СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»







Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.





Предметные результаты:


1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по

значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей

междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли

самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных

частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений

осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей

употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.


Содержание учебного предмета


Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.




Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язы как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.

Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова.

Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения

синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания.



Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.


Тематическое планирование,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по русскому языку для 5-9 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

● к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

● к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

● к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

● к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

● к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

● к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

● к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

● к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

● к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

● к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


5 класс

Тема

Кол-во часов

Язык. Речь. Общение (2ч)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык и его единицы.

1

2

Р.Р.Композиционные и языковые признаки текста.

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем. (22ч.)

3

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

4

Орфограмма.

1

5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

6

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

7

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

8

Буквы и, у, а после шипящих.

1

9

Разделительные ъ и ь.

1

10

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

11

Диктант по теме «Повторение».

1

12

Р.Р.Текст.

1

13

Р.Р.Обучающее изложение по отрывку из рассказа Г.Скребицкого «Случай на охоте».

1

14

Части речи.

1

15

Глагол.

1

16

Тся и –тьсяв глаголах. Личные окончания глаголов.

1

17

Р.Р.Тема текста.

1

18

Имя существительное как часть речи.

1

19

Падежные окончания существительных

1

20

Имя прилагательное как часть речи.

1

21

Р.Р.Основная мысль текста.

1

22

Р.Р.Обучающее сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом»

1

23

Местоимениекак часть речи.

1

24

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение».

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (26 ч.)

25

Синтаксис.Пунктуация.

1

26

Словосочетание.

1

27

Разбор словосочетания

1

28

Предложение.

1

29

Р.РСжатое изложение (В.Катаев).

1

30

Виды предложений по цели высказывания.

1

31

Виды предложений по интонации.

1

32

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

33

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

34

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

35

Дополнение.

1

36

Определение.

1

37

Обстоятельство.

1

38

Предложения с однородными членами.

1

39

Предложения с обращениями.

1

40

Р.Р.Письмо.

1

41

Синтаксический разбор простого предложения.

1

42

Р.Р.Контрольное сочинение-описание по картине ФП.Решетникова «Мальчишки»

1

43

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

44

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения».

1

45

Знаки препинания в сложном предложении.

1

46

Синтаксический разбор сложного предложения

1

47

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

48

Диалог.

1

49

Р.Р Сжатое изложение изложение (по Е.Мурашовой)

1

50

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч.)

51

Фонетика. Гласные звуки.

1

52

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

1

53

Р.Р. Повествование.

1

54

Р.Р.Обучающее изложение с элементами описания. К.Г.Паустовский «Шкатулка»

1

55

Согласные звонкие и глухие.

1

56

Графика. Алфавит

1

57

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

58

Двойная роль букв е, ё, ю,я.

1

59

Орфоэпия.

1

60

Фонетический разбор слова.

1

61

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

62

Р.Р.Подготовка к написанию сочинения-описания предметов, изображённых на картине Ф. П. Толстого «Цветы,фрукты, птица».

1

Лексика. Культура речи. (9ч)

63

Слово и его лексическое значение

1

64

Однозначные и многозначные слова

1

65

Прямое и переносное значение слова

1

66

Омонимы

1

67

Синонимы. Их роль в речи.

1

68

Р.Р.Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

1

69

Р.Р.Подготовкакнаписанию подробного изложения по отрывку К.Г.Паустовского «Первый снег».

1

70

Антонимы

1

71

Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи»

1

Морфемика. Орфография. Культура речи. (19ч.)

72

Морфема. Изменение и образование слов.

1

73

Окончание.

1

74

Основа слова

1

75

Корень слова

1

76

Приставка

1

77

Р.Р.Сочинение-рассуждение «Секрет названия».

1

78

Суффикс

1

79

Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица

1

80

Чередование звуков.

1

81

Беглые гласные

1

82

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

1

83

Правописание гласных и согласных в приставках

1

84

Буквы з и с на конце приставок.

1

85

Буквы а-о в корне –лаг-лож-

1

86

Буквы а-о в корне –раст - рос-

1

87

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

88

Буквы и-ы после ц

1

89

Контрольный диктант по теме «Морфемика».

1

90

Р.Р.Сочинение-описание по картине П.П..Кончаловского «Сирень в окне».

1

Имя существительное. (18ч)

91

Имя существительное как часть речи

1

92

Р.Р.Доказательства в рассуждении

1

93

Р.Р.Элементы рассуждения. Сжатое изложение.

1

94

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

95

Имена существительные собственные и нарицательные..

1

96

Род имен существительных.

1

97

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

98

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

99

Три склонения имен существительных.

1

100

Падеж имен существительных

1

101

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

102

Диктант по теме «Имя существительное».

1

103

Р.Р.Изложение с изменением лица

1

104

Множественное число имен существительных

1

105

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

106

Морфологический разбор имени существительного.

1

107

Р.Р.Подготовка и написание сочинения по картине Г.Г.Нисского«Налодке.Вечер.»)

1

108

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Имя прилагательное (8ч.)

109

Имя прилагательное как часть речи.

1

110

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

1

111

Р.Р.Подробное изложение по отрывку из рассказа А.И.Куприна «Ю.ю».

1

112

Прилагательные полные и краткие

1

113

Р.Р.Сочинение-описание по картине «Камчатский бурый медведь».

1

114

Морфологический разбор имени прилагательного

1

115

Р.Р.Сочинение «Как я испугался».

1

116

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

Глагол (19 ч.)

117

Глагол как часть речи. Не с глаголами.

1

118

Р.Р. Рассказ.

1

119

Неопределенная форма глагола.

1

120

Виды глагола

1

121

Буквы е-и в корнях с чередованием


122

Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

1

123

Время глагола. Прошедшее время

1

124

Настоящее время

1

125

Будущее время

1

126-127

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

2

128

Морфологический разбор глагола

1

129

Р.Р.Сжатое изложение с изменением формы лица.А.Савчук. «Шоколадный торт».

1

130-131

Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

2

132-133

Употребление времен

2

134

Р.Р.Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

1

135

Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации.

1

Повторение и систематизация изученного (5ч.)

136

Разделы науки о языке. Употребление букв ъ и ь.

1

137

Орфограммы в приставках, корнях и в окончаниях слов.

1

138

Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

1

139

Р/Р Сочинение на одну из тем по выбору.

1

140

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1


6 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Язык. Речь. Общение (3 ч)

1

Русский язык — один из развитых языков мира

1

2

Язык, речь, общение

1

3

Ситуация общения

1

Повторение изученного в 5 классе (10 ч)

4

Фонетика. Орфоэпия

1

5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

6

Части речи

1

7

Орфограммы в окончаниях слов

1

8

Р.р. Сочинение «Интересная встреча»

1

9

Словосочетание.

1

10

Простое и сложное предложения. Знаки препинания

1

11

Синтаксический разбор предложений

1

12

Прямая речь. Диалог

1

13

Контрольная работа по теме «Повторение»

1

Текст (6 ч)

14

Текст, его особенности

1

15

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

16

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова

1

17

Р.р. Сочинение-рассказ

1

18

Понятие о функциональных разновидностях языка

1

19

Официально-деловой стиль речи

1

Лексикология и фразеология. Культура речи (15 ч)

20

Слово и его лексическое значение

1

21

Р.р. Собирание материалов к сочинению

1

22

Изобразительно-выразительные средства языка

1

23

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления

1

24

Профессионализмы . Диалектизмы

1

25

Р.р. Сжатое изложение (упр. 148)

1

26

Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова

1

27

Исконно русские и заимствованные слова

1

28

Новые и устаревшие слова

1

29

Фразеологизмы

1

30

Источники фразеологизмов

1

31

Словари

1

32

Лексический разбор слова

1

33

Повторение по теме «Лексикология и фразеология. Культура речи»

1

34

Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология. Культура речи»

1

Словообразование. Орфография. Культура речи (18ч)

35

Морфемика и словообразование

1

36

Р.р. Описание помещения

1

37

Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов.

1

38

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сочинение- описание помещения (упр. 228)

1

39

Р.р. Написание сочинения-описание помещения (упр. 228)

1

40

Буквы а и о в корне -кас- -кос-

1

41

Буквы а и о в корне -гар- -гор-

1

42

Буквы а и о в корне -зар- — -зор-

1

43

Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала

1

44

Буквы ы и ипосле приставок

1

45

Гласные в приставках пре- и при-

1

46

Контрольная работа по теме «Гласные в корнях с чередованием»

1

47

Соединительные о и е в сложных словах

1

48

Сложносокращённые слова

1

49

Р.р. Сочинение-описание по картине (упр. 270)

1

50

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

51

Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

52

Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Морфология. Орфография. Культура речи (103 ч + 19 ч Р )

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18ч )

53

Р.р. Письмо другу (упр. 289)

1

54

Разносклоняемые имена существительные

1

55

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

1

56

Р.р. Устное публичное выступление о происхождении имён (упр. 308)

1

57

Несклоняемые имена существительные

1

58

Род несклоняемых имён существительных

1

59

Имена существительные общего рода

1

60-61

Морфологический разбор имени существительного

2

62

Р.р. Сочинение по личным впечатлениям (упр. 329)

1

63

Не с существительными

1

64-65

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик)

2

66

Гласные в суффиксах существительных -еки -ик

1

67-68

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

2

69

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

70

Анализ контрольного диктанта.

1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (26 ч )

71

Повторение изученного в 5 классе

1

72

Р.р. Описание природы в художественных произведениях

1

73

Р.р. Подготовка к сочинению —

описанию природы по личным наблюдениям

1

74

Степени сравнения имён прилагательных

1

75

Сравнительная степень имён прилагательных

1

76

Превосходная степень имён прилагательных

1

77

Р.р. Сочинение — описание природы по личным наблюдениям (упр. 329, 342)

1

78

Разряды имён прилагательных по значению.

1

79

Качественные прилагательные

1

80

Относительные прилагательные.

1

81

Притяжательные прилагательные

1

82

Морфологический разбор имени прилагательного

1

83

Р.р. Выборочное изложение (упр. 347)

1

84-85

Не с прилагательными

2

86-87

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

2

88

Р.р. Сочинение — описание картины (упр. 225)

1

89

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

90

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (окончание)

1

91-92

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

2

93

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

94

Р.р. Подготовка устного публичного выступления о произведениях народных промыслов

1

95

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

96

Анализ контрольного диктанта

1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (17)

97

Имя числительное как часть речи

1

98-99

Простые и составные числительные

2

100

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

101

Р.р. Устное публичное выступление о произведениях народных промыслов

1

102

Мягкий знак на конце и в середине числительных (окончание)

1

103

Порядковые числительные

1

104

Разряды количественных числительных

1

105

Числительные, обозначающие целые числа

1

106

Числительные, обозначающие целые числа (окончание)

1

107

Дробные числительные

1

108

Собирательные числительные

1

109-110

Морфологический разбор имени числительного

2

111

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

112

Анализ контрольного диктанта

1

113

Р.р. Устное публичное выступление на тему «Берегите природу» (упр. 432)

1

МЕСТОИМЕНИЕ (23 ч)

114

Местоимение как часть речи

1

115

Разряды местоимений. Личные местоимения

1

116

Личные местоимения

1

117

Возвратное местоимение себя

1

118

Р.р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица (упр. 448)

1

119

Вопросительные и относительные местоимения

1

120

Вопросительные и относительные местоимения (окончание)

1

121

Неопределённые местоимения

1

122

Отрицательные местоимения

1

123

Отрицательные местоимения (окончание)

1

124

Притяжательные местоимения

1

125

Притяжательные местоимения (окончание)

1

126

Р.р. Рассуждение

1

127

Указательные местоимения

1

128

Определительные местоимения

1

129

Определительные местоимения (окончание)

1

130

Местоимения и другие части речи

1

131-132

Морфологический разбор местоимения

2

133

Р.р. Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499)

1

134

Повторение и обобщение материала по теме «Местоимение»

1

135

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

136

Анализ контрольного диктанта

1

ГЛАГОЛ (29 ч)

137

Повторение изученного в 5 классе

1

138

Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 517)

1

139-140

Разноспрягаемые глаголы

2

141

Глаголы переходные и непереходные

1

142

Глаголы переходные и непереходные (окончание)

1

143-144

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

2

145

Р.р. Изложение (упр. 542)

1

146

Р.р. Написание изложения

1

147

Условное наклонение

1

148

Условное наклонение (окончание)

1

149

Повелительное наклонение

1

150

Повелительное наклонение (окончание)

1

151

Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561)

1

152

Употребление наклонений

1

153

Употребление наклонений (окончание)

1

154

Безличные глаголы

1

155

Безличные глаголы (окончание)

1

156-157

Морфологический разбор глагола

2

158

Р.р. Рассказ на основе услышанного

1

159-160

Правописание гласных в суффиксах глаголов

2

161

Правописание гласных в суффиксах глаголов (окончание)

1

162-163

Повторение и обобщение материала по теме «Глагол»

2

164

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

165

Анализ контрольного диктанта

1

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (10 ч )

166

Разделы науки о языке.

1

167

Орфография

1

168

Пунктуация

1

169

Р.р. Сочинение на одну из предложенных тем (упр. 610)

1

170

Лексика и фразеология

1

171

Словообразование

1

172

Морфология

1

173

Синтаксис

1

174

Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации

1

175

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

1


7 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Введение 1ч

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в 5-6 классах 12ч (11+1Р.р.)

2

Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор

1

3

Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

4

Повторение. Лексикология и фразеология. Лексический разбор

1

5

Повторение. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1

6

Повторение. Орфография. Орфографический разбор слова

1

7

Повторение. Морфемика и орфография. Морфемный разбор слова

1

8

Повторение. Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор

1

9

Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор имен существительных и прилагательных

1

10

Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор имен числительных и местоимений

1

11

Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор глагола

1

12

Р.р. Сочинение о впечатлениях от картины

1

13

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

Текст и стили речи

14

Работа над ошибками. Текст

1

15

Диалог как текст. Виды диалога

1

16

Функциональные разновидности языка

1

17

Публицистический стиль

1

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие 33ч (26+7Р.р.)

18

Причастие как часть речи

1

19

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

20

Причастный оборот

1

21

Выделение причастного оборота запятыми

1

22-23

Р.р. Описание внешности человека

2

24

Действительные и страдательные причастия

1

25

Краткие и полные страдательные причастия

1

26

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

27

Действительные причастия прошедшего времени

1

28

Р.р. Изложение с изменением формы действующего лица (по упр. 116)

1

29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

30

Страдательные причастия прошедшего времени

1

31

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

32-33

Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени

2

34

Одна буква н в отглагольных прилагательных

1

35-36

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных

2

37-38

Р.р. Выборочное изложение. Описание внешности (отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

2

39

Морфологический разбор причастия

1

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Действительные и страдательные причастия»

1

41

Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

42

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

43-44

Буква ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

2

45-46

Р.р. Сочинение «Успешный телеведущий»

2

47-48

Обобщение по теме «Причастие»

2

49

Зачет по теме «Причастие»

1

50

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»

1

Деепричастие 11ч (10+1Р.р.)

51

Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи

1

52-53

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

54

Раздельное написание не с деепричастиями

1

55

Деепричастия несовершенного вида

1

56

Деепричастия совершенного вида

1

57

Р.р. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов (работа по картине С. Григорьева «Вратарь»)

1

58

Морфологический разбор деепричастия

1

59

Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

1

60

Зачет по теме «Деепричастие»

1

61

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

1

Наречие 29ч (23+6Р.р.)

62

Работа над ошибками. Наречие как часть речи

1

63-64

Разряды наречий

2

65-66

Р.р. Пейзаж на картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись)

2

67

Степени сравнения наречий

1

68

Морфологический разбор наречий

1

69-70

Р.р. Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам»

2

71-72

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е

2

73

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

1

74-75

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е

2

76

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1

77

Описание действии

1

78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

79

Буквы о и а на конце наречий

1

80-81

Р.р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

2

82-83

Дефис между частями слова в наречиях

2

84-85

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

86

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

87

Обобщение по теме «Наречие»

1

88

Зачет по теме «Наречие»

1

89

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1

Текст и стили речи 2ч

90

Работа над ошибками. Учебно-научная речь. отзыв

1

91

Учебный доклад

1

Категория состояния 4ч

92

Категория состояния как часть речи

1

93

Морфологический разбор категории состояния

1

94

Р.р. Изложение (по упр. 322)

1

95

Повторение темы «Категория состояния»

1

Служебные части речи 1ч

96

Самостоятельные и служебные части речи

1

Предлог 8ч

97

Предлог как часть речи

1

98

Употребление предлогов

1

99-100

Непроизводные и производные предлоги

2

101

Простые и составные предлоги

1

102

Морфологический разбор предлога

1

103-104

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Союз 12ч (11+1Р.р.)

105

Союз как часть речи

1

106

Простые и составные союзы

1

107

Союзы сочинительные и подчинительные

1

108-109

Запятая в сложном предложении

2

110

Сочинительные союзы

1

111-112

Подчинительные союзы

2

113

Морфологический разбор союза

1

114

Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире»

1

115

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

1

116

Повторение знаний по темам «Предлог» и «Союз»

1

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог» и «Союз»

1

Частица 12ч (11+1Р.р.)

118

Работа над ошибками. Частица как часть речи

1

119

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

120

Р.р. Сочинение «Как мне стать чемпион»

1

121

Смысловые частицы

1

122

Раздельное и дефисное написание частиц

1

123

Морфологический разбор частиц

1

124

Отрицательные частицы не и ни

1

125-126

Различение частицы и приставки не-

2

127

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

1

128

Повторение темы «Частица»

1

129

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи»

1

Междометие 3ч

130

Работа над ошибками. Междометие как часть речи

1

131

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях

1

132

Урок-игра по теме «Междометие»

1

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах 8ч

133

Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь

1

134

Фонетика. Графика

1

135

Лексика и фразеология

1

136

Морфемика. Словообразование

1

137

Морфология. Орфография

1

138

Синтаксис. Пунктуация

1

139

Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации

1


140

Урок творчества: от впечатления к слову

1


8 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Общие сведения о языке 3ч

1

Функции русский язык в современном мире

1

2

Русский язык в современном мире

1

3

Подготовка проектного задания «Язык и культура моего края»

1

Повторение изученного в 5-7 классах 12 (10+2Р.р.)

4

Языковая система. Уровни и единицы языка

1

5

Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография

1

6

Фонетика и графика. Орфография


7

Морфемика и словообразование. Орфография

1

8

Лексикология и фразеология

1

9

Морфология и синтаксис

1

10

Строение текста. Функциональные разновидности языка

1

11

Р.р. Сочинение-описание по картине И.Левитана «Осенний дождь. Сокольники»

1

12

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

13

Р.р. Представление и защита проектного задания «Язык и культура моего края»

1

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание

14

Работа над ошибками. Понятие о синтаксисе и пунктуации

1

15

Строение словосочетаний

1

16

Виды связи в словосочетании. Согласование

1

17

Виды связи в словосочетании. Управление

1

18

Виды связи в словосочетании. Примыкание

1

19

Грамматическое значение словосочетаний

1

20

Синтаксический разбор словосочетаний

1

21

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1

Предложение

22

Работа над ошибками. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения

1

23

Р.р. Характеристика человека

1

24

Синтаксический разбор предложения

1

Простое предложение

25

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

26

Р.р. Сочинение-описание памятника

1

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

27

Подлежащее

1

28

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

29

Составные сказуемые

1

30

Составное глагольное сказуемое

1

31-32

Составное именное сказуемое

2

33

Тире между подлежащим и сказуемым. Словарный диктант

1

34

Р.р. Сжатое изложение (упр. 189)

1

Второстепенные члены предложения

35

Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения

1

36

Дополнение

1

37-38

Определение

2

39

Мини-проект «Роль эпитета в поэме М. Лермонтова «Мцыри»»

1

40-41

Приложение

2

42

Р.р. Сочинение-описание (упр. 224)

1

43-44

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

2

45

Ораторская (публичная) речь

1

46

Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Словарный диктант

1

47

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Односоставные предложения

48

Работа над ошибками. Основные группы односоставных предложений

1

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

49

Предложения определенно-личные

1

50

Предложения неопределенно-личные

1

51

Безличные предложения

1

52

Р.р. Сочинение по картине К.Юона «Мартовское солнце»

1

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим

53

Назывные предложения

1

54

Р.р. Изложение (упр. 289)

1

Неполные предложения

55

Понятие о неполных предложениях

1

56

Повторение по теме «Односоставные предложения». Словарный диктант

1

57

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения».

1

Предложения с однородные члены предложения

58

Работа над ошибками. Понятие об однородных членах предложения

1

59

Однородные и неоднородные определения

1

60

Р.р. Описание картины (упр. 314)

1

61-62

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

2

63-64

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

65

Повторение по теме «Однородные члены предложения». Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

66

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

1

Предложения с обособленные члены предложения

67

Работа над ошибками. Понятие об обособлении

1

68-69

Обособленные определения

2

70

Обособленные приложения

1

71-72

Обособленные обстоятельства

2

73

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

Предложения с уточняющими обособленные члены предложения

74

Обособление уточняющих членов предложения

1

75

Р.р. Изложение (по упр. 413)

1

76

Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Словарный диктант

1

77

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

1

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

78

Работа над ошибками. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

1

79

Обращение. Знаки препинания при обращении

1

80

Проект «Обращение как живой свидетель истории»

1

81

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

1

82

Р.р. Сжатое изложение по упр. 440

1

83

Вставные конструкции

1

84

Проект «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке»

1

85

Р.р. Изложение по упр. 465

1

86

Повторение по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». Словарный диктант

1

87

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

1

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

88

Работа над ошибками. Прямая и косвенная речь

1

89

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них

1

90

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1

91

Цитаты и знаки препинания при них

1

92

Р.р. Изложение упр. 490

1

93

Повторение по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

1

94

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

1

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

95

Проект «Русские лингвисты о синтаксисе»

1

96

Словосочетание

1

97

Простое предложение. Двусоставное предложение. Словарный диктант

1

98

Односоставные предложения

1

99

Предложения с однородными членами

1

100

Обособленные члены предложения

1

101

Предложения с обращениями и вводными словами

1

102

Диктант с грамматическим заданием в рамках промежуточной аттестации

1

103

Способы передачи чужой речи

1

104

Пунктуация

1

105

Текст. Р.р. Сжатое изложение (упр. 525)

1


9 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Общие сведения о языке 2ч

1

Международное значение русского языка. Подготовка проекта «Международное значение русского языка»

1

2

Подготовка проектного задания

1

Повторение изученного в 5-8 классах

3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

1

4

Лексикология и фразеология

1

5

Р.р. Приемы подготовки к сжатому изложению

1

6-7

Р.р. Сжатое изложение

2

8

Морфемика. Словообразование. Орфография

1

9

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи

1

10

Морфология и орфография. Служебные части речи

1

11-12

Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Баян»

2

13

Синтаксис словосочетания

1

14

Синтаксис простого предложения. Пунктуация в простом предложении

1

15-16

Текст. Изобразительно-выразительные средства

2

17

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

1

18

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

19

Р.р. Защита проекта «Международное значение русского языка»

1

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

20

Понятие о сложном предложении

1

21

Сложное предложение

1

22

Основные виды сложных предложений.

1

23

Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы

1

24

Способы сжатого изложения содержания текста. Конспект

1

Союзные сложные предложения

Сложносочинённые предложения

25

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

26

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Подготовка к ОГЭ (задание 3)

1

27

Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Подготовка к ОГЭ (задание 3)

1

28

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Подготовка к ОГЭ (задание 3)

1

29

Р.р. Изложение по упр. 91

1

30

Р.р. Рецензия. Подготовка к ОГЭ (работа с текстом)

1

31

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение»

1

32

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Сложноподчинённые предложения

33-34

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Подготовка к ОГЭ (задание 3)

2

35-36

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Подготовка к ОГЭ (задание 3)

2

37-38

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Подготовка к ОГЭ (задание 3).

2

39-40

Место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.

2

Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению

41-42

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

2

43-44

Сложноподчинённые предложения с придаточными местоименно-определительными

2

45

Р.р. Изложение по упр. 126

1

46

Р.р. Написание рецензии по упр. 132

1

47-48

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

2

49

Проверочная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными»

1

50

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

1

51-52

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

2

53

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени

1

54

Придаточные предложения места

1

55

Придаточные предложения времени

1

56-57

Р.р. Сжатое изложение «Средняя полоса России» (по упр. 180)

2

58-59

Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края

2

60

Придаточные предложения условия

1

61

Придаточные предложения причины

1

62

Придаточные предложения цели

1

63

Придаточные предложения сравнительные

1

64

Придаточные предложения уступительные

1

65

Придаточные предложения следствия

1

66

Проверочная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

1

67

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

1

68

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

1

69

Р.р. Устное сообщение на лингвистическую тему

1

70

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

71

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

72

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

73-74

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

2

75

Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением

1

76

Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением

1

77

Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением

1

78

Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой

1

79

Р.р. Деловые бумаги

1

80

Повторение по теме «Сложные предложения»

1

81

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения»

1

82

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Бессоюзные сложные предложения

83-84

Понятие о бессоюзном сложном предложении

2

85-86

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

2

87-88

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2

89-90

Тире в бессоюзном сложном предложении

2

91

Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой

1

92

Подготовка проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений»

1

93-94

Р.р. Изложение по упр. 282

2

95

Р.р. Реферат

1

96

Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

97

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

98

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

99

Защита проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений»

1

Сложное предложение с различными видами связи

100-101

Работа над ошибками. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

2

102-103

Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?»

2

104

Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой

1

105-106

Р.р. Сжатое изложение по упр. 301

2

107

Авторские знаки препинания

1

108

Повторение темы «Сложное предложение с различными видами связи».

1

109

Проверочная работа по теме «Сложное предложение с различными видами связи»

1

110

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

1

Общие сведения о языке

111-112

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

2

113

Русский литературный язык и его стили

1

114-115

Р.р. Сжатое изложение по упр. 330

2

Повторение

116

Фонетика. Графика. Орфография

1

117

Лексикология. Фразеология. Орфография

1

118-119

Р.р. Сжатое изложение по упр. 360

2

120

Морфемика. Словообразование. Орфография

1

121

Морфология. Орфография. Имя существительное

1

122

Морфология. Орфография. Имя прилагательное

1

123

Морфология. Орфография. Имя числительное. Местоимение

1

124

Морфология. Орфография. Глагол

1

125

Морфология. Орфография. Причастие

1

126

Морфология. Орфография. Деепричастие

1

127

Морфология. Орфография Наречие. Категория состояния

1

128

Морфология. Орфография Предлог. Союз. Частица.

1

129-130

Синтаксис. Пунктуация

2

131

Употребление знаков препинания

1

132-133

Диагностическая работа в рамках промежуточной аттестации

2

134

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

135

Р.р. Сочинение-рассуждение

1

136

Анализ сочинений-рассуждений. Работа над ошибками

1