СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по
значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных
частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений
осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.
Содержание учебного предмета
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язы как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по русскому языку для 5-9 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
● к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
● к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
● к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
● к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
● к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
● к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
● к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
● к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
● к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
● к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Язык. Речь. Общение (2ч) | ||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык и его единицы. | 1 |
2 | Р.Р.Композиционные и языковые признаки текста. | 1 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем. (22ч.) | ||
3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 |
4 | Орфограмма. | 1 |
5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
7 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
8 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 |
9 | Разделительные ъ и ь. | 1 |
10 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 |
11 | Диктант по теме «Повторение». | 1 |
12 | Р.Р.Текст. | 1 |
13 | Р.Р.Обучающее изложение по отрывку из рассказа Г.Скребицкого «Случай на охоте». | 1 |
14 | Части речи. | 1 |
15 | Глагол. | 1 |
16 | Тся и –тьсяв глаголах. Личные окончания глаголов. | 1 |
17 | Р.Р.Тема текста. | 1 |
18 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
19 | Падежные окончания существительных | 1 |
20 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
21 | Р.Р.Основная мысль текста. | 1 |
22 | Р.Р.Обучающее сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом» | 1 |
23 | Местоимениекак часть речи. | 1 |
24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (26 ч.) | ||
25 | Синтаксис.Пунктуация. | 1 |
26 | Словосочетание. | 1 |
27 | Разбор словосочетания | 1 |
28 | Предложение. | 1 |
29 | Р.РСжатое изложение (В.Катаев). | 1 |
30 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
31 | Виды предложений по интонации. | 1 |
32 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 |
33 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
34 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 |
35 | Дополнение. | 1 |
36 | Определение. | 1 |
37 | Обстоятельство. | 1 |
38 | Предложения с однородными членами. | 1 |
39 | Предложения с обращениями. | 1 |
40 | Р.Р.Письмо. | 1 |
41 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 |
42 | Р.Р.Контрольное сочинение-описание по картине ФП.Решетникова «Мальчишки» | 1 |
43 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 |
44 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». | 1 |
45 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
46 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
47 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 |
48 | Диалог. | 1 |
49 | Р.Р Сжатое изложение изложение (по Е.Мурашовой) | 1 |
50 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч.) | ||
51 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 |
52 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. | 1 |
53 | Р.Р. Повествование. | 1 |
54 | Р.Р.Обучающее изложение с элементами описания. К.Г.Паустовский «Шкатулка» | 1 |
55 | Согласные звонкие и глухие. | 1 |
56 | Графика. Алфавит | 1 |
57 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 |
58 | Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 |
59 | Орфоэпия. | 1 |
60 | Фонетический разбор слова. | 1 |
61 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 |
62 | Р.Р.Подготовка к написанию сочинения-описания предметов, изображённых на картине Ф. П. Толстого «Цветы,фрукты, птица». | 1 |
Лексика. Культура речи. (9ч) | ||
63 | Слово и его лексическое значение | 1 |
64 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
65 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
66 | Омонимы | 1 |
67 | Синонимы. Их роль в речи. | 1 |
68 | Р.Р.Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
69 | Р.Р.Подготовкакнаписанию подробного изложения по отрывку К.Г.Паустовского «Первый снег». | 1 |
70 | Антонимы | 1 |
71 | Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи» | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (19ч.) | ||
72 | Морфема. Изменение и образование слов. | 1 |
73 | Окончание. | 1 |
74 | Основа слова | 1 |
75 | Корень слова | 1 |
76 | Приставка | 1 |
77 | Р.Р.Сочинение-рассуждение «Секрет названия». | 1 |
78 | Суффикс | 1 |
79 | Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица | 1 |
80 | Чередование звуков. | 1 |
81 | Беглые гласные | 1 |
82 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. | 1 |
83 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
84 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 |
85 | Буквы а-о в корне –лаг-лож- | 1 |
86 | Буквы а-о в корне –раст - рос- | 1 |
87 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
88 | Буквы и-ы после ц | 1 |
89 | Контрольный диктант по теме «Морфемика». | 1 |
90 | Р.Р.Сочинение-описание по картине П.П..Кончаловского «Сирень в окне». | 1 |
Имя существительное. (18ч) | ||
91 | Имя существительное как часть речи | 1 |
92 | Р.Р.Доказательства в рассуждении | 1 |
93 | Р.Р.Элементы рассуждения. Сжатое изложение. | 1 |
94 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
95 | Имена существительные собственные и нарицательные.. | 1 |
96 | Род имен существительных. | 1 |
97 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
98 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
99 | Три склонения имен существительных. | 1 |
100 | Падеж имен существительных | 1 |
101 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 |
102 | Диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
103 | Р.Р.Изложение с изменением лица | 1 |
104 | Множественное число имен существительных | 1 |
105 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
106 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
107 | Р.Р.Подготовка и написание сочинения по картине Г.Г.Нисского«Налодке.Вечер.») | 1 |
108 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
Имя прилагательное (8ч.) | ||
109 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
110 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных | 1 |
111 | Р.Р.Подробное изложение по отрывку из рассказа А.И.Куприна «Ю.ю». | 1 |
112 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
113 | Р.Р.Сочинение-описание по картине «Камчатский бурый медведь». | 1 |
114 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
115 | Р.Р.Сочинение «Как я испугался». | 1 |
116 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 |
Глагол (19 ч.) | ||
117 | Глагол как часть речи. Не с глаголами. | 1 |
118 | Р.Р. Рассказ. | 1 |
119 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
120 | Виды глагола | 1 |
121 | Буквы е-и в корнях с чередованием |
|
122 | Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. | 1 |
123 | Время глагола. Прошедшее время | 1 |
124 | Настоящее время | 1 |
125 | Будущее время | 1 |
126-127 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 2 |
128 | Морфологический разбор глагола | 1 |
129 | Р.Р.Сжатое изложение с изменением формы лица.А.Савчук. «Шоколадный торт». | 1 |
130-131 | Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 |
132-133 | Употребление времен | 2 |
134 | Р.Р.Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 |
135 | Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации. | 1 |
Повторение и систематизация изученного (5ч.) | ||
136 | Разделы науки о языке. Употребление букв ъ и ь. | 1 |
137 | Орфограммы в приставках, корнях и в окончаниях слов. | 1 |
138 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | 1 |
139 | Р/Р Сочинение на одну из тем по выбору. | 1 |
140 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 |
6 класс
№ урока | Тема | Количество часов |
Язык. Речь. Общение (3 ч) | ||
1 | Русский язык — один из развитых языков мира | 1 |
2 | Язык, речь, общение | 1 |
3 | Ситуация общения | 1 |
Повторение изученного в 5 классе (10 ч) | ||
4 | Фонетика. Орфоэпия | 1 |
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 |
6 | Части речи | 1 |
7 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
8 | Р.р. Сочинение «Интересная встреча» | 1 |
9 | Словосочетание. | 1 |
10 | Простое и сложное предложения. Знаки препинания | 1 |
11 | Синтаксический разбор предложений | 1 |
12 | Прямая речь. Диалог | 1 |
13 | Контрольная работа по теме «Повторение» | 1 |
Текст (6 ч) | ||
14 | Текст, его особенности | 1 |
15 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
16 | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова | 1 |
17 | Р.р. Сочинение-рассказ | 1 |
18 | Понятие о функциональных разновидностях языка | 1 |
19 | Официально-деловой стиль речи | 1 |
Лексикология и фразеология. Культура речи (15 ч) | ||
20 | Слово и его лексическое значение | 1 |
21 | Р.р. Собирание материалов к сочинению | 1 |
22 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 |
23 | Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления | 1 |
24 | Профессионализмы . Диалектизмы | 1 |
25 | Р.р. Сжатое изложение (упр. 148) | 1 |
26 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова | 1 |
27 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
28 | Новые и устаревшие слова | 1 |
29 | Фразеологизмы | 1 |
30 | Источники фразеологизмов | 1 |
31 | Словари | 1 |
32 | Лексический разбор слова | 1 |
33 | Повторение по теме «Лексикология и фразеология. Культура речи» | 1 |
34 | Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология. Культура речи» | 1 |
Словообразование. Орфография. Культура речи (18ч) | ||
35 | Морфемика и словообразование | 1 |
36 | Р.р. Описание помещения | 1 |
37 | Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. | 1 |
38 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сочинение- описание помещения (упр. 228) | 1 |
39 | Р.р. Написание сочинения-описание помещения (упр. 228) | 1 |
40 | Буквы а и о в корне -кас- — -кос- | 1 |
41 | Буквы а и о в корне -гар- — -гор- | 1 |
42 | Буквы а и о в корне -зар- — -зор- | 1 |
43 | Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала | 1 |
44 | Буквы ы и ипосле приставок | 1 |
45 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 |
46 | Контрольная работа по теме «Гласные в корнях с чередованием» | 1 |
47 | Соединительные о и е в сложных словах | 1 |
48 | Сложносокращённые слова | 1 |
49 | Р.р. Сочинение-описание по картине (упр. 270) | 1 |
50 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
51 | Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 |
52 | Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи (103 ч + 19 ч Р ) | ||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18ч ) | ||
53 | Р.р. Письмо другу (упр. 289) | 1 |
54 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
55 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | 1 |
56 | Р.р. Устное публичное выступление о происхождении имён (упр. 308) | 1 |
57 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
58 | Род несклоняемых имён существительных | 1 |
59 | Имена существительные общего рода | 1 |
60-61 | Морфологический разбор имени существительного | 2 |
62 | Р.р. Сочинение по личным впечатлениям (упр. 329) | 1 |
63 | Не с существительными | 1 |
64-65 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) | 2 |
66 | Гласные в суффиксах существительных -еки -ик | 1 |
67-68 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | 2 |
69 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
70 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (26 ч ) | ||
71 | Повторение изученного в 5 классе | 1 |
72 | Р.р. Описание природы в художественных произведениях | 1 |
73 | Р.р. Подготовка к сочинению — описанию природы по личным наблюдениям | 1 |
74 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 |
75 | Сравнительная степень имён прилагательных | 1 |
76 | Превосходная степень имён прилагательных | 1 |
77 | Р.р. Сочинение — описание природы по личным наблюдениям (упр. 329, 342) | 1 |
78 | Разряды имён прилагательных по значению. | 1 |
79 | Качественные прилагательные | 1 |
80 | Относительные прилагательные. | 1 |
81 | Притяжательные прилагательные | 1 |
82 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
83 | Р.р. Выборочное изложение (упр. 347) | 1 |
84-85 | Не с прилагательными | 2 |
86-87 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 2 |
88 | Р.р. Сочинение — описание картины (упр. 225) | 1 |
89 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 1 |
90 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (окончание) | 1 |
91-92 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 2 |
93 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
94 | Р.р. Подготовка устного публичного выступления о произведениях народных промыслов | 1 |
95 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
96 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (17) | ||
97 | Имя числительное как часть речи | 1 |
98-99 | Простые и составные числительные | 2 |
100 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 |
101 | Р.р. Устное публичное выступление о произведениях народных промыслов | 1 |
102 | Мягкий знак на конце и в середине числительных (окончание) | 1 |
103 | Порядковые числительные | 1 |
104 | Разряды количественных числительных | 1 |
105 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
106 | Числительные, обозначающие целые числа (окончание) | 1 |
107 | Дробные числительные | 1 |
108 | Собирательные числительные | 1 |
109-110 | Морфологический разбор имени числительного | 2 |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 |
112 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
113 | Р.р. Устное публичное выступление на тему «Берегите природу» (упр. 432) | 1 |
МЕСТОИМЕНИЕ (23 ч) | ||
114 | Местоимение как часть речи | 1 |
115 | Разряды местоимений. Личные местоимения | 1 |
116 | Личные местоимения | 1 |
117 | Возвратное местоимение себя | 1 |
118 | Р.р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица (упр. 448) | 1 |
119 | Вопросительные и относительные местоимения | 1 |
120 | Вопросительные и относительные местоимения (окончание) | 1 |
121 | Неопределённые местоимения | 1 |
122 | Отрицательные местоимения | 1 |
123 | Отрицательные местоимения (окончание) | 1 |
124 | Притяжательные местоимения | 1 |
125 | Притяжательные местоимения (окончание) | 1 |
126 | Р.р. Рассуждение | 1 |
127 | Указательные местоимения | 1 |
128 | Определительные местоимения | 1 |
129 | Определительные местоимения (окончание) | 1 |
130 | Местоимения и другие части речи | 1 |
131-132 | Морфологический разбор местоимения | 2 |
133 | Р.р. Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499) | 1 |
134 | Повторение и обобщение материала по теме «Местоимение» | 1 |
135 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
136 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
ГЛАГОЛ (29 ч) | ||
137 | Повторение изученного в 5 классе | 1 |
138 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 517) | 1 |
139-140 | Разноспрягаемые глаголы | 2 |
141 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
142 | Глаголы переходные и непереходные (окончание) | 1 |
143-144 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 |
145 | Р.р. Изложение (упр. 542) | 1 |
146 | Р.р. Написание изложения | 1 |
147 | Условное наклонение | 1 |
148 | Условное наклонение (окончание) | 1 |
149 | Повелительное наклонение | 1 |
150 | Повелительное наклонение (окончание) | 1 |
151 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561) | 1 |
152 | Употребление наклонений | 1 |
153 | Употребление наклонений (окончание) | 1 |
154 | Безличные глаголы | 1 |
155 | Безличные глаголы (окончание) | 1 |
156-157 | Морфологический разбор глагола | 2 |
158 | Р.р. Рассказ на основе услышанного | 1 |
159-160 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 |
161 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (окончание) | 1 |
162-163 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» | 2 |
164 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
165 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (10 ч ) | ||
166 | Разделы науки о языке. | 1 |
167 | Орфография | 1 |
168 | Пунктуация | 1 |
169 | Р.р. Сочинение на одну из предложенных тем (упр. 610) | 1 |
170 | Лексика и фразеология | 1 |
171 | Словообразование | 1 |
172 | Морфология | 1 |
173 | Синтаксис | 1 |
174 | Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации | 1 |
175 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками | 1 |
7 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Введение 1ч | ||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
Повторение изученного в 5-6 классах 12ч (11+1Р.р.) | ||
2 | Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 |
3 | Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
4 | Повторение. Лексикология и фразеология. Лексический разбор | 1 |
5 | Повторение. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 |
6 | Повторение. Орфография. Орфографический разбор слова | 1 |
7 | Повторение. Морфемика и орфография. Морфемный разбор слова | 1 |
8 | Повторение. Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор | 1 |
9 | Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор имен существительных и прилагательных | 1 |
10 | Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор имен числительных и местоимений | 1 |
11 | Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор глагола | 1 |
12 | Р.р. Сочинение о впечатлениях от картины | 1 |
13 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 |
Текст и стили речи 4ч | ||
14 | Работа над ошибками. Текст | 1 |
15 | Диалог как текст. Виды диалога | 1 |
16 | Функциональные разновидности языка | 1 |
17 | Публицистический стиль | 1 |
Морфология и орфография. Культура речи | ||
Причастие 33ч (26+7Р.р.) | ||
18 | Причастие как часть речи | 1 |
19 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 |
20 | Причастный оборот | 1 |
21 | Выделение причастного оборота запятыми | 1 |
22-23 | Р.р. Описание внешности человека | 2 |
24 | Действительные и страдательные причастия | 1 |
25 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 |
26 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
27 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
28 | Р.р. Изложение с изменением формы действующего лица (по упр. 116) | 1 |
29 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
30 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 |
31 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
32-33 | Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени | 2 |
34 | Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 |
35-36 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных | 2 |
37-38 | Р.р. Выборочное изложение. Описание внешности (отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека») | 2 |
39 | Морфологический разбор причастия | 1 |
40 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Действительные и страдательные причастия» | 1 |
41 | Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 |
42 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 |
43-44 | Буква ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | 2 |
45-46 | Р.р. Сочинение «Успешный телеведущий» | 2 |
47-48 | Обобщение по теме «Причастие» | 2 |
49 | Зачет по теме «Причастие» | 1 |
50 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | 1 |
Деепричастие 11ч (10+1Р.р.) | ||
51 | Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи | 1 |
52-53 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 |
54 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 |
55 | Деепричастия несовершенного вида | 1 |
56 | Деепричастия совершенного вида | 1 |
57 | Р.р. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов (работа по картине С. Григорьева «Вратарь») | 1 |
58 | Морфологический разбор деепричастия | 1 |
59 | Обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 |
60 | Зачет по теме «Деепричастие» | 1 |
61 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | 1 |
Наречие 29ч (23+6Р.р.) | ||
62 | Работа над ошибками. Наречие как часть речи | 1 |
63-64 | Разряды наречий | 2 |
65-66 | Р.р. Пейзаж на картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись) | 2 |
67 | Степени сравнения наречий | 1 |
68 | Морфологический разбор наречий | 1 |
69-70 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» | 2 |
71-72 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е | 2 |
73 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 1 |
74-75 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | 2 |
76 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 |
77 | Описание действии | 1 |
78 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 |
79 | Буквы о и а на конце наречий | 1 |
80-81 | Р.р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» | 2 |
82-83 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 |
84-85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 |
86 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
87 | Обобщение по теме «Наречие» | 1 |
88 | Зачет по теме «Наречие» | 1 |
89 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 |
Текст и стили речи 2ч | ||
90 | Работа над ошибками. Учебно-научная речь. отзыв | 1 |
91 | Учебный доклад | 1 |
Категория состояния 4ч | ||
92 | Категория состояния как часть речи | 1 |
93 | Морфологический разбор категории состояния | 1 |
94 | Р.р. Изложение (по упр. 322) | 1 |
95 | Повторение темы «Категория состояния» | 1 |
Служебные части речи 1ч | ||
96 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
Предлог 8ч | ||
97 | Предлог как часть речи | 1 |
98 | Употребление предлогов | 1 |
99-100 | Непроизводные и производные предлоги | 2 |
101 | Простые и составные предлоги | 1 |
102 | Морфологический разбор предлога | 1 |
103-104 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 |
Союз 12ч (11+1Р.р.) | ||
105 | Союз как часть речи | 1 |
106 | Простые и составные союзы | 1 |
107 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 |
108-109 | Запятая в сложном предложении | 2 |
110 | Сочинительные союзы | 1 |
111-112 | Подчинительные союзы | 2 |
113 | Морфологический разбор союза | 1 |
114 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире» | 1 |
115 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | 1 |
116 | Повторение знаний по темам «Предлог» и «Союз» | 1 |
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог» и «Союз» | 1 |
Частица 12ч (11+1Р.р.) | ||
118 | Работа над ошибками. Частица как часть речи | 1 |
119 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 |
120 | Р.р. Сочинение «Как мне стать чемпион» | 1 |
121 | Смысловые частицы | 1 |
122 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 |
123 | Морфологический разбор частиц | 1 |
124 | Отрицательные частицы не и ни | 1 |
125-126 | Различение частицы и приставки не- | 2 |
127 | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни | 1 |
128 | Повторение темы «Частица» | 1 |
129 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи» | 1 |
Междометие 3ч | ||
130 | Работа над ошибками. Междометие как часть речи | 1 |
131 | Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях | 1 |
132 | Урок-игра по теме «Междометие» | 1 |
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах 8ч | ||
133 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь | 1 |
134 | Фонетика. Графика | 1 |
135 | Лексика и фразеология | 1 |
136 | Морфемика. Словообразование | 1 |
137 | Морфология. Орфография | 1 |
138 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
139 | Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации | 1
|
140 | Урок творчества: от впечатления к слову | 1 |
8 класс
№ урока | Тема | Количество часов |
Общие сведения о языке 3ч | ||
1 | Функции русский язык в современном мире | 1 |
2 | Русский язык в современном мире | 1 |
3 | Подготовка проектного задания «Язык и культура моего края» | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах 12 (10+2Р.р.) | ||
4 | Языковая система. Уровни и единицы языка | 1 |
5 | Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография | 1 |
6 | Фонетика и графика. Орфография |
|
7 | Морфемика и словообразование. Орфография | 1 |
8 | Лексикология и фразеология | 1 |
9 | Морфология и синтаксис | 1 |
10 | Строение текста. Функциональные разновидности языка | 1 |
11 | Р.р. Сочинение-описание по картине И.Левитана «Осенний дождь. Сокольники» | 1 |
12 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 |
13 | Р.р. Представление и защита проектного задания «Язык и культура моего края» | 1 |
Синтаксис и пунктуация | ||
Словосочетание | ||
14 | Работа над ошибками. Понятие о синтаксисе и пунктуации | 1 |
15 | Строение словосочетаний | 1 |
16 | Виды связи в словосочетании. Согласование | 1 |
17 | Виды связи в словосочетании. Управление | 1 |
18 | Виды связи в словосочетании. Примыкание | 1 |
19 | Грамматическое значение словосочетаний | 1 |
20 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
21 | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | 1 |
Предложение | ||
22 | Работа над ошибками. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения | 1 |
23 | Р.р. Характеристика человека | 1 |
24 | Синтаксический разбор предложения | 1 |
Простое предложение | ||
25 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 1 |
26 | Р.р. Сочинение-описание памятника | 1 |
Двусоставные предложения | ||
Главные члены предложения | ||
27 | Подлежащее | 1 |
28 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 |
29 | Составные сказуемые | 1 |
30 | Составное глагольное сказуемое | 1 |
31-32 | Составное именное сказуемое | 2 |
33 | Тире между подлежащим и сказуемым. Словарный диктант | 1 |
34 | Р.р. Сжатое изложение (упр. 189) | 1 |
Второстепенные члены предложения | ||
35 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения | 1 |
36 | Дополнение | 1 |
37-38 | Определение | 2 |
39 | Мини-проект «Роль эпитета в поэме М. Лермонтова «Мцыри»» | 1 |
40-41 | Приложение | 2 |
42 | Р.р. Сочинение-описание (упр. 224) | 1 |
43-44 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств | 2 |
45 | Ораторская (публичная) речь | 1 |
46 | Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Словарный диктант | 1 |
47 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 |
Односоставные предложения | ||
48 | Работа над ошибками. Основные группы односоставных предложений | 1 |
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым | ||
49 | Предложения определенно-личные | 1 |
50 | Предложения неопределенно-личные | 1 |
51 | Безличные предложения | 1 |
52 | Р.р. Сочинение по картине К.Юона «Мартовское солнце» | 1 |
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим | ||
53 | Назывные предложения | 1 |
54 | Р.р. Изложение (упр. 289) | 1 |
Неполные предложения | ||
55 | Понятие о неполных предложениях | 1 |
56 | Повторение по теме «Односоставные предложения». Словарный диктант | 1 |
57 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения». | 1 |
Предложения с однородные члены предложения | ||
58 | Работа над ошибками. Понятие об однородных членах предложения | 1 |
59 | Однородные и неоднородные определения | 1 |
60 | Р.р. Описание картины (упр. 314) | 1 |
61-62 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 |
63-64 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 |
65 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 |
66 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
Предложения с обособленные члены предложения | ||
67 | Работа над ошибками. Понятие об обособлении | 1 |
68-69 | Обособленные определения | 2 |
70 | Обособленные приложения | 1 |
71-72 | Обособленные обстоятельства | 2 |
73 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 |
Предложения с уточняющими обособленные члены предложения | ||
74 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 |
75 | Р.р. Изложение (по упр. 413) | 1 |
76 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Словарный диктант | 1 |
77 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | ||
78 | Работа над ошибками. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | 1 |
79 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 |
80 | Проект «Обращение как живой свидетель истории» | 1 |
81 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них | 1 |
82 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 440 | 1 |
83 | Вставные конструкции | 1 |
84 | Проект «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке» | 1 |
85 | Р.р. Изложение по упр. 465 | 1 |
86 | Повторение по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». Словарный диктант | 1 |
87 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». | 1 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | ||
88 | Работа над ошибками. Прямая и косвенная речь | 1 |
89 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них | 1 |
90 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | 1 |
91 | Цитаты и знаки препинания при них | 1 |
92 | Р.р. Изложение упр. 490 | 1 |
93 | Повторение по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» | 1 |
94 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | ||
95 | Проект «Русские лингвисты о синтаксисе» | 1 |
96 | Словосочетание | 1 |
97 | Простое предложение. Двусоставное предложение. Словарный диктант | 1 |
98 | Односоставные предложения | 1 |
99 | Предложения с однородными членами | 1 |
100 | Обособленные члены предложения | 1 |
101 | Предложения с обращениями и вводными словами | 1 |
102 | Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации | 1 |
103 | Способы передачи чужой речи | 1 |
104 | Пунктуация | 1 |
105 | Текст. Р.р. Сжатое изложение (упр. 525) | 1 |
9 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Общие сведения о языке 2ч | ||
1 | Международное значение русского языка. Подготовка проекта «Международное значение русского языка» | 1 |
2 | Подготовка проектного задания | 1 |
Повторение изученного в 5-8 классах | ||
3 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 1 |
4 | Лексикология и фразеология | 1 |
5 | Р.р. Приемы подготовки к сжатому изложению | 1 |
6-7 | Р.р. Сжатое изложение | 2 |
8 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 |
9 | Морфология и орфография. Самостоятельные части речи | 1 |
10 | Морфология и орфография. Служебные части речи | 1 |
11-12 | Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» | 2 |
13 | Синтаксис словосочетания | 1 |
14 | Синтаксис простого предложения. Пунктуация в простом предложении | 1 |
15-16 | Текст. Изобразительно-выразительные средства | 2 |
17 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» | 1 |
18 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
19 | Р.р. Защита проекта «Международное значение русского языка» | 1 |
Синтаксис и пунктуация | ||
Сложное предложение | ||
20 | Понятие о сложном предложении | 1 |
21 | Сложное предложение | 1 |
22 | Основные виды сложных предложений. | 1 |
23 | Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы | 1 |
24 | Способы сжатого изложения содержания текста. Конспект | 1 |
Союзные сложные предложения | ||
Сложносочинённые предложения | ||
25 | Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 |
26 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Подготовка к ОГЭ (задание 3) | 1 |
27 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Подготовка к ОГЭ (задание 3) | 1 |
28 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Подготовка к ОГЭ (задание 3) | 1 |
29 | Р.р. Изложение по упр. 91 | 1 |
30 | Р.р. Рецензия. Подготовка к ОГЭ (работа с текстом) | 1 |
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 |
32 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
Сложноподчинённые предложения | ||
33-34 | Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Подготовка к ОГЭ (задание 3) | 2 |
35-36 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Подготовка к ОГЭ (задание 3) | 2 |
37-38 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Подготовка к ОГЭ (задание 3). | 2 |
39-40 | Место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении. | 2 |
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению | ||
41-42 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | 2 |
43-44 | Сложноподчинённые предложения с придаточными местоименно-определительными | 2 |
45 | Р.р. Изложение по упр. 126 | 1 |
46 | Р.р. Написание рецензии по упр. 132 | 1 |
47-48 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 2 |
49 | Проверочная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными» | 1 |
50 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками | 1 |
51-52 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 2 |
53 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени | 1 |
54 | Придаточные предложения места | 1 |
55 | Придаточные предложения времени | 1 |
56-57 | Р.р. Сжатое изложение «Средняя полоса России» (по упр. 180) | 2 |
58-59 | Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края | 2 |
60 | Придаточные предложения условия | 1 |
61 | Придаточные предложения причины | 1 |
62 | Придаточные предложения цели | 1 |
63 | Придаточные предложения сравнительные | 1 |
64 | Придаточные предложения уступительные | 1 |
65 | Придаточные предложения следствия | 1 |
66 | Проверочная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» | 1 |
67 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками | 1 |
68 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными | 1 |
69 | Р.р. Устное сообщение на лингвистическую тему | 1 |
70 | Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 |
71 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 |
72 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | ||
73-74 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 2 |
75 | Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением | 1 |
76 | Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением | 1 |
77 | Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением | 1 |
78 | Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой | 1 |
79 | Р.р. Деловые бумаги | 1 |
80 | Повторение по теме «Сложные предложения» | 1 |
81 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения» | 1 |
82 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
Бессоюзные сложные предложения | ||
83-84 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 2 |
85-86 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 2 |
87-88 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 2 |
89-90 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 2 |
91 | Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой | 1 |
92 | Подготовка проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений» | 1 |
93-94 | Р.р. Изложение по упр. 282 | 2 |
95 | Р.р. Реферат | 1 |
96 | Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
97 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
98 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
99 | Защита проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений» | 1 |
Сложное предложение с различными видами связи | ||
100-101 | Работа над ошибками. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 2 |
102-103 | Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?» | 2 |
104 | Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой | 1 |
105-106 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 301 | 2 |
107 | Авторские знаки препинания | 1 |
108 | Повторение темы «Сложное предложение с различными видами связи». | 1 |
109 | Проверочная работа по теме «Сложное предложение с различными видами связи» | 1 |
110 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками | 1 |
Общие сведения о языке | ||
111-112 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 2 |
113 | Русский литературный язык и его стили | 1 |
114-115 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 330 | 2 |
Повторение | ||
116 | Фонетика. Графика. Орфография | 1 |
117 | Лексикология. Фразеология. Орфография | 1 |
118-119 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 360 | 2 |
120 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 |
121 | Морфология. Орфография. Имя существительное | 1 |
122 | Морфология. Орфография. Имя прилагательное | 1 |
123 | Морфология. Орфография. Имя числительное. Местоимение | 1 |
124 | Морфология. Орфография. Глагол | 1 |
125 | Морфология. Орфография. Причастие | 1 |
126 | Морфология. Орфография. Деепричастие | 1 |
127 | Морфология. Орфография Наречие. Категория состояния | 1 |
128 | Морфология. Орфография Предлог. Союз. Частица. | 1 |
129-130 | Синтаксис. Пунктуация | 2 |
131 | Употребление знаков препинания | 1 |
132-133 | Диагностическая работа в рамках промежуточной аттестации | 2 |
134 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
135 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 1 |
136 | Анализ сочинений-рассуждений. Работа над ошибками | 1 |