Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г); Приказа Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», Раздел 3. п.19.5; планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык» (Рабочие программы. 1-4 классы, учебно-методический комплект «Школа России» 2014г), учебника по русскому языку для 4 класса (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» 4 класс, М. Просвещение, 2014 г.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и
других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
-осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
-представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
-овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
-приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
-освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
-овладение основами. грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
-выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
-использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
-оценивать правильность (уместность) выбора средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
-работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
-подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
-составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему и др.);
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
-создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
-оформлять результаты исследовательской работы;
-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
-пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к учителю, родителям и др.);
-классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
-распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
-подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
-пользоваться словарями.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать однокоренные слова;
-находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, соединительные гласные в сложных словах;
-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
-сравнивать, классифицировать слова по их составу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
-разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
-определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
-пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
-выявлять роль и значение слов частей речи в речи; определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
-определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
-распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
-распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
-различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
-понимать роль союзов и частицы не в речи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
-сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам;
-склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
-различать родовые и личные окончания глагола;
-проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
Синтаксис
Обучающийся научится:
-различать предложение, словосочетание и слово; устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
-составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
-классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
-выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
-распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
-составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
-находить в предложении обращение;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
-раздельное написание слов;
-сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
-сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
-разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных {речь, брошь, мышь)',
-соединительные о и е в сложных словах {самолёт, вездеход);
-е и и в суффиксах имён существительных {ключик — ключика, замочек — замочка)',
-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на-мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
-безударные падежные окончания имён прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
-мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь)',
-мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании-ться;
-безударные личные окончания глаголов;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
в) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
г) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
е) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
ж) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
-е и -и в суффиксах -ек, -ик;
-запятая при обращении; запятая между частями в сложном предложении;
б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в)объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г)объяснять правописание личных окончаний глагола;
д)объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж)при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь.
Содержание учебного предмета.
Повторение (10 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные
и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (8 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (38 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (28 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение (11 ч)
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Повторение изученного в 1-3 классах 11 часов-1 час =10часов) | | | |
1 | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога | 1 | | |
2 | Текст. План текста. Типы текстов. | 1 | | |
3 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
4 | Предложение как единица речи. Входная диагностическая работа | 1 | | |
5 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | |
6 | Обращение. | 1 | | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | | |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | |
9 | Словосочетание. Проверочная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | | |
10 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение | 1 | | |
| Предложение. | 8 | | |
11 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | | |
12 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | | |
13 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | 1 | | |
14 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1 | 1 | | |
15 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | | |
16 | Простые и сложные предложения | 1 | | |
17 | Знаки препинания в сложном предложении Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
18 | Проверочная работа №2 по теме «Предложение» | 1 | | |
| Слово в языке и речи (21 час-2 часа=19часов) | | | |
19 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. | 1 | | |
20 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | 1 | | |
21 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | | |
22 | Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму. | 1 | | |
23 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | | |
24 | Состав слова. Суффиксы и приставки | 1 | | |
25 | Разбор слова по составу | 1 | | |
26 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | | |
27 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | | |
28 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант №2. | 1 | | |
29 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Развитие речи. Составление объявления | 1 | | |
30 | Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста | 1 | | |
31 | Контрольный диктант №2 по теме «Состав слова» | 1 | | |
32 | Части речи | 1 | | |
33 | Части речи | 1 | | |
34 | Контрольное списывание №1 | 1 | | |
35 | Наречие | 1 | | |
36 | Наречие. Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». | 1 | | |
37 | Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи» | 1 | | |
| Имя существительное (39 часов-1час=38часов) | | | |
38 | Распознавание падежей имён существительных. | 1 | | |
39 | Признаки падежных форм имён существительных | 1 | | |
40 | Контрольный диктант №3 за 1 четверть | 1 | | |
41 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | 1 | | |
42 | Несклоняемые имена существительные | 1 | | |
43 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 | | |
44 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | | |
45 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | | |
46 | 2-е склонение имён существительных | 1 | | |
47 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | | |
48 | 3-е склонение имён существительных | 1 | | |
49 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | | |
50 | Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | | |
51 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | | |
52 | Именительный и винительный падежи | 1 | | |
53 | Родительный падеж | 1 | | |
54 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | | |
55 | Дательный падеж | 1 | | |
56 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | | |
57 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | | |
58 | Творительный падеж | 1 | | |
59 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | | |
60 | Предложный падеж | 1 | | |
61 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | | |
62 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | | |
63 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | | |
64 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | | |
65 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | | |
66 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант №3 | 1 | | |
67 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. | 1 | | |
68 | Именительный падеж множественного числа | 1 | | |
69 | Родительный падеж множественного числа | 1 | | |
70 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | | |
71 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | 1 | | |
72 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа Развитие речи. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу | 1 | | |
73 | Контрольный диктант №4 за 2 четверть | 1 | | |
74 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное». | 1 | | |
75 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | | |
| Имя прилагательное (30 часов-2часа=28часов) | | | |
76 | Значение и употребление в речи, словообразование имён прилагательных. | 1 | | |
77 | Род и число имён прилагательных. | 1 | | |
78 | Род и число имён прилагательных. Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | | |
79 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | 1 | | |
80 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 1 | | |
81 | Склонение имён прилагательных. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | 1 | | |
82 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | | |
83 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
84 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
85 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
86 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
87 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
88 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
89 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | | |
90 | Контрольное списывание №2 | 1 | | |
91 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | | |
92 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | | |
93 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи | 1 | | |
94 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | | |
95 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах Словарный диктант №4 | 1 | | |
96 | Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение | 1 | | |
97 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». | 1 | | |
98 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | | |
99 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | | |
100 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Развитие речи Изложение повествовательного текста | 1 | | |
101 | Обобщение знаний об имени прилагательном Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | |
102 | Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
103 | Контрольный диктант №5 5 по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
| Местоимения | 7 | | |
104 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Роль местоимений в речи. | 1 | | |
105 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | 1 | | |
106 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | 1 | | |
107 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 1 | | |
108 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи Составление поздравительной открытки | 1 | | |
109 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
110 | Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» | 1 | | |
| Глагол (34 часа-2часа=32часа) | | | |
111 | Глагол как часть речи (повторение) | 1 | | |
112 | Время глагола Изменение глаголов по временам | 1 | | |
113 | Неопределённая форма глагола | 1 | | |
114 | Контрольный диктант №6 за 3 четверть | 1 | | |
115 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
116 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
117 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. | 1 | | |
118 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | 1 | | |
119 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | 1 | | |
120 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | 1 | | |
121 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | | |
122 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | | |
123 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | | |
124 | Личные окончания глаголов I и II спряжений | 1 | | |
125 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | | |
126 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | 1 | | |
127 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | | |
128 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Словарный диктант № 5 | 1 | | |
129 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | | |
130 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | | |
131 | Контрольное списывание № 3 | 1 | | |
132 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | | |
133 | Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | | |
134 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | 1 | | |
135 | Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста. | 1 | | |
136 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
137 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
138 | Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1 | | |
139 | Развитие речи. Составление текста на спортивную тему. | 1 | | |
140 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | 1 | | |
141 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол». | 1 | | |
142 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | | |
| Повторение (18 часов-7 часа=11часов) | | | |
143 | Повторение. Язык. Речь. Текст. | 1 | | |
144 | Предложение и словосочетание. | 1 | | |
145 | Состав слова. | 1 | | |
146 | Контрольный диктант № 8 за год | 1 | | |
147 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Части речи». | 1 | | |
148 | Итоговая диагностическая работа | 1 | | |
149 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | | |
150 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
151 | Звуки и буквы. | 1 | | |
152 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | | |
153 | Игра «Родное слово». | 1 | | |