Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа
по русскому языку
7 класс
на 2019-2020 учебный год
Составлена учителем
русского языка и литературы
высшей категории
Качановой О.В.
п. Новый 2019
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
УМК: Учебник «Русский язык»: учебник для 7 класса, общеобр. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Программа рассчитана на 140 часа в год, 4 часа в неделю.
Предметные результаты освоения курса русского языка учениками 7 класса:
Обучающиеся должные научиться:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи, свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию:
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки,
опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуфиксный, приставочно–суффиксальный, сложение разных видов), сращение, переход слова одной части речи в другую;
по лексике и фразеологии: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание,
правильно писать слова с изученными словами, свободно пользоваться орфографическим словарём
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте, соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.
Получат возможность научиться:
Выразительно читать текст публицистического стиля, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании –по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение,
Фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определённые темы и основной мысли сообщения.
Определять стиль речи, находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, определять способы и средства связи предложений в тексте, определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту,
Типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения –описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера, сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально –этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного» | Входной | Диктант |
37 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | Текущий | Тест |
46 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | Текущий | Диктант |
68 | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | Текущий | Тест |
87 | Тестирование по теме «Употребление предлогов | Текущий | Тест |
98 | Тестирование по теме «Союзы» | Текущий | Диктант |
89 | Тестирование по теме «Предлог» | Текущий | Тест |
97 | Тестирование по теме «Союз» | Текущий | Тест |
104 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы» | Текущий | Диктант |
120 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи» | Текущий | Диктант |
125 | Практикум по теме «Междометие» | Практический | Практическая работа |
134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Итоговый | Диктант |
138-139 | Итоговое тестирование | Итоговый | Тест |
Содержание программы
«Русский язык как развивающееся явление»
Повторение изученного в 5—6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Развитие речи (далее P.P.). Морфологический разбор слова.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Тексты и стили
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
К. Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Причастие». Сочинение — описание внешности.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.
К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие».
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и -е. Описание действий. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.
К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 3 по теме «Наречие».
Учебно-научная речь
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
P.P. Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.
К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 4 по теме «Предлог».
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 5 по теме «Союз». Сочинение.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.
P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 6 по теме «Частица».
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
К. Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.
К. Р. Контрольный диктант № 12 грамматическим заданием. Итоговое тестирование.
Тематическое планирование по русскому языку 7 класс |
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | | Русский язык как развивающееся явление | 1 | С.5, упр.4 |
2 | | | Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор | 1 | С.7,упр.9 |
3 | | | Пунктуация. Лексика и фразеология | 1 | С.8, упр.12 |
4 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | С.11,упр.19 |
5 | | | Словообразование и орфография. | 1 | С.14,упр.27 |
6 | | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 1 | С.17,упр.36 |
7 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного» | 1 | Пар.1-6 |
8 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | С.19,упр.44 |
9 | | | Текст | 1 | Пар.7, упр.51 |
10 | | | Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | Пар.8-9, упр.60 |
11 | | | Стили литературного языка | 1 | Пар.10, упр.54 |
12 | | | Р/Р Публицистический стиль | 1 | Пар.11, упр. 70 |
13 | | | Причастие как часть речи | 1 | Пар.12,упр.77 |
14 | | | Склонение причастий | 1 | Пар.13, упр.81 |
15 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Пар.13, упр.84 |
16 | | | Причастный оборот | 1 | Пар.14,упр.86 |
17 | | | Выделение причастного оборота запятыми | 1 | Пар.14,упр.89 |
18 | | | Р/Р Описание внешности человека. Словесный портрет. | 1 | Пар.15,упр.96 |
19 | | | Действительные причастия. | 1 | Пар.16,упр.100 |
20 | | | Страдательные причастия | 1 | Пар.16,упр.101 |
21 | | | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Пар.17,упр.104 |
22 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | Пар.18, упр.109 |
23 | | | Действительные причастия | 1 | Пар.18, упр.107 |
24 | | | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Пар.19, упр.114 |
25 | | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Пар.20, упр.122 |
26 | | | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Пар.21,127 |
27 | | | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | Пар.22,130 |
28 | | | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных | 1 | Пар.23, 137 |
29 | | | Одна и две буквы н в суффиксах кратких отглагольных прилагательных | 1 | Пар.24, 146 |
30 | | | Условия выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | Пар.24, 148 |
31 | | | Трудные случаи в написании Н и НН в суффиксах причастий. | | Пар.24, 150 |
32 | | | Практикум по теме «Причастие» | 1 | Пар. 21-24 |
33 | | | Морфологический разбор причастия | 1 | Пар.25, 152 |
34 | | | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | Пар.26, 156 |
35 | | | Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями | 1 | Пар.26, 158 |
36 | | | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Пар.27,164 |
37 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | 1 | Вопросы 1-9 |
38 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | 1 | Упр.177 |
39 | | | Деепричастие как часть речи | 1 | Пар.28,183 |
40 | | | Деепричастный оборот. | 1 | Пар.29, 186 |
41 | | | Запятые при деепричастном обороте | | Упр.191 |
42 | | | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Пар.30, 194 |
43 | | | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Пар.31, 199 |
44 | | | Деепричастия совершенного вида. | | Пар.32, 203 |
45 | | | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Пар.33, упр.211 |
46 | | | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | | С.90, вопросы |
47 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | | Упр.215 |
48 | | | Р/Р Составление рассказа по сюжетным картинкам | 1 | Дописать рассказ |
49-50 | | | Р/Р Контрольное сжатое изложение | 2 | Упр.151, с. 65 |
51 | | | Наречие как часть речи | 1 | Упр.34, 221 |
52 | | | Смысловые группы наречий | 1 | Пар.35, упр.230 |
53 | | | Степени сравнения наречий | 1 | Пар. 36, 237 |
54 | | | Морфологический разбор наречий | 1 | Пар.37, 240 |
55 | | | Слитное написание не с наречиями на-о и -е | 1 | Пар.38, 245 |
56 | | | Раздельное написание не с наречиями на-о и -е | 1 | Пар. 39, 252 |
57 | | | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | | Упр. 254 |
58 | | | Одна и две буквы н в наречиях на-о и -е | 1 | Пар.40, 258 |
59-60 | | | Р.р. Контрольное сжатое изложение | 1 | Упр.257 |
61 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Пар. 42, 267 |
62 | | | Буквы о и а на конце наречий | 1 | Пар.43, 269 |
63 | | | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Пар.44,279 |
64 | | | Слитное написание приставок в наречиях, образованных от существительных. | 1 | Пар.45, 286 |
65 | | | Раздельное написание приставок в наречиях | 1 | Пар.45, упр.284 |
66 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Пар.46, 289 |
67 | | | Слова-исключения в наречиях на шипящий. | 1 | Упр.290 |
68 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | 1 | С.119, вопросы |
69 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | Упр.293 |
70 | | | Р/Р Учебно-научная речь | 1 | Пар.47,300 |
71 | | | Р/Р Отзыв | 1 | Упр.302 |
72 | | | Р/Р Учебный доклад | 1 | Пар.48, 311 |
73 | | | Категория состояния как часть речи | 1 | Пар.49, 317 |
74 | | | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Пар.50, 321 |
75-76 | | | Р/Р Контрольное сочинение – описание по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень. | 2 | С.133, вопросы |
77 | | | Служебные части речи. | 1 | Пар. 51, упр. 325 |
78 | | | Употребление предлогов | 1 | Пар. 53,334 |
79 | | | Производные предлоги. | 1 | Пар. 54,340 |
80 | | | Непроизводные предлоги | 1 | Упр. 343 |
81 | | | Простые предлоги. | 1 | Пар. 55, упр.345 |
82 | | | Составные предлоги. | | Упр. 346 |
83 | | | Морфологический разбор предлога | 1 | Пар. 56, 347 |
84-85 | | | Р.Р. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 2 | Упр. 348 |
86 | | | Слитное написание производных предлогов. | 1 | Пар. 57, 351 |
| | | Раздельное написание производных предлогов | 1 | Упр. 353 |
87 | | | Тестирование по теме «Употребление предлогов» | 1 | Пар.51-57 |
88 | | | Анализ ошибок, допущенных в тестировании | 1 | Повторение |
89 | | | Союз как часть речи | 1 | Пар.58, 357 |
90 | | | Простые и составные союзы | 1 | Пар. 59 |
91 | | | Союзы сочинительные | 1 | Пар.60, 363 |
92 | | | Союзы подчинительные. | | Упр. 362 |
93 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | | Пар. 61, 367 |
94 | | | Сочинительные союзы | 1 | Пар. 62, 370 |
95 | | | Подчинительные союзы | 1 | Пар. 63, 381 |
96 | | | Морфологический разбор союза | 1 | Пар. 64, 382 |
97 | | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 | Пар. 65, 392 |
98 | | | Тестирование по теме «Союзы» | 1 | С. 162, вопросы |
99 | | | Анализ ошибок, допущенных в тестировании | 1 | Упр. 400 |
101-102 | | | Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение на одну из нравственных тем. | 1 | Дописать репортаж |
103 | | | Систематизация материала по теме «Союзы и предлоги» | 1 | Упр. 399 |
104 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы» | 1 | Пар.58-65 |
105 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | Повторение |
106 | | | Частица как часть речи | 1 | Пар. 66, 403 |
107 | | | Разряды частиц | 1 | Пар. 67, 405 |
108 | | | Формообразующие частицы | 1 | Упр.408 |
109 | | | Смыслоразличительные частицы | 1 | Пар. 68, 416 |
110 | | | Раздельное написание частиц | 1 | Пар. 69, 422 |
111 | | | Дефисное написание частиц | | Упр.425 |
112 | | | Морфологический разбор частицы | 1 | Пар. 70 |
113 | | | Отрицательные частицы не и ни | 1 | Пар. 71, 432 |
114 | | | Частицы при усилении отрицания | 1 | Упр. 436 |
115 | | | Различение приставки не- и частицы не | 1 | Пар. 72, 439 |
116 | | | Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни | 1 | Пар. 73, 450 |
117 | | | Систематизация материала по теме «Частицы» | 1 | С. 180, вопросы |
118 | | | Употребление частиц в речи. | 1 | Упр. 458 |
119 | | | Р/Р Составление текста-инструкции | 1 | Дописать инструкцию |
120 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи» | 1 | Пар. 66-73 |
121 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | Повторение |
122 | | | Междометие как часть речи | 1 | Пар. 74, 460 |
123 | | | Дефис в междометиях. | 1 | Пар. 75, 463 |
124 | | | Знаки препинания при междометиях | 1 | Упр. 464 |
125 | | | Практикум по теме «Междометие» | 1 | Повторение |
126 | | | Грамматика русского языка | 1 | Сообщения |
127 | | | Разделы науки о русском языке | 1 | Пар. 76 |
128 | | | Р/Р Текст | 1 | Пар. 77, 470 |
129 | | | Р/Р Стили речи | 1 | Упр. 471 |
130 | | | Фонетика. | 1 | Пар.78, 480 |
131 | | | Графика. Лексика и фразеология | 1 | Упр. 481 |
132 | | | Морфемика. Словообразование. | 1 | Пар. 79, 484 |
133 | | | Орфография. | 1 | Пар. 80, упр.489 |
134 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Пар. 76-80 |
135 | | | Морфология | 1 | Пар. 81, 494 |
136 | | | Синтаксис | 1 | Упр. 506 |
137 | | | Пунктуация | 1 | Пар. 84, 514 |
138-139 | | | Итоговое тестирование | 2 | Повторение |
140 | | | Итоговый урок «Проверь себя» | 1 | Повторение |