1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);
6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание учебного предмета
Речь. Общение
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе
фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,
Лексика Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-
Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)
Содержание | Кол-во часов |
Язык. Речь. Общение. | 3 |
Повторение изученного в 5 классе. | 9 |
Текст. | 5 |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 16 |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 25 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 137 23 29 23 28 34 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 9 |
ИТОГО | 204 |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
Язык, речь, общение (3 ч.) |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
2 | Язык, речь, общение | 1 |
3 | Ситуация общения | 1 |
Повторение изученного в 5 классе (9 ч.) |
4 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | 1 |
5 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 |
6 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 |
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
8 | Словосочетание | 1 |
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 1 |
10 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 |
11 | Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 |
12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
Текст. (5ч.) |
13 | Текст, его особенности. | 1 |
14 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 |
15 | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
16 | Ключевые слова. Основные признаки текста | 1 |
17 | Текст и стили речи Официально-деловой стиль | 1 |
Лексика и фразеология. Культура речи (13 ч. + 3ч.) |
18 | Слово и его лексическое значение | 1 |
19 | Лексикография. Работа с "Толковым словарем" | 1 |
20 | Р/Р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | 1 |
21 | Общеупотребительные слова. | 1 |
22 | Профессионализмы. | 1 |
23 | Диалектизмы. | 1 |
24 | Р/Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту М.Булатова и В.Порудоминского. | 1 |
25 | Р/Р. Написание сжатого изложения | 1 |
26 | Устаревшие слова. | 1 |
27 | Неологизмы | 1 |
28 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
29 | Фразеологизмы. | 1 |
30 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | 1 |
31 | Контрольный тест по теме «Лексика» | 1 |
32 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика» | 1 |
33 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
| Словообразование. Орфография (21ч + 4ч.) | |
34 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика. Словообразование и орфография» | 1 |
35 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика. Словообразование и орфография» | 1 |
36 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика. Словообразование и орфография» | 1 |
37 | Р/Р. Описание помещения | 1 |
38 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 |
39 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 |
40 | Основные способы образования слов в русском языке.Закрепление | 1 |
41 | Обобщение по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверочная работа. | 1 |
42 | Словари. Этимология слова | 1 |
43 | Р/Р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
44 | Буквы О и А в корне – кос---кас- | 1 |
45 | Буквы О и А в корне – гор-, -гар-, -зор-, -зар-. | 1 |
46 | Буквы И и Ы после приставок | 1 |
47 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 |
48 | Гласные в приставках пре- и при- (закрепление) | 1 |
49 | Трудные случаи написания приставок пре- и при- | 1 |
50 | Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 |
51 | Сложносокращенные слова | 1 |
52 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 |
53 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | 2 |
54 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография». Проверочная работа | 1 |
55 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | 1 |
56 57 | Р/Р. Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | 2 |
58 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 |
| Морфология. Орфография. Имя существительное (22ч+1ч.) | |
59 60 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | 2 |
61 62 | Повторение. Склонение имени существительного. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | 2 |
63 64 | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | 2 |
65 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
66 | Род несклоняемых существительных. | 1 |
67 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых сущ - ых. Проверочная работа. | 1 |
68 | Имена существительные общего рода. | 1 |
69 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
70 | Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.236) | 1 |
71 | Не с существительными | 1 |
72 | Правописание Не с существительными | 1 |
73 | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | 1 |
74 | Правописание буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | 1 |
75 | Гласные в суффиксах -ек и-ик- имен существительных | 1 |
76 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
77 78 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 2 |
79 | Тест по теме: «Имя существительное» | 1 |
80 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | 1 |
81 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Имя прилагательное (25ч+4ч) | |
82 83 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 2 |
84 | Р/Р. Описание природы | 1 |
85 86 | Степени сравнения имен прилагательных | 2 |
87 | Обобщение по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Проверочная работа. | 1 |
88 | Относительные прилагательные | 1 |
89 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | 1 |
90 | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев) | 1 |
91 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
92 | Не с именами прилагательными | 1 |
93 | Правописание Не с именами прилагательными | 1 |
94 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
95 | Р/Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». | 1 |
96 | Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" | 1 |
97 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
98 | Правописание одной и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
99 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян- | 1 |
100 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1 |
101 102 103 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 3 |
104 105 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 |
106 107 | Р/Р. Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» | 2 |
108 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | 1 |
109 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | 1 |
110 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | 1 |
| Имя числительное (20ч+3ч.) | |
111 112 | Введение темы "Имя числительное как часть речи". | 2 |
113 | Простые и составные числительные | 1 |
114 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 |
115 | Разряды числительных | 1 |
116 117 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 |
118 119 | Р/Р. Подготовка к выборочному изложению . Написание выборочного изложения . | 2 |
120 121 | Дробные числительные | 2 |
122 123 | Собирательные числительные | 2 |
124 125 | Порядковые числительные | 2 |
126 | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
127 128 | Повторение темы «Имя числительное» | 2 |
129 | Тест по теме «Имя числительное» | 1 |
130 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» | 1 |
131 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками | 1 |
132 133 | Р/Р. Подготовка к сочинению « Берегите природу». Написание сочинения | 2 |
| Местоимение (23ч+5ч.) | |
134 135 | Местоимение как часть речи | 2 |
136 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 1 |
137 | Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 |
138 | Р/Р. Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 448) | 1 |
139 | Вопросительные местоимения | 1 |
140 | Склонение вопросительных местоимений | 1 |
141 142 | Относительные местоимения | 2 |
143 | Неопределенные местоимения | 1 |
144 | Правописание неопределенных местоимений | 1 |
145 | Отрицательные местоимения | 1 |
146 | Правописание отрицательных местоимений | 1 |
147 148 | Притяжательные местоимения | 2 |
149 150 | Р/Р .Подготовка к сочинению – рассуждению. Написание сочинения - рассуждения | 2 |
151 152 | Указательные местоимения | 2 |
153 154 | Определительные местоимения | 2 |
155 156 | Р/Р. Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» упр.499. | 2 |
157 | Морфологический разбор местоимения. Местоимение и другие части речи. | 1 |
158 159 | Повторение по теме «Местоимение» | 2 |
160 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 |
161 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
| Глагол (30+4ч) | |
162 163 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе | 2 |
164 | Спряжение глаголов | 1 |
165 | Спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов | 1 |
166 167 | Правописание корней с чередованием | 2 |
168 | Р/Р. Сочинение - рассказ (упр. 517) | 1 |
169 170 | Разноспрягаемые глаголы | 2 |
171 172 | Глаголы переходные и непереходные | 2 |
173 | Глаголы переходные и непереходные. Проверочная работа. | 1 |
174 175 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 |
176 177 | P/Р. Подготовка к изложению по упр.542 | 2 |
178 179 | Условное наклонение | 2 |
180 181 | Повелительное наклонение | 2 |
182 | Правописание глаголов повелительного наклонения | 1 |
183 184 | Употребление наклонений | 2 |
185 186 | Безличные глаголы. | 2 |
187 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
188 189 | Р/Р. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного (упр. 577) | 2 |
190 191 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 |
192 193 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 2 |
194 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 |
195 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Повторение и систематизация изученного в 6 классе (9ч) | |
196 | Разделы науки о языке | 1 |
197 | Орфография. Орфографический разбор. | 1 |
198 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
199 | Контрольная работа за курс 6 класса | 1 |
200 | Лексика и фразеология | 1 |
201 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 |
202 | Морфологический разбор слова. Морфология и синтаксис. | 1 |
203 204 | Резервные уроки | 2 |