |
164 | Правописание значимых частей слов. | | |
165 | Однокоренные слова. Текст | 27.05 | |
166 | Однокоренные слова. Текст | | |
167 | Однокоренные слова. Текст | 28.05 | |
168 | Обобщение знаний. | 29.05 | |
169 | Сочинение на тему "Почему я жду летних каникул" | 30.05 | |
170 | Обобщение знаний. | 31.05 | |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол №____ от «____»_________________20____г.
Руководитель ШМО ___________/Абрамова М.Е./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________/Осипова Т.В./
«____»_________________2018г.