СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2017-2018

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2017-2018»





























Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

– Стандарт начального образования по русскому языку напечатан в документе «Федеральный образовательный стандарт начального общего образования Министерства образования науки РФ» Москва, Просвещение, 2010 год.

-Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253», от 31 декабря 2015года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373.,

-Протокола от 4 июля 2015г. № Пр-1312 совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку.

- Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 88 с.

-Программа курса к учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Меелиховой «Русский язык» 1—4 классы. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.

Используемый УМК

Учебное пособие: Русский язык; учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Л.В. Кибирева, О.А. Клейфельд, Г.И. Мелихова.- 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации / экспертное заключение РАН №10106- 5215/764 от 14.10.2011., экспертное заключение РАО № 01-5/7 д-565 от 24.10.2011г./

Данный учебник не включён в перечень учебников на 2017- 2018 учебный год, но в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" – п. 2 пользование им возможно в течение 5 лет: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».

Дидактические материалы: Контрольно- измерительные материалы. Русский язык. 4 класс/ Сост. В.В. Никифорова. – 5-е изд.- М.: ВАКО, 2016.

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Учебный план МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017 - 2018 учебный год рассчитан на 34 учебных недели, поэтому КТП уроков на год составлено с расчётом на 34 учебных недели.
В содержательной части программы изменений нет.




Планируемые результаты

Предметные

Сформируют первоначальные представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Разовьют диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические и чувства, способности к творческой деятельности.

Узнают: что такое общение, цели общения. Научатся различать монолог и диалог.

Узнают о лексике как разделе науки о языке, изучающим лексические значения слов. Осознают словарное богатство русского языка.

Научатся различать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы

Научатся: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, буквы, не обозначающие звуков. Вспомнят правила переноса слов, смыслоразличительную роль ударения, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.

Поупражняются в звуко - буквенном анализе слова. Осознают значимость звуко – буквенного анализа слова для грамотного письма.

Вспомнят: состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Научатся различать: однокоренные слова и формы слова, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Научатся соблюдать изученные нормы орфографии.

Научатся: правильно писать гласные и согласные в корне слова; выявлять проверяемые и проверочные слова; составлять алгоритм проверки безударных гласных, парных звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова (с опорой на таблицу); правильно писать слова с двойными согласными, сочетания чк, чн в словах.

Научатся: распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по значению и вопросам.

Научатся: наблюдать за лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях, определять роль словосочетаний в предложении, различать словосочетания и сочетания, не являющихся таковыми: 1) подлежащее и сказуемое; 2) однородные члены предложения; 3) существительное с предлогом; определять главные и второстепенные члены предложения, разбирать предложения по членам предложения.

Научатся: выделять в тексте смысловые части, редактировать текст, определять типы текстов.

Научатся: различать самостоятельные и служебные части речи, распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по значению и вопросам.

Научатся: находить имя существительное, определять его значение, вопросы, на которые отвечает; определять постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Научатся: изменять существительные 1-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.

Научатся: изменять существительные 2-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.

Научатся правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Научатся: изменять существительные 3-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.

Познакомятся со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и научатся их находить в анализируемых текстах. Научатся писать текст с использованием различных средств выразительности.

Научатся: изменять существительные во множественном числе по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.

Научатся: выделять характерные особенности текстов-повествования, описания, рассуждения; составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение

Научатся выделять имя прилагательное как часть речи, определять значение, задавать вопросы к имени прилагательному, определять непостоянные признаки. Научатся согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, определять роль имен прилагательных в предложении; употреблять имена прилагательные в речи.

Получат общее представление о склонении имен прилагательных.

Научатся склонять прилагательные мужского и среднего рода, склонять прилагательные женского рода, правильно писать безударные падежные окончания. Научатся склонять имена прилагательные во множественном числе.

Научатся склонять прилагательные на -ий, -ья, -ьи.

Научатся употреблять имена прилагательные в речи, находить в тексте информацию, пересказывать текст по плану. Научатся: проверять и корректировать знания и умения по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Научатся определять тему, основную мысль текста и их отражение в его названии; соотносить картинный план с частями текста и их озаглавливать; исправлять неверно составленный план; пересказывать текст по опорным словам и выражениям; письменно излагать текст.

Научатся выделять имя числительное как часть речи, определять значение, задавать вопросы, определять постоянные и непостоянные признаки, роль в предложении; выделять количественные и порядковые числительные, простые, сложные и составные числительные.

Научатся правильно писать числительные: мягкий знак в середине и на конце количественных числительных, слитное написание сложных числительных и раздельное написание составных числительных.

Научатся: употреблять имена числительные в речи; пронаблюдают за изменением числительных по падежам; узнают особенности склонения количественных и порядковых числительных (простые, сложные и составные); научатся изменять порядковые числительные по родам и числам; выучат порядок разбора имени числительного как части речи.

Научатся: конструировать предложения, используя средства выразительности (метафоры, сравнения, олицетворения.

Научатся выделять местоимение как часть речи, определять основные грамматические признаки местоимений.

Научатся находить личные местоимения, определять лицо личных местоимений.

Научатся склонять личные местоимения.

Научатся: выделять в речи притяжательные местоимения и возвратное местоимение себя, изменять притяжательные местоимения по родам, числам и падежам, изменять по падежам возвратное местоимение себя, узнают об отсутствии формы именительного падежа у местоимения себя.

Систематизируют и углубят знания о глаголе как части речи.

Научатся: определять неопределенную форму глагола, писать не с глаголами раздельно; определять число и время глаголов.

Научатся изменять глаголы по лицам и числам (спрягать)

Научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Научатся характеризовать особенности волшебной сказки с опорой на схему, сочинять волшебную сказку.

Научатся правильно писать -тся и -ться в глаголах.

Научатся определять прошедшее время глагола, изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.

Научатся находить общее и различное в предмете, сравнительно описывать предметы.

Научатся выделять наречие как неизменяемую часть речи; определять значение, задавать вопросы, определять роль в предложении.

Научатся: различать подробное и сжатое изложения с опорой на таблицу, анализировать варианты сокращения текста, подбирать речевые средства с целью устранения возможных повторов, писать сжатое изложение.

Научатся соблюдать изученные нормы орфографии.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, главные и второстепенные члены предложения, определять распространенные и нераспространен-ные предложения.

Научатся находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Получат общее представление о простом и сложном предложении. Научатся различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях. Получат представление о предложениях с прямой речью и их оформлении на письме. Узнают порядок разбора простого предложения.

Научатся: систематизировать изученный материал.

Личностные

- осознание необходимости изучения русского языка, усвоения правил, норм устной и письменной речи во имя сохранения красоты русского языка, его величия;

- осознание языка как средства общения;

- обоснование собственной позиции;

- сознательное отношение к качеству своей речи;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формирование выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир;

- формирование личностного смысла учения;

- нравственно-этическая ориентация;

- самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми).

Метапредметные

Регулятивные:

- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- действие по намеченному плану, а также по инструкциям;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

- умение организовывать своё рабочее место и работу;

- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причины и способы преодоления;

- определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно

Познавательные:

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей.

понимать информацию;

- умение подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;

- умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

- активное использование речевых средств;

-осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации языкового материала по заданным критериям;

- понимание информации;

- умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, переводить её в словесную форму;

- умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

Коммуникативные:

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,

- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества;

- умение отвечать на вопросы;

- умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи.


Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности

№ темы

Раздел, наименование темы

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Речь – основа общения

(2 ч)

Понятия: монолог, диалог Участие в дискуссии по обсуждаемым проблемам. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения и с опорой на имеющиеся знания, жизненный опыт. Определение целей общения в речевых ситуациях, представленных в серии сюжетных рисунков. Различение монолога и диалога. Практическое овладение диалогической формой речи.

2

Слово (3 ч)

Понятия: лексика, омонимы, синонимы, антонимы,

Фразеологизмы.

Осознание слова как центральной единицы языка в процессе осмысления пословиц, высказываний и стихотворения о слове. Объяснение значений многозначных слов и употребление их в речи. Толкование значений слов с помощью однокоренных (родственных) слов. Объяснение названия рассказа. Подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Соотнесение фразеологизмов с рисунками, буквально трактующими значение слов, входящих в их состав. Рассказ о слове с опорой на схему.

3

Звуко-буквенный анализ слова (2 ч)

Понятие: Звуко-буквенный анализ слова

Развернутое высказывание на лингвистическую тему с опорой на схему и имеющиеся знания. Правильное употребление в речи омографов и омоформ.

4

Состав слова (2 ч)

Понятия: Корень, приставка, суффикс и окончание

Актуализация имеющихся знаний о составе слова иих практическое применение в процессе выполнения грамматических заданий

5

Правописание слов (4 ч)

Понятие: Звуки: гласные и согласные, безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные

Объяснение смысла пословиц. Подбор антонимов к заданным словам.

Стартовый контрольный диктант №1

6

Слово как часть речи (1 ч)

Понятие: морфология

Извлечение из текста новой информации и ее соотнесение с уже имеющимися сведениями о предмете речи.

7

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч)

Понятия: Словосочетание слово предложение

текст

Установление связи между словами в словосочетании с помощью вопроса, определение главного и зависимого слова и коррекция их сочетаемости в случае необходимости. Составление словосочетаний по заданным схемам – моделям и употребление в речи. Восстановление последовательности предложений в тексте. Составление предложений из набора слов и текста из данных предложений. Продолжение текста по заданному началу.

Контрольный словарный диктант № 1


Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч)

Понятия:Тема, основная мысль, заголовок, смысловые части текста

Выделение в тексте смысловых частей Редактирование текста с намеренно допущенными в него ошибками. Определение типов речи.

8

Части речи (2 ч)

Понятие : самостоятельные и служебные части речи

Нахождение в тексте ответов на вопросы. Чтение диалога по ролям.

9

Имя существительное (5 ч)

Понятия: Имя существительное, род, число, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; собственные и нарицательные

Работа по картине А. Лактионова «Летом»: рассказ о том, что изображено и кто изображен на ней; составление словосочетаний, с помощью которых можно описать картину. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы, которые содержатся в тексте. Формулирование вопросов к уже данным ответам. Членение сложного текста на предложения и их оформление на письме.

Контрольный диктант № 2

10

Первое склонение имен существительных (4 ч)

Понятие: склонение

Объяснение значения фразеологизмов. Ситуации, в которых их уместно использовать. Письменное рассуждение по заданной проблеме.

11

Второе склонение имен существительных (4 ч)

Сопоставление текстов стихотворений и определение темы, которая их объединяет. Объяснение смысла пословиц, в которых встречается слово «дело». Предвосхищение содержания текста до его прочтения по заглавию

12

Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (5 ч)

Членение сложного текста на предложения и их оформление на письме. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы к тексту.

Контрольное списывание №1

13

Третье склонение имен существительных (5 ч)

Размышление над тем, что можно, а что нельзя дарить. Чтение стихотворения – диалога по ролям, инсценирование. Дописывание пословиц и объяснение их смысла. Подбор пословиц на заданные темы. Определение типа текста и характеристика его основных признаков. Выбор заголовка из ряда предложенных и его обоснование.

Контрольный диктант №3


Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(1ч.)

Понятия: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Знакомство со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и их нахождение в анализируемых текстах. Написание текста с использованием различных средств выразительности.

14

Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 (8 ч.).

Понятия: Множествен-ное число имён существи-тельных, склонение

Устный рассказ о месте, которое поразило своей необычностью. Употребление существительных в форме множественного числа при ответе на вопросы к текстам. Определение основной мысли текста и выражение своего отношения к ней. Словесное описание рисунка к тексту. Письменное размышление по проблеме, затронутой в тексте.

Тест №1


Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч.)

Понятие : типы текстов.

Рассказ о типах текстов и их основных признаках с опорой на таблицу и заполнение таблицы до конца. Определение текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения в тексте, сочетающем все эти типы. Написание рассказа о домашнем питомце с использованием и описания, и повествования, и рассуждения.

15

Имя прилагательное (5 ч)

Понятия :Имя прилагательное, эпитет, метафора, олицетворение, антонимы и синонимы

Работа по картине Т. Дерий «Незваная гостья»: толкование названия и предложение своего названия, описание впечатления, которое производит картина и девочка, изображенная на ней. Сопоставление двух описаний картины, в одном из которых используются прилагательные, а в другом нет. Осознание роли прилагательных в речи. Описание весеннего леса с использованием прилагательных. Замена полных прилагательных краткими в пословицах и объяснение смысла пословиц. Анализ средств выразительности в поэтическом произведении (эпитет, метафора, олицетворение).

Контрольный диктант № 4


Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» (2ч.)

Понятия : Описание картины, эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег». Составление плана ее описания с опорой на картинный план. Подбор эпитетов для описания снега, неба, деревьев и других предметов, изображенных на картине. Анализ текста, в котором дано описание картины «Первый снег», образцов ученических сочинений по данной картине. Описание картины по заданным началу и концовке.

16

Склонение имен прилагательных (9 ч)

Озаглавливание текста.

Определение темы и основной мысли текста.

Отгадывание загадок.

Письмо по памяти.

Объяснение смысла пословиц.

Контрольный диктант № 5

17

Склонение имен прилагательных во множественном числе (2 ч)

Чтение диалога по ролям. Определение типа текста и обоснование своего выбора.

18

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (2 ч)

Понятие : Притяжательные прилагательные

Осмысление названия сказки и предложение своего название. Определение основной мысли сказки. Придумывание новой концовки сказки.

Административный контрольный диктант № 6 за 1 полугодие.

19

Употребление имен прилагательных в речи Тесты по темам 15–19 (4 ч)

Заполнение кроссворда прилагательными, противоположными по значению (антонимами). Определение роли антонимов в тексте-описании. Выбор синонимов, наиболее подходящих для заполнения пропуска в предложении, и обоснование целесообразности данного выбора. Объяснение фразеологизмов путем подбора прилагательных, которыми их можно заменить. Определение типов текста, которые сочетаются в одном тексте. Сжатый пересказ текста по вопросам.

Административный словарный диктант № 2

Тест № 2


Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.)

Понятие : изложение.

Определение темы, основной мысли текста и их отражение в его названии. Соотнесение картинного плана с частями текста и их озаглавливание. Исправление неверно составленного плана. Пересказ текста по опорным словам и выражениям. Письменное изложение текста.

Контрольное изложение № 1

20

Имя числительное (5 ч)

Понятия : Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные, простые, сложные и составные числительные.

Работа по картине Н.П. Богданова - Бельского «Устный счет»: описание того, что изображено на картине, объяснение её названия, решение примера, предложенного для устного счета. Размышление о роли чисел в нашей жизни. Задавание друг другу вопросов, в ответах на которые используются числительные. Озаглавливание текста предложением из него. Чтение диалога по ролям и озаглавливание.

21

Правописание числительных (1 ч)

Понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные, простые, сложные и составные числительные.

Отгадывание загадок, в текстах которых есть числительные. Самостоятельное формулирование правила с опорой на схему. Заполнение кроссворда числительными. Составление своих кроссвордов, которые надо заполнить числительными.

22

Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (6 ч)

Обнаружение неправильного употребления числительных в речи и исправление ошибок с опорой на правила. Разыгрывание диалогов, участники которых хотят узнать «Который час?» или «Сколько времени что-либо длится?». Объяснение смысла названия текста и предложение своего названия. Определение основной мысли текста и согласие/несогласие с ней. Аргументация собственной точки зрения.

Контрольный диктант № 7

Тест № 3


Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (2ч.)

Понятия :Сочинение, текст-описание, средства выразительности

Анализ сочинений – описаний животных с целью выявления особенностей, которые каждый из авторов подметил в своем питомце. Анализ средств выразительности, которые используют мастера слова, описывая животных, птиц. Определение по началу сочинений того, что в них описывается. Наблюдение за кем-либо и описание.

23

Местоимение (3 ч)

Понятия: местоимение ,разряды местоимений

личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, указательные, отрицательные, определительные, неопределённые

Работа по картине В.М. Васнецова «Аленушка»: сопоставление двух вариантов описания картины, в одном из которых используются местоимения, а в другом нет. Осознание роли местоимений в речи.

24

Личные местоимения (3 ч)

Понятие : лицо

Отгадывание загадок, шарад. Употребление вежливого Вы для выражения вежливости в предложенных ситуациях общения. Составление из одного предложения двух предложений, используя для их связи местоимения третьего лица. Озаглавливание текста и дописывание концовки.

25

Склонение личных местоимений (3 ч)

Озаглавливание текста. Объяснение смысла пословиц. Обнаружение неправильного употребления личных местоимений и исправление ошибок

Контрольный диктант № 8

26

Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (4 ч)

Понятия: притяжательные местоимения.возвратное местоимение себя.

Объяснение фразеологизмов, в состав которых входит возвратное местоимение себя, с помощью слов для справок. Определение типа речи текста. Нахождение в тексте эпитетов, сравнений.

Тест № 4


Творческая лаборатория «Редактируем написанное» (1ч.)

Понятие : редактирование

Осмысление значения слова редактирование. Определение темы текста по его содержанию. Определение текста, тема которого не раскрыта (из ряда предложенных текстов), и выяснение причины этого. Нахождение ошибок и неточностей в предложениях и частях текста и их исправление в соответствии с указаниями на полях. Редактирование текста по заданному плану и написание его начисто

27

Глагол (4 ч)

Понятие :глагол

Работа по картине К. Успенской - Кологривовой «Не взяли на рыбалку»: соотнесение названия и содержания картины; определение слова в названии картины, которое помогает понять состояние мальчика; составление предложений по картине с использованием данных глаголов и т.д. Ответы на вопросы к тексту. Обмен впечатлениями о прочитанном. Определение главной мысли текста.

28

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч)

Понятия: спряжение, лицо глагола

Вступление в диалог и поддержание беседы на заданную тему. Ответ на вопрос по содержанию прочитанного и подтверждение подходящей по смыслу пословицей. Интервьюирование одноклассников по личностно важным вопросам. Подбор антонимов и их употребление в речи. Составление рассказа на основе собственных наблюдений.

Контрольный диктант № 9

29

Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч)

Определение предмета речи (о ком/о чем говорится в тексте). Письменное высказывание на заданную тему.

Контрольный диктант № 10


Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.)

Понятие : Волшебная сказка

Выражение собственного мнения по обсуждаемой проблеме с опорой на свой жизненный опыт. Характеристика особенностей волшебной сказки с опорой на схему – подсказку. Дополнение текста сказки с учетом данных особенностей. Сочинение волшебной сказки на одну из предложенных тем.

30

Правописание -тся и -ться в глаголах (4 ч)

Изложение своими словами мысли, выраженной стихотворными строками. Определение основной мысли стихотворения и выявление средств выразительности, которые использует автор, донося эту мысль до читателей (сравнение, метафора, ирония (скрытая насмешка). Формулирование совета пословицей. Определение типа текста. Составление текста-описания с использованием сравнений и эпитетов.

Контрольный словарный диктант № 3

31

Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31 (7 ч).

Анализ средств выразительности в стихотворении о природе. Выборочный пересказ текста в соответствии с поставленной речевой задачей. Определение главной мысли сказок пословицей (из ряда предложенных). Варианты окончания текста по заданному началу. Составление рекомендаций о том, как надо пользоваться компьютером, чтобы время «не улетело»

Тест № 5

Контрольное списывание № 2


Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.)

Нахождение общего и различного в предмете. Сравнительное описание предметов (на выбор).

32

Наречие. Тест по теме 32 (5 ч).

Работа по картине А. Венецианова «Вот те и батькин обед!»: объяснение названия картины и описание по опорным словам. Составление пословиц из разрозненных частей. Предвосхищение содержания текста до его прочтения по заголовку. Определение основной мысли текста. Придумывание своего окончания сказки.

Тест № 6


Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2ч.)

Осмысление понятия «сжатое изложение». Различение подробного и сжатого изложения с опорой на таблицу. Анализ вариантов сокращения текста. Подбор речевых средств с целью устранения возможных повторов. Написание сжатого изложения.

33

Предложение (4 ч)

Повторяют: что такое предложение. Предложение, повествовательное, побудительное и вопроситель-ное предложения, восклицательное и невосклица-тельное, распространенное и нераспространенное

Работа по картине М. Шагала «Прогулка»: обмен впечатлениями о картине; сравнение своего впечатления с мнениями четвероклассников; осмысление названия картины и предложение своего названия. Восстановление деформированного текста по грамматическим основам. Развернутое высказывание о том, когда время тянется долго, а когда бежит быстро.


Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.)

Написание контрольного изложения.

Контрольное изложение № 2

34

Однородные члены предложения (6 ч)

Понятие : однородные члены предложения

Дополнение информации, извлеченной из текста, своими примерами. Объяснение смысла пословиц и приведение примеров и ситуаций, в которых их уместно употребить. Деление текста на абзацы и их оформление на письме.

Контрольный диктант № 11

35

Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (9 ч).

Понятия: Простое и сложное предложение

Составление из простых предложений сложных. Составление предложений по заданному началу. Поиск информации о том, какой была азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Сопоставление первой славянской азбуки и современной русской азбуки (в рамках выполнения проектного задания) с целью выявления сходства и различия. Определение основной мысли притчи и поучения, содержащегося в ней. Развернутое высказывание по проблеме, затронутой в притче.

Тест № 7

Итоговый контрольный диктант № 12 на промежуточной аттестации

Итоговый словарный диктант № 4

36

Повторяем всё, что знаем (5 ч.)

Сопоставление информации с ранее полученными сведениями по изучаемой языковой теме. Продолжение диалога на заданную тему.

Контрольный тест № 8


Творческая лаборатория «Пишем сочинение по личным впечатлениям» (1ч.)

Определение тем сочинений, которые были предложены четвероклассникам в конце учебного года, по содержанию сочинений. Определение типа речи каждого сочинения и обоснование своего выбора. Анализ языковых средств выразительности, использованных авторами сочинений. Написание сочинения о школе на основе личных впечатлений.


Тематическое (календарно-тематическое) планирование

Часов в неделю - 5, в год- 170

Контрольных работ:

Диктантов- 12 (в том числе: 1 административный за 1 полугодие, 1 итоговый на промежуточной аттестации)

Контрольных списываний – 2

Контрольных изложений - 2

Словарных диктантов - 4

Уроков развития речи - 16

Проверочных работ в форме теста - 8

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

Тема урока

1 четверть

Речь — основа общения (2 ч)

01.09


1

1

Речь – основа общения.

Что такое общение. Цели общения.


04.09


2

2

Монолог и диалог – формы речевого общения.

Слово (3 ч)

05.09


3

1

Слово – основная единица языка (повторение). Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов.

06.09


4

2

Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слов.

07.09


5

3

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Проект «Словарь в словаре»





Звуко- буквенный анализ слова (2 ч)

08.09


6

1

Звуко- буквенный анализ слова. Алфавит. Слог. Правила переноса слов (повторение).

11.09


7

2

Смыслоразличительная роль ударения. Упражнение в звуко - буквенном анализе слова.





Состав слова (2 ч)

12.09


8

1

Значимые части слова. Однокоренные слова и формы слова (повторение).

13.09


9

2

Разбор слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.





Правописание слов (4 ч)

14.09


10

1

Правописание орфограмм в корне слова. Словарные слова.

15.09


11

2

Правописание приставок и суффиксов (повторение). Правописание разделительных ъ и ь знаков.

18.09


12

3

Правописание ь после шипящих на конце имён существительных Большая буква в именах собственных.

19.09


13

4

Стартовый контрольный диктант №1





Слово как часть речи (1 ч)

20.09


14

1

РНО. Слово как часть речи.





Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч)

21.09


15

1

Контрольный словарный диктант №1.Слово и словосочетание (повторение). Различение словосочетаний и сочетаний, не являющихся словосочетанием.

22.09


16

2

Связь слов в предложении и предложений в тексте. Главные и второстепенные члены предложения (повторение).





Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч)

25.09


17

1

Текст: тема, основная мысль, заголовок, части текста.

Р/р Восстановление деформированного текста

26.09


18

2

Типы речи.

Р/р Сочинение-описание «Осенний день»





Части речи (2 ч)

27.09


19

1

Самостоятельные и служебные части речи (повторение).

28.09


20

2

Распознавание имен существительных, имен прилагательных и глаголов по значению и вопросам





Имя существительное (5 ч)

29.09


21

1

Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в предложении.

02.10


22

2

Постоянные признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные (повторение).

03.10


23

3

Постоянные признаки имен существительных: род, склонение (повторение).

04.10


24

4

Непостоянные признаки имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам (повторение).

05.10


25

5

Контрольный диктант №2 по теме «Имя существительное»





Первое склонение имен существительных (4 ч)

06.10


26

1

РНО. Первое склонение имён существительных

09.10


27

2

Упражнение в определении падежей имён существительных

10.10


28

3

Падежные окончания имён существительных

1-го склонения

11.10


29

4

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения





Второе склонение имен существительных (4 ч)

12.10


30

1

Второе склонение имён существительных

13.10


31

2

Склонение имён существительных мужского и среднего рода. Отличие винительного падежа от родительного у одушевлённых существительных 2-го склонения.

16.10


32

3

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

2-го склонения

17.10


33

4

Упражнение в определении падежей имён существительных 2-го склонения.





Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (5 ч)

18.10


34

1

О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных

19.10


35

2

Упражнение в написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

20.10


36

3

Контрольное списывание №1 по теме «Имя существительное»

23.10


37

4

Работа над ошибками. Составление предложений с существительными в творительном падеже

24.10


38

5

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений





Третье склонение имен существительных (5 ч)

25.10


39

1

Третье склонение имён существительных

26.10


40

2

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных

3-го склонения.

27.10


41

3

Склонение имён существительных

3-го склонения. Упражнение в определении падежей имён существительных

3-го склонения.

30.10


42

4

Контрольный диктант № 3 по теме «Склонение имен существительных»

31.10


43


Рно. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.





2 ЧЕТВЕРТЬ





Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(1 ч.)

08.11


44

1

Р/р Средства языковой выразительности.

Проект «Словарик для средств языковой выразительности»





Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 (8 ч.).

09.11


45

1

Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе

10.11


46

2

Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе

13.11


47

3

Склонение имён существительных 3-го склонения во множественном числе

14.11


48

4

Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа.

15.11


49

5

Порядок разбора имени существительного.

16.11


50

6

Упражнение в разборе имён существительных

17.11


51

7

Тест № 1 по теме «Имя существительное как часть речи».

20.11


52

8

Обобщение по теме «Имя существительное как часть речи».





Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч.)

21.11


53

1

Р/р

Типы текстов. Обучающее

сочинение «Мой питомец





Имя прилагательное (5 ч)

22.11


54

1

Имя прилагательное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает, непостоянные признаки (повторение).

23.11


55

2

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

24.11


56

3

Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

27.11


57

4

Краткие и полные имена прилагательные.


28.11


58


Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»

29.11


59

5

РНО.Замена полных прилагательных краткими. Роль кратких имён прилагательных в предложении.





Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» (2ч.)

30.11


60

1

Р/р Обучающее сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»





Склонение имен прилагательных (9 ч)

01.12


61

1

Склонение имен прилагательных (общее представление)

04.12


62

2

Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой в именительном падеже

05.12


63

3

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода.

06.12


64

4

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах

07.12


65

5

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах.

08.12


66

6

Склонение имен прилагательных женского рода.

11.12


67

7

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода.

12.12


68

8

Закрепление по теме «Склонение имён прилагательных»

13.12


69

9

Контрольный диктант № 5 по теме « Склонение имен прилагательных»





Склонение имен прилагательных во множественном числе (2 ч)

14.12


70

1

РНО. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

15.12


71

2

Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе.





Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (2 ч)

18.12


72

1

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи.

19.12


73

2

Административный контрольный диктант № 6 по тексту администрации за 1 полугодие.





Употребление имен прилагательных в речи Тесты по темам 15–19 (4 ч)

20.12


74

1

РНО. Порядок разбора имени прилагательного.

21.12


75

2

Административный словарный диктант

2 за 1 полугодие. Упражнение в разборе имён прилагательных.

22.12


76

3

Употребление имен прилагательных в речи. Работа с текстом.

25.12


77

4

Тест № 2 по пройденным темам. /15-19/





Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.)

26.12


78

1

Р/р Подготовка к изложению «Медвежонок».

Составление плана текста и его пересказ по опорным словам.

27.12


79

2

Контрольное изложение №1 «Медвежонок».





Имя числительное (5 ч)

28.12


80

1

Имя числительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает.

29.12


81

2

Количественные и порядковые числительные.





3 четверть

10.01


82

3

Различение имён числительных и имён существительных

11.01


83

4

Простые, сложные и составные числительные.

12.01


84

5

Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных. Роль имён числительных в предложении.





Правописание числительных (1 ч)

15.01


85

1

Правописание числительных .





Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (6 ч)

16.01


86

1

Употребление имен числительных в речи. Наблюдение за изменением числительных по падежам.

17.01


87

2

Контрольный диктант №7 по теме «Имя числительное»

18.01


88

3

РНО. Особенности склонения числительных (простые, сложные и составные).

19.01


89

4

Изменение порядковых числительных по родам и числам.

22.01


90

5

Порядок разбора имени числительного как части речи.

23.01


91

6

Тест № 3 по теме «Имя числительное как часть речи».





Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (2ч.)

24.01


92

1

Р/р Сочинение – описание животных. Анализ средств выразительности.

25.01


93

2

Р/р Обучающее сочинение-описание птиц.





Местоимение (3 ч)

26.01


94

1

Местоимение как часть речи.

29.01


95

2

Основные грамматические признаки местоимений.


30.01


96

3

Разряды местоимений





Личные местоимения (3 ч)

31.01


97

1

Личные местоимения. Определение лица личных местоимений.

01.02


98

2

Личные местоимения единственного и множественного числа.

02.02


99

3

Определение рода у местоимений 3-го лица.





Склонение личных местоимений (3 ч)

05.02


100

1

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

06.02


101

2

Склонение личных местоимений 3-го лица. Роль местоимений в предложении.

07.02


102

3

Контрольный диктант № 8 по теме « Местоимение»





Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (4 ч)

08.02


103

1

Притяжательные местоимения. Изменение притяжательных местоимений по родам, числам и падежам.

09.02


104

2

Возвратное местоимение себя

12.02


105

3

Изменение по падежам возвратного местоимения себя.

13.02


106

4

Тест № 4 по теме «Местоимение как часть речи».





Творческая лаборатория «Редактируем написанное» (1ч.)

14.02


107

1

Р/р Составление письма приглашения

Глагол (4 ч)

15.02


108

1

Глагол как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Постоянные и непостоянные признаки глаголов

19.02


109

2

Роль глаголов в предложении (повторение).

20.02


110

3

Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление).

21.02


111

4

Правописание не с глаголами.





Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч)

22.02


112

1

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).

26.02


113

2

Упражнение в спряжении глаголов.

27.02


114

3

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица в форме единственного числа. Возвратные глаголы.

28.02


115

4

Контрольный диктант № 9 по теме «Спряжение глаголов».





Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч)

01.03


116

1

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

02.03


117

2

Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов

05.03


118

3

Определение спряжения глаголов по начальной форме.

06.03


119

4

Глаголы-исключения.

07.03


120

5

Работа над ошибками. Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений.

12.03


121

6

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

13.03


122

7

Обобщение по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

14.03


123

8

Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол.»





Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.)

15.03


124

1

Р/р Сочиняем сказку





Правописание -тся и -ться в глаголах (4 ч)

16.03


125

1

Контрольный словарный диктант № 3.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

19.03


126

2

РНО. Распознавание глаголов в неопределённой форме и глаголов в форме 3-го лица

20.03


127

3

Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах.





4 четверть

29.03


128

4

Закрепление по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах».





Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31

(7 ч).

30.03


129

1

Контрольное списывание № 2 по теме «Глагол».

02.04


130

2

Прошедшее время глагола. Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени

03.04


131

3

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

04.04


132

4

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

05.04


133

5

Порядок разбора глагола как части речи

06.04


134

6

Закрепление по теме «Прошедшее время глагола».

09.04


135

7

Тест № 5 по теме «Глагол как часть речи».





Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.)

10.04


136

1

Р/р Сравнительное описание предметов.





Наречие. Тест по теме 32 (5 ч).

11.04


137

1

Наречие – его значение; вопросы, на которые может отвечать; роль в предложении.

12.04


138

2

Упражнение в распознавании наречий

13.04


139

3

Наречие - неизменяемая часть речи.

16.04


140

4

Разбор наречий по составу.

Тест № 6 по теме «Наречие»

18.04


141

5

Обобщение по теме «Наречие»





Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2ч.)

19.04


142

1

Р/р

Различие подробного и сжатого изложения.

20.04


143

2

Р/р

Написание сжатого изложения «Карасик».





Предложение (4 ч)

23.04


144

1

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).

24.04


145

2

Главные и второстепенные члены предложения.

25.04


146

3

Распространенные и нераспространенные


26.04


147

4

Закрепление по теме «Предложение»предложения





Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.)

27.04


148


Р/р

Контрольное изложение № 2





Однородные члены предложения (6 ч)

03.05


149


Однородные члены предложения.

04.05


150


Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

07.05


151


Знаки препинания в предложениях с однородными членами перед союзами а, но, да.

08.05


152


Упражнение в написании предложений с однородными членами.

10.05


153


Контрольный диктант № 11 по теме «Предложение»

11.05


154


Работа над ошибками. Закрепление по теме «Однородные члены предложения».





Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (9 ч).

12.05


155


Простое и сложное предложение (общее представление).

14.05


156


Различение простых и сложных предложений.

15.05


157


Знаки препинания в сложных предложениях.

16.05


158


Предложения с прямой речью и их оформление на письме.

17.05


159


Порядок разбора простого предложения.

18.05


160


Итоговый контрольный диктант №12 с грамматическим заданием на промежуточной аттестации.

21.05


161


Работа над ошибками. Обобщение по теме «Предложение».

22.05


162


Итоговый словарный диктант № 4.Упражнение в синтаксическом разборе простых предложений

23.05


163


Закрепление по теме «Предложение». Тест № 7 по теме «Предложение».





Повторяем всё, что знаем (5 ч.)

24.05


164


Контрольное тестирование № 8 по курсу «Русский язык – 4 класс».


25.05


165


Повторение по теме «Части речи».

28.05


166


Повторение по теме «Состав слова»

29.05



167


Повторение по теме « Глагол»

30.05


168


Повторение по темам « Имя числительное», «Наречие»





Творческая лаборатория «Пишем сочинение по личным впечатлениям» (1ч.)

31.05


169-170


Р/р

Сочинение о школе на основе личных впечатлений.